Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
утверждено приказом
Министерства финансов
Республики Крым
от 10 января 2022 N 1
Единая учетная политика
при централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности исполнительных органов государственной власти Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящая Единая учетная политика при централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности исполнительных органов государственной власти Республики Крым (далее - Единая учетная политика) применяется исполнительными органами государственной власти Республики Крым (далее - Субъекты централизованного учета), по которым полномочиями по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные органы (далее - централизуемые полномочия) наделено Министерство финансов Республики Крым, реализацию которых осуществляет Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр бухгалтерского учета" (далее - ЦБ) на основании постановления Совета министров Республики Крым от 13 января 2020 года N 2 "О централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности".
В настоящей Единой учетной политике под централизуемым бюджетным (бухгалтерским) учетом и отчетностью понимается ведение ЦБ бюджетного (бухгалтерского) учета и составление отчетности Субъектов централизованного учета.
1.2. Единая учетная политика разработана на основании и во исполнение положений:
- Федерального закона Российской Федерации от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- приказа Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Приказ N 157н);
- приказа Минфина России от 6 декабря 2010 года N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Приказ N 162н);
- приказа Минфина России от 6 июня 2019 года N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Приказ N 85н);
- приказа Минфина России от 29 ноября 2017 года N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - Приказ N 209н);
- приказа Минфина России от 30 марта 2015 года N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н);
- приказа Минфина России от 15 апреля 2021 года N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению" (далее - Приказ N 61н);
- Федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденных приказами Минфина России:
от 31 декабря 2016 года N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (далее - СГС "Концептуальные основы");
от 31 декабря 2016 года N 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (далее - СГС "Основные средства");
от 31 декабря 2016 года N 258н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" (далее - СГС "Аренда");
от 31 декабря 2016 года N 259н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов" (далее - СГС "Обесценение активов");
от 31 декабря 2016 года N 260н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - СГС "Представление отчетности");
от 30 декабря 2017 года N 274н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" (далее - СГС "Учетная политика");
от 30 декабря 2017 года N 275н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "События после отчетной даты" (далее - СГС "События после отчетной даты");
от 30 декабря 2017 года N 278н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Отчет о движении денежных средств" (далее - СГС "Отчет о движении денежных средств");
от 27 февраля 2018 года N 32н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы" (далее - СГС "Доходы");
от 28 февраля 2018 года N 34н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Непроизведенные активы" (далее - СГС "Непроизведенные активы");
от 30 мая 2018 года N 122н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Влияние изменений курсов иностранных валют" (далее - СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют");
от 30 мая 2018 года N 124н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах" (далее - СГС "Резервы");
от 29 июня 2018 года N 145н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Долгосрочные договоры" (далее - СГС "Долгосрочные договоры");
от 7 декабря 2018 года N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы" (далее - СГС "Запасы");
от 29 июня 2018 года N 146н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения" (далее - СГС "Концессионные соглашения");
от 15 ноября 2019 года N 181н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы" (далее - СГС "Нематериальные активы");
от 15 ноября 2019 года N 184н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу" (далее - СГС "Выплаты персоналу");
от 30 декабря 2017 года N 277н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Информация о связанных сторонах" (далее - СГС "Информация о связанных сторонах");
от 28 февраля 2018 года N 34н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Непроизведенные активы" (далее - СГС "Непроизведенные активы");
от 15 ноября 2019 года N 182н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Затраты по заимствованиям" (далее - СГС "Затраты по заимствованиям");
от 15 ноября 2019 года N 183н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Совместная деятельность" (далее - СГС "Совместная деятельность");
от 30 июня 2020 года N 129н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Финансовые инструменты" (далее - СГС "Финансовые инструменты");
от 16 декабря 2020 года N 310н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Биологические активы" (далее - СГС "Биологические активы");
от 30 октября 2020 года N 254н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Метод долевого участия" (далее - СГС "Метод долевого участия");
- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым, регулирующими организацию и ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, а также нормативными правовыми актами, предназначенными для формирования полной и достоверной информации о финансовом, имущественном положении и финансовых результатах деятельности.
2. Организационный раздел
2.1. Централизуемый учет ведется с использованием рабочего плана счетов согласно Приложению 1 к Единой учетной политике, разработанного в соответствии с Приказом N 157н, Приказом N 162н и п. 19 СГС "Концептуальные основы".
Ведение централизуемого учета необходимо осуществлять по рабочему плану счетов с использованием в номерах счетов:
- в 1 - 17 разрядах кодов с 4 по 20 разряда классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной классификации с учетом особенностей, предусмотренных Приказом 162н;
- в 18 разряде кодов вида финансового обеспечения: "1" бюджетная деятельность, "3" средства во временном распоряжении.
В 5 - 17 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества, по следующим счетам аналитического учета: счета 010000000 "Нефинансовые активы" (за исключением счетов 010600000 "Вложения в нефинансовые активы" и 010700000 "Нефинансовые активы в пути") по корреспондирующим с ними счетам 040120000 "Расходы текущего финансового года" и счета 030404000 "Внутриведомственные расчеты".
