Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 238
Облагается ли единым социальным налогом оплата стоимости питания, получаемого спортсменами для участия в соревнованиях и для учебно-тренировочного процесса?
Функционирование системы физической культуры и спорта регламентируется Федеральным законом от 29.04.99 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и законами субъектов Российской Федерации, в частности, Законом г. Москвы от 26.06.96 N 20 "О физической культуре и спорте".
Порядок и источники финансирования учебно-тренировочных процессов и соревнований, определенные названными законами, допускают возможность применения норм расходов по финансовому обеспечению спортивно-массовых мероприятий, установленных исполнительными органами власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в частности, Комитетами физкультуры и спорта региональных органов исполнительной власти.
При проведении спортивных мероприятий оплата стоимости питания судьям, организаторам и обслуживающему персоналу по этим нормам не будет облагаться единым социальным налогом в том случае, если:
- лица указанных должностей являются работниками физкультурно-спортивных организаций;
- организации, работниками которых являются судьи, организаторы и обслуживающий персонал, соответствуют перечню субъектов физкультурно-спортивного движения, определенному законодательством Российской Федерации;
- мероприятия, при проведении которых указанным лицам производится оплата питания, являются учебно-тренировочным процессом или соревнованиями.
К физкультурно-спортивным организациям должны относиться субъекты физкультурно-спортивного движения, поименованные в ст. 5 Федерального закона "О физической культуре и спорте Российской Федерации".
Спортсменами, согласно законодательству, являются лица, систематически занимающиеся спортом и выступающие на спортивных соревнованиях. Оплата питания спортсменам - участникам учебно-тренировочного процесса и соревнований на основании пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не должна облагаться единым социальным налогом.
Аспирантам, обучающимся с отрывом от производства, выплачиваются государственные стипендии. В перечень не подлежащих налогообложению сумм не включены данные выплаты. Облагаются ли такие стипендии единым социальным налогом?
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, не подлежат обложению единым социальным налогом.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 10.07.2000, 07.08.2000, 30.12.2001) лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, обеспечиваются государственными стипендиями. Федеральным законом от 13.01.96 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в ст. 42 стипендии определены как социальные пособия. В контексте названных федеральных законов стипендии лицам, обучающимся в аспирантуре по очной форме обучения, являются государственными социальными пособиями.
Таким образом, на стипендии аспирантам очной формы обучения как на государственные социальные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании пп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса единый социальный налог начисляться не должен.
Преподаватели общеобразовательной школы помимо основной учебной нагрузки по тарификации, которая оплачивается из федерального бюджета, заключили со школой Договор возмездного оказания образовательных услуг по платным дополнительным образовательным услугам, согласно которому исполнитель работает договорное количество часов, а школа оплачивает оказанные услуги.
Начисляется ли единый социальный налог на данные выплаты?
Согласно п. 1 ст. 236 части Кодекса объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с п. 3 ст. 238 Кодекса в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации) помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 указанной статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Следовательно, в случае если физическому лицу работодателем производятся выплаты, предусмотренные условиями договора гражданско-правового характера, регулируемого Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), то с таких выплат не начисляется сумма единого социального налога (взноса) в части, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В случае если работодатель заключил трудовой договор, регулируемый Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ), с физическим лицом, начисление единого социального налога производится в отношении всех фондов.
Следует отметить, что гражданско-правовые договоры (предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг) относятся к области не трудового, а гражданского права. Поэтому отношения, возникающие между сторонами таких договоров, одной из которых является гражданин, регламентируются ГК РФ. Условия труда граждан, выполняющих работу по трудовому договору (контракту) и гражданско-правовому договору, существенным образом различаются. Например:
- при заключении трудового договора работник зачисляется в штат предприятия (постоянный состав сотрудников какого-либо учреждения, к штатному персоналу относятся и лица, работающие на соответствующем предприятии по совместительству), а при заключении гражданско-правового договора этого не происходит;
- при реализации первого договора работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, при реализации второго договора он этого не делает;
- по первому договору администрация предприятия обеспечивает работнику условия труда, предусмотренные ТК РФ, коллективным и трудовым договором (контрактом), по второму работник самостоятельно организует свой труд;
- при реализации трудового договора социальная защищенность работников предусмотрена ТК РФ, например, право на отпуск, оплату листка нетрудоспособности и т. д., при реализации гражданско-правового договора она отсутствует, а работа осуществляется работником на свой риск.
Организация в связи с производственной необходимостью направляет в командировку за границу сотрудника, привлекаемого к работе по договору гражданско-правового характера. Подлежат ли обложению единым социальным налогом командировочные расходы, возмещенные организацией, командировавшей сотрудника?
Согласно п. 2 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе компенсационные выплаты, связанные с командировочными расходами.
