Письмо Управления МНС по г. Москве от 26 февраля 2002 г. N 11-10/08514
Вопрос: 1. Предусмотрены ли обязательные реквизиты для бланка строгой отчетности утвержденной формы, выдаваемого организацией при оказании услуг клиентам?
2. В случае выдачи организацией (предпринимателем) при оказании услуг клиентам бланков строгой отчетности, на которых отсутствуют обязательные реквизиты, предусмотренные для данной формы документов строгой отчетности, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, будет ли это являться нарушением, какая ответственность применяется за данное правонарушение?
Ответ: 1. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 предоставило право определенным категориям предприятий (в том числе физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг) использовать при расчетах с населением для учета наличных денежных средств определенные формы документов строгой отчетности, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
В соответствии с п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.98 N 904 (далее - Положение), организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной.
На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:
а) наименование организации;
б) идентификационный номер организации-налогоплательщика;
в) заводской номер контрольно-кассовой машины;
г) порядковый номер чека;
д) дата и время покупки (оказания услуги);
е) стоимость покупки (услуги);
ж) признак фискального режима.
На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения.
Исходя из вышеизложенного, требования п. 4 вышеуказанного Положения применимы к чекам или вкладным (подкладным) документам, напечатанным контрольно-кассовой машиной.
2. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (далее - постановление) предоставило право определенным категориям предприятий (в том числе физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг) использовать при расчетах с населением для учета наличных денежных средств определенные формы документов строгой отчетности, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.08.99 N 10 указано, что в соответствии с п. 1 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 917 (далее - Перечень), юридические лица (индивидуальные предприниматели), которым предоставлено право при оказании услуг осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее - ККМ), обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
В соответствии с указанным выше постановлением право разработки и утверждения форм документов строгой отчетности, по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций, предоставлено Министерству финансов Российской Федерации. Все остальные бланки неустановленного образца не являются документами строгой отчетности и не дают права на их использование при осуществлении денежных расчетов с населением.
Следовательно, при оказании услуг клиентам в случае выдачи организацией (предпринимателем) бланков строгой отчетности, на которых отсутствуют обязательные реквизиты, предусмотренные для данной формы документов строгой отчетности, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, следует рассматривать как невыдачу документа строгой отчетности и соответственно организации (предприниматели) несут ответственность как за неприменение ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.
Заместитель руководителя |
Ю.А. Мавашев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 26 февраля 2002 г. N 11-10/08514
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 8, 2002 г.