Комментарий главы 27 "Налог с продаж"
части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" часть вторая НК РФ была дополнена новой главой 27 "Налог с продаж". Нормы данной главы носят временный характер, так как будут действовать с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г. (ст.4 ФЗ N 148-ФЗ).
Налог с продаж является косвенным региональным налогом. Согласно п.1 ст.354 части второй НК РФ, его сумма включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).
Введение этого налога на территории конкретного субъекта РФ предполагает замену им определенной совокупности налогов и сборов, взимаемых на территории данного субъекта на основании ст.20, 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": регионального сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц; местных налогов на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; сборов за право торговли, с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за парковку автотранспорта, за участие в бегах на ипподроме, за выигрыш на бегах, с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, со сделок, совершаемых на биржах, за право проведения кино- и телесъемок, за уборку территорий населенных пунктов, за открытие игорного бизнеса; лицензионных сборов за право торговли винно-водочными изделиями, проведения местных аукционов и лотерей.
Согласно ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п.5 ст.3 части первой НК РФ налоги и сборы субъектов РФ устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ о налогах и сборах в соответствии с НК РФ. Позиция законодателя была разъяснена в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П по делу о проверке конституционности положений подпункта "д" п.1 и п.3 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции ФЗ от 31 июля 1998 г. "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" в связи с запросом арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью "Русская тройка" и ряда граждан.
Пунктом 2 названного постановления предусмотрено, что установление общих принципов налогообложения и сборов и формирование налоговой системы, включающей в том числе исчерпывающий перечень региональных налогов как источников поступлений в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, осуществляются федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ (ст.72, п."и" ч. 1; ст.75, ч. 3; ст.76).
На основании правовой позиции Конституционного Суда РФ применительно к налогам субъектов РФ (региональным налогам) "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов РФ в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом. Эти общие принципы относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение в РФ основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма (постановление от 21 марта 1997 г. N 5-П по делу о проверке конституционности положений абзаца второго п.2 ст.18 и ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
Федеральным законом (а именно НК РФ и сохраняющими силу положениями Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") разграничиваются полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов РФ в сфере налогообложения.
Перечень региональных налогов, внесение в него изменений и дополнений, круг налогоплательщиков, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться федеральным законом, с тем чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов РФ о региональных налогах, формирования доходной части бюджетов одних субъектов РФ за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенстве прав человека и гражданина, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств (ст.8, ч.1; ст.19, ч.1; ст.74 Конституции РФ).
Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие данный налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.
В соответствии с нормами Конституции РФ и части первой НК РФ и ст.347 части второй НК РФ закреплено, что налог с продаж устанавливается НК и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, субъект РФ определяет его ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты, форму отчетности по налогу.
Статья 348 НК РФ определяет плательщиков налога с продаж. Ими являются организации и индивидуальные предприниматели при условии реализации товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ, установившего указанный налог.
Согласно п.2 ст.11 НК РФ, организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).
К индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Объектом налогообложения по налогу с продаж являются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ (ст.349 НК РФ).
Определения товара, работы и услуги содержатся в ст.38 НК РФ. Товаром для целей налогообложения считается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услуга - это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ее осуществления.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Не признается реализацией товаров, работ или услуг:
1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
5) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
6) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ;
9) иные операции, предусмотренные нормами НК РФ.
Операции по реализации товаров (работ, услуг) рассматриваются в качестве объекта налогообложения, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
Согласно Положению о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, утвержденному ЦБ РФ 9 апреля 1998 г. за N 23-П и действующему в редакции Указания ЦБ РФ от 29 ноября 2000 г. N 857-У*(1), банковская карта представляет собой средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента.
Кредитная организация может осуществлять эмиссию банковских карт для физических и юридических лиц при условии, что ее лицензия на осуществление банковских операций предусматривает проведение операций по счетам указанных лиц в соответствующей валюте. Эмиссия банковских карт на территории РФ осуществляется кредитными организациями - резидентами.
