Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в Республике Татарстан был принят Закон Республики Татарстан от 18 декабря 2014 года N 126-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Республике Татарстан".
На основе вышеуказанных законодательных актов, а также в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.09.2021 N 909 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания населения в Республике Татарстан" (далее - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.09.2021 N 909) определен порядок организации регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан (далее - региональный государственный контроль).
Осуществляемый Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) региональный государственный контроль позволяет принимать действенные меры по устранению нарушений законодательства и привлечению ответственных должностных лиц к ответственности, способствует повышению качества услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания.
Предметом регионального государственного контроля является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан. регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания, а также оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (далее - обязательные требования).
Обязательные требования законодательства в сфере социального обслуживания в Республике Татарстан и меры, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в целях недопущения таких нарушений размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (mtsz@tatar.ru) в разделе "Направления деятельности"/"Государственный контроль (надзор)" "Осуществление регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания" в подразделе "Профилактика нарушений обязательных требований" (Типовые нарушения и разъяснения к ним)/"Обобщение правоприменительной практики осуществления государственного контроля (надзора)").
В целях повышения качества работы поставщиков социальных услуг, недопущения нарушений законодательства Министерством ведется разъяснительная работа. По запросу поставщиков социальных услуг Министерством даются письменные и устные разъяснения обязательных требований к объему, качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан, размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (mtsz@tatar.ru) в разделе "Направления деятельности"/"Государственный контроль (надзор)" "Осуществление регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания" в подразделе "Нормативные правовые акты"/"Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений)" (https:/mtsz.tatarstan.ru/perechen-pravovih-aktov-i-ih-otdelnih-chastey-2062997.htm).
Региональный государственный контроль осуществляется Министерством с применением риск-ориентированного подхода. Проведение плановых проверок в отношении поставщиков социальных услуг в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в два года;
для категории значительного риска - один раз в три года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в четыре года и не реже одного раза в пять лет;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в шесть лет и не реже одного раза в восемь лет.
В отношении поставщиков социальных услуг, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
По состоянию на 30 сентября 2021 года в реестр поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан включены 141 организации, из них 26 - негосударственные поставщики социальных услуг (18,4% от общего количества поставщиков социальных услуг) (Таблица 1).
Таблица 1
Наименование сведений |
2019 |
2020 |
2021 |
Количество зарегистрированных и фактически осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан юридических лиц (их филиалов и представительств) и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых и (или) используемые ими производственные объекты являются объектами соответствующих видов государственного контроля (надзора) |
141 |
143 |
141 |
Рост числа негосударственных поставщиков социальных услуг планируется и в дальнейшем. Вместе с тем, начинающие свою деятельность поставщики социальных услуг зачастую не в полной мере владеют достаточными правовыми знаниями в сфере оказания социальных услуг.
Плановые проверки в учреждениях, предоставляющих социальные услуги, проводятся на основании разрабатываемого Министерством ежегодного плана, согласованного прокуратурой Республики Татарстан.
В согласованный прокуратурой Республики Татарстан план проведения плановых проверок поставщиков социальных услуг на 2021 год было включено 12 плановых проверок поставщиков социальных услуг (в 2017 году было предусмотрено 19 проверок, в 2018 - 22 проверки, в 2019 - 20, в 2020 году 1 проверка) (Таблица 2).
Таблица 2
Наименование сведений |
2019 |
2020 |
2021 |
Количество проведенных плановых проверок |
20 |
1 |
12 |
Количество проведенных внеплановых проверок |
0 |
0 |
0 |
Количество составленных предписаний об устранении выявленных нарушений |
17 |
0 |
9 |
При осуществлении контроля (надзора) за соблюдением поставщиками социальных услуг в процессе своей деятельности обязательных требований к объему, качеству социальных услуг в 2021 году выдано 8 предписаний об устранении выявленных нарушений.
Информация о результатах проведенных проверок ежемесячно вносится в Федеральную государственную информационную систему ТОР КНД.
В 2019-2021 годах случаев невыполнения в установленный срок предписаний об устранении нарушений законодательства, выданных должностными лицами Министерства, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, не было.
С 2017 года Министерством проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, оказывающими социальные услуги.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в 2021 году было проведено 4 публичных мероприятия с участием поставщиков социальных услуг, в том числе негосударственных, где разъяснена информация по обязательным требованиям к объему, качеству социальных услуг.
В рамках мероприятий по контролю без взаимодействия с поставщиками социальных услуг (далее - мероприятие по контролю) Министерством осуществляется контроль за соблюдением обязательных требований при размещении поставщиками социальных услуг информации в сети "Интернет", обзор информации в средствах массовой информации.
Мероприятия по контролю проводятся на основании заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с поставщиками социальных услуг, утверждаемых министром труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (заместителем министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан).
Мероприятия по контролю проводятся по следующим вопросам:
- предоставления поставщиком социальных услуг информации для формирования регистра получателей социальных услуг (п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации");
- информационной открытости поставщика социальных услуг (ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
В 2020 году проведено 6 проверок без взаимодействия с поставщиками социальных услуг по соблюдению обязательных требований при размещении поставщиком социальных услуг информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации. Выдано 6 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания (Таблица 3).
Таблица 3
Наименование сведений |
2019 |
2020 |
2021 |
Количество заданий на проведение контрольных мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями |
10 |
27 |
6 |
Количество проведенных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (в разрезе с указанием формы проведения) |
10 |
27 |
6 |
плановые (рейдовые) осмотры |
0 |
о |
0 |
наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении поставщиками социальных услуг информации в сети "Интернет) и средствах массовой информации |
10 |
27 |
6 |
Количество выданных предостережений |
10 |
26 |
6 |
Количество мероприятий, по результатам которых нарушений не выявлено |
0 |
1 |
0 |
Случаев получения в ходе проведения мероприятия по контролю сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований в Министерство не поступало.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.