Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 25 марта 2022 г. N 467 "О порядке и условиях предоставления средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 25 марта 2022 г. N 467
"О порядке и условиях предоставления средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора"

С изменениями и дополнениями от:

6 октября 2022 г., 3 августа 2023 г., 13 апреля 2024 г.

 

В соответствии со статьей 24 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 24 апреля 2024 г. - Постановление Правительства России от 13 апреля 2024 г. N 468

См. предыдущую редакцию

1. Установить, что средства поступившего в федеральный бюджет экологического сбора направляются:

ГАРАНТ:

Абзац второй пункта 1 вступает в силу с 1 января 2023 г.

на обеспечение утилизации отходов от использования товаров индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров, в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" на оказание финансовой поддержки таким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением;

на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, которые необходимы для осуществления деятельности в области обращения с отходами, в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2019 г. N 1727 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор";

на обустройство мест (площадок) накопления отходов в виде софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению закупки контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов и (или) на возмещение ранее понесенных в этих целях расходов в году предоставления субсидии в соответствии с приложением N 24 к государственной программе Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды";

на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определенных концессионными соглашениями, за исключением создания (реконструкции) объектов захоронения твердых коммунальных отходов, если они являются единственными объектами, подлежащими созданию (реконструкции) в рамках концессионного соглашения, в виде софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в соответствии с приложением N 28 к государственной программе Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды";

на выплату процентного (купонного) дохода по облигациям, выпущенным публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" в целях финансирования инвестиционных проектов по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возведения некапитальных строений (сооружений), которые необходимы для осуществления деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 906 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" на обеспечение ее функционирования";

на выплату процентного (купонного) дохода по облигациям, выпущенным публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" в целях финансирования инвестиционных проектов, направленных на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, которые необходимы для осуществления деятельности в области утилизации вторичных ресурсов и (или) утилизации отходов от использования товаров, в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2022 г. N 1762 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса на обеспечение достижения отдельных результатов федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор";

на строительство объектов инфраструктуры экопромышленных парков в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 1941 "Об особенностях предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" на предоставление взноса в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью "Экологический цифровой оператор" на осуществление капитальных вложений в строительство объектов инфраструктуры экопромышленных парков в рамках федерального проекта "Экономика замкнутого цикла".

ГАРАНТ:

Пункт 2 вступает в силу с 1 января 2023 г.

2. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" на оказание финансовой поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров, за счет средств экологического сбора.

3. Абзац второй пункта 1 и пункт 2 настоящего постановления вступают в силу с 1 января 2023 г.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Мишустин

 

ГАРАНТ:

Правила вступают в силу с 1 января 2023 г.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 марта 2022 г. N 467

 

Правила
предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" на оказание финансовой поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров, за счет средств экологического сбора

 

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" (далее - российский экологический оператор) на оказание финансовой поддержки юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров, за счет средств экологического сбора (далее соответственно - отходы, утилизаторы, субсидия).

В целях настоящих Правил под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ и оказания услуг.

2. Субсидия предоставляется на оказание финансовой поддержки утилизаторам в целях обеспечения ими утилизации отходов в виде компенсации части связанных с утилизацией отходов затрат утилизаторов, понесенных ими в финансовом году, предшествующем году предоставления субсидии, в рамках федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".

3. В целях настоящих Правил под затратами, связанными с утилизацией отходов, понимаются выраженные в денежной форме и документально подтвержденные расходы утилизаторов на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию отходов.

4. Субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

Размер субсидии определяется как сумма расходов российского экологического оператора на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

5. Субсидия предоставляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и российским экологическим оператором в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - соглашение о предоставлении субсидии). Соглашение о предоставлении субсидии и дополнительные соглашения к нему, предусматривающие внесение в него изменений или его расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.

6. Условием предоставления субсидии является соответствие российского экологического оператора следующим требованиям:

а) у российского экологического оператора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключается соглашение о предоставлении субсидии, должны отсутствовать задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) у российского экологического оператора должны отсутствовать просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;

в) российский экологический оператор не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

г) российский экологический оператор не получает из федерального бюджета средства на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

7. В целях заключения соглашения о предоставлении субсидии российский экологический оператор представляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

а) справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у российского экологического оператора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключается соглашение о предоставлении субсидии, задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае непредставления российским экологическим оператором такого документа Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации запрашивает его самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия);

б) справку, подписанную руководителем российского экологического оператора или иным уполномоченным лицом, подтверждающую соответствие российского экологического оператора требованиям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 6 настоящих Правил.

8. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассматривает документы, предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней и принимает решение о заключении соглашения о предоставлении субсидии либо мотивированное решение об отказе в заключении соглашения о предоставлении субсидии по основаниям, предусмотренным пунктом 11 настоящих Правил.

В случае принятия решения об отказе в заключении соглашения о предоставлении субсидии Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации возвращает российскому экологическому оператору представленные документы с указанием причин отказа.

9. В соглашении о предоставлении субсидии предусматриваются:

а) цели предоставления субсидии и ее объем;

б) результат предоставления субсидии, соответствующий результату, установленному пунктом 14 настоящих Правил, и условие о его достижении российским экологическим оператором;

в) запрет на приобретение за счет средств субсидии иностранной валюты;

г) условие об отсутствии у российского экологического оператора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключается соглашение о предоставлении субсидии, задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) перечень затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

е) положения, устанавливающие права и обязанности сторон соглашения о предоставлении субсидии и порядок их взаимодействия при реализации соглашения о предоставлении субсидии, в том числе положения, устанавливающие право Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на проведение проверок соблюдения российским экологическим оператором условий, установленных соглашением о предоставлении субсидии;

ж) порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении российским экологическим оператором результата предоставления субсидии;

з) согласие российского экологического оператора на проведение Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения российским экологическим оператором целей, условий и порядка предоставления субсидии;

и) ответственность российского экологического оператора за нарушение условий, определенных соглашением о предоставлении субсидии;

к) обязанность российского экологического оператора по возврату в федеральный бюджет остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году (за исключением субсидии, предоставленной в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств российского экологического оператора, источником финансового обеспечения которых является субсидия), если Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не принято в установленном Правительством Российской Федерации порядке решение, указанное в пункте 18 настоящих Правил.