Распространение (продажа) кредитными организациями -резидентами карт и предоплаченных финансовых продуктов других эмитентов (American Express, Diners Club, Visa Travel Money, VISA CASH, Mondex, чеков и аналогичных им), позволяющих производить оплату товаров (услуг) и (или) получение наличных денежных средств, может осуществляться только по специальному разрешению Банка России.
Выдача банковских карт клиенту осуществляется на основании заключенного с ним договора. На банковской карте должны присутствовать наименование и логотип эмитента, однозначно его идентифицирующие.
Эмитент обязан уведомить клиентов о необходимости обязательного получения разрешения Банка России для совершения валютных операций, связанных с движением капитала (в том числе при совершении трансграничных платежей с последующим возмещением в валюте РФ расходов эмитента), в соответствии с валютным законодательством.
По одному счету клиента могут отражаться операции с использованием нескольких однотипных банковских карт (расчетные, кредитные) одной или разных платежных систем, выданных кредитной организацией либо самому клиенту, либо лицам, уполномоченным клиентом.
Кредитная организация, начинающая (завершающая) эмиссию банковских карт или эквайринг по операциям с использованием банковских карт, обязана уведомить в 30-дневный срок Департамент методологии и организации расчетов Банка России о начале (завершении) эмиссии или эквайринга. Уведомление должно содержать общую информацию о платежной системе и типах банковских карт, которые выпускает эмитент или обслуживает эквайрер.
Эквайринг - это деятельность кредитной организации, включающая в себя осуществление расчетов с предприятиями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, и осуществление операций по выдаче наличных денежных средств держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации. Эквайринг на территории РФ осуществляется кредитными организациями -резидентами.
Расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершенным на территории РФ, между эквайрерами и предприятиями торговли (услуг) производятся в валюте РФ. Исключением являются расчеты в иностранной валюте, предусмотренные действующим законодательством и нормативными актами Банка России.
Расчет чистых позиций (определение итогового сальдо требований и обязательств за определенный момент времени) участников расчетов и проведение многостороннего зачета документов, составленных на территории РФ в валюте РФ с использованием банковских карт, эмитентами которых являются кредитные организации - резиденты, осуществляется кредитными организациями - резидентами.
Физическим лицам эмитент может выдавать банковские карты следующих типов:
1) расчетная карта - банковская карта, выданная владельцу средств на банковском счете, использование которой позволяет держателю банковской карты, согласно условиям договора между эмитентом и клиентом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, для оплаты товаров и услуг и (или) получения наличных денежных средств;
2) кредитная карта - банковская карта, использование которой позволяет держателю банковской карты, согласно условиям договора с эмитентом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, для оплаты товаров и услуг и (или) получения наличных денежных средств.
Юридическим лицам допускается выдача банковских карт следующих типов:
1) расчетная корпоративная карта - банковская карта, использование которой позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического лица в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора с клиентом, согласно перечню разрешенных операций;
2) кредитная корпоративная карта - банковская карта, использование которой позволяет держателю, уполномоченному юридическим лицом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом в соответствии с условиями договора с клиентом, согласно перечню разрешенных операций.
В соответствии с действующим законодательством и условиями договора между эмитентом и клиентом банковские карты могут быть использованы для осуществления операций по счетам юридических и физических лиц. Все расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершенным на территории РФ, между банками-резидентами, между банками-резидентами и иными юридическими лицами - резидентами, а также физическими лицами -предпринимателями должны осуществляться только в валюте РФ. Исключением являются расчеты в иностранной валюте, предусмотренные действующим законодательством и нормативными актами Банка России.
Данное положение не распространяется на межбанковские расчеты в случае использования банковских карт резидентами и нерезидентами за пределами РФ, а также в случае получения наличных денежных средств в иностранной валюте с использованием банковских карт в уполномоченных банках.
Валютно-обменные операции с использованием банковских карт совершаются в соответствии с валютным законодательством РФ.
