Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 марта 2002 г. N КА-А40/1122-02
решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.11.2001 г. Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС Российской Федерации) отказано в иске о взыскании с ООО "Комплекс-Очаково" штрафа в размере 29978 руб. на основании п. 1 и 2 ст. 117 НК РФ за ведение деятельности без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение от 26.11.2001 г. и принять новое решение о взыскании с ответчика штрафа.
При этом, излагая обстоятельства дела и обосновывая расчет штрафа, МРО ФСС Российской Федерации указывает, что право на взыскание штрафов, недоимок и пеней в связи с социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по нормам налогового права предусмотрено ст. 34-1, ст. 10 Федерального закона Российской Федерации "О бюджете Фонда социального страхования на 2000 год".
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения от 26.11.2001 г. по делу N А40-39126/01-117-472 Арбитражного суда г. Москвы, в том числе и по доводам кассационной жалобы.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании находящиеся в деле доказательства, арбитражный суд разрешил спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену решения от 26.11.2001 г.
При этом было установлено, что истец просит взыскать с ответчика штраф в размере 20000 руб. по п. 1 ст. 117 НК РФ, в размере 9978 по п. 2 ст. 117 НК РФ, недоимку - 1303, пени - 279 руб., наложенные по решению от 31.05.2001 г. N 132, принятому на основании норм налогового законодательства за уклонение от постановки на учет в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Поэтому, правильно применив указанные в судебном акте нормы материального права, в том числе ст. 34-1, ст. 117 НК РФ, ст. 10 ФЗ от 02.01.2000 г. N 24 "О бюджете ФСС РФ на 2000 г.", арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении иска.
МРО ФСС РФ с 01.01.2001 г. не обладает полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию налоговых санкций, а ответчик не мог быть привлечен к ответственности по ст. 117 НК РФ за уклонение от постановки на учет в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Довод МРО ФСС Российской Федерации о том, что страховые органы правомочны привлекать плательщиков страховых взносов к налоговой ответственности за нарушение ими сроков постановки на учет в качестве страхователей от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не состоятелен.
В соответствии со ст. 9, 30, 34-1 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ. В соответствии со ст.ст. 9, 11 Федерального закона от 05.08.2000 г. с 01.01.2001 г., в связи с введением в действие части второй НК РФ, налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в эти фонды страховых взносов, входящих в единый социальный налог. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в единый социальный налог не включены и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", обязанность регистрации плательщиков страховых взносов у страховщика предусмотрена в подпункте 1 п. 2 ст. 17 данного закона. Последствия уклонения от такой регистрации предусмотрены ст. 19 названного закона.
Ежегодно принимаемые федеральные законы о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации носят срочный характер и действуют в тот период, на который они приняты. Действовавший в 2001 г. закон не предусматривал применения финансовых санкций к плательщикам указанных страховых взносов при нарушении регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью первой НК РФ.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке норм материального права, не опровергающей правомерность его выводов, не могут служить основаниями для отмены решения, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм материального или процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 26.11.2001 г. по делу N А40-39126/01-117-472 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 марта 2002 г. N КА-А40/1122-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании