Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ ситуации
В настоящее время систему профессиональной ориентации следует рассматривать в качестве одного из ключевых факторов, обеспечивающих формирование и развитие кадрового потенциала района в соответствии с потребностями рынка труда.
Приоритетными направлениями инновационного развития в районе являются: пищевая и перерабатывающая промышленность, агропромышленный комплекс. В последнее время наибольшим спросом у работодателей пользуются представители рабочих профессий и специальностей технического профиля. Не будет снижаться спрос на специалистов: работников мясоперерабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса, инженеров-технологов, врачей различных профилей, среднего медицинского персонала, учителей, представителей строительной отрасли. В связи с развивающимся процессом цифровизации возрастет спрос на специалистов IT-сферы.
В рамках стратегического направления по обеспечению устойчивого экономического роста возникает необходимость реализовывать мероприятия, направленные на улучшение обеспеченности отраслей экономики квалифицированными трудовыми ресурсами.
В то же время существует ряд проблем и противоречий, выступающих внешними вызовами по отношению к формируемой Системе:
- сохраняющийся дисбаланс между кадровыми потребностями экономики и выпуском специалистов из образовательных организаций;
- сокращение основного источника трудовых ресурсов - численности населения в трудоспособном возрасте;
- дефицит кадров технических и строительных специальностей, педагогических, медицинских работников.
В районе функционируют 8 общеобразовательных организаций с 4-мя структурными подразделениями, 1 дошкольное образовательное учреждение - "Детский сад "Звёздочка" с 7-ю обособленными подразделениями, 2 учреждения дополнительного образования - "ДЮСШ" и "Дом творчества", 1 учреждение среднего профессионального образования - ГБПОУ РМ "Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности".
Работа по сопровождению профессионального самоопределения разных категорий обучающихся (воспитанники детских садов, школьники, студенты профессионального образовательного учреждения) ведется через различные виды и формы деятельности, в том числе:
- олимпиады, конкурсы, выставки, ярмарки, конкурсы профессионального мастерства;
- профессиональные пробы на площадке профессионального образовательного учреждения;
- индивидуальное и групповое консультирование по вопросам профессионального самоопределения;
- встречи учащихся 9-х - 11-х классов и их родителей с представителями учебных заведений республики;
- дни открытых дверей в профессиональных образовательных организациях;
- экскурсии в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, на предприятия, в музеи, посвящённые становлению и развитию отраслей экономики и профессий;
- оказание профориентационных услуг и психологическая поддержка населения в центрах занятости населения;
- курсы повышения квалификации специалистов, курирующих профориентационную работу в образовательных организациях;
- ярмарки профессий;
- временная занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
- интерактивные профориентационные программы для детей в возрасте от 3-х до 14 лет: развивающие занятия для малышей, групповые образовательные программы для школьников, необычные сценарии мероприятий, квестов.
Образовательные учреждения района участвуют в республиканских профориентационных проектах "Город мастеров", "Калейдоскоп профессий", "Старт в профессию", направленные на формирование у подростков и молодежи компетенций, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор с учетом социально-экономической специфики района и региона, являются активными участниками федеральных профориентационных мероприятий: профориентационного проекта по ранней профориентации "Билет в будущее", "Za собой", онлайн-уроков "ПроеКТОриЯ", и др. Количество участников мероприятий ежегодно возрастает.
Огромным потенциалом для реализации профориентационных задач обладает система дополнительного образования детей. В рамках республиканских мероприятий в 2020 году в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребёнка" национального проекта "Образование", во исполнении приказа Министерства образования Республики Мордовия от 30 января 2020 г. N 88 "Об организации деятельности мобильного технопарка "Кванториум" на базе МБОУ "Торбеевская СОШ N 1" создан центр агломерации для посещения учащимися общеобразовательных учреждений района выездного мобильного технопарка "Кванториум". Образовательный комплекс на колесах современного формата помог учащимся школ района освоить лазерные и космические технологии, основы виртуальной и дополнительной реальности, а также другие перспективные направления. Учащиеся (в количестве 306 человек) познакомились с курсами: "Гео", включающими многообразие пространственных действий, "Промдизайн" по проектированию и 3D - моделированию предметной окружающей среды, с объемной визуализацией и виртуальной реальностью.
Дополнительные общеобразовательные программы, занятия в кружках, факультативах позволяют обучающимся не только приобретать новые знания и практические навыки, но способствуют выявлению определенных способностей детей, формируют осознанное отношение к выбору дальнейшего профессионального пути.
