В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", пунктом 5 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить Руководство по соблюдению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в сфере регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Начальнику отдела связи и информатизации Госадмтехнадзора Московской области Егорову В.В. обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Госадмтехнадзора Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Госадмтехнадзора Московской области - заместителя главного государственного административно-технического инспектора Московской области Гирко С.Г.
Руководитель Главного управления |
С.З. Аипова |
УТВЕРЖДЕНО
приказом руководителя
Главного управления содержания
территорий Московской области
от 08.02.2022 N 15-Пр-о
Руководство
по соблюдению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в сфере регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области
Настоящее руководство по соблюдению обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в сфере регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области (далее - руководство по соблюдению обязательных требований) разработано в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и имеет целью оказание подконтрольным субъектам информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области, включая разъяснение отдельных его положений.
1. Нормативно-правовое регулирование в сфере регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области
1.1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих соблюдение требований, определяющих порядок и условия осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области:
1) Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ);
1) Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
2) Указ Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
5) постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
6) постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя";
7) постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
8) постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2451 "Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации";
9) постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2020 N 1119 "Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
10) совместный приказ МЧС России, Министерства цифрового развития, развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения";
11) приказ МЧС России от 29.07.2020 N 565 "Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";
12) приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты";
13) приказ МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля";
14) приказ МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации";
15) Приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований";
16) Приказ МЧС России от 24.04.2013 N 284 "Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";
17) Закон Московской области N 110/2005-ОЗ "О защите населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
18) Перечень поручений Президента Российской Федерации от 06.07.2016 N Пр-1300.
2. Круг лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования
2.1. Лица, попадающие под обязательные требования в рамках регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области:
1) юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, входящие в состав звеньев Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) организации, эксплуатирующие объекты, расположенные на территории Московской области, на которых возможно развитие чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального характера;
3) организации отдыха детей и их оздоровления, расположенные на территории Московской области;
4) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства (далее - граждане), в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальных предпринимателей), эксплуатирующие потенциально-опасные объекты, на которых возможно развитие чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального, муниципального характера.
3. Обязательные требования, определяющие порядок и условия осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области
В целях пресечения и предотвращения нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Московской области инспекторами Главного управления содержания территорий Московской области во 2-м полугодии 2021 года в отношении юридических лиц, органов местного самоуправления проведено 38 мероприятий по надзору в указанной сфере.
Проведено плановых проверок - 35.
Общее количество проведенных внеплановых проверок составляет 3, в том числе по следующим основаниям:
- по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки - 3.
По результатам вышеуказанных мероприятий, проведения плановых и внеплановых проверок выявлялись нарушения обязательных требований, по фактам которых в отношении правонарушителей составлен 1 протокол об административном правонарушении, передан в мировой суд для рассмотрения.
Наиболее характерными правонарушениями, выявленными в результате надзорных мероприятий, являются:
- не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций председатель КЧС и члены КЧС учреждения (2 нарушения);
- не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций руководитель организации (2 нарушения);
в организации отсутствует утвержденное положение (решение) об образовании координационного органа РСЧС - КЧС организации (2 нарушения).
Анализ обращений, поступивших в Главное управление содержания территорий Московской области во 2-м полугодии 2021 года
Во 2-м полугодии 2021 года в Главное управление содержания территорий Московской области обращения, касающиеся вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области, не поступали.
3.1. Обязательные требования, касающиеся подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 (далее - Положение), определяет порядок подготовки граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - население) в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
а) физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем;
б) физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем;
в) физические лица, осваивающие основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования;
г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
д) работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченные работники);
е) председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, (далее - председатели комиссий).
В соответствии с пунктом 6 Положения дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и субъектов Российской Федерации - в федеральном государственном бюджетном военном образовательном учреждении высшего образования "Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
руководители органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и указанных организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;
уполномоченные работники - в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогическими работниками - преподавателями учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, а также в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
3.2. Обязательные требования, касающиеся утверждения положения (решения) об образовании координационного органа РСЧС - КЧС организации
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (далее - Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794). На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Координационными органами единой системы являются:
на муниципальном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;
на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно органами местного самоуправления и организациями. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
4. Ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
4.1 Частью 1 статьи 20.6 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Санкцией данной статьи предусмотрено наказание в виде административного штрафа, налагаемого:
1) на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
2) на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Руководителя Главного управления содержания территорий Московской области от 8 февраля 2022 г. N 15-Пр-о "Об утверждении руководства по соблюдению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в сфере регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления содержания территорий Московской области (https://gust.mosreg.ru/) 8 февраля 2022 г.