Новые Правила заполнения платежных документов
на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему
Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в 2001 и 2002 гг. осуществляют мероприятия по переводу органов федерального казначейства и налоговых органов на работу в условиях функционирования единого счета федерального казначейства Минфина России (ЕКС) в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 г. N 107-р и электронного документооборота между указанными органами, подразумевающего передачу полноформатных электронных платежных документов. Указанный переход осуществляется в условиях проводимой модернизации органов федерального казначейства и налоговых органов, а также изменения структуры налоговых органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.01 г. N 888 утверждена федеральная целевая программа "Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)", в рамках которой осуществляется совершенствование системы учета налоговых платежей в налоговых органах, развитие информационного взаимодействия между органами федерального казначейства и налоговыми органами и внедрение электронного документооборота с использованием электронных платежных документов (ЭПД). Реализации данных мероприятий способствует постепенное изменение норм федерального законодательства с его ориентированием на создание единого информационного пространства для всех участников бюджетного процесса и внедрение в практику электронных форм документов.
При выработке конкретных решений для МНС России главными приоритетами остаются обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также оказание информационного содействия органам федерального казначейства при выполнении функций межбюджетного регулирования доходов, поступающих от уплаты налоговых платежей.
В 2001 г. установлены новые правила заполнения платежных документов на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации как по юридическим лицам, так и по физическим лицам. Данные правила вступили в силу в январе 2002 г. Речь идет о:
правилах указания информации в расчетных документах на перечисление организациями налогов и сборов - совместный приказ МНС России, ГТК России и Минфина России от 1.10.01 г. N БГ-3-10/961/80н по согласованию с Банком России 6.09.01 г. (зарегистрирован в Минюсте России 5.12.01 г. N 3070);
новых бланках платежных документов N ПД (налог) и N ПД-4сб (налог) на перечисление физическими лицами налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации через структурные подразделения Сбербанка России - совместное письмо МНС России и Сбербанка России от 10.09.01 г. N ФС-8-10/1199, 04-5198 (согласовано с Минфином России).
Цель принятия названных документов состояла в том, чтобы в современных условиях, характеризующихся принципиальным изменением схем движения потоков денежных средств и платежных документов, наилучшим образом обеспечить исполнение норм бюджетного и налогового законодательства. Это возможно было сделать только при наличии в платежных документах всей необходимой информации и упорядочении правил по заполнению соответствующих реквизитов.
Прежние нормативные документы (приказ Минфина России и МНС России от 29.02.2000 г. N 21н, АП-3-25/82; совместное письмо Сбербанка России от 24.04.98 г. N 01-04-1688 и Госналогслужбы России от 29.04.98 г. N КУ-6-09/265) нуждались в изменениях и дополнениях, поскольку перестали удовлетворять требованиям времени (главным образом, работе в условиях ЕКС балансового счета N 40101 и администрирования налогоплательщиков в межрайонных и межрегиональных инспекциях).
В настоящее время в платежных документах и по юридическим лицам, и по физическим лицам присутствуют практически все необходимые реквизиты: ИНН и КПП плательщика, ИНН налогового органа, код бюджетной классификации (КБК), по которому учитывается соответствующий налог (сбор), код муниципального образования ОКАТО и др. Кроме того, существует возможность указывать сумму платежа не только в целом, но и с раздельным указанием по отдельным видам платежа - налогу (сбору), пени, штрафу.
Внесенные изменения полезны для всех участников бюджетного процесса, начиная с налогоплательщиков, кредитных организаций (банков), органов федерального казначейства, осуществляющих учет доходов от уплаты налоговых платежей, и завершая налоговыми органами, контролирующими соблюдение законодательства о налогах и сборах.
С точки зрения налогоплательщиков, четкие правила указания информации в понятном структурированном виде позволяют описать платеж наиболее детально (налог, пени, штраф и так далее), отразив назначение платежа в однозначном виде и сократив до минимума возможные конфликты между налогоплательщиком и налоговым органом при идентификации платежа.
