Интервью с М.Е. Фрадковым, директором
Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации
- Михаил Ефимович, несовершенство действующего законодательства в ряде случаев вынуждает предпринимателей к совершению правонарушений. Оправдывают ли нарушителей такие объективные обстоятельства?
- Можно сколь угодно долго говорить о противоречивости нашего законодательства. Его недостатки очевидны и для предпринимателей, и для нас, сотрудников правоохранительных органов. Над этими проблемами работают и законодатели, и правоохранительные структуры, в частности, налоговая полиция. Мы видим необходимость внесения изменений в действующие акты и принимаем самое активное участие в их совершенствовании.
Но имеющиеся недоработки, недочеты не освобождают предпринимателей от ответственности за несоблюдение закона, а нас - от контроля за его исполнением.
- Можно ли выделить какие-то общие черты, присущие лицам, совершающим налоговые правонарушения?
- Обобщенный портрет нарушителя налогового законодательства позволяют "нарисовать" данные социологических опросов.
В большинстве своем налоговые правонарушители и преступники - люди с образованием. Об этом свидетельствуют результаты исследования материалов 360 уголовных дел, возбужденных по фактам нарушений налогового законодательства, а также опрос 300 налоговых полицейских, расследовавших налоговые преступления. Так, свыше 50% осужденных получили неполное высшее или высшее образование, имели ученую степень, 22% окончили средние специальные учебные заведения. В то же время число лиц с высшим и средним образованием среди совершивших другие правонарушения составляет всего 4%. Интеллектуальный характер рассматриваемых преступлений требует соответствующей теоретической подготовки, что и подтверждают приведенные данные.
Налоговыми преступниками являются преимущественно мужчины, поскольку в основном именно они возглавляют предприятия и фирмы.
Средний возраст злостных неплательщиков налогов - около 40 лет. Виновные в совершении налоговых преступлений моложе 20 лет практически не встречаются, хотя по делам общеуголовной направленности доля несовершеннолетних составляет 13%. Это объясняется тем, что молодые люди не имеют соответствующего образования, жизненного опыта, деловых связей и денежных средств.
- Известно, что российская налоговая полиция создавалась с учетом опыта зарубежных структур, занимающихся подобными расследованиями. Расскажите немного о работе иностранных коллег.
- О полных аналогах нашей службы говорить, думаю, было бы неправомерно, но родственные структуры во многих государствах существуют, и уже давно.
Российская налоговая полиция - одна из самых молодых в мире, поэтому создавалась она с учетом опыта многих зарубежных стран. Например, использовались наработки управления налоговых расследований Службы внутренних доходов США.
Нарушение налогового законодательства - один из самых тяжких грехов, преследуемых по американским законам. Ведь только за неверно заполненную декларацию можно подвергнуться штрафу до 1000 долл., а умышленное занижение размера доходов карается штрафом в 5000 долл. или тюремным заключением сроком до пяти лет. Поэтому большинство американцев старается вовремя заплатить положенные налоги, чтобы спать спокойно.
Но, безусловно, налоговых "уклонистов" там тоже хватает. Поэтому государство США, защищая свои интересы, наделило службу налоговых расследований большими полномочиями. В соответствии с предоставленными ей законом правами эта служба может устанавливать негласное наблюдение за подозреваемым в сокрытии доходов, ставить на прослушивание его телефон, контролировать его переписку. Банки по первому требованию данного ведомства выдают информацию о финансовом положении такого лица. При необходимости управление налоговых расследований внедряет своих агентов в интересующие его финансовые, коммерческие и криминальные структуры.
Есть налоговая полиция и в Италии. Там эта правоохранительная структура называется Финансовой гвардией, а существует она с XVIII в. На эмблеме Финансовой гвардии - мифологический грифон, лапа которого покоится на сундуке. Это означает, что Финансовая гвардия является стражем государственной казны. И она оправдывает свое назначение.
