Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29 марта 2022 г. N 306-ЭС21-23661 по делу N А57-21488/2020
Резолютивная часть определения объявлена 23 марта 2022 г.
Полный текст определения изготовлен 29 марта 2022 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Першутова А.Г.,
судей Завьяловой Т.В., Павловой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шавеля Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.04.2021 по делу N А57-21488/2020, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.09.2021 по тому же делу
по заявлению индивидуального предпринимателя Шавеля Сергея Николаевича к Приволжскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о признании незаконным и отмене постановления от 22.10.2020 N 39 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - Призов Е.Б., Тадевосян К.С.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г., выслушав представителей Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
индивидуальный предприниматель Шавель Сергей Николаевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Приволжскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.10.2020 N 39 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Государственный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Мордовия".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.04.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021, предпринимателю отказано в удовлетворении заявления.
Арбитражный суда Поволжского округа постановлением от 06.09.2021 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Предприниматель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об удовлетворении заявления.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г. от 02.02.2022 кассационная жалоба предпринимателя вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей административного органа, в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания предпринимателя, Судебная коллегия установила следующее.
Постановлением административного органа от 22.10.2020 N 39 предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, предприниматель оспорил его в арбитражном суде.
Рассматривая настоящий спор, суды установив, что предприниматель осуществлял реализацию дизельного топлива ЕВРО, летнее, сорта С, экологического класса К5, марки ДТ-Л-К5, не соответствующего требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", пришли к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, и признали правомерным привлечение предпринимателя к указанной административной ответственности. При этом суды признали правильным размер назначенного предпринимателю административного штрафа, указав на то, что предпринимателю назначен штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, который составляет 500 000 рублей.
На основании изложенного суды отказали предпринимателю в удовлетворении заявления.
Однако выводы судов относительно минимального размера санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, нельзя признать правомерными, поскольку суды не учли следующее.
Часть 4.5 статьи 3.5 КоАП РФ и часть 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ были введены в действие одним и тем же Федеральным законом от 29.12.2017 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке".
Как следует из паспорта проекта указанного Федерального закона, данный закон принят в целях усиления административной ответственности за нарушение требований технического регламента при производстве и (или) реализации моторного топлива. Законопроектом, внесенным к первому чтению, предполагалось дополнить КоАП РФ статьей 14.43.1. В соответствии с частью 2 этой статьи минимальный штраф не мог быть менее 500 000 рублей.
Однако ко второму чтению была внесена поправка, в соответствии с которой статья 3.5 КоАП РФ была дополнена частью 4.5, согласно которой размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, был ограничен 3% суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.
Поскольку исчисление штрафа, исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, производится только в соответствии со статьей 14.43.1 КоАП РФ, то статья 14.43.1 КоАП РФ не является специальной по отношению к части 4.5 статьи 3.5 КоАП РФ.
При этом положения части 4.5 статьи 3.5 КоАП РФ направлены на обеспечение индивидуального подхода к определению размера административного штрафа исходя из размера выручки правонарушителя и подлежат применению при определении минимального размера штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
Невозможность применения части 4.5 статьи 3.5 КоАП РФ к ситуации, когда размер штрафа, исчисленный исходя из 3% от суммы выручки, составит менее 500 000 рублей, привела бы к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку ее применение ставилось бы в зависимость от размера выручки. Вряд ли воля законодателя была направлена на то, чтобы ограничить размеры штрафов только за правонарушения, совершаемые на сетевых АЗС, входящих в структуры вертикально интегрированных нефтяных компаний, лишив этой гарантии субъектов малого и среднего предпринимательства. В некоторых случаях это могло бы привести к тому, что сумма штрафа, особенно в случаях привлечения к ответственности по части 3 статьи 14.43.1 КоАП РФ, согласно которой размер штрафа не может быть менее 2 000 000 рублей, оказалась бы более размера самой выручки.
В таком случае административные штрафы, имеющие значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, превратились бы в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости.
На недопустимость этого неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 17.01.2013 N 1-П, Постановление от 25.02.2014 N 4-П и др.)
Поскольку вывод судов о минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, сделан без учета положений части 4.5 статьи 3.5 КоАП РФ, и без установления обстоятельств, связанных с суммой выручки предпринимателя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 291 11 - 291 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.04.2021 по делу N А57-21488/2020, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.09.2021 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Председательствующий судья |
А.Г. Першутов |
Судья |
Т.В. Завьялова |
Судья |
Н.В. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение изготовителем или продавцом требований техрегламентов в части характеристик моторного топлива.
Штраф исчисляют в размере 1% от выручки за предшествующий год или его часть, если подобная деятельность велась менее такого периода. При этом величина санкции составляет не ниже 500 тыс. руб.
ВС РФ разъяснил, что при привлечении к указанной ответственности можно применять специальное правило. Штраф, исчисляемый исходя из упомянутой выручки от реализации топлива, не может превышать 3% суммы этого дохода за календарный год или его часть.
С учетом этого, штраф могут назначить в размере ниже 500 тыс. руб., когда 3% от выручки составляют менее такой суммы.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29 марта 2022 г. N 306-ЭС21-23661 по делу N А57-21488/2020
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-28602/2023
03.11.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9579/2022
22.09.2022 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-21488/20
26.07.2022 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 204-ПЭК22
06.09.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7473/2021
08.06.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3879/2021
05.04.2021 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-21488/20