С точки зрения органов федерального казначейства, наличие в платежном документе в специально отведенных местах реквизитов КБК и ОКАТО муниципального образования позволяет осуществлять в автоматизированном режиме распределение платежа по уровням бюджетов в соответствии с действующими и утвержденными Минфином России для отдельных налогов и сборов нормативами распределения. Кроме того, реквизит ИНН налогового органа позволяет осуществлять сортировку по налоговым инспекциям, контролирующим платежи от соответствующих налогоплательщиков - как в условиях ЕКС N 40101, так и в условиях межрайонных и межрегиональных инспекций МНС России.
С точки зрения налоговых органов, наличие в платежном документе в специально отведенных местах реквизитов ИНН, КПП, КБК, ОКАТО позволяет осуществлять учет налоговых платежей в налоговом органе в установленном порядке в автоматизированном виде с учетом положений письма МНС России от 18.03.02 г. N ФС-6-10/314 о порядке ведения карточек лицевого счета налогоплательщиков в налоговых органах.
Таким образом, учтены интересы всех участников бюджетного процесса. Необходимая информация присутствует в платежных документах и обеспечивает работу в современных условиях. Кроме того, новые правила и имеющиеся в платежных документах показатели предоставляют определенный задел на будущее, имея в виду возможную централизацию бюджетных счетов в будущем.
Образцы заполненных платежных документов для юридических и физических лиц регулярно доводятся в регионах до всех заинтересованных сторон.
Помимо информационной составляющей произошедших изменений указанные нормативные документы привнесли и новые особенности во взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. Например, с января 2002 г. налоговые органы стали на основании лицевых счетов налогоплательщиков - физических лиц самостоятельно в автоматизированном режиме формировать заполненные платежные документы формы N ПД (налог), которые вместе с налоговым уведомлением или требованием направляются непосредственно налогоплательщику для оплаты через структурное подразделение Сбербанка России. Это позволяет экономить время плательщика на совершение расчетов с бюджетами и значительно снижает вероятность ошибок. При этом у налогоплательщика сохраняется право на самостоятельное заполнение в отделении банка платежного документа формы N ПД-4сб (налог).
Потребность в инвентаризации форм и правил заполнения платежных документов усилилась в 2001 г. по следующей причине. Модернизация органов федерального казначейства и налоговых органов, структурные изменения налоговых органов, неизбежный переход на ЕКС по счету N 40101 достигли в 2001 г. определенного критического масштаба. Прежние нормативные документы не могли уже обеспечивать новые схемы движения денежных средств и документооборота.
В связи с возникшей в условиях ЕКС территориальной отдаленностью между получателями денежных средств от уплаты налогов и сборов (управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации) и инспекциями МНС России, в которых ведутся карточки лицевых счетов организаций и физических лиц, в том числе межрайонными и межрегиональными инспекциями, документооборот принципиально стал возможен исключительно только в электронном виде.
Структурные изменения в системе налоговых органов предполагают не только укрупнение инспекций МНС России за счет ликвидации более мелких инспекций, в которых состоит на учете небольшое количество налогоплательщиков, но и создание межрайонных (межрегиональных) налоговых инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, контролирующих одновременно территории нескольких районов.
В результате происходящих изменений возникает необходимость в форсировании и ускорении процесса перехода управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации на работу в условиях функционирования ЕКС по счету N 40101, поскольку организовать взаимодействие отделений федерального казначейства, созданных по принципу районного деления, с укрупненными и межрайонными (межрегиональными) налоговыми инспекциями проблематично и нерационально. В настоящее время этот процесс в России активно развивается.
Ускоренное внедрение в полном объеме электронного документооборота, включающего обмен полноформатными электронными платежными документами, между всеми участниками процесса уплаты налогов и сборов становится жизненно необходимым и неизбежным.