При совершении физическим лицом безналичных операций на предприятиях торговли (услуг) и операций получения наличных денежных средств в валюте РФ разрешается списание средств со счетов физических лиц, открытых в иностранной валюте. При совершении физическим лицом безналичных операций на предприятиях торговли (услуг) и операций получения наличных денежных средств в иностранной валюте разрешается списание средств со счетов физических лиц, открытых в валюте РФ. В этом случае иностранная валюта, приобретаемая эмитентом за счет средств рублевых счетов клиента для последующего осуществления расчетов по операциям, совершенным в иностранной валюте, не зачисляется на текущие валютные счета клиентов -владельцев рублевых счетов.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять с использованием корпоративных карт безналичные операции на предприятиях торговли (услуг), а также операции получения наличных денежных средств в следующих случаях:
1) получение наличных денежных средств в валюте РФ для осуществления расчетов на территории РФ в соответствии с порядком, установленным Банком России, связанных с хозяйственной деятельностью юридического лица на территории РФ, а также для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в пределах РФ, в валюте РФ;
2) безналичная оплата расходов в валюте РФ, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц, в пределах РФ;
3) безналичные операции на территории РФ, связанные с основной деятельностью юридического лица, в валюте РФ;
4) безналичные операции на территории РФ, связанные с хозяйственной деятельностью юридического лица, в валюте РФ;
5) безналичная оплата в валюте РФ расходов представительского характера на территории РФ;
6) безналичная оплата расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства, в иностранной валюте;
7) безналичная оплата расходов представительского характера в иностранной валюте за пределами РФ;
8) получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами РФ для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства.
При совершении операций, указанных в п.1-5, в валюте РФ допускается списание средств со счетов юридических лиц - резидентов в иностранной валюте. В случаях, когда расчеты в иностранной валюте разрешены юридическим лицам валютным законодательством, при совершении операций в иностранной валюте, указанных в п.6-8, допускается списание средств со счетов юридических лиц - резидентов в валюте РФ. В этом случае иностранная валюта, приобретаемая эмитентом за счет средств рублевых счетов клиента для последующего осуществления расчетов по операциям, совершенным в иностранной валюте, не зачисляется на текущий валютный счет клиента - владельца рублевого счета.
Средства, списанные со счета юридического лица в результате совершения операций, указанных в п.1, 2, 4-8, считаются выданными юридическим лицом под отчет держателю корпоративной карты. Возврат неизрасходованных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Запрещается использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и других выплат социального характера.
Юридические лица - нерезиденты могут осуществлять операции с использованием корпоративных карт, эмитентами которых являются кредитные организации - резиденты, со счетов нерезидентов в валюте РФ, за исключением:
1) безналичной оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства, в иностранной валюте;
2) получения наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами РФ для оплаты расходов, связанных с командированием работников соответствующих юридических лиц в иностранные государства.
При совершении операций с использованием банковских карт в случае отсутствия денежных средств на счете клиента осуществление расчетов по таким операциям производится путем предоставления клиенту кредита на соответствующую сумму на условиях договора между эмитентом и клиентом.
Операции с использованием банковских карт предусматривают обязательное составление следующих документов на бумажном носителе (слип, квитанция электронного терминала) и/или в электронной форме (документ из электронного журнала терминала или банкомата), а также иных документов (квитанция банкомата и пр.), предусмотренных банковскими правилами и/или договорами, заключенными между участниками расчетов.
Слип/квитанция электронного терминала, составленный(ая) в ПВН (пункте выдачи наличных денежных средств) с использованием банковской карты, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) идентификатор ПВН;
2) дата совершенной операции;
3) сумма операции;
4) валюта операции;
5) сумма комиссии эквайрера за совершение операции (если имеет место);
6) код, подтверждающий авторизацию эмитентом операции;
7) реквизиты банковской карты, допустимые правилами безопасности;
8) подпись держателя карты;
9) подпись кассира.
Слип/квитанция электронного терминала, составленный(ая) на предприятии торговли (услуг) с использованием банковской карты, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) идентификатор предприятия;
2) дата совершенной операции;
3) сумма операции;
4) валюта операции;
5) код, подтверждающий авторизацию эмитентом операции;
6) реквизиты банковской карты, допустимые правилами безопасности;
7) подпись держателя карты.
Обязательными реквизитами квитанции банкомата являются:
1) идентификатор банкомата;
2) дата совершенной операции;
3) сумма операции;
4) валюта операции;
5) код, подтверждающий авторизацию эмитентом операции;
6) реквизиты банковской карты и счета, допустимые правилами безопасности.
