Юридические консультации: налогообложение и бухгалтерский учет
В соответствии со ст.3 Положения об адвокатуре РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 20.11.80 г., (далее - Положение об адвокатуре) коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Основная деятельность адвокатуры - оказание юридической помощи гражданам и организациям и выполнение требований ст.48 Конституции Российской Федерации (ст.1 и 16 Положения об адвокатуре). Учредителями и членами коллегии адвокатов могут быть только физические лица, имеющие высшее образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет (ст.3 и 11 Положения об адвокатуре).
По организационно-правовой форме деятельности коллегии адвокатов в соответствии с п.3 ст.2 Федерального закона от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относятся к другим формам некоммерческих организаций, предусмотренным законодательством. В соответствии с Положением об адвокатуре президиум коллегии адвокатов организует в установленном порядке юридические консультации и руководит их деятельностью, проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов, назначает и освобождает от работы заведующих юридическими консультациями по согласованию с минюстом автономной республики и т.д.
Рассмотрим основные положения деятельности юридических консультаций как составной части коллегии адвокатов.
Бухгалтерский учет в юридической консультации
Бухгалтерский учет юридической консультацией ведется непрерывно с момента ее постановки на учет в налоговой инспекции до момента ее реорганизации или ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Заведующий юридической консультацией распоряжается средствами юридической консультации в соответствии со сметой доходов и расходов. Смета юридической консультации составляется ежегодно в двух экземплярах по приведенному ниже образцу.
Доходы | Расходы |
1. Поступления от оказания юриди- ческих услуг 2. Поступления от реализации не- нужного имущества 3. Поступления от пожертвований граждан и организаций 4. Иные поступления, не запрещен- ные законодательством 5. Поступления членских взносов от адвокатов консультации |
1. Выплата гонораров адвокатам консультации 2. Заработная плата аппарата управления юридической консуль- тации и отчисления налогов и сборов с заработной платы 3. Хозяйственные расходы, в том числе приобретение хозяйствен- ного инвентаря (столы, стулья и др.) 4. Услуги сторонних организаций и др. |
Составленная смета утверждается общим собранием юридической консультации и представляется в коллегию адвокатов, от которой данная юридическая консультация была образована. Расходование средств коллегией адвокатов в соответствии с Положением об адвокатуре производится президиумом в соответствии со сметой, утвержденной общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.
Порядок ведения кассовых операций в юридической консультации. Деятельность юридических консультаций не подпадает под действие Закона Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", и согласно разъяснениям Минюста России по вопросам деятельности коллегий адвокатов от 14.02.97 г. N 09-07-30-97 для учета наличных денежных средств, поступающих в юридическую консультацию, при расчетах с населением должны применяться образцы квитанций, утвержденные письмом Минфина России от 20.04.95 г. N 16-00-30-35 "Об утверждении форм документов строгой отчетности". Квитанция является бланком строгой отчетности. Приобретаемые юридической консультацией бланки строгой отчетности отражаются в учете как текущие затраты с одновременным отражением на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Аналитический учет по указанному счету ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам хранения.
В связи с тем, что юридические консультации в соответствии со ст.29 Положения об адвокатуре освобождены от налогообложения, средства, поступающие за оказание юридических услуг, целесообразно, на наш взгляд, отражать в бухгалтерском учете следующими записями:
Дебет 50, 51, Кредит 86 - поступили средства за оказанные услуги,
Дебет 20, 26..., Кредит 51, 50, 71 - отражено приобретение бланков строгой отчетности,
Дебет 86, Кредит 20, 26... - отражено списание затрат за счет средств от оказания услуг,
Дебет 006 - учтены приобретенные бланки строгой отчетности,
Кредит 006 - списаны по акту бланки строгой отчетности.
В соответствии с письмом Минфина России от 29.05.2000 г. N 04-01-20 бланки строгой отчетности, изготовленные типографским способом, должны обязательно содержать следующие реквизиты:
а) гриф утверждения формы документа;
б) наименование формы документа, номер и серия;
в) код формы документа по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
г) дата составления документа;
д) наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
е) вид выполняемых работ (оказываемых услуг);
ж) единицы измерения (в натуральном и денежном выражении);
з) подпись ответственных должностных лиц (с указанием должности).
Бланки строгой отчетности выписываются в 3 экземплярах: 1-й экземпляр (приходный ордер) остается в кассе, 2-й экземпляр выдается адвокату (прикрепляется к регистрационной карточке - соглашению), 3-й экземпляр выдается клиенту.
При расчетах с юридическими лицами на юридические консультации распространяются требования указания Банка России от 7.10.98 г. N 375-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" в сумме 10 тыс. руб. Под одним платежом между юридическими лицами в соответствии с разъяснениями Банка России от 16.03.95 г. N 14-4/95 (с изм. от 28.01.97 г.) понимается платеж между одними и теми же юридическими лицами по одной сделке, совершенной в течение одного банковского дня по одному или нескольким денежным документам.