В 1 - 17 разрядах номера счета аналитического учета счета 020400000 "Финансовые вложения" и корреспондирующим с ними соответствующими счетами аналитического учета счета 040120000 "Расходы текущего финансового года" указываются нули, если иное не предусмотрено целевым назначением соответствующих активов.
По счетам аналитического учета счета 030401000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" в 1 - 17 разрядах номера счета отражаются нули.
В 1 - 17 разрядах номера счета 040130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" отражаются нули.
Коды операций сектора государственного управления 560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности", 660 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности", 730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности" и 830 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности" детализируются по подстатьям в зависимости от институциональной принадлежности контрагента.
В целях обеспечения управленческого учета следует ввести дополнительные забалансовые счета:
100 "Картриджи, выданные в пользование";
101 "Основные средства, выданные в личное пользование";
102 "Бланки строгой отчетности";
103 "Расходы, не приведшие к созданию объекта нефинансового актива";
104 "Нерегистрируемые активы".
В случае изменения нормативных правовых актов, регулирующих ведение централизуемого учета, ЦБ предоставляется право вносить изменения в действующий рабочий план счетов с его последующим утверждением в установленном порядке.
2.2. ЦБ публикует основные положения Единой учетной политики на своем официальном сайте путем размещения общей информации о перечне основных способов ведения централизуемого учета и его особенностях и (или) путем размещения копий документов Единой учетной политики.
3. Технология обработки учетной информации
3.1. Централизуемый учет Субъекта централизованного учета осуществляется автоматизированным способом с использованием программных продуктов:
- Единая централизованная система ведения бюджетного (бухгалтерского) учета исполнительных органов государственной власти Республики Крым, государственных (казенных, бюджетных и автономных) учреждений Республики Крым (далее - ЕЦСВБУ);
- "Контур. Экстерн";
- "Система удаленного финансового документооборота" (далее - ПП "СУФД");
- "Web-Консолидация".
3.2. Электронный документооборот осуществляется с использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи по следующим направлениям:
- ведение бюджетного учета и взаимодействие с Субъектами централизованного учета;
- в системе электронного документооборота с территориальным органом Федерального казначейства;
- передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в инспекцию Федеральной налоговой службы;
- передача отчетности в отделение Пенсионного фонда России;
- передача отчетности Министерству финансов Республики Крым.
3.3. Сохранность электронных данных централизуемого учета обеспечивается в соответствии с Регламентом ЕЦСВБУ, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Крым от 17.12.2018 N 257.
4. Правила документооборота
4.1. Документооборот между Субъектом централизованного учета и ЦБ осуществляется в соответствии с Графиком документооборота, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Крым от 27 января 2020 года N 19 "О централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности" (далее - График документооборота).
4.2. При оформлении фактов хозяйственной жизни, по которым Приказом N 52н и Приказом N 61н не предусмотрены унифицированные формы первичных учетных документов, применяются формы, утвержденные приказом Министерства финансов Республики Крым от 27 декабря 2021 года N 301 "Об утверждении форм первичных (сводных) учетных документов и иных документов бюджетного (бухгалтерского) учета" (далее - Приказ Минфина РК N 301).
В случае внесения изменений в формы первичных учетных документов и регистров учета, предусмотренные Приказом N 52н и Приказом N 61н, или при утверждении новых форм следует осуществлять переход на их использование по мере технической готовности ЕЦСВБУ.
Использовать электронные документы, предусмотренные Приказом N 61н по мере технической готовности ЕЦСВБУ, но не позднее 1 января 2023 года.
4.3. Предельной датой представления Субъектами централизованного учета в ЦБ первичных учетных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в бухгалтерском учете и (или) в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом.
4.4. Первичные учетные документы, выставленные Субъекту централизованного учета поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в последний рабочий день отчетного периода, но поступившие от Субъекта централизованного учета в ЦБ в месяце, следующем за отчетным:
- за пять и более рабочих дней до даты представления отчетности, отражаются предыдущим месяцем;
- менее пяти рабочих дней до даты представления отчетности, отражаются месяцем их поступления.
Первичные учетные документы, выставленные Субъекту централизованного учета поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в последний рабочий день отчетного года, но поступившие от Субъекта централизованного учета в ЦБ в году, следующем за отчетным:
- за десять и более рабочих дней до даты представления отчетности, отражаются предыдущим месяцем;
- менее десяти рабочих дней до даты представления отчетности, отражаются месяцем их поступления;
- после даты подписания годовой бюджетной отчетности отражаются в следующем отчетном периоде (в году, следующем за отчетным) как ошибки прошлых лет с обособлением на отдельных счетах бюджетного (бухгалтерского) учета.
4.5. При временном переводе работников Субъекта централизованного учета на удаленный режим работы обмен документами, которые оформляются в бумажном виде, разрешается осуществлять по электронной почте посредством скан-копий.