Однако, не обеспечив правильность заполнения платежных документов, невозможно гарантировать приемлемый уровень качества электронного документооборота и автоматизированный режим обработки документов на всех этапах его движения. В новых условиях ручная обработка документов должна быть сведена к минимуму. В противном случае это будет тормозить реализуемую реформу и не позволит достичь ожидаемого эффекта.
Положительный эффект, который должен быть достигнут в результате осуществленных изменений при переходе на функционирование Единого казначейского счета Минфина России (ЕКС) и электронный документооборот между органами федерального казначейства и налоговыми органами очевиден. Это:
увеличение скорости документооборота с одновременным сокращением трудоемкости операций по обработке документов;
обеспечение органами федерального казначейства автоматизированной обработки платежных документов при распределении поступающих доходов между бюджетами всех уровней в процессе межбюджетного регулирования (по показателям КБК и ОКАТО);
электронная сортировка платежных документов по отдельным инспекциям МНС России (по показателю ИНН налогового органа);
автоматизированная разноска информации из платежных документов в лицевые счета налогоплательщиков в налоговых органах (по показателям ИНН и КПП налогоплательщика, КБК и ОКАТО);
сокращение сроков представления территориальными финансовыми и налоговыми органами на окружной и федеральный уровень различного рода информации, касающейся налогов и сборов (в том числе по конкретным налогоплательщикам);
совершенствование информационной системы налоговых органов и межведомственного взаимодействия.
В качестве недостатка можно выделить незначительное усложнение в работе для плательщиков в переходный период, которое носит временный характер.
Повышается значение правильности заполнения платежных документов. Платежный документ - это конечный результат всей проделанной плательщиком (налоговым органом) работы. Он не только обеспечивает непосредственное перечисление денежных средств на бюджетный счет, но и является основой при организации соответствующего учета платежей и отчетности в государственном контролирующем органе, единственным достоверным и цельным источником информации об осуществленном платеже, в том числе для ее последующего использования при анализе и межведомственном взаимодействии. Из-за ошибок при заполнении платежных документов возможны поступление платежей не по назначению, рост невыясненных платежей, усложнение и задержка процесса межбюджетного регулирования, трудности при идентификации платежа в налоговом органе и так далее. Все это приводит к конфликтам и дополнительным необоснованным трудовым и финансовым затратам.
При решении вопроса о том, какие конкретные значения показателей ИНН, КПП, КБК и ОКАТО и др. надо указывать в платежных документах, необходимо иметь в виду следующее. Налоговые органы принимают к учету платежные документы при условии, что налогоплательщик уже встал на учет в налоговом органе (с конкретным значением ИНН налогового органа) и в данном органе уже открыты соответствующие карточки лицевого счета налогоплательщика (КЛС) согласно положениям письма N ФС-6-10/314. В заголовочной (призначной) части каждой КЛС содержатся конкретные значения показателей ИНН, КПП, КБК, ОКАТО и др. Именно они и должны указываться в платежных документах.
Данные показатели доводятся налоговыми инспекциями, в которых открыты КЛС налогоплательщиков, индивидуально до каждого налогоплательщика-организации в виде таблицы соответствия "ИНН/КПП/КБК/ОКАТО" для использования последними при заполнении платежных документов. По налогоплательщикам - физическим лицам налоговые органы самостоятельно заполняют форму платежного документа N ПД (налог) с обязательным указанием значений кода бюджетной классификации и кода ОКАТО и направляют ее налогоплательщику в установленном порядке.
При автоматизированном учете уплаты налогов и сборов в налоговом органе идентификация конкретного платежа осуществляется по информации, содержащейся в платежном документе.
МНС России письмом от 5.03.02 г. N БГ-6-10/253 обязало руководителей территориальных налоговых органов взять под личный контроль обучение налогоплательщиков правильному заполнению платежных поручений на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. Разъяснительная работа с налогоплательщиками по указанному вопросу становится одной из приоритетных задач налоговых органов, которым поручено осуществлять эту работу на регулярной постоянной основе.