Порядок учета текущих затрат в юридической консультации. Текущие затраты в юридической консультации в зависимости от принятой учетной политики отражаются на счетах 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" с дальнейшим списанием произведенных расходов на счет 86 "Целевое финансирование".
Оказание юридическими консультациями юридической помощи предприятиям и физическим лицам связано с приобретением большого количества литературы. Бухгалтеру юридической консультации следует обратить внимание на порядок отражения приобретаемой литературы в связи с введением в действие приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н положения по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ 6/01).
В соответствии с п.36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 г. N 33н, приобретаемые организацией издания (книги, брошюры, журналы и др.) должны учитываться в составе библиотечного фонда как основные средства. Создание библиотечного фонда, по мнению автора, возможно и без создания библиотеки как самостоятельного подразделения.
В соответствии с ПБУ 6/01 приобретаемые издания отражаются следующим образом:
Дебет 08, субсчет "Библиотечный фонд", Кредит 60, 76 - отражены затраты по приобретению изданий, используемых в производственных целях,
Дебет 19, Кредит 60, 76 - отражен НДС по приобретаемым изданиям в случае, если приобретаемые издания облагаются НДС,
Дебет 60, 76, Кредит 71, 50, 51 - отражена оплата приобретенных изданий,
Дебет 01, субсчет "Библиотечный фонд", Кредит 08, субсчет "Библиотечный фонд" - переданы в эксплуатацию приобретенные издания, используемые в производственных целях,
Дебет 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС", Кредит 19 - отнесен на расчеты с бюджетом НДС.
Согласно п.18 ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 2000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
В бухгалтерском учете списание износа по приобретенным изданиям отражается записью:
Дебет 20, 26, Кредит 02, субсчет "Библиотечный фонд" - начислен износ по объектам библиотечного фонда.
Выбытие (списание "морально" устаревших материалов) библиотечного фонда производится аналогично выбытию основного средства.
К счету 91 открывают следующие субсчета: 91-1 "Прочие доходы", 91-2 "Прочие расходы", 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов". На субсчетах 91-1 и 91-2 данные накапливаются в течение года по видам прочих доходов и расходов. Эти сведения используются для составления отчета о прибылях и убытках и другой бухгалтерской отчетности. Субсчет 91-9 предназначен для формирования счета прибылей и убытков в течение отчетного года.
Выбытие объектов библиотечного фонда должно отражаться следующим образом:
Дебет 01, субсчет "Выбытие библиотечного фонда", Кредит 01, субсчет "Библиотечный фонд",
Дебет 02, субсчет "Библиотечный фонд", Кредит 01, субсчет "Выбытие библиотечного фонда",
Дебет 91-1 (01, субсчет "Выбытие библиотечного фонда"), Кредит 01, субсчет "Выбытие библиотечного фонда" (91-1) - отражен убыток (доход) от выбытия объектов библиотечного фонда.
Наряду с указанными расходами юридические консультации производят отчисления в фонд коллегий адвокатов, от которых они образованы. Размер отчислений устанавливается решением общего собрания (конференции) членов коллегии адвокатов. Сроки отчислений за месяц или иной период устанавливаются также коллегией адвокатов. Эти расходы в полном объеме покрываются за счет средств, поступивших за оказанные услуги.
Наряду с поступлениями от оказания услуг одним из источников дохода юридической консультации являются членские взносы адвокатов, работающих в указанных консультациях. Поступающие средства отражаются в учете как целевые поступления и используются на покрытие расходов аппарата управления юридической консультации. Если часть средств от членских взносов адвокатов должна быть перечислена в коллегию адвокатов, то их поступления целесообразно отражать на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Дебет 50, Кредит 76, субсчет "Расчеты с коллегией адвокатов" - отражено поступление членских взносов в кассу юридической консультации,
Дебет 51, Кредит 50 - отражена сдача поступивших средств на расчетный счет,
Дебет 76, субсчет "Расчеты с коллегией адвокатов", Кредит 51 - перечислены членские взносы адвокатов в коллегию адвокатов.
Если указанные взносы перечислены за счет средств консультации, то они должны быть включены в доход адвоката с уплатой соответствующих налогов.
Налогообложение и бухгалтерская отчетность коллегий адвокатов и юридических консультаций
Налогообложение. В соответствии с п.п.14 п.3 ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению услуги членов коллегий адвокатов. Освобождение от налогообложения распространяется на услуги, оказание которых членами коллегий адвокатов регламентировано соответствующими законодательными актами, в частности Положением об адвокатуре. Не облагаются налогом услуги членов коллегии адвокатов по оказанию юридической помощи как в юридических консультациях, специально созданных коллегиями адвокатов, так и в других организациях. Оказание юридических услуг лицами, не являющимися членами коллегий адвокатов и осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, облагается налогом в общеустановленном порядке.
В совместном письме Госналогслужбы России и Минфина России от 16.03.93 г. N ВГ-4-01/33н, 04-01-01 указывалось, что в соответствии с Положением об адвокатуре средства, поступившие в юридические консультации от граждан и организаций за оказание им юридической помощи, направляются на оплату труда адвокатов, содержание юридических консультаций, а также на отчисления коллегиям адвокатов. Поступление указанных средств не образует прибыли и поэтому налогом на прибыль не облагается.