Скан-копия первичного документа изготавливается работником Субъекта централизованного учета, ответственным за факт хозяйственной жизни, в сроки, которые установлены Графиком документооборота. Скан-копия направляется уполномоченному работнику ЦБ на согласование, в соответствии с Графиком документооборота. Согласованием считается возврат электронного письма от получателя к отправителю со скан-копией подписанного документа.
После окончания режима удаленной работы первичные документы, оформленные посредством обмена скан-копий, распечатываются на бумажном носителе и подписываются собственноручной подписью ответственных лиц.
4.6. Приказами Субъекта централизованного учета утверждаются:
- передача права первой подписи финансовых документов, платежных документов, договоров гражданско-правового характера уполномоченным лицам Субъекта централизованного учета;
- передача права второй подписи финансовых документов, платежных документов по лицевому счету получателя бюджетных средств и по лицевому счету для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, открытым в Управлении Федерального казначейства по Республике Крым, уполномоченным лицам ЦБ;
- уполномоченные лица Субъекта централизованного учета на согласование финансовых документов, имеющих стоимостное выражение;
- лица Субъекта централизованного учета, ответственные за взаимодействие с ЦБ;
- порядок взаимодействия структурных подразделений Субъекта централизованного учета и лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни и предоставление первичных учетных документов;
- полномочия Субъекта централизованного учета как главного администратора доходов бюджета;
- полномочия Субъекта централизованного учета как главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;
- ответственные лица за ведение кассовых операций;
- лица, ответственные за хранение и выдачу денежных документов, бланков строгой отчетности и за регистрацию доверенностей;
- полномочия и состав инвентаризационной комиссии, а также комиссии по поступлению и выбытию активов, действующих на постоянной основе;
- порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета;
- порядок осуществления внутреннего финансового аудита;
- перечень объектов основных средств, признаваемых комплексом и учитываемых как один инвентарный объект;
- нормы расходов горюче-смазочных материалов;
- порядок перевода первичных учетных документов, составленных на иностранном языке, на русский язык.
4.7. ЦБ предоставляет Субъектам централизованного учета учетные регистры в форме электронных документов с использованием квалифицированной электронной цифровой подписи или на бумажном носителе в следующем порядке:
- Ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем:
- Журналы операций (ф. 0504071) и другие регистры аналитического учета за месяцы, в которых операции фактически осуществлялись;
- Журнал операций (ф. 0509213) по всем забалансовым счетам ЦБ формирует по мере технической готовности ЕЦСВБУ, ежемесячно в случае, если в отчетном месяце были обороты по счету. До момента наступления технической готовности ЕЦСВБУ, по всем забалансовым счетам ЦБ предоставляет журнал операций (ф. 0504071);
- Главную книгу (ф. 0504072);
- Ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
- оборотные ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035);
- один раз в год, в последний рабочий день года:
- Карточку количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041);
- Многографную карточку (ф. 0504054);
- Опись инвентарных карточек по учету нефинансовых активов (ф. 0504033);
- Карточку учета средств и расчетов (ф. 0504051);
- Журнал регистрации бюджетных обязательств (ф. 0504064);
- Книгу учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045);
- Журнал регистрации приходных и расходных документов (ф. 0310003);
- при принятии объектов к учету или выбытии:
- Инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031) и Инвентарную карточку группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032).
4.8. Журналы операций (ф. 0504071) составляются с группировкой показателей:
- в журнале операций по счету "Касса" N 1 - по видам валют;
- в журнале операций с безналичными расчетами N 2 - в разрезе лицевых счетов;
- в журнале операций расчетов с подотчетными лицами N 3 - по подотчетным лицам;
- в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам N 5 - в разрезе бюджетной классификации и видов бюджетов;
- в журнале операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям N 6 - в разрезе бюджетной классификации и видов бюджетов по счетам расчетов по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда;
- в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов N 7 - в разрезе бюджетной классификации и видов бюджетов;
- в журнале по прочим операциям N 8 - в разрезе бюджетной классификации и видов бюджета;
- в журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет N 9 - в разрезе бюджетной классификации и видов бюджета;
- в журнале операций межотчетного периода N 10 - в разрезе бюджетной классификации и видов бюджета.
ЦБ формирует отдельные журналы операций:
- журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками по контрагентам N 4.1 - в разрезе бюджетной классификации и видов бюджетов;
- журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками по (получателям межбюджетных трансфертов, субсидий и дотаций) межбюджетным трансфертам, субсидиям и дотациям, предоставляемым Субъектом централизованного учета, N 4.2 - в разрезе бюджетной классификации и видов бюджетов.
5. Учет отдельных видов имущества и обязательств
5.1. Основные средства.
5.1.1. Каждому объекту недвижимого, а также движимого имущества стоимостью свыше 10000 руб. присваивается уникальный инвентарный номер, состоящий из одиннадцати знаков:
1 - 3-й разряды - код объекта учета синтетического счета в Плане счетов бюджетного учета (Приложение 1 к Приказу N 162н);
4 - 5-й разряды - код группы и вида синтетического счета Плана счетов бюджетного учета (Приложение 1 к Приказу N 162н);
6 - 11-й разряды - порядковый номер нефинансового актива.
