Решение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2022 г. N АКПИ21-1124
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ" о признании частично недействующей формы заявления о возврате авансовых платежей (приложение N 1), утверждённой приказом Федеральной таможенной службы от 10 января 2019 г. N 7,
установил:
приказом Федеральной таможенной службы (далее также - ФТС России) от 10 января 2019 г. N 7 утверждена форма заявления о возврате авансовых платежей (приложение N 1) (далее - Приказ, Форма заявления соответственно). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 7 февраля 2019 г., регистрационный номер 53719, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 февраля 2019 г.
Форма заявления предусматривает в том числе указание в ней сведений: об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН); о коде причин постановки на учёт юридического лица, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (КПП); о страховом номере индивидуального лицевого счёта физического лица (при наличии) (СНИЛС); о месте нахождения юридического лица/адресе места жительства (проживания) индивидуального предпринимателя или физического лица; о документе, подтверждающем правопреемство; о передаточном акте; о номере банковского счёта; о наименовании кредитной организации; о банковском идентификационном коде кредитной организации (БИК); о корреспондентском счёте; об общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований (ОКТМО) и кодах бюджетной классификации (КБК), а также указание суммы возврата.
Общество с ограниченной ответственностью "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ" (далее также - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующей Формы заявления в части указания сведений о коде бюджетной классификации в заявлении о возврате авансовых платежей, ссылаясь на её противоречие части 8 статьи 36 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ). По мнению Общества, возможность установления приказом дополнительных требований к содержанию заявления о возврате авансовых платежей действующими нормами права не установлена.
В обоснование своего требования указало, что отсутствие в заявлениях Общества о возврате авансовых платежей сведений о коде бюджетной классификации, с которого производится возврат авансовых платежей, послужило основанием для отказа в возврате авансовых платежей административному истцу, что повлекло нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Федеральная таможенная служба и Министерство юстиции Российской Федерации указали, что Форма заявления утверждена федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует законодательству Российской Федерации, не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В судебном заседании представитель Общества Ильичев А.С. поддержал заявленное требование.
Представители ФТС России Панькина Л.И. и Шатилова Э.Е. не признали административный иск.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации в письменном отзыве заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие его представителя.
Выслушав объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ" Ильичева А.С., возражения представителей Федеральной таможенной службы Панькиной Л.И. и Шатиловой Э.Е., обсудив письменный отзыв Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее также - Таможенный кодекс и Союз соответственно), и актами, составляющими право Евразийского экономического союза (международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее также - Договор о Союзе) и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 67 Таможенного кодекса установлено, что возврат (зачёт) сумм авансовых платежей, иных денежных средств (денег) осуществляется в случаях, порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведена уплата таких авансовых платежей, иных денежных средств (денег).
Согласно части 5 статьи 35 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ форма, формат, структура и порядок представления лицом, внёсшим авансовые платежи, заявлений, указанных в пунктах 3-5 части 3 данной статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
В силу части 7 статьи 36 приведённого федерального закона форма, формат, структура и порядок подачи заявления о возврате авансовых платежей утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная таможенная служба (пункт 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809).
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных такому органу полномочий. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюдён и не оспаривается административным истцом.
Приказом утверждены: форма заявления о возврате авансовых платежей (приложение N 1), форма решения таможенного органа о возврате авансовых платежей (приложение N 2), форма уведомления об отказе в возврате авансовых платежей (приложение N 3) и порядок подачи заявления о возврате авансовых платежей (приложение N 4).
Согласно пункту 1 Порядка подачи заявления о возврате авансовых платежей для возврата авансовых платежей (приложение N 4) лицо, указанное в части 1 статьи 30 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ, обращается с заявлением о возврате авансовых платежей в таможенный орган в соответствии с частями 1, 4, 15 статьи 36 данного федерального закона.
Заявление подаётся по каждому отдельному коду бюджетной классификации, который в соответствии с законодательством Российской Федерации администрирует Федеральная таможенная служба (пункт 11 Порядка подачи заявления о возврате авансовых платежей для возврата авансовых платежей (приложение N 4)).
Следовательно, утверждённый Порядок подачи заявления о возврате авансовых платежей предусматривает указание в заявлении отдельного кода бюджетной классификации.
Довод административного истца о противоречии оспариваемой Формы заявления части 8 статьи 36 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ лишён правовых оснований.
Согласно статье 26 Договора о Союзе зачисление и распределение сумм ввозных таможенных пошлин, их перечисление в доход бюджетов государств-членов осуществляются в порядке согласно приложению N 5 к Договору о Союзе.