Предметная область "Технология" является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных. В рамках освоения предметной области "Технология" происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах. С 2019 года в соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 24 октября 2019 г. N 1211 "Об участии в реализации проекта "Билет в будущее", распоряжения администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 27 декабря 2019 года N 733 "Об участии в реализации проекта "Билет в будущее" на территории Торбеевского муниципального района Республики Мордовия стартовал Всероссийский проект по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов "Билет в будущее", который является частью федерального проекта "Успех каждого ребенка". В рамках данного проекта реализуются профессиональные пробы для учащихся 6-11 классов общеобразовательных учреждений района. Школьники получают возможность посетить учреждения СПО и попробовать себя в различных профессиях. Площадкой СПО, участвующей в проекте для муниципального района, является ГБПОУ РМ "Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности".
В целях подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений к выбору профессии на основании совместного приказа Министерства образования Республики Мордовия и Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия от 22.02.2019 г. / 05.03.2019 г. N ОД-54/222 "Об организации и проведении профориентационных мероприятий в Республике Мордовия" 14 марта 2019 года на базе ГБПОУ РМ "Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности" управлением по работе с учреждениями образования администрации Торбеевского муниципального района совместно с отделом занятости населения по Торбеевскому району был проведен муниципальный этап профориентационного мероприятия "Город мастеров". Победителем данного этапа стала команда МБОУ "Торбеевская ООШ". 18 апреля 2019 года на республиканском этапе "Города мастеров" в номинации "Строй - мастер" команда МБОУ "Торбеевская ООШ" получила Диплом победителя.
В соответствии с задачами национального проекта "Образование", направленного, в том числе на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, в 2020 - 2021, 2021 - 2022 учебных годах продолжена работа по профессиональной ориентации обучающихся посредством их участия на всероссийских открытых уроках в режиме интернет-трансляции на портале "ПроеКТОриЯ". В 2020 году число участников открытых онлайн-уроков составило 2965 человек.
Во исполнении приказа Министерства образования Республики Мордовия от 16 октября 2020 года N 1252 "О реализации региональной программы наставничества в образовательных организациях Республики Мордовия" с 2020 года четыре общеобразовательных учреждения муниципального района (МБОУ "Салазгорьская СОШ", МБОУ "Краснопольская ООШ", СП МБОУ "Краснопольская ООШ" в п. Красноармейский, МБОУ "Варжеляйская СОШ") участвуют в реализации программы наставничества обучающихся.
По инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина разработан приоритетный национальный проект "Современная цифровая образовательная среда". В Торбеевском муниципальном районе в соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 26 сентября 2019 года N 1104 "Об утверждении перечня общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Мордовия в 2020 году, а также перечня общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, запланированных для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в Республике Мордовия в 2022 году" данный проект реализуется в МБОУ "Торбеевская СОШ N 3" (2019 - 2020 уч. г.) и МБОУ "Торбеевская СОШ N 1" (2020 - 2021 уч. г.). Для продуктивной деятельности школьникам и их наставникам представлены разнообразные технические инструменты, программные и коммуникационные возможности высокоскоростной сети-интернет, инструктивно-методические материалы. Учебные заведения пополняются классами-комплектами с наличием многофункциональных устройств, ноутбуками для школьников и педагогов, интерактивными комплексами.
В 2021 - 2023 г.г. в соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 24 ноября 2020 года N 1420 "Об утверждении перечня образовательных организаций Республики Мордовия, в которых будет обновлена материально-техническая база для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в 2021 - 2023 гг." планируется реализация данного проекта на базе МБОУ "Торбеевская ООШ", "Жуковская СОШ".
Центры образования гуманитарного и цифрового профилей "Точка роста" создаются в России в рамках федерального проекта "Современная школа" нацпроекта "Образование". Они формируются как структурные подразделения школ, расположенных в сельской местности и малых городах.