Обязательные реквизиты документов, составленных при совершении операций с использованием банковских карт, должны содержать согласованные сторонами признаки, позволяющие достоверно установить соответствие между реквизитами банковских карт и банковскими счетами держателей банковских карт, а также между идентификаторами предприятий торговли (услуг), ПВН, банкоматов и банковскими счетами предприятий торговли (услуг), ПВН и банкоматов.
Документ, составленный с соблюдением установленных требований, используется при осуществлении расчетов с использованием банковских карт в соответствии с правилами, предусмотренными действующим законодательством в отношении форм безналичных расчетов.
При осуществлении операций с использованием банковских карт по выдаче наличных денежных средств в ПВН, оборудованном импринтером -механическим устройством, предназначенным для переноса оттиска рельефных реквизитов банковской карты на документ, составленный на бумажном носителе, составляются слипы в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон. В ПВН, оборудованном электронным терминалом, составляется документ в электронной форме о совершенной операции в электронном журнале электронного терминала и составляются квитанции терминала в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон.
При совершении операций по выдаче и приему наличной иностранной валюты и валюты РФ с использованием банковских карт в банкоматах справка формы N 0406007 не оформляется и не выдается. При осуществлении операций оплаты товаров/услуг с использованием банковской карты на предприятии торговли (услуг), оборудованном импринтером, составляется слип в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон. На предприятии торговли (услуг), оборудованном электронным терминалом, составляется документ в электронной форме о совершенной операции в электронном журнале электронного терминала и составляются квитанции терминала в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон.
Юридическое лицо должно предоставлять по требованию эмитента все первичные документы: счета за проживание, билеты на транспорт, квитанции, чеки и иные документы с приложением оригиналов слипов, квитанций электронных терминалов/банкоматов по всем операциям, совершенным с использованием корпоративных карт, а также отчеты о командировках (если денежные средства списываются со счета на командировочные расходы).
В ст.350 НК РФ содержится перечень операций, не подлежащих налогообложению. В этот перечень входят операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):
хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;
детской одежды и обуви;
лекарств, протезно-ортопедических изделий;
жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче внаем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;
зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг. В соответствии со ст.142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.
К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг.
Права, удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать:
1) предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на предъявителя);
2) названному в ценной бумаге лицу (именная ценная бумага);
3) названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо (ордерная ценная бумага).
Законом может быть исключена возможность выпуска ценных бумаг определенного вида в качестве именных, либо в качестве ордерных, либо в качестве бумаг на предъявителя;
путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам;
товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;
учебной и научной книжной продукции;
периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера. По ст.1 ФЗ от 1 января 1995 г. N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" периодическим печатным изданием признаются: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год (ст.1);
услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями иорганизациями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, в том числе сельскими, библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов;
услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;
услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов.
Согласно ст.6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховщиками являются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ. Законодательными актами РФ могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории РФ. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.
Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в РФ: страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 15%, федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.
Указанный выше размер (указанная выше квота) рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций.
Страховая организация обязана получить предварительное разрешение федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ. В указанном предварительном разрешении отказывается страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), либо имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, либо становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный настоящим пунктом размер (квота) исчерпан или будет превышен при их совершении.
Оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте РФ.
Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны иметь гражданство РФ.
Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в РФ страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ.
Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, могут открывать свои филиалы на территории РФ, участвовать в дочерних страховых организациях после получения на то предварительного разрешения федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В указанном предварительном разрешении отказывается, если превышен размер (квота) участия иностранного капитала в страховых организациях РФ.
Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (действует в редакции ФЗ от 12 февраля 2001 г. N 18-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд определяется как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.
Учредителями (учредителем) фонда могут быть юридические и физические лица. Они не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является собственностью фонда. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (учредитель), вкладчики и участники, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам его учредителей (учредителя), вкладчиков, участников и государства.
