Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 5790-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о предоставлении материнского (семейного) капитала отдельным категориям граждан в случае рождения (усыновления) третьего ребенка в субъектах Российской Федерации с низкой рождаемостью), внесенному депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Д.А. Свищевым, С.Д. Леоновым и сенатором Российской Федерации И.Н. Абрамовым
Досье на проект федерального закона
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 5790-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о предоставлении материнского (семейного) капитала отдельным категориям граждан в случае рождения (усыновления) третьего ребенка в субъектах Российской Федерации с низкой рождаемостью), внесенный депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Д.А. Свищевым, С.Д. Леоновым и сенатором Российской Федерации И.Н. Абрамовым, и отмечает следующее.
1. Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) изменения, предусматривающие предоставление материнского (семейного) капитала в размере 503,2 тыс. рублей отдельным категориям граждан при рождении (усыновлении) третьего ребенка в субъектах Российской Федерации с низкой рождаемостью за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Авторы законопроекта предполагают, что перечень субъектов Российской Федерации с низкой рождаемостью будет определять Правительство Российской Федерации.
2. Комитет последовательно поддерживает меры, направленные на улучшение качества жизни семей, в том числе - многодетных. При участии Комитета за последние годы принят целый ряд федеральных законов, направленных на усиление мер поддержки семей с детьми.
Вместе с тем, предлагаемые законопроектом меры требуют дополнительного обсуждения и обоснования.
3. Фактически, авторы законопроекта предлагают идею повторного получения средств материнского (семейного) капитала отдельными категориями семей предоставляемого в случае рождения третьего ребенка. При этом в качестве размера предлагается ориентировочный базовый размер материнского (семейного) капитала, который ранее предполагалось установить с 2022 года семьям, в которых рождается первый ребенок.
Вместе с тем, в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 415-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1219891-7), которым устанавливается, что размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством Российской Федерации.
Размер материнского (семейного) капитала после 1 февраля 2022 года значительно превысил 503, 2 тыс. руб. и составляет 524, 5 тыс. руб. в случае рождения первого ребенка и еще 168, 6 тыс. руб. в случае рождения второго ребенка.
4. Авторы предлагают предоставить право повторного получения материнского (семейного) капитала семьям в зависимости от региона их проживания. Полагаем, что такая идея ставит в неравные условия те семьи, где воспитываются трое и более детей, но которые не получат право на повторное получение сертификата на материнский капитал в силу проживания в других субъектах Российской Федерации.
5. Статьей 2 законопроекта предусматривается срок его вступления в силу - с 1 января 2022 года. При этом согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту на его реализацию потребуются дополнительные расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета. Расчеты же таких расходов в прилагаемых к законопроекту материалах отсутствуют, в связи с чем дать оценку финансовым последствиям его приятия не представляется возможным.
Отмечаем также, что реализация положений законопроекта, требующего дополнительных расходов из федерального бюджета, должна осуществляться с учетом требований, предусмотренных статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, однако, в нарушение указанных требований источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств законопроектом не определены. На это указывает и Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
6. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации сообщает о том, что основания, достаточные для отклонения, содержатся в заключении Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект, так как предлагаемое им решение не соответствует единому порядку предоставления материнского (семейного) капитала, не зависящему от места проживания получателей на все территории Российской Федерации, вводимая законопроектом дифференциация получения материнского (семейного) капитала в зависимости от места проживания может поставить в неравное положение семьи, проживающие в различных регионах.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта, отмечая, что предлагаемые проектом изменения требуют дополнительной проработки. При этом комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре также не поддерживает законопроект.
Счетная палата Российской Федерации не поддерживает законопроект. По мнению Счетной палаты Российской Федерации законопроект не в полной мере соответствует концепции Федерального закона. Кроме того, поскольку законопроект не содержит каких-либо требований к длительности проживания семьи, претендующей на предлагаемую меру, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, возникают опасения относительно того, что подобные регионы будут рассматриваться соответствующей категорией граждан в качестве временного места проживания исключительно в целях получения материнского (семейного) капитала, что не окажет влияния на улучшение демографической ситуации на их территориях.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы отмечает, что предусмотренное законопроектом право граждан на дополнительные меры государственной поддержки в зависимости от статуса региона их проживания поставит в неравное положение семьи, находящиеся в разных субъектах Российской Федерации.
7. В срок, установленный Советом Государственной Думы, по законопроекту поступило:
22 отзыва законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 8 положительных;
42 отзыва исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 9 положительных.
8. На основании изложенного Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 5790-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о предоставлении материнского (семейного) капитала отдельным категориям граждан в случае рождения (усыновления) третьего ребенка в субъектах Российской Федерации с низкой рождаемостью), внесенного депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Д.А. Свищевым, С.Д. Леоновым и сенатором Российской Федерации И.Н. Абрамовым, и рекомендует Государственной Думе отклонить названный законопроект.
Председатель Комитета |
Н.А. Останина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.