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 29 декабря 2018 года N 1147 "Об утверждении" с 24 сентября 2019 года в МБОУ "Жуковская СОШ" и "Салазгорьская СОШ" функционируют Центры цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 26 сентября 2019 года N 1105 "Об утверждении" 29 сентября 2020 года на базе МБОУ "Торбеевская средняя общеобразовательная школа N 3" открылся аналогичный Центр цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
Чтобы свободно ориентироваться в современном информационном мире, школьникам необходимо получить не только фундаментальные представления о предметных областях, таких как "Технология", "Математика", "Информатика", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", но и приобрести полезные практические навыки. Содержание этих дисциплин наполнено робототехникой, прототипированием, компьютерным черчением, 3D-моделированием, нейро- и нанотехнологиями. В школах появились квадрокоптеры, 3D-принтеры, очки виртуальной реальности, видеокамеры, интерактивные комплексы, ультрасовременные тренажеры-манекены для отработки навыков по оказанию первой медицинской помощи, высокоскоростной интернет и новейшее программное обеспечение. Наиболее полно и в кратчайшие сроки раскрыть творческий потенциал ребят помогут шахматный клуб, "Город мастеров", графические редакторы "От А до Я", студии конструкторов ЛЕГО и роботов, "Школа выживания" и т.д. Проектная деятельность позволит талантливым мальчикам и девочкам реализовать свои креативные идеи не только в рамках учебного заведения, но и на уровне муниципалитета, республики, страны. Все это позволяет сформировать в сельских школах среду, способствующую развитию проектно-исследовательской деятельности и раскрытию индивидуальных талантов и способностей детей. Все три Центра проводят работу не только с обучающимися своих школ, но и с детьми других школ района на основании договоров о сетевом взаимодействии и сотрудничестве.
В 2021 - 2024 гг. в соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия планируется открытие Центров цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" на базе МБОУ "Торбеевская ООШ" (2021 г.), "Торбеевская СОШ N 1", и "Варжеляйская СОШ" (2022 г.), СП МБОУ"Краснопольская ООШ" в пос. Красноармейский (2023 г.), МБОУ "Дракинская СОШ" и СП в с. Никольское, с. Сургодь, "Краснопольская ООШ" (2024 г.).
Определенная работа по формированию у школьников знаний о профессиях, выявлению их способностей проводится, но при этом недостаточно решаются задачи подготовки растущего человека к самостоятельному, осознанному и ответственному профессиональному выбору и к более широко понимаемому профессиональному самоопределению как построению и освоению образовательной и карьерной траектории.
В целях решения данной проблемы необходимо:
- формирование целостной системы профессиональной ориентации для обеспечения процесса профессионального самоопределения граждан в соответствии с потребностями рынка труда и повышение эффективности системы профессионального образования;
- совершенствование научно-методической и организационной базы профориентационной деятельности ;
- совершенствование перечня и форм предоставления профориентационных услуг; популяризация рабочих профессий и инженерно-технических специальностей.
В качестве основных дефицитов условий, необходимых для построения системы результативной профориентационной работы могут быть обозначены:
- отсутствие единого научно-методического подхода всех заинтересованных сторон (прежде всего работодателей) к организации профориентационной деятельности, что задерживает развитие инновационных форм и содержания профориентационной работы с детьми и молодёжью, адекватных запросам динамично меняющейся экономики и развивающегося общества;
- распределение функций профориентационной деятельности по различным должностям работников системы образования, для которых эта работа носит характер дополнительной нагрузки, зачастую не оплачиваемой, что приводит к перегруженности, размыванию ответственности и низкой мотивации сотрудников.
Таким образом, на настоящем этапе основной вектор развития профориентационной работы с обучающимися в районе таков: от обеспечения доступности профориентационных услуг, практик и программ - к повышению их качества, педагогической и социально-экономической результативности.
В числе позитивных факторов, способствующих формированию и развитию Системы, можно отметить следующие:
1. Включение профориентационной работы со школьниками в круг значимых приоритетов кадровой и образовательной политики района.
2. Проведение профориентационных мероприятий муниципального, регионального, федерального уровней, участие в них обучающихся и их родителей, работодателей.
3. Продолжение работы в рамках федерального профориентационного проекта "Билет в будущее", обеспечивающего персонализованную навигацию профессионального самоопределения обучающихся, участие во всероссийских открытых уроках "ПроеКТОриЯ".
4. Возрастающее осознание всеми основными субъектами, заинтересованными в качестве и результативности процесса сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи района (образовательные организации и педагогическое сообщество, работодатели, обучающиеся и их родители, специалисты в области сопровождения профессионального самоопределения), значимости профориентационной работы и необходимости придания ей системного, научно обоснованного, перспективно-ориентированного характера.
Вместе с тем, существуют и факторы, препятствующие развитию Системы, в том числе:
- неготовность ряда субъектов (работодатели, представители родительской общественности) к выстраиванию системных партнёрских отношений для совместного решения профориентационных задач;
- распространённость мифов и предрассудков о мире труда и профессий, ценностные деформации, особенно распространённые в родительской среде и, в свою очередь, деформирующие процесс профессионального самоопределения подростков;
- недостаточное понимание значимости деятельности по сопровождению профессионального самоопределения школьников у определённой части родительского сообщества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.