В настоящее время в рядах Финансовой гвардии служат 60 тыс. человек. Объектами их внимания являются преступления и правонарушения, подрывающие экономическое здоровье страны. Здесь и контрабанда, и финансовые махинации, и уклонение от уплаты налогов, и мошенничества.
Служба в Финансовой гвардии Италии считается почетной и престижной. Прием в ряды гвардейцев осуществляется на конкурсной основе. Ежегодно в борьбе за место участвуют 120 тыс. человек, претендующих на 2000 вакансий. При наборе унтер-офицеров из 80 тыс. претендентов на службу принимается 1000.
Важно подчеркнуть: для сотрудников названных зарубежных ведомств нет неприкасаемых. Перед законом одинаково равны и президенты, и премьер-министры, и кумиры нации.
- Увеличится ли количество составов преступлений, расследуемых налоговой полицией, в связи с внесением изменений в уголовно-процессуальное законодательство?
- Еще два года назад мы могли работать только по двум статьям Уголовного кодекса: 198-й и 199-й.
А 14 апреля 2000 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР", в соответствии с которым расширена компетенция федеральных органов налоговой полиции по расследованию уголовных дел о преступлениях, посягающих на экономическую безопасность государства. Налоговой полиции предоставлено право в случае выявления расследовать уголовные дела о регистрации незаконных сделок с землей (ст.170 УК РФ), об изготовлении или сбыте поддельных кредитных карт (ст.187 УК РФ), о незаконных действия при банкротстве (ст.195-197 УК РФ), о лжепредпринимательстве (ст.173 УК РФ), а также ряд других преступлений экономического характера. Всего налоговая полиция ныне может возбуждать и расследовать уголовные дела по 27 статьям УК РФ.
С июля 2002 г. - в связи с внесением новых изменений в Уголовно-процессуальный кодекс - мы будем работать уже по 53 статьям УК РФ, т. е. практически по всему спектру экономических преступлений. По ходу выявления преступлений, предусмотренных этими статьями, мы вправе заниматься их расследованием и проведением необходимых следственных мероприятий.
- Михаил Ефимович, ваша служба скоро будет отмечать свой 10-летний юбилей. Какие ее достижения Вы считаете наиболее значимыми?
- Десять лет - это, конечно, много, но в то же время, с учетом становления службы, ее совершенствования, адаптации к новым условиям, в которых она сейчас действует, это короткий срок.
Главный итог работы я вижу в том, что наша служба, и об этом уже можно говорить с полным основанием, состоялась как правоохранительный орган. К своему первому юбилею мы подходим с достаточно весомыми результатами в оперативно-служебной деятельности. Только в 2001 г. федеральными органами налоговой полиции возбуждено более 36 тыс. уголовных дел. Причем мы перестали мельчить, стремимся расследовать действительно серьезные, сложные махинации, в результате которых государству причинен крупный ущерб. Сумма возмещенных убытков только по оконченным уголовным делам составила почти 27 млрд руб. А всего в результате оперативно-служебной деятельности ФСНП в бюджет возвращено более 100 млрд руб.
Кроме того, мы выявили свыше 150 тыс. административных правонарушений, наложили административных штрафов на сумму в сотни миллионов рублей.
Мне хотелось бы подчеркнуть, что эти результаты достигнуты, как говорится, "на марше", т.е. по ходу серьезных преобразований, которые проводятся сейчас в ФСНП и должны завершиться в ближайшее время. Работа службы перестроена коренным образом. Мы переориентировались на новые показатели в своей деятельности, поставили задачу качественно улучшить работу, укрепить ее правоохранительную составляющую. Это будет иметь и профилактический эффект по отношению к бизнесу, в первую очередь к законопослушным предпринимателям, поможет налоговым органам более эффективно собирать налоги. Способность совершенствовать структуру ведомства и одновременно давать весомые результаты свидетельствует о том, что служба работоспособна, действенна и может успешно решать поставленные перед ней задачи.