10. Перечисление субсидии российскому экологическому оператору осуществляется на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в срок не позднее 15 дней со дня заключения соглашения о предоставлении субсидии.

11. Основаниями для отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидии являются:

а) несоответствие российского экологического оператора требованиям пункта 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил;

в) установление факта наличия в представленных российским экологическим оператором документах недостоверной информации.

12. Размер предоставляемой российским экологическим оператором финансовой поддержки утилизаторам (P) определяется по формуле:

 

P = М К,

 

где:

М - масса утилизированных отходов, тонн;

К - коэффициент, определяемый на основании установленной Правительством Российской Федерации ставки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации.

Масса утилизированных отходов не может превышать мощность оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих утилизатору на праве собственности или ином законном основании.

В случае если утилизатором заключены договоры об обеспечении выполнения нормативов утилизации с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство товаров на территории Российской Федерации и (или) импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, российским экологическим оператором или ассоциацией, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации, масса утилизированных отходов не может превышать мощность оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих утилизатору на праве собственности или ином законном основании, за вычетом массы отходов, на утилизацию которых заключены указанные договоры об обеспечении выполнения нормативов утилизации.

В случае утилизации отходов от использования нескольких групп товаров, групп упаковки товаров размер предоставляемой российским экологическим оператором финансовой поддержки утилизаторам определяется путем суммирования средств по каждой утилизированной группе товаров и группе упаковки.

13. Российский экологический оператор оказывает финансовую поддержку в порядке, установленном наблюдательным советом, утилизаторам, соответствующим следующим требованиям:

а) утилизатор зарегистрирован на территории Российской Федерации;

б) у утилизатора отсутствует задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) утилизатор не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении утилизатора не возбуждена процедура банкротства, утилизатор не имеет ограничения на осуществление хозяйственной деятельности;

г) утилизатор не является российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких организаций, в совокупности превышает 50 процентов.

14. Результатом предоставления субсидии является оказание финансовой поддержки утилизаторам в целях обеспечения ими утилизации отходов в виде компенсации части затрат утилизаторов, связанных с утилизацией отходов, в объеме не менее 50 тыс. тонн в год.

Значения результата предоставления субсидии устанавливаются в соглашении о предоставлении субсидии.

15. В течение срока действия соглашения о предоставлении субсидии российский экологический оператор ежегодно, не позднее 15 января года, следующего за отчетным годом, представляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации отчетность, указанную в подпункте "ж" пункта 9 настоящих Правил, в порядке и по форме, которые предусмотрены соглашением о предоставлении субсидии.

16. Проверка соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и органами государственного финансового контроля.

17. В случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также в случае недостижения в отчетном финансовом году значений результата предоставления субсидии субсидия в размере 0,2 процента общего объема субсидии, предоставленной российскому экологическому оператору в отчетном финансовом году, но не более 1 процента общего размера субсидии, предоставленной российскому экологическому оператору в отчетном финансовом году, подлежит возврату в доход федерального бюджета:

а) на основании требования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения российским экологическим оператором соответствующего требования;

б) на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

18. Остаток субсидии, не использованный в отчетном финансовом году (за исключением субсидии, предоставленной в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств российского экологического оператора, источником финансового обеспечения которых является указанная субсидия), подлежит возврату в доход федерального бюджета, если Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не принято в установленном Правительством Российской Федерации порядке:

решение о наличии потребности в использовании этих средств на цели предоставления субсидии в текущем финансовом году;

решение об использовании этих средств на иные цели, определенные федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, при условии сокращения субсидий, предусмотренных указанным федеральным законом и подлежащих предоставлению в текущем финансовом году российскому экологическому оператору на указанные цели.

 

Начиная с 2023 г. часть средств, поступивших в федеральный бюджет от экологического сбора, будет направлена на субсидии компаниям и ИП, которые выпускают товары из переработанных отходов.

Размер господдержки будет рассчитываться исходя из количества переработанного мусора. Субсидии конкретным организациям и предпринимателям будут выделяться по правилам, которые утвердит наблюдательный совет публично-правовой компании "Российский экологический оператор".

Значительная часть экологического сбора, как и прежде, будет направляться на создание мусороперерабатывающих заводов и закупку контейнеров для раздельного сбора твердых бытовых отходов.

 

Постановление Правительства РФ от 25 марта 2022 г. N 467 "О порядке и условиях предоставления средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора"

 

Вступает в силу с 5 апреля 2022 г., за исключением абзаца второго пункта 1 и пункта 2 настоящего постановления, вступающих в силу с 1 января 2023 г.

 

Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 марта 2022 г. N 0001202203280029, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 апреля 2022 г. N 14 ст. 2254

 

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2024 г. N 468

Изменения вступают в силу с 24 апреля 2024 г.

 

Постановление Правительства РФ от 3 августа 2023 г. N 1266

Изменения вступают в силу с 11 августа 2023 г.

 

Постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 г. N 1770

Изменения вступают в силу с 15 октября 2022 г.