Фонд в соответствии с уставом выполняет следующие функции:
разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;
заключает пенсионные договоры;
аккумулирует пенсионные взносы;
ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов;
заключает договоры с управляющим (управляющими);
формирует и размещает самостоятельно или через управляющего (управляющих) собственные средства, включая пенсионные резервы;
ведет в установленном порядке бухгалтерский учет;
осуществляет актуарные расчеты;
производит выплаты негосударственных пенсий;
осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
предоставляет в установленном государственным уполномоченным органом порядке информацию о своей деятельности.
Фонд в целях охраны интересов участников не вправе принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами, отдавать в залог пенсионные резервы, выступать в качестве учредителя в организациях, чья организационно-правовая форма предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя), выпускать ценные бумаги. Сделки, совершенные с нарушением указанных требований, признаются ничтожными.
Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы. Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется за счет:
совокупного вклада учредителей (вклада учредителя);
целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов, используемых для покрытия издержек фонда в соответствии с правилами фонда;
дохода фонда от использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
благотворительных взносов и других законных поступлений.
Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы. Пенсионные резервы формируются за счет:
пенсионных взносов;
дохода фонда от размещения пенсионных взносов.
Пенсионные резервы создаются по каждому виду пенсионных обязательств в размерах, достаточных для обеспечения покрытия этих обязательств. Приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ от 10 января 2002 г. N 1 "О порядке размещения пенсионных резервов в 2002 году" утверждены требования к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов. В частности, стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 20% стоимости размещенных резервов.
Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:
брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, клиринговую, депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, организации торговли на рынке ценных бумаг (ст.2 ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг");
ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;
услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов.
В отношении налоговой базы по налогу с продаж следует заметить, что общее определение налоговой базы содержится в п.1 ст.53 НК РФ. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Применительно к анализируемому налогу налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога. Налог на добавленную стоимость, так же как и налог с продаж, является косвенным налогом (налогом на потребление) и включается в цену товаров (работ, услуг). Налог на добавленную стоимость регламентируется главой 21 НК РФ, а акцизы - главой 22 НК РФ.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (п.1 ст.55 НК РФ). Налоговый период по налогу с продаж устанавливается как календарный месяц (ст.352 НК РФ).
Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы - регулируется статьей 353 НК РФ. В п.1 данной статьи установлен ее предельный размер, составляющий 5%. Субъекты РФ имеют право самостоятельно определять ставку налога с продаж, действующего на их территории, не выходя за установленные пределы.
В соответствии с закрепленными в ст.3 НК РФ принципами равенства налогообложения и недискриминации в налоговых отношениях не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг).
Порядок исчисления и уплаты налога с продаж прописан в ст.354 НК РФ. Причем наименование этой статьи не в полной мере соответствует ее содержанию: в наименовании речь идет исключительно о порядке исчисления налога, в то время как нормами данной статьи определяется и порядок уплаты налога. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и уплачивается в месте осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг). Дата осуществления указанных операций может быть определена одним из трех способов: по дате поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках; по дате поступления выручки в кассу; по дате передачи товаров (работ, услуг) покупателю.
В п.3 анализируемой статьи особо оговаривается порядок исчисления и уплаты налога применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с договорами комиссии, поручения, агентскими договорами.
Договор комиссии регулируется главой 51 ГК РФ. По этому договору одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.
Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии. Если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов.
Принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере).
Если иное не предусмотрено договором комиссии, комиссионер вправе в целях исполнения этого договора заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. По договору субкомиссии комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента. До прекращения договора комиссии комитент не вправе без согласия комиссионера вступать в непосредственные отношения с субкомиссионером, если иное не предусмотрено договором комиссии.
Комиссионер вправе отступить от указаний комитента, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента и комиссионер не мог предварительно запросить комитента либо не получил в разумный срок ответ на свой запрос. Комиссионер обязан уведомить комитента о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным. Комиссионеру, действующему в качестве предпринимателя, может быть предоставлено комитентом право отступать от его указаний без предварительного запроса. В этом случае комиссионер обязан в разумный срок уведомить комитента о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором комиссии.