Инвентарные номера объектов недвижимого, а также движимого имущества, принятых к бюджетному (бухгалтерскому) учету до передачи централизуемых полномочий Субъектов централизованного учета, после миграции базы данных не изменяются.
5.1.2. При отражении операций применяются следующие формы первичных учетных документов:
- Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), приобретение - безвозмездная передача, продажа объектов нефинансовых активов;
- Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105) и Акт разукомплектации оборудования (ф. 1), утвержденный Приказом Минфина РК N 301 - выбытие (списание) объектов основных средств, в том числе в случаях признания объекта не соответствующим критериям актива;
- Бухгалтерская справка (ф. 0504833) - учет объектов аренды, в т.ч. при изменении их стоимости, реклассификации, досрочном расторжении договоров;
- Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) - модернизация нематериальных активов;
- Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) - приобретение (получение) материальных ценностей и нефинансовых активов в случае отсутствия надлежащим образом оформленных поставщиком отгрузочных документов.
5.1.3. Начисление амортизации объектов основных средств, в том числе комплексов объектов основных средств, производится линейным методом.
При определении амортизационной группы поступивших основных средств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" устанавливается максимально допустимый срок полезного использования объекта основных средств.
При переоценке объекта основных средств, в том числе при отчуждении объектов основных средств не в пользу организаций государственного сектора, сумма накопленной на дату переоценки амортизации вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива.
Начисление амортизации объектов учета операционной аренды осуществляется последним днем месяца, начиная с месяца заключения договора аренды или договора безвозмездного пользования.
5.1.4. Затраты по замене составных частей, в т.ч. в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта в момент их возникновения, уменьшая стоимость объекта на стоимость заменяемых (выбываемых) частей, в группах основных средств машины и оборудование, транспортные средства.
Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонтов формируются в объеме произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств. Одновременно учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на проведение предыдущего ремонта должна подлежать списанию в расходы текущего периода.
Убыток от обесценения актива признается в учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) и приказа руководителя Субъекта централизованного учета. Признание убытка осуществляется только по согласованию с органом, осуществляющим полномочия Собственника.
5.1.5. К централизованному учету в составе основных средств принимаются бесконтактные термометры, рециркуляторы воздуха, штампы и печати.
5.2. Нематериальные активы.
5.2.1. Принятие к централизуемому учету нематериальных активов осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов Субъекта централизованного учета с указанием:
- стоимости нематериального актива;
- срока полезного использования актива либо информации о том, что срок не определен.
Нематериальные активы, срок службы которых 12 месяцев и менее, к централизованному забалансовому учету не принимаются.
5.2.2. При определении первоначальной стоимости объектов нематериальных активов, созданных собственными силами, в состав расходов включаются:
- расходы по договорам (государственным контрактам) на выполнение работ, услуг по созданию объекта нематериального актива;
- расходы на оплату труда работников Субъекта централизованного учета, непосредственно участвующих в создании нематериального актива, включая платежи на обязательное социальное страхование;
- расходы по регистрации прав на объекты нематериальных активов;
- расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, расходы на амортизацию основных средств и объекта нематериальных активов, использованных непосредственно при создании объекта нематериальных активов, первоначальная стоимость которого формируется;
- иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
5.2.3. Каждому инвентарному объекту нематериальных активов в момент принятия к бухгалтерскому учету присваивается уникальный инвентарный номер, который состоит из 11 знаков:
1 - 3-й разряды - код объекта синтетического учета в Плане счетов бюджетного учета (Приложение 1 к Приказу N 162н);
4 - 5-й разряды - код объекта синтетического учета в Плане счетов бюджетного учета (Приложение 1 к Приказу N 162н);
6 - 11-й разряды - порядковый номер нематериального актива.
Инвентарные номера объектов нематериальных активов, принятых к бюджетному (бухгалтерскому) учету до передачи централизуемых полномочий Субъектов централизованного учета, после миграции базы данных не изменяются.
5.2.4. Начисление амортизации на объекты нематериальных активов осуществляется линейным методом.
5.2.5. В бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнительно раскрываются данные об остаточной стоимости объектов нематериальных активов на начало и конец периода, с их подразделением на созданные силами Субъекта централизованного учета и прочие объекты нематериальных активов, с выделением лицензионных соглашений по каждой группе нематериальных активов.
5.3. Материальные запасы.
5.3.1. Первоначальная стоимость материальных запасов, приобретенных Субъектом централизованного учета, но находящихся в пути и признанных в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной государственным контрактом (договором), может уточняться на сумму транспортных расходов, наценок посреднических организаций, непосредственно относящихся к приобретению этих материальных запасов.
Фактическая стоимость материальных запасов, полученных в результате ремонта, разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из:
- их справедливой стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, рассчитанной методом рыночных цен или в денежной оценке за одну единицу один рубль;
- сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов, приведение их в состояние, пригодное для использования.