Для этого необходимо:
регулярное проведение рабочих совещаний и учебных семинаров с налогоплательщиками;
постоянное информирование через СМИ о требованиях налоговых органов, а также о положительном эффекте осуществляемой работы для всех участников;
размещение на постоянной основе на официальных сайтах налоговых органов в сети Internet всей открытой информации по порядку заполнения платежных документов;
доведение до каждого налогоплательщика памятки по заполнению платежных документов и заполненных образцов платежных документов с указанием реквизитов счетов для зачисления налогов (сборов) и ИНН налогового органа. К указанной памятке прилагается таблица соответствия "ИНН/КПП/КБК/ОКАТО", составленная индивидуально для данного налогоплательщика согласно выданным свидетельствам и уведомлениям о постановке на учет в налоговом органе;
всестороннее содействие органам федерального казначейства в ежедневном режиме по определению назначения невыясненных платежей;
проведение совместной работы со всеми кредитными организациями с целью контроля за информацией, указываемой в формализованных и неформализованных полях платежных документов. Обращается особое внимание банков на контроль за наличием кодов КБК и ОКАТО и количеством знаков в этих показателях в момент приема документов от налогоплательщика;
направление налогоплательщикам - физическим лицам налоговых уведомлений вместе с заполненными бланками платежных документов формы N ПД (налог).
В условиях повышения роли информатизации в современном мире и сокращения избыточного объема бумажных носителей мероприятиям по обеспечению правильного заполнения расчетных и платежных документов будет уделяться в перспективе особое приоритетное внимание, поскольку от качества данной работы зависит деятельность всех участников процесса уплаты налогов и сборов.
Ниже приводятся образцы заполнения платежных документов. (Информация, указанная в документах, носит условный характер.)
Погашение организацией общей задолженности в федеральный бюджет по налогу на прибыль в сумме 707 тыс. руб. 90 коп. (в том числе: недоимка - 610 тыс. руб. 40 коп., пени - 90 тыс. руб. 20 коп., дополнительный платеж за пользование бюджетными средствами - 700 руб. 20 коп., штрафы - 6300 руб. 10 коп.) на основании полученного от налогового органа требования об уплате налога N 234-56н/890 от 5 августа 2002 г.
Образец 2
----------------------- /-------------\
Поступ. в банк плат. | 0401060 |
\-------------/
Платежное поручение N 546 18.08.2002 электронно
---------------- -----------------------
Дата Вид платежа
Сумма |
Прописью | Семьсот семь тысяч рублей 90 копеек
----------------------------------------------------------------------------------\
ИНН 2231065432 КПП 223101521 |Сумма |707000-90 |
ЗАО "Алейский комбинат" |-------+--------------------------------|
(значение идентификационного номера|Сч. N |******************* |
и значение КПП доводиться налогоплатель-| | |
щику налоговым органом в уведомлении при| | |
постановке на учет) | | |
Плательщик | | |
-----------------------------------------+-------| |
АКБ "***************************" |БИК | |
|-------| |
|Сч. N |********* |
Банк плательщика | |******************* |
-----------------------------------------+-------+--------------------------------|
ГРКЦ Главного управления Центрального|БИК |********* |
банка Российской Федерации по Алтайскому| | |
краю |-------| |
Банк получателя |Сч. N | |
-----------------------------------------+-------| |
ИНН 2231111111 |Сч. N |******************* |
УФК Минфина России по Алтайскому краю| | |
(ИМНС России N 2231 по Алейскому району)| | |
(значение ИНН налогового органа, наиме-| | |
нование налогового органа и наименование| | |
органа федерального казначейства доводит|-------+--------------------------------|
налоговый орган, где налогоплательщик|Вид оп.|** |Срок плат. | |
стоит на учете) |-------| |-----------|* |
|Наз.пл.| |Очер.плат. | |
|-------| |-----------| |
Получатель |Код | |Рез. поле | |
----------------------------------------------------------------------------------/
Назначение платежа
1010101; 01201802000; ТР; 20.08.2002; 234-56н/890; 05.08.2002;
Код бюджетной классификации по налогу на прибыль |
Код ОКАТО - муници- пального образова- ния, Алейский район. Алтайского края |
Основание платежа- ТР - требование на- логового органа |
Налоговый период - уплаты, установлен- ный в требовании 20 августа 2002 года |
Номер документа - N требования об уплате налогов (сборов) 234-56н/890 |
Дата документа - дата выставления требования 5 ав- густа 2002 года |
НС; 610000-40; ПЕ; 90000-20; ПЦ; 700-20; СА; 6300-20;
Для налога - вид пла- тежа - НС |
Сумма уплачива- емого налога 610000 руб. и 40 коп. |
Для пени - вид платежа - ПЕ |
Сумма уплачиваемых пени 90000 руб. и 20 коп. |
Для процентов - вид платежа - ПЦ |
Сумма уплаты процентов 700 руб. и 20 коп. |
Для налоговых санкций - вид платежа - СА |
Сумма уплаты налоговых санк- ций 6300 руб. и 10 коп. |
Сумма уплаты налога + сумма уплаты пени + сумма уплаты процентов + сумма уплаты налоговых санкций равна сумме, указанной в формализованном поле СУММА |
"погашение задолженности по прибыли" Примечание Текст в кавычках "погашение. задолженности - по прибыли" |
Доводится налоговыми органами |
Примечание. При функционировании в субъекте Российской Федерации ЕКС в поле "Получатель" указывается наименование УФК субъекта Российской Федерации. Если уплата налоговых платежей осуществляется на счета отделений федерального казначейства, то после ИНН налогового органа следует указать ОФК по Алейскому району. Кодовые значения в поле "Назначения платежа" набиваются без пробелов и разделяются. При уплате суммы в целых рублях необходимо указать значение копеек 00.
Уплата организацией текущего платежа по НДС за май 2002 г. в сумме 567 тыс. руб. 20 коп. на основании представленной в налоговый орган налоговой декларации N 123-45н/6789 от 10 июня 2002 г.
Образец 1
--------------------- /-------------\
Поступ. в банк плат. | 0401060 |
\-------------/
Платежное поручение N 325 12.06.2002 электронно
------------------- --------------------------
Дата Вид платежа
Сумма |
Прописью |Пятьсот шестьдесят семь тысяч рублей 20 копеек
-------------------------------------------------------------------------------------\
ИНН 2231065432 КПП 223101521 |Сумма |567000-20 |
ЗАО "Алейский комбинат" |-------+-----------------------------------|
(Значение идентификационного номера|Сч. N |******************** |
и значение КПП доводится налогоплатель-| | |
щику налоговым органом в уведомлении при| | |
постановке на учет) | | |
Плательщик | | |
-----------------------------------------+-------| |
АКБ "***************************" |БИК |********* |
| |******************** |
|-------| |
Банк плательщика |Сч. N | |
-----------------------------------------+-------+-----------------------------------|
ГРКЦ Главного управления Центрального|БИК |********* |
банка Российской Федерации по Алтайскому| | |
краю |-------| |
Банк получателя |Сч. N | |
-----------------------------------------+-------| |
ИНН 2231111111 |Сч. N |******************** |
УФК Минфина России по Алтайскому краю |-------+-----------------------------------|
(ИМНС России N 2231 по Алейскому району)|Вид оп.|** |Срок плат.| |
(значение ИНН налогового органа, наиме-|-------| |----------|* |