Комиссионер, продавший имущество по цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки. В случае, когда комиссионер был обязан предварительно запросить комитента, комиссионер должен также доказать, что он не имел возможности получить предварительно согласие комитента на отступление от его указаний.
Если комиссионер купил имущество по цене выше согласованной с комитентом, комитент, не желающий принять такую покупку, обязан заявить об этом комиссионеру в разумный срок по получении от него извещения о заключении сделки с третьим лицом. В противном случае покупка признается принятой комитентом. В случае сообщения комиссионера о том, что он принимает разницу в цене на свой счет, комитент не вправе отказаться от заключенной для него сделки.
Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Комиссионер вправе удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче комитенту либо лицу, указанному комитентом, в обеспечение своих требований по договору комиссии. В случае объявления комитента несостоятельным (банкротом) указанное право комиссионера прекращается, а его требования к комитенту в пределах стоимости вещей, которые он удерживал, удовлетворяются наравне с требованиями, обеспеченными залогом.
Комиссионер вправе удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента. Однако кредиторы комитента, пользующиеся в отношении очередности удовлетворения их требований преимуществом перед залогодержателями, не лишаются права на удовлетворение этих требований из удержанных комиссионером сумм.
Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента. Если при приеме комиссионером имущества, присланного комитентом либо поступившего к комиссионеру для комитента, в этом имуществе окажутся повреждения или недостача, которые могут быть замечены при наружном осмотре, а также в случае причинения кем-либо ущерба имуществу комитента, находящемуся у комиссионера, комиссионер обязан принять меры по охране прав комитента, собрать необходимые доказательства и обо всем без промедления сообщить комитенту. Комиссионер, не застраховавший находящееся у него имущество комитента, отвечает за это лишь в случаях, когда комитент предписал ему застраховать имущество за счет комитента либо страхование этого имущества комиссионером предусмотрено договором комиссии или обычаями делового оборота.
Комитент обязан:
принять от комиссионера все исполненное по договору комиссии;
осмотреть имущество, приобретенное для него комиссионером, и известить последнего без промедления об обнаруженных в этом имуществе недостатках;
освободить комиссионера от обязательств, принятых им на себя перед третьим лицом по исполнению комиссионного поручения.
Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы. Комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества комитента, если в законе или договоре комиссии не установлено иное.
Договор комиссии прекращается вследствие:
отказа комитента от исполнения договора;
отказа комиссионера от исполнения договора в случаях, предусмотренных законом или договором;
смерти комиссионера, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
признания индивидуального предпринимателя, являющегося комиссионером, несостоятельным (банкротом).
В случае объявления комиссионера несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по сделкам, заключенным им для комитента во исполнение указаний последнего, переходят к комитенту.
Суть агентского договора состоит в том, что одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст.1005 ГК РФ).
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. А по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
В случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.
Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия. Законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора. Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре. Если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с п.3 ст.424 ГК РФ. При отсутствии в договоре условий о порядке уплаты агентского вознаграждения принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.
Агентским договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора.
Условия агентского договора, в силу которых агент вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения или место жительства на определенной в договоре территории, являются ничтожными.
В ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора. Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала. Принципал, имеющий возражения по отчету агента, должен сообщить о них агенту в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым принципалом.
Положения о договоре поручения содержатся в главе 49 ГК РФ (ст. 971-979). По данному договору одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Договор поручения может быть заключен с указанием срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания.
Доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения. В случаях, когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.
При отсутствии в возмездном договоре поручения условия о размере вознаграждения или о порядке его уплаты вознаграждение уплачивается после исполнения поручения в размере, определяемом в соответствии с п.3 ст.424 ГК РФ.
Поверенный, действующий в качестве коммерческого представителя, вправе удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче доверителю, в обеспечение своих требований по договору поручения.
Поверенный обязан исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Указания доверителя должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными. Поверенный вправе отступить от указаний доверителя, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах доверителя и поверенный не мог предварительно запросить доверителя либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос. Поверенный обязан уведомить доверителя о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным.
Поверенному, действующему в качестве коммерческого представителя, может быть предоставлено доверителем право отступать в интересах доверителя от его указаний без предварительного запроса об этом. В этом случае коммерческий представитель обязан в разумный срок уведомить доверителя о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором поручения.
Поверенный обязан:
лично исполнять данное ему поручение, за исключением случаев, указанных в законе;
сообщать доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения;
передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения;
по исполнении поручения или при прекращении договора поручения до его исполнения без промедления возвратить доверителю доверенность, срок действия которой не истек, и представить отчет с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или характеру поручения.
Доверитель обязан выдать поверенному доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым п.1 ст.182 ГК РФ.
Кроме того, доверитель обязан, если иное не предусмотрено договором:
возмещать поверенному понесенные издержки;
обеспечивать поверенного средствами, необходимыми для исполнения поручения.
Доверитель также обязан без промедления принять от поверенного все исполненное им в соответствии с договором поручения и уплатить поверенному вознаграждение, если договор поручения является возмездным. Поверенный вправе передать исполнение поручения другому лицу (заместителю) лишь в случаях и на условиях, предусмотренных статьей 187 ГК РФ. В свою очередь, доверитель вправе отвести заместителя, избранного поверенным. Если возможный заместитель поверенного поименован в договоре поручения, поверенный не отвечает ни за его выбор, ни за ведение им дел. Если же право поверенного передать исполнение поручения другому лицу в договоре не предусмотрено либо предусмотрено, но заместитель в нем не поименован, поверенный отвечает за выбор заместителя.
Договор поручения прекращается вследствие:
отмены поручения доверителем;
отказа поверенного;
смерти доверителя или поверенного, признания кого-либо из них недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него во всякое время. Соглашение об отказе от этого права ничтожно. Сторона, отказывающаяся от договора поручения, предусматривающего действия поверенного в качестве коммерческого представителя, должна уведомить другую сторону о прекращении договора не позднее чем за тридцать дней, если договором не предусмотрен более длительный срок. При реорганизации юридического лица, являющегося коммерческим представителем, доверитель вправе отменить поручение без такого предварительного уведомления.
Если договор поручения прекращен до того, как поручение исполнено поверенным полностью, доверитель обязан возместить поверенному понесенные при исполнении поручения издержки, а когда поверенному причиталось вознаграждение, также уплатить ему вознаграждение соразмерно выполненной им работе. Это правило не применяется к исполнению поверенным поручения после того, как он узнал или должен был узнать о прекращении поручения.
Отмена доверителем поручения не является основанием для возмещения убытков, причиненных поверенному прекращением договора поручения, за исключением случаев прекращения договора, предусматривающего действия поверенного в качестве коммерческого представителя.
Отказ поверенного от исполнения поручения доверителя не является основанием для возмещения убытков, причиненных доверителю прекращением договора поручения, за исключением случаев отказа поверенного в условиях, когда доверитель лишен возможности иначе обеспечить свои интересы, а также отказа от исполнения договора, предусматривающего действия поверенного в качестве коммерческого представителя.
В случае смерти поверенного его наследники обязаны известить доверителя о прекращении договора поручения и принять меры, необходимые для охраны имущества доверителя, в частности сохранить его вещи и документы, и затем передать это имущество доверителю. Такая же обязанность лежит на ликвидаторе юридического лица, являющегося поверенным.
Если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).
В случае, когда в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара.
Последняя статья главы 27 НК РФ - ст.355 - посвящена особенностям исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации. Обособленным подразделением организации считается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Согласно ст.19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения организаций не являются налогоплательщиками. Они лишь исполняют обязанности организаций по уплате налогов по месту своего нахождения.
Организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение, расположенное вне места ее нахождения, уплачивает налог с продаж по месту осуществления указанных операций исходя из стоимости реализованных через обособленное подразделение товаров, работ или услуг.
О.А. Красноперова,
кандидат юридических наук
"Гражданин и право", N 4, 5, апрель, май 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Вестник Банка России. 1998. N 23. 15 апреля; N 33. 20 мая; 2000. N 66/67. 7 декабря.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий главы 27 "Налог с продаж" части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Автор
О.А. Красноперова - кандидат юридических наук
"Гражданин и право", 2002, N 4, 5