Канцелярские товары, USB-накопители и диспенсеры для антисептиков относятся к группе материальных запасов.
В зависимости от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования следует применять в качестве единицы запасов номенклатурную (реестровую) единицу или однородную (реестровую) группу.
Списание материальных запасов проводится по средней стоимости.
Выбытие горюче-смазочных материалов отражается по средней стоимости, но не выше норм, утвержденных приказом Субъекта централизованного учета.
В составе денежных документов необходимо учитывать почтовые конверты с марками, марки, талоны на бензин и проездные билеты в бумажной форме, списание с учета проводится по стоимости номенклатурных единиц.
5.3.2. При отражении операций дополнительно применяются следующие формы первичных учетных документов:
- Акт установки (замены) запасных частей (ф. 2), утвержденный Приказом Минфина РК N 301 - установка (замена) запасных частей в компьютерной, офисной технике, мебели и прочего;
- Путевой лист (типовая межотраслевая форма N 3) согласно постановлению Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", Отчет по списанию ГСМ и пробегу автотранспортного средства (ф. 3), утвержденный Приказом Минфина РК N 301 - выбытия горюче-смазочных материалов;
- Акт выдачи материальных ценностей (ф. 4), утвержденный Приказом Минфина РК N 301 - выбытие призов, знамен, кубков, ценных подарков, сувениров, бланков благодарственных писем, фоторамок, грамот и печатной продукции.
5.4. Стоимость безвозмездно полученных нефинансовых активов.
Для определения справедливой стоимости различных видов активов и обязательств следует применять метод рыночных цен на основании следующих документов:
- справок (других подтверждающих документов) Росстата;
- прайс-листов заводов-изготовителей;
- справок (других подтверждающих документов) оценщиков;
- информации, размещенной в СМИ, сети Интернет и т.д.
В случае если определение справедливой стоимости активов, полученных в безвозмездное пользование, по каким-либо причинам является невозможным, то такие активы отражаются в условной оценке один объект - один рубль.
Ветошь, оставшуюся после списания объектов нефинансовых активов, - в условной оценке один килограмм - один рубль.
5.5. Забалансовый учет.
5.5.1. Для имущества, учитываемого на забалансовых счетах, применяются следующие формы первичных учетных документов при отражении операций:
- поступление материальных ценностей, образовавшихся по результатам демонтажа или замены запасных частей, Акт оприходования материальных ценностей (ф. 16), утвержденный приказом Минфина РК N 301.
5.5.2. К бланкам строгой отчетности, учитываемым на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности", относятся следующие бланки:
- акты;
- аттестаты и приложения к ним;
- государственные регистрационные знаки;
- дипломы и приложения к ним;
- извещения;
- лицензии и приложения к ним;
- маршрутные карты;
- постановления;
- предписания;
- разрешения;
- свидетельства и приложения к ним;
- топливные карты;
- фирменные бланки;
- трудовые книжки и вкладыши к ним;
- удостоверения.
Они учитываются в следующей условной оценке: один бланк - один рубль.
5.5.3. На забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" задолженность учитывается по следующим группам:
- задолженность по доходам;
- задолженность по авансам;
- задолженность подотчетных лиц;
- задолженность по недостачам.
5.5.4. На забалансовом счете 07 учитываются ценности, поименованные в пункте 345 Приказа N 157н, в том числе ценные подарки, сувениры, бланки благодарственных писем, фоторамки, грамоты и др., по стоимости их приобретения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "в пункте 345 Приложения N 2 Приказа N 157н"
5.5.5. На забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" учитываются следующие запасные части и другие комплектующие, которые могут быть использованы на других автомобилях (нетипизированные запчасти и комплектующие):
- автомобильные шины,
- аккумуляторы;
- генераторы,
- двигатели,
- камеры,
- колесные диски.
Аналитический учет по счету 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" следует вести в разрезе материально ответственных лиц.
5.5.6. На забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам" материальные запасы учитываются по балансовой стоимости и при выдаче в личное пользование списываются с балансового учета.
5.5.7. Забалансовый счет 100 "Картриджи, выданные в пользование" применяется для учета картриджей, установленных в принтер (выданных в пользование). В качестве документа аналитического учета используется Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование (ф. 0504206), которая ведется в разрезе материально ответственных лиц, выдавших картриджи работникам в личное пользование.
5.5.8. Учет выданного в пользование имущества на счете 101 "Основные средства, выданные в личное пользование" применяется для учета основных средств, выданных в личное пользование. Выдача в личное пользование основных средств осуществляется на основании приказа, распоряжения Субъекта централизованного учета или служебной записки работника Субъекта централизованного учета с разрешительной визой руководителя Субъекта централизованного учета. В качестве документа аналитического учета по указанным объектам основных средств используется Карточка (книга) учета выдачи имущества в пользование (ф. 0504206), которая ведется в разрезе материально ответственных лиц, выдавших основные средства работникам в личное пользование.