нование налогового органа и наименование|Наз.пл.| |Очер.плат.| |
органа федерального казначейства доводит|-------| |----------| |
налоговый орган, где налогоплательщик| | |Рез. поле | |
стоит на учете) | | | | |
| | | | |
Получатель |Код | | | |
-------------------------------------------------------------------------------------/
Назначение платежа
1020102; 01201802000; ТП; МС.05.2002; 0; 10.06.2002; НС; "уплата НДС"
Код бюджетной классификации по НДС |
Код ОКАТО - муници- пального образова- -ния. Алейский район Алтайского края |
Основание платежа - ТП - текущий пла- теж |
Налоговый период - Месячный платеж за май 2002 года |
N документа-для текущего платежа указывается 0 |
Дата документа - Дата подписи дек- ларации (уполномо- ченным лицом) |
Для налога - вид пла- платежа - НС |
Примечание текст в кавычках "уплата НДС" |
МП
Доводится налоговыми органами |
Примечание. При функционировании в субъекте (ЕКС) в поле "Получатель" указывается наименование УФК субъекта Российской Федерации. Если уплата налоговых платежей осуществляется на счета отделений федерального казначейства, то после ИНН налогового органа следует указать ОФК по Алейскому району. Кодовые значения в поле "Назначения платежа" набиваются без пробелов и разделяются. При указании суммы в целых рублях необходимо указать значение копеек 00.
Образец заполненного платежного документа формы N ПД (налог)
для уплаты по нему налога (сбора), пени и штрафа
(до подписания плательщиком)
Извещение Кассир |
Индекс документа: 5023010057325 Форма N ПД (налог) Наименование получателя платежа: ОФК ЮВАО г. Москвы Налоговый орган*(1): ИНН 7722099000 ИМНС N 22 ЮВАО г. Москвы Номер счета получателя платежа: 40101810727005102279 Наименование банка: Московский филиал ОАО Банка Санкт-Петер- бург БИК: 044030790 Корсчет: 30101810900000000790 Наименование платежа: Налог на строение (ЗДЛ) Код бюджетной классификации: 1040100 Код ОКАТО: 22099004305 Плательщик (Ф.И.О.): Иванов Александр Владимирович Адрес плательщика: г. Санкт-Петербург, ул. Партизана Герма- на, дом 32, корпус 2, квартира 123 ИНН плательщика: 502301990912 N лицевого счета платель- щика: 4638 |
|||||||
Платеж по сроку |
Сумма налога (сбора) |
Пеня | Штраф | Итого к уплате | ||||
31.07.02 | 965,00 | 35,50 | 14,50 | 1015,00 | ||||
Плательщик (подпись): Дата: *(1) или иной государственный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за поступлением платежа |
||||||||
Квитанция Кассир |
Индекс документа: 5023010057325 Форма N ПД (налог) Наименование получателя платежа: ОФК ЮВАО г. Москвы Налоговый орган*(2): ИНН 7722099000 ИМНС N 22 ЮВАО г. Москвы Номер счета получателя платежа: 40101810727005102279 Наименование банка: Московский филиал ОАО Банка Санкт-Петер- бург БИК: 044030790 Корсчет: 30101810900000000790 Наименование платежа: Налог на строение (ЗДЛ) Код бюджетной классификации: 1040100 Код ОКАТО: 22099004305 Плательщик (Ф.И.О.): Иванов Александр Владимирович Адрес плательщика: г. Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, дом 32, корпус 2, квартира 123 ИНН плательщика: 502301990912 N лицевого счета платель- щика: 4637 |
|||||||
Платеж по сроку |
Сумма налога (сбора) |
Пеня | Штраф | Итого к уплате | ||||
31.07.02 | 965,00 | 35,50 | 14,50 | 1015,00 | ||||
Плательщик (подпись): Дата: *(2) или иной государственный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за поступлением платежа |
Примечание. Реквизит "Индекс документа" заполняется только налоговым органом; самостоятельно налогоплательщиком не заполняется.
В. Тимощук,
заместитель начальника отдела Департамента учета и отчетности
МНС России
"Финансовая газета", N 20, май 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71