Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 января 2002 г. N КА-А40/8230-01
предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, Коршунова Надежда Константиновна обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Инспекции МНС России N 34 по Северо-Западному административному округу города Москвы об обязании возвратить из бюджета ошибочно перечисленный налог с продаж в сумме 206668 руб.
Решением от 31.08.2001, оставленным без изменения постановлением от 06.11.2001 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования истца, подтвержденные материалами дела.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России N 34, в которой ответчик ссылается на то, что применение упрощенной системы налогообложения для малых предпринимателей означает замену уплаты только подоходного налога на уплату стоимости патента.
Истец возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 признаны не соответствующими Конституции РФ положения частей первой, второй, третьей и четвертой п.3 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его произвольного истолкования законодателями субъектов Российской Федерации. Положения нормативных актов в Российской Федерации, воспроизводящие или содержащие такие же положения, какие настоящим постановлением признаны не соответствующими Конституции РФ, должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ.
В связи с этим следует признать, что соответствующие положения Закона г. Москвы "О налоге с продаж" как воспроизводящие неконституционные нормы права не могут применяться судом.
Из названного постановления Конституционного Суда РФ видно, что положения закона, регулирующие порядок взимания налога с продаж, признаны неконституционными в силу их неопределенности.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п.7 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, при наличии указанного постановления Конституционного Суда РФ арбитражный суд обязан все неопределенные положения Закона г. Москвы "О налоге с продаж" истолковать в пользу налогоплательщика.
Утверждение ответчика о том, что, по Закону г. Москвы "О налоге с продаж", налог с продаж не взимается с организаций, но взимается с индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, не может быть положено в основу решения суда как нарушающее п.2 ст.3 Налогового кодекса "Основные начала законодательства о налогах и сборах".
Согласно данной норме права налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Ответчик ссылается на то, что на основании названного постановления Конституционного Суда РФ указанные положения закона должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ и утрачивают силу не позднее 1 января 2002 г.
Указанное положение постановления Конституционного Суда РФ означает, что данные нормы закона утрачивают силу ранее 01.01.2002.
В соответствии со ст.79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в редакции Федерального конституционного закона от 15.12.2001 N 4-ФКЗ в случае, если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ, до принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.
В связи с этим Федеральный арбитражный суд Московского округа полагает возможным не принимать во внимание ссылку ответчика на вынесенное до 15.12.2001 постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.10.2001 по конкретному делу N 1321/01, поскольку обязан непосредственно применить Конституцию РФ, ее статьи 19 (часть 1), 55 (часть 3), 57.
В связи с этим оснований к отмене судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173-175, 177 АПК РФ, суд постановил:
решение от 31.08.2001 и постановление от 06.11.2001 апелляционной инстанции по делу N А40-4704/01-114-57 Арбитражного суда г.Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 34 по Северо-Западному административному округу г.Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 января 2002 г. N КА-А40/8230-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании