Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 января 2002 г. N КА-А40/8102-01
Открытое акционерное общество "Фосфор" (далее - ОАО "Фосфор") обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП России) о признании недействительным решения его правления от 10.01.2001 N 1/11-1-р в части включения общества в Реестр субъектов естественных монополий.
Решением от 23.08.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.11.2001, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МАП России подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные.
Отзыв на жалобу не поступил.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя МАП России, поддержавшего жалобу по изложенным в ней мотивам, проверив в порядке ст. 174 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции находит подлежащими отмене состоявшиеся по делу судебные акты как вынесенные на основе неполного исследования всех имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств.
Решением правления МАП России от 10.01.2001 N 1/11-1-р, утвержденным приказом министра от 15.01.2001 N 8, ОАО "Фосфор" в числе других организаций включено в Реестр субъектов естественных монополий в области связи.
Названное общество оспорило это решение в части, касающейся включения его в Реестр, в судебном порядке.
Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что аналогичные услуги предоставляются несколькими организациями, имеющими лицензию на предоставление услуг местной телефонной связи. Наличие у истца лицензии не признано достаточным основанием для включения его в Реестр субъектов естественной монополии в области связи. Также указал на недоказанность антимонопольным органом факта того, что истец является естественным монополистом на указанном товарном рынке.
Данный вывод сделан судом по неполно исследованным обстоятельствам.
Предметом спора является решение правления МАП России.
Рассматривая спор, суд не определил правовую природу оспариваемого акта, не установил, обладает ли он предусмотренными законом признаками ненормативного акта.
Указанное решение правления МАП России не подписано двумя его членами по причине их отсутствия.
Этому обстоятельству суд также не дал правовую оценку.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно ст.4 вышеупомянутого федерального закона, п.2 Положения о Реестре субъектов естественных монополий в области связи, утвержденного приказом МАП России от 18.01.2000 N 21, услуги общедоступной электрической связи, включающие в себя услуги местной телефонной связи, отнесены к сфере естественных монополий.
Рассматривая спор, суд не учел положения названных норм, не определил правовую природу оказываемых ОАО "Фосфор" услуг, не установил их специфику, не выяснил, отвечает ли эта услуга признакам услуг естественной монополии.
Согласно п.4.1 Методических рекомендаций по определению границ и объемов товарных рынков, утвержденных приказом ГКАП России от 26.10.93 N 112, географические границы товарного рынка определяются экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. При этом географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы приобретают или могут приобрести товар.
Вопрос, касающийся определения географических границ товарного рынка, суд надлежащим образом не обсудил, не выяснил технологические возможности абонента приобрести услуги телефонного соединения за пределами пролегания телефонных сетей ОАО "Фосфор".
В соответствии с п.4.1 вышеуказанного Положения МАП России принимает решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр при наличии лицензии на предоставляемые услуги связи, а также сведений, подтверждающих фактическое оказание услуг связи.
Факт действительного оказания таких услуг суд не проверил. Наличие лицензии не свидетельствует о реальном оказании обществом таких услуг.
При изложенных обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию для выяснения всех имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 174-178 АПК РФ, суд постановил:
решение от 23.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 05.11.2001 Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-25948/01-121-136 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 января 2002 г. N КА-А40/8102-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании