Новая декларация по плате за пользование водными объектами
Приказом МНС России от 15.02.02 г. N БГ-3-21/71 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Госналогслужбы России от 12.08.1998 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" утверждены новые формы налоговой декларации по плате за пользование водными объектами и уточнен основной текст инструкции. Например, прежней редакцией инструкции к плательщикам платы за пользование водными объектами относились организации, имеющие на своем балансе гидроэлектростанцию и осуществляющие выработку электроэнергии, а теперь - организации, осуществляющие эксплуатацию электростанций.
Уточнено определение налогоплательщика при передаче основных средств в аренду. В этом случае налогоплательщиком является лицо, непосредственно осуществляющее пользование водным объектом и указанное в лицензии, а не балансодержатель основного средства, переданного в аренду.
При заполнении новой налоговой декларации необходимо внести дополнительные сведения, которые нельзя проверить при камеральной проверке, но которые важны для проверки добросовестности налогоплательщиков при взаимодействии, например, с лицензионными органами. Теперь в налоговой декларации следует указывать наименование водного объекта и его местонахождение. Эти данные обычно приводятся в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом. Причем налоговые органы интересует не только указание места водопользования, т.е. его пространственных границ, но и территориальное отношение этого водного объекта к границам субъектов Российской Федерации. Согласно части 1 ст.8 Федерального закона от 6.05.98 г. N 71-ФЗ (в ред. от 30.12.01 г.) "О плате за пользование водными объектами" при пользовании водными объектами, расположенными на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, плата вносится в бюджет субъекта Российской Федерации по месту регистрации плательщика с последующим распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся водные объекты. Доля поступлений сумм платы в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации определяется бассейновыми соглашениями между субъектами Российской Федерации. Поэтому в лицензии или договоре пользования водным объектом необходимо наличие специального указания государственного органа о пространственных границах водного объекта и определение в договоре порядка распределения платежей.
При пользовании несколькими водными объектами в одних и тех же целях (например, забора воды из нескольких водных объектов) нужно заполнять несколько расчетов - по расчету на каждый водный объект. В лицензии на водопользование может быть указан годовой лимит или годовой и суточный лимиты. В приложении к лицензии, в так называемых Условиях пользования водными объектами, являющихся продолжением и составной частью лицензии, определенные в лицензии лимиты могут быть разбиты по каждому месту водопользования. То же самое и в договоре пользования водными объектами: лимит указывается как в целом для юридического лица, так и по каждому месту водопользования.
В письме Управления МНС России по г.Москве от 16.11.01 г. N 07-08/1/52749 "Вопросы-ответы по исчислению и внесению в бюджет платы за пользование водными объектами" содержится рекомендация о необходимости контроля за суммами платы по итогам календарного года. Можно сделать вывод о нецелесообразности разделения годового лимита, установленного лицензией в целом по организации, на месячные или квартальные значения по каждому месту водопользования. На практике все зависит от решения налогового органа, проверяющего декларации налогоплательщика. Сведения, содержащиеся в лицензии и в договоре водопользования, позволяют рассчитать размеры ограничения водопользования за любой период. По нашему мнению, лицу, осуществляющему водопользование, следует отдавать предпочтение годовому лимиту, установленному для водопользователя в целом, перед месячным или квартальным. Это позволит более мобильно использовать природный ресурс и избежать платы за превышение лимитов.
Согласно Федеральному закону от 7.08.01 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" с 1 января 2002 г. добыча подземной пресной воды является объектом налогообложения в соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами". Если недропользователь эксплуатирует несколько артезианских скважин, находящихся на территории разных районов одного субъекта Российской Федерации, то распределить платежи между ними и подготовить соответствующие налоговые декларации невозможно. В лицензии, как правило, указывается один лимит на все добывающие скважины. Например, недропользователь имеет три артезианские скважины в Московской области: одну - в Пушкинском районе и две - в Мытищинском. Размер разрешенного водоотбора определен для всех трех скважин. В данном случае водопользователь должен заполнить две налоговые декларации: в инспекции МНС России по г.Пушкину и г.Мытищи, но поделить единый лимит между скважинами он не сможет.
О. Скрябина,
к.э.н.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 21, май 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71