О порядке учета сведений в налоговых органах физических лиц, не зарегистрированных по месту жительства на территории Российской федерации, а имеющих только оформленную регистрацию по месту пребывания (в том числе иностранных граждан).
В настоящее время налоговые органы осуществляют постановку на учет физических лиц по месту их временного пребывания только в тех случаях, если физические лица имеют не только регистрацию по месту пребывания, но и по месту жительства на территории Российской Федерации, и которые по объективным причинам не могут обратиться в налоговый орган по месту жительства для постановки на учет и получения ИНН. Для иностранного гражданина обязательным условием для постановки на учет в налоговом органе является наличие "Вида на жительство" на территории Российской Федерации. Что касается требований работодателя к своим работникам состоять на учете в налоговом органе, необходимо сказать следующее. Согласно пункту 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) налоговые агенты, в т.ч. работодатели, обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов персонально по каждому налогоплательщику (работнику), и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. В соответствии с пунктом 1 статьи 230 Кодекса налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена МНС России. Так, например, наряду с другими формами налоговой отчетности Приказом МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц", зарегистрированный в Министерстве юстиции 30.11.2000 г. за N 2479, устанавливается форма справки о доходах физического лица. В ней содержатся как ИНН, так и персональные данные физического лица. В случае, если данная справка представляется в налоговый орган с указанием ИНН физического лица, то его персональные данные могут не заполняться. Необходимо иметь в виду, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих работодателей применять в указанных справках ИНН физического лица - получателя доходов, если он ему не присвоен. Сведения о наличии ИНН можно получить в налоговом органе. В том случае, если ИНН не присваивался, налоговый орган не может отказать в приеме сведений о доходах физических лиц. Однако в соответствии со статьей 129.1 Кодекса лицо (например, работодатель) несет ответственность за несообщение сведений о доходах, выплаченных конкретному физическому лицу (в частности, из-за неточностей указания его персональных данных), которые он представляет в налоговые органы. Эти неточности могут иметь место по причинам устаревания ранее полученных организацией персональных данных физического лица - получателя доходов (замена документов, изменение фамилии, адреса места жительства и т.п.) и легко устраняются путем применения ИНН физического лица, поскольку он неизменен и гораздо компактнее совокупности представляемых персональных данных. Выявление случаев неточной информации о физических лицах в сведениях о выплаченных им доходах осуществляется налоговыми органами в ходе проведения налоговых проверок работодателей. Таким образом, работодатели непосредственно заинтересованы в применении ИНН физическими лицами - получателями доходов. Наличие ИНН является положительным моментом и для физического лица. В связи с введением в действие с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ наиболее остро встал вопрос о защите персональных данных физических лиц - налогоплательщиков при исполнении работодателями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (глава 14 Трудового кодекса "Защита персональных данных работника", ст.85-88). При подаче источником выплаты доходов налоговой отчетности в налоговые органы в случае использования ИНН физического лица появляется дополнительная к предусмотренной законодательством возможность сохранения конфиденциальности персональных данных физического лица, поскольку, как было сказано выше, при указании в налоговой отчетности ИНН физического лица персональные данные в отношении его могут не заполняться. Кроме того, с 1 января 2002 года законодательством о налогах и сборах предусмотрено предоставление налоговых льгот физическому лицу в виде социальных и имущественных налоговых вычетов. Предоставление их будет осуществляться на основании заявления физического лица при подаче налоговой декларации, в которой указывается ИНН физического лица. Таким образом, учитывая наличие положительных моментов и заинтересованность сторон в получении ИНН работниками организации целесообразно после приема на работу физических лиц организовать с помощью налогового органа по месту нахождения организации заполнение бланков заявлений по месту работы, имея в виду принцип добровольности. Непосредственных юридических последствий отказ работника подать заявление в налоговый орган установленной формы не повлечет.
В.Н. Казакова,
государственный советник налоговой службы 2 ранга
18 апреля 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация, размещенная в данном разделе сервера www.nalog.ru не подпадает под определение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данным налоговым органом, выполнение которых налогоплательщиком или налоговым агентом является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом МНС РФ от 23 апреля 2002 г. N 27-0-10/73-П425.