5.5.9. Забалансовый счет 102 "Проектная документация объектов капитального строительства" применяется для учета невостребованной проектной документации (ПИРы и ПСД) объектов капитального строительства. Учет ведется по наименованиям объектов строительства. В качестве документа аналитического учета используется Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051).
5.5.10. Забалансовый счет 103 "Расходы, не приведшие к созданию объекта нефинансового актива" применяется для учета вложений в объекты, строительство которых не завершено и не планируется к завершению. В качестве документа аналитического учета используется Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051).
5.5.11. Земельные участки, расположенные под зданиями, сооружениями, полученными в оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, принимаются к учету на забалансовом счете 104 "Нерегистрируемые активы" в условной оценке: один участок - 1 руб.
К централизованному учету земельные участки принимаются после подписания актов приема-передачи объектов недвижимости и оформляются Бухгалтерской справкой (0504833). Выбытие участков с забалансового счета 104 "Нерегистрируемые права" производится в случаях:
- возврат арендодателю, ссудодателю недвижимости по окончании договора аренды, безвозмездного пользования;
- регистрация права постоянного бессрочного пользования земельным участком.
5.6. Расчеты по доходам.
Отражение в централизуемом учете сумм начисленных доходов, администрируемых Субъектом централизованного учета, осуществляется:
- на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), Реестра начисления доходов (ф. 5), Реестра начисления доходов по договорам аренды (ф. 6), Реестра по начислению доходов по лицензированию (ф. 25), Реестра начисления доходов будущих периодов (ф. 26), утвержденные Приказом Минфина РК N 301;
- по межбюджетным трансфертам, предоставленным из федерального бюджета, на основании Уведомления по расчетам между бюджетами (ф. 0504817), соглашения с соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета о предоставлении трансферта, закона о бюджете Республики Крым на текущий год и плановый период, Сведений о доходах от межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы РФ (ф. 7), утвержденных Приказом Минфина РК N 301;
- по возврату остатков межбюджетных трансфертов в федеральный бюджет и возврату остатков межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных образований на основании Уведомления по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) и Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
5.7. Расчеты с подотчетными лицами.
Расчеты с подотчетными лицами необходимо вести с учетом следующих особенностей:
- выдавать подотчетные суммы на хозяйственные нужды путем перечисления денежных средств на лицевые счета карт работников на основании Заявки - обоснования закупки товаров, работ, услуг малого объема (ф. 0504518);
- выдавать подотчетные суммы на командировочные расходы путем перечисления денежных средств на лицевые счета карт работников на основании Решения о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504512), Изменения Решения о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504513), Решение о командировании на территории иностранного государства (ф. 0504515) и Изменения Решения о командировании на территории иностранного государства (ф. 0504516);
- выдавать материально ответственным лицам подотчетные суммы на хозяйственные расходы в размере до 10000,00 рубля на срок не более десяти дней, на отправку почтовой корреспонденции на срок до одного месяца на основании Заявки-обоснования закупки товаров, работ, услуг малого объема (ф. 0504518);
- представлять отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) на командировочные расходы в течение трех рабочих дней после окончания командировки;
- выдавать почтовые марки и конверты при наличии остатка ранее выданных в подотчет почтовых марок и конвертов с целью обеспечения непрерывности отправки служебной корреспонденции на основании Заявки-обоснования закупки товаров, работ, услуг малого объема (ф. 0504518);
- предоставлять Отчет о расходовании конвертов, почтовых марок (ф. 8) и Реестр на отправку корреспонденции (ф. 9), утвержденные Приказом Минфина РК N 301;
- оформлять служебные разъезды в течение рабочего дня или иного периода Маршрутным листом (ф. 10), утвержденного Приказом Минфина РК N 301;
- учет расходов на приобретение электронных билетов вести в составе расчетов с подотчетными лицами на счете 1.208.000 "Расчеты с подотчетными лицами".
5.8. Расчеты по ущербу и иным доходам.
Суммы претензии (штрафы, пени, неустойки), предъявляемые в досудебном порядке подрядчику (исполнителю), нарушившему условия государственного контракта (договора, соглашения), отражаются при возникновении права требования с возможностью корректировки на основании решения судебного органа.
5.9. Расчеты по обязательствам.
5.9.1. Начисление процентов по долговым обязательствам осуществляется в соответствии с условиями соглашения о предоставлении кредита, решения об эмиссии государственных облигаций Республики Крым соответствующего года в соответствии с графиком исполнения долговых обязательств или на основании Справки-расчета начислений процентов по долговым обязательствам (ф. 23), утвержденной Приказом Минфина РК N 301.
5.9.2. Начисление физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат осуществляется на основании Табеля учета рабочего времени (ф. 0504421), который необходимо вести методом отклонений от нормального использования рабочего времени с формированием итогов явок и неявок.
При заполнении Табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421) применяются дополнительные условные обозначения:
Код |
Наименование показателя |
Я |
Продолжительность работы в дневное время |
А |
Неявки с разрешения администрации |
Б |
Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам |
В |
Выходные и нерабочие праздничные дни |
Г |
Выполнение государственных обязанностей, в том числе общественных заданий |
К |
Служебные командировки |
О |
Ежегодные основной и дополнительный оплачиваемые отпуска |
ОР |
Отпуск по уходу за ребенком |
П |
Прогулы |
НН |
Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств) |
ВУ |
Выходные по учебе |
ОУ |
Учебный дополнительный отпуск |
РП |
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни |
Ф |
Фактически отработанные часы |
ПК |
Повышение квалификации работников |
НОД |
Нерабочий оплачиваемый день |
ОВ |
Дополнительные выходные дни (оплачиваемые) |
НВ |
Дополнительные выходные дни без сохранения заработной платы |
КР |
Время дополнительных перерывов для кормления ребенка |
ВП |
Вынужденный прогул |
ВАК |
Обязательная вакцинация |
ВВ |
Выходные за вакцинацию с сохранением заработной платы |
ЗС |
Заключение под стражу |
АР |
Арест |
Выплаты начисленных сумм по оплате труда и иным выплатам осуществляются путем перечисления денежных средств на лицевые счета карт работников по реестрам в рамках действующих договоров с кредитными учреждениями и (или) на основании заявлений работников.
Для подтверждения выплат по оплате труда в качестве первичных учетных документов следует использовать Расчетную ведомость (ф. 0504402) и Ведомость выплат на карточки, по формам, установленным финансово-кредитной организацией, обслуживающей Субъект централизованного учета.
Начисление и выплата вознаграждений лицам по договорам гражданско-правового характера осуществляются в соответствии с условиями договора и на основании документа, подтверждающего выполнение сторонами обязательств.
Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в разрезе работников и других физических лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.
5.9.3. Начисление расходов по целевым межбюджетным трансфертам, предоставленным бюджетам муниципальных образований Республики Крым с условиями при передаче активов, отражаются по выполнению условий передачи активов на основании Уведомления по расчетам между бюджетами (ф. 0504817), и (или) Извещения (ф. 0504805), и (или) отчета (информации) о расходах Субъекта централизованного учета.
Начисление расходов по дотации бюджетам муниципальных образований на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов проводится на основании нормативного правового акта, предусматривающего предоставление дотаций.
Начисление расходов по субсидиям государственным учреждениям, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам проводится на основании Извещения (ф. 0504805) и (или) отчетов (информации) Субъекта централизованного учета, отчетов об использовании средств, предусмотренных условиями соглашений.
5.9.4. Учет пеней и штрафов, связанных с несвоевременными расчетами по платежам в бюджеты, ведется на счетах аналитического учета, открытых к счету 1.303.00.000 "Расчеты по платежам в бюджеты", по соответствующим видам платежей.
6. Учет операций на лицевых счетах
6.1. Основанием для перечисления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Республики Крым, субсидий и иных платежей, государственным учреждениям, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам считается соглашение о предоставлении субсидий, соглашение о предоставлении межбюджетных трансфертов, соглашение о предоставлении мер финансовой поддержки и иных перечислений или распорядительный документ Субъекта централизованного учета:
- приказ (распоряжение);
- Распоряжение о перечислении муниципальным образованиям межбюджетных трансфертов (ф. 12), утвержденное Приказом Минфина РК N 301;
- Распоряжение о перечислении субсидий и иных платежей (ф. 13), утвержденное Приказом Минфина РК N 301;
- Реестр на перечисление дотаций муниципальным образованиям (ф. 14), утвержденный Приказом Минфина РК N 301;
- Распоряжение на перечисления платежей физическим лицам (ф. 15), утвержденное Приказом Минфина РК N 301.
6.2. Возврат плательщикам сумм излишне или ошибочно уплаченных средств осуществляется на основании письменного заявления плательщика о возврате денежных средств с указанием причин возврата и реквизитов.
6.3. Основанием для возврата контрагентам сумм обеспечения исполнения обязательств по государственным контрактам, обеспечения гарантийных обязательств считается распорядительный документ Субъекта централизованного учета или письменное заявление контрагента с разрешительной визой руководителя Субъекта централизованного учета.
7. Финансовый результат
7.1. В составе доходов будущих периодов на счетах бюджетного учета 1.401.41.000 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году" и 1.401.49.000 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы" отражаются:
- доходы от межбюджетных трансфертов, предоставленных с условиями при передаче активов;
- доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива;
- доходы от предоставления права пользования активом.
Признание доходов от межбюджетных трансфертов, предоставленных с условиями при передаче активов, в составе доходов текущего отчетного периода на основании Извещения (ф. 0504805), которое формируется ЦБ на основании Информации о достижении значений результатов использования межбюджетных трансфертов (ф. 24), утвержденной Приказом Минфина РК N 301, после получения акцептованного Извещения (ф. 0504805) стороной, участвующей в расчетах.
Доходы от предоставления права пользования активом признаются доходами текущего периода в соответствии с установленным договором аренды (имущественного найма) графиком получения арендных платежей.
7.2. В составе расходов будущих периодов отражаются:
- расходы по страхованию имущества, гражданской ответственности;
- отложенные расходы по упущенной выгоде от предоставления права пользования активами по договору безвозмездного пользования;
- неисключительные права на нематериальные активы и расходы на подписку электронных периодических изданий со сроком использования 12 месяцев и менее.
Расходы будущих периодов признаются расходами текущего финансового года (за исключением взносов на капитальный ремонт) равномерно по 1/12 за месяц в течение периода, к которому они относятся.
Расходы будущих периодов, относящиеся к нескольким отчетным периодам, относятся на финансовый результат текущего финансового года, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем их принятия к бухгалтерскому учету.
7.3. Ежегодно резервы предстоящих расходов формируются по:
- выплатам персоналу;
- претензиям, искам;
- по сомнительным долгам;
- реструктуризации при принятии решения о реструктуризации деятельности, о реорганизации либо ликвидации (упразднении) Субъекта централизованного учета.
7.3.1. Сумма резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу определяется ежегодно по Субъекту централизованного учета последним рабочим днем исходя из общего количества не использованных всеми работниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета и средней заработной платы по работникам Субъекта централизованного учета в целом.
Сумма платежей на обязательное социальное страхование при формировании резерва по выплатам персоналу начисляется ежегодно исходя из общей суммы расходов на оплату предстоящих отпусков и ставки страховых взносов.
Формирование резервов предстоящих расходов оформляется Справкой по начислению резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (ф. 11), утвержденной Приказом Минфина РК N 301.
Начисление расходов на отпуска и компенсации за неиспользованные отпуска работникам осуществляется за счет резервов предстоящих расходов по выплатам персоналу ежемесячно.
7.3.2. Обязательства по претензиям, искам учитываются в полной сумме по каждому претензионному требованию и иску, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий.
Резерв по претензиям, искам признается на основании предъявленных претензий, исков:
- на дату получения претензионного требования - по оспоримым претензионным требованиям, по которым Субъектом централизованного учета предполагается досудебное урегулирование,
- на дату уведомления Субъекта централизованного учета о принятии иска к судебному производству - по оспоримым исковым требованиям, по которым Субъектом централизованного учета не предполагается досудебное урегулирование.
Формирование в централизуемом учете резерва по претензиям и искам осуществляется на основании Информации по формированию и (или) корректировке резерва предстоящих расходов по претензиям и искам (ф. 27), утвержденной Приказом Минфина РК N 301.
7.3.3. Резерв по сомнительным долгам создается в конце каждого отчетного периода, не позднее последнего дня отчетного периода. Основание для создания резерва - решение комиссии Субъекта централизованного учета по поступлению и выбытию активов, оформленное по результатам инвентаризации задолженности, на основании документов, подтверждающих сомнительность долга. Величина резерва равна величине выявленной сомнительной задолженности.
7.3.4. Резерв по реструктуризации при принятии решения о реструктуризации деятельности, о реорганизации либо ликвидации (упразднении) Субъекта централизованного учета создается на основании плана (программы) реструктуризации деятельности, реорганизации либо ликвидации (упразднении), содержащего данные о сроках и расходах на ее проведение.
8. Санкционирование расходов
Перечень документов, на основании которых учитываются принятые бюджетные и денежные обязательства, содержится в Приложении 2 к Единой учетной политике.
9. События после отчетной даты
Порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты изложен в Приложении 3 к Единой учетной политике.
10. Налоговый учет
10.1. Учет налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) ведется на основании Налогового регистра по учету НДФЛ (ф. 17), утвержденного Приказом Минфина РК N 301.
Стандартные налоговые вычеты при осуществлении выплат по разным статьям бюджетной классификации следует относить к наибольшей сумме выплат.
10.2. Для подтверждения данных налогового учета используются первичные учетные документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также аналитические регистры бухгалтерского и налогового учета.
Учет сумм начисленных выплат по оплате труда и иных выплат физическим лицам, а также сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, ведется в Регистре учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов (ф. 18), утвержденного Приказом Минфина РК N 301.
10.3. Для подтверждения данных налогового учета используются первичные учетные документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и регистры бухгалтерского учета.
10.4. Начисления налогов на прибыль, на имущество организаций, транспортного и земельного налога отражаются за налоговый период последним днем текущего года на основании расчета и оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 0504833).
11. Инвентаризация имущества и обязательств
Порядок взаимодействия ЦБ с Субъектами централизованного учета при проведении инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, расходов будущих периодов, резервов и иных объектов бухгалтерского учета изложен в Приложении 4 к Единой учетной политике.
12. Порядком создания копии электронного документа на бумажном носителе
Электронный документ распечатывается из информационных систем, указанных в пункте 3.1 Единой учетной политики, в котором автоматически проставляется отметка о подписании документа электронной подписью. Бумажный носитель электронного документа заверяется штампом или отметкой следующего содержания: "Копия электронного документа, подлинник документа хранится (указывается информационная система, из которой распечатывается документ), подписывается лицом, изготовившим копию, с указанием должности, фамилии, имени и отчества, а также даты изготовления копии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.