Порядок и условия командирования работников, а также нормы возмещения командировочных расходов установлены ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Инструкцией Минфина СССР, Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС от 07.04.88 N 62, постановлением Правительства РФ от 26.02.92 N 122, приказом Минфина России от 13.08.99 N 57н*, письмом Минфина России от 12.05.92 N 30.
О возмещении командировочных расходов см. Трудовой кодекс РФ
Указанными законодательными и нормативными документами предусмотрена возможность служебных командировок за счет организации-работодателя только при наличии между организацией и физическим лицом (работником) взаимоотношений по трудовым договорам, регламентируемым ТК РФ.
Взаимоотношения по договорам гражданско-правового характера регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно положениям названного кодекса затраты на поездки, связанные с выполнением работ (услуг) по договору гражданско-правового характера, не предусмотренные в сумме договора, можно квалифицировать как дополнительные расходы исполнителя на выполнение условий договора. Такие расходы по договоренности сторон могут быть компенсированы исполнителю организацией-заказчиком.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам, являются объектом обложения единым социальным налогом.
Главой 24 Кодекса не предусмотрено исключение из общей суммы выплат по гражданско-правовым договорам суммы расходов, связанных с выполнением работ (оказанием услуг).
Таким образом, если организация произвела оплату расходов на поездку за границу лица, работающего по договору гражданско-правового характера, стоимость таких расходов должна быть учтена при исчислении единого социального налога.
В связи с вступлением в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации и введением единого социального налога будет ли на нижеперечисленные суммы, выплачиваемые из средств Фонда социального страхования, начисляться единый социальный налог: оплата санаторно-курортного лечения, единовременное пособие при рождении ребенка, социальное пособие на погребение, ежемесячное пособие по уходу за детьми до полутора лет, оплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), оплата проезда к месту лечения и обратно, оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет?
На основании пп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, пособие на санаторно-курортное лечение, оплата путевок на санаторно-курортное лечение, социальное пособие на погребение и др. являются видами обязательного страхового обеспечения граждан.
Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, где страховщиками являются организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. На основании постановления Правительства РФ от 12.02.94 N 101 страховщиком по названным выше видам страхового обеспечения является Фонд социального страхования Российской Федерации. Данный Фонд управляет средствами государственного социального страхования, поступившими от налогоплательщиков в виде платежей по единому социальному налогу, ассигнований из федерального бюджета и других поступлений.
Выплаты указанных пособий работникам производятся за счет средств Фонда социального страхования в порядке и на условиях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.95 N 81-ФЗ, "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.93 N 5487-1 (с изменениями от 02.03.98, 20.12.99, 02.12.2000), Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" от 12.01.96 N 8-ФЗ, постановлением Минтруда России и Фонда социального страхования РФ от 04.04.2000 N 26/34 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами", "Инструкцией о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации" (утв. постановлением ФСС РФ от 09.02.2001 N 11), "Инструкцией о порядке приобретения, распределения, выдачи и учета путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств государственного социального страхования (утв. постановлением ФСС РФ от 06.08.97 N 64).
Таким образом, перечисленные в вопросе виды выплат за счет средств Фонда социального страхования не подлежат обложению единым социальным налогом.
Пункт 1 ст. 238 Налогового кодекса предусматривает невключение в налогооблагаемую базу единым социальным налогом не только пособий, выплачиваемых из Фонда социального страхования, но и других государственных пособий. Если да, то каких именно?
Пособия в Российской Федерации являются одной из форм социальной помощи и по юридической терминологии определяются как регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или государственного бюджета. Федеральный закон от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определяет государственную социальную помощь как предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.
В названном законе использованы следующие понятия:
социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг;
компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.
Таким образом, в пп. 1 п. 1 ст. 238 Кодекса понятие "государственные пособия" может иметь расширенное толкование и означать все виды государственной социальной помощи, кроме компенсаций, которые рассматриваются пп. 2 п. 1 ст. 238.
Законом "О государственной социальной помощи" устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом регулирования названного Федерального закона является государственная социальная помощь, которая оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Источниками оказания такой государственной социальной помощи в основном являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. Она назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Суммы государственной социальной помощи, выплачиваемые органами социальной защиты малоимущим гражданам, единым социальным налогом не облагаются.
К государственным пособиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся прежде всего пособия, выплачиваемые за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов и ассигнований в эти фонды из федерального бюджета. Перечень таких пособий, приведенных в пп. 1 п. 1 ст. 238, не является исчерпывающим.
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" видами обязательного страхового обеспечения граждан являются следующие пособия и выплаты: трудовые пенсии (пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца);
социальные пенсии, не связанные с результатами труда;
пособия по временной нетрудоспособности;
пособия по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
пособие на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
оплата путевок на санаторно-курортное лечение;
страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
пособие по безработице;
социальное пособие на погребение.
Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, где страховщиками являются организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховщиками по названным выше видам страхового обеспечения являются: Пенсионный фонд Российской Федерации - на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 и Фонд социального страхования Российской Федерации - на основании постановления Правительства РФ от 12.02.94 N 101. Данные фонды в соответствии с названными постановлениями управляют средствами государственного социального страхования, поступившими в виде взносов от налогоплательщиков, ассигнований из федерального бюджета и других поступлений.
Облагаются ли единым социальным налогом компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями всех форм собственности и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста?
В подпункте 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не отражены ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями всех форм собственности и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. Эти выплаты осуществляются организациями на основании Указа Президента от 30.05.94 N 1110 (с изменениями от 08.02.2001). Во исполнение Указа Президента постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1206 утвержден порядок назначения и выплаты названных компенсационных выплат за счет и в пределах средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. При дословном чтении пп. 2 п. 1 ст. 238 компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, как не подтвержденные законодательными актами, должны облагаться единым социальным налогом.
Облагаются ли единым социальным налогом компенсационные выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и соответствующего денежного возмещения лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?
Компенсационные выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений, коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения, регламентируются Законом Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Согласно статьям 18 и 19 названного Закона работодатель обязан по месту работы обеспечить работника и членов его семьи жилой площадью по нормам, установленным для данной местности. В случаях когда работодатель не может обеспечить работника жилой площадью, он возмещает ему расходы по ее найму (приобретению) в пределах норм, определенных Правительством Российской Федерации.
Гражданам, в том числе коренным жителям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет, а работникам, получившим инвалидность (в том числе и по общему заболеванию) или профессиональное заболевание - до истечения указанного срока, предоставляется право по вновь избранному месту жительства на приобретение квартиры или приоритетное вступление в жилищно-строительный кооператив либо выделяется земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 238 главы 24 Кодекса средства организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направляемые на строительство жилья в других регионах для работников указанных организаций, не должны облагаться единым социальным налогом.
Лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выплачивается стоимость освобождаемого жилья по месту сдачи жилища.
Порядок и нормы выплаты рассматриваемых компенсаций определяются постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 04.11.93 N 1141 "О нормах возмещения расходов по найму, аренде и приобретению жилой площади гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о размерах компенсаций, выплачиваемых за освобождаемое жилье при выезде граждан из указанных районов и местностей", а также коллективными договорами (соглашениями).
Включаются ли в налогооблагаемую базу единым социальным налогом компенсационные выплаты за использование личного легкового автомобиля для служебных поездок, а также своего инструмента?
В соответствии со ст. 188 Трудового кодекса Российской Федерации работники, использующие свои инструменты для нужд предприятия, учреждения, организации, имеют право на получение компенсации за износ (амортизацию) своих инструментов.
Размер и порядок выплаты этой компенсации определяются организацией по согласованию с работником и соответствующим выборным профсоюзным органом (при наличии его в организации), если размер и порядок выплаты компенсации не установлены в централизованном порядке.
В централизованном порядке регламентируются следующие компенсации:
музыкантам-исполнителям за пользование собственными музыкальными инструментами;
работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок в пределах норм, устанавливаемых Минфином России. Такие нормы являются предельными.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса компенсации в размере, не превышающем установленные нормы, не подлежат обложению единым социальным налогом.
Выплаты компенсаций за использование личного автомобиля, превышающие нормы, а также за парковку автомобиля, его ремонт, покупку горюче-смазочных материалов и т. п. являются объектом обложения единым социальным налогом. Если выплата компенсаций производится работнику, чьи должностные обязанности не связаны с постоянными служебными разъездами, или в период его нахождения в отпуске, командировке, а также во время его болезни (когда автомобиль не эксплуатируется), расчет единого социального налога должен производиться в общеустановленном порядке.
Организация выдает мыло и обеззараживающие средства своим работникам, выполняющим работы, связанные с загрязнением. Следует ли начислять единый социальный налог на компенсационные выплаты за самостоятельное приобретение моющих и обеззараживающих средств?
Статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации определена обязательная выдача смывающих и обезвреживающих средств на работах, связанных с загрязнением. Мыло выдается работникам бесплатно по установленным нормам.
На работах, где возможно воздействие на кожу вреднодействующих веществ, выдаются бесплатно по установленным нормам смывающие и обеззараживающие средства. Пасты, мази, смывающие и обезвреживающие вещества выдаются бесплатно по специальным перечням таких работ с указанием в них норм выдачи.
<< Статья 236 Статья 236 |
Статья 239 >> Статья 239 |
|
Содержание Разъяснения Управления МНС по г. Москве к некоторым статьям главы 24 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.