Пунктом 3 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение N 5 к Договору о Союзе) закреплено, что ввозные таможенные пошлины уплачиваются на единый счёт уполномоченного органа отдельными расчётными (платёжными) документами (инструкциями). В счёт уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены авансовые платежи, вывозные таможенные пошлины, налоги и сборы, а также иные платежи (за исключением специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин), уплаченные в соответствии с законодательством государства-члена и поступившие на единый счёт уполномоченного органа.
Частью 2 статьи 35 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ предусмотрена возможность использования авансовых платежей в счёт уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. В этом случае в качестве распоряжения лица, внёсшего авансовые платежи, рассматривается подача заявления о возврате авансовых платежей или заявления о зачёте денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счёт денежного залога (пункт 3 части 3 статьи 35 этого федерального закона).
Исходя из положений статьи 36 названного федерального закона плательщик имеет право на возврат денежных средств, ранее внесённых в счёт уплаты предстоящих таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов (авансовые платежи), которое, по общему правилу, может быть реализовано в течение трёх лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.
В соответствии с частью 8 статьи 36 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ заявление о возврате авансовых платежей должно содержать: 1) идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учёт, наименование и адрес юридического лица (физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя), - для юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей; 2) сведения о документе, подтверждающем правопреемство, в том числе сведения о передаточном акте в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - для юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации и являющихся правопреемниками лица, внёсшего авансовые платежи; 3) фамилию, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (проживания) физического лица, страховой номер индивидуального лицевого счёта (при наличии), серию и номер документа, удостоверяющего личность физического лица (паспорт гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве в соответствии с международными договорами Российской Федерации), - для физических лиц; 4) реквизиты банковского счёта заявителя, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации; 5) сумму денежных средств, заявляемую к возврату.
Данная норма предусматривает общую совокупность сведений, которые должны содержаться в заявлении о возврате авансовых платежей.
К отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ).
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает, что поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (абзац первый пункта 7 статьи 45).
Необходимость указания кода бюджетной классификации (КБК) в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, определена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", который согласован с Центральным банком Российской Федерации и Федеральной таможенной службой.
В силу пункта 3 Правил указания информации, идентифицирующей платёж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами (приложение N 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н), распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному таможенному платежу, одному коду бюджетной классификации Российской Федерации и одному коду таможенного органа.
Частью 2 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с названным кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85 утверждён Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, которым определён принцип открытости бюджетной классификации Российской Федерации для всеобщего ознакомления.
В соответствии со сведениями о коде бюджетной классификации (КБК), указанными в распоряжениях о переводе денежных средств, в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, производится зачисление денежных средств на лицевые счета в сроки, установленные частью 2 статьи 35 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ.
Из части 2 статьи 35 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ следует, что информация о денежных средствах, поступивших на счёт Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, отражается на лицевом счёте плательщика не позднее четырёх часов с момента поступления главному администратору доходов федерального бюджета банковской выписки.
С учётом изложенного следует признать, что авансовые платежи в счёт будущих таможенных и иных платежей уплачиваются с присвоением им соответствующего кода бюджетной классификации и учитываются как отдельный вид доходов федерального бюджета с момента их поступления на счета Федерального казначейства.
Учёт остатков денежных средств на лицевом счёте осуществляется в объёме общего остатка денежных средств по коду бюджетной классификации (КБК) без детализации по расчётным (платёжным) документам.
Таким образом, на лицевом счёте могут учитываться остатки денежных средств по нескольким кодам бюджетной классификации (КБК).
В целях обеспечения возможности плательщику распорядиться авансовыми платежами по конкретному коду бюджетной классификации (КБК) в Форме заявления предусмотрено указание плательщиком кода бюджетной классификации (КБК), остатки по которому подлежат возврату.
Такое правовое регулирование процесса возврата авансовых платежей и иных платежей осуществлено в рамках дискреции ФТС России, установленных частью 7 статьи 36 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ, соответствует положениям Договора о Союзе, Таможенного кодекса, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах Форма заявления в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не может рассматриваться как нарушающая права административного истца в упоминаемых им аспектах, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела влечёт принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ" о признании частично недействующей формы заявления о возврате авансовых платежей (приложение N 1), утверждённой приказом Федеральной таможенной службы от 10 января 2019 г. N 7, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.С. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2022 г. N АКПИ21-1124
Текст решения опубликован не был