- Во всем мире экономические, в том числе налоговые, преступления считаются наиболее изощренными и труднораскрываемыми. При каких условиях налоговая полиция может успешно бороться с ними, что для этого нужно?
- Нужно очень многое: и оперативное мастерство, и хорошая материальная база, и высококвалифицированные кадры. Могу перечислять еще и еще...
Налоговая преступность относится к разряду "беловоротничковой". Нам чаще всего противостоят образованные, хорошо разбирающиеся как в экономике, так и в законах люди. Я уже говорил, что более 50% осужденных за уклонение от уплаты налогов имели высшее образование, а некоторые - и ученую степень. Мы должны опережать их по всем показателям. Для этого требуются глубокие аналитические исследования по вопросам налогообложения, по развитию криминогенной ситуации в различных сферах экономики. Мы обязаны уметь прогнозировать, какие именно из этих сфер станут зонами наибольшего криминального риска, и готовиться к этому заранее.
В нашей службе создано аналитическое управление, которое как раз и занимается такой работой. Его сотрудники обрабатывают информацию, полученную из разных источников, выявляют схемы ухода от налогов, ищут способы не дать недобросовестным налогоплательщикам воспользоваться теми "лазейками", которых, к сожалению, еще немало в нашем законодательстве.
Кроме того, для успешной работы необходимо адекватное финансирование нашей деятельности, решение на должном уровне социальных вопросов, с тем чтобы сотрудник налоговой полиции был надежно социально и финансово защищен.
- Расследования экономических преступлений, совершаемых на территории нескольких государств, требуют взаимодействия их национальных правоохранительных структур. Расскажите, пожалуйста, как ваша служба участвует в международном сотрудничестве.
- По сути, экономические преступления не знают границ. Нередко они начинаются с производства российского сырья, потом идут последующие звенья цепи: цены, двойные контракты, счета, таможенные преступления, вывоз продукции за рубеж, сговор с партнерами, недополучение валютной выручки, неуплата налогов и т.д. Поэтому налаживанию самых прочных контактов с правоохранительными структурами как в ближнем, так и дальнем зарубежье мы придаем первостепенное значение. В настоящее время уже подписано более 40 международных договоров о сотрудничестве с зарубежными правоохранительными органами, ведущими борьбу с финансовыми, налоговыми и прочими экономическими преступлениями. Мы активно обмениваемся оперативной информацией, есть ряд уголовных дел, возбужденных по материалам, полученным из-за границы.
Международными связями у нас занимается специальное управление. Некоторое время назад мы повысили его статус - сделали главным, что говорит о том значении, которое мы придаем этой проблеме. Кстати, недавно я вернулся из Швеции, где обсудил с местными коллегами ряд очень важных вопросов. Мы договорились обмениваться оперативной информацией, представляющей взаимный интерес, отслеживать пути утечки капиталов, совместно бороться с "отмыванием" денег.
- Михаил Ефимович, благодарим Вас за интересную беседу и за такую важную для всех нас работу.
"Законодательство", N 4, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью с М.Е. Фрадковым, директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации
Автор
М.Е. Фрадков - директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации
Михаил Ефимович Фрадков родился 1 сентября 1950 г. в Куйбышевской области.
В 1972 г. получил диплом об окончании Московского станкостроительного института.
В 1981 г. окончил Всесоюзную академию внешней торговли. Работал в посольстве СССР в Индии.
С 1984 г. был на различных руководящих должностях в Министерстве внешних экономических связей СССР.
С 1993 г. - первый заместитель министра,
с 1997 г. - министр внешних экономических связей и торговли Российской Федерации.
С мая 2000 г. - первый заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации.
28 марта 2001 г. назначен директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Женат, имеет двоих детей.
Практический журнал для руководителей и менеджеров "Законодательство", 2002, N 4