Доходы, полученные коллегиями адвокатов при осуществлении деятельности, не отнесенной Положением об адвокатуре (ст.19) к видам юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям (издание и продажа брошюр, организация платных семинаров и платных лекториев, иные доходы, полученные коллегиями и юридическими консультациями по договорам, не связанным с оказанием юридической помощи), подлежат налогообложению в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Бухгалтерская отчетность. Коллегии адвокатов согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации, а также другим органам исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поэтому если коллегия адвокатов является организацией, на которую в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы, то она обязана представлять согласно ст.23 НК РФ в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые она обязана уплачивать, по законодательству о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом N 129-ФЗ.
Согласно п.2 ст.15 Закона N 129-ФЗ коллегия адвокатов в случае признания ее в соответствии с НК РФ налогоплательщиком и в соответствии с разъяснениями УМНС России по г. Москве от 3.04.01 г. N 03-08/12600 обязана представлять в налоговый орган по месту учета квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Налог на доходы и единый социальный налог. Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов (их учреждениями) в порядке, предусмотренном ст.243 НК РФ. При представлении налоговой декларации адвокаты обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов (ее учреждений) о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период.
В бухгалтерском учете коллегии адвокатов начисление гонораров и удержание налога на доходы отражается следующим образом:
Дебет 26, Кредит 70 - начислен гонорар за оказанные клиентам услуги,
Дебет 70, Кредит 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по подоходному налогу" - удержан из начисленного гонорара налог на доходы.
В соответствии со ст.223 НК РФ датой фактического получения налогоплательщиком дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Налоговые агенты (юридические консультации) обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Адвокаты уплачивают единый социальный налог по ставкам, приведенным в п.4 ст.241 НК РФ.
После вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок оплаты труда адвокатов за счет средств бюджетов при оказании ими бесплатной юридической помощи физическим лицам, адвокаты уплачивают налог по ставкам, предусмотренным п.3 ст.241 НК РФ.
На фонд оплаты труда административного аппарата юридической консультации (заведующий юридической консультацией, бухгалтер юридической консультации, секретари и иной персонал, не являющийся адвокатами) производится начисление единого социального налога в соответствии с п.1 ст.241 НК РФ, т.е. в общеустановленном порядке.
Документальное оформление оказания услуг
в юридической консультации
Договоры на юридическое обслуживание, заключаемые с клиентами после их подписания, должны регистрироваться в журнале регистрации договоров. Примерная форма такого журнала приведена ниже.
N п/п | Дата заключения |
Клиент наименование организации (Ф.И.О.) |
ФИО адвоката, ведущего дело |
Примечание |
1 | 10.06.01 | Смирнов П.Н. | Калугин Н.М. | Иск о нарушении прав собственности |
По каждому договору заводится регистрационная карточка, фиксирующая обращения клиентов в юридическою консультацию, например, в следующем виде.
Наименование коллегии адвокатов ___________________________________
Юридическая консультация N 5
Дело поручено адвокату Калугин Н.М.
Регистрационная карточка N _________
Наименование организации/ФИО клиента Смирнов П.М.
Адрес обратившегося 120121, Москва, квартал 50, 125
По делу организации/гражданина _____________________________________
Краткая характеристика поручения, место рассмотрения или место, где предстоит выполнить поручение ___________________________________________
Соглашение на оказание юридической помощи. Обратившийся обязуется внести гонорар за оказание юридической помощи в сумме 5000 руб. Гонорар определен по договоренности сторон. По указанному соглашению внесены следующие платежи
Внесен аванс 3000 руб. ПКО *(1) N 121267 от 10.06.01 г.
Посещение мест лишения свободы _____ руб. ПКО (ПП *(2)) N _____ от _______________
Командировочные _____ руб. ПКО (ПП) N ____ от _____________
Осуществление защиты или представительств _____ руб. ПКО (ПП) N ____ от ________________
Рассмотрение дела в кассационной инстанции _____ руб. ПКО (ПП) N ____ от ________________
Рассмотрение дела в надзорной инстанции _____ руб. ПКО (ПП) N ____ от ________________
Защита или представительство при дополнительном расследовании _____ руб. ПКО (ПП) N ____ от ______________
Заведующий юридической консультацией Агеев М.В.
Клиент Смирнов П.М.
Поручение принял адвокат Калугин Н.М.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ПКО - приходный кассовый ордер или бланк строгой отчетности.
*(2) ПП - платежное поручение.
Заполненные регистрационные карточки хранятся в хронологическом порядке в течение установленного срока наравне с бухгалтерскими документами. Заполненная регистрационная карточка регистрируется в журнале регистрации регистрационных карточек и выдается бухгалтером адвокату под роспись.
Клиент юридической консультации вправе отказаться от услуг адвоката на любом этапе выполнения поручения. В этом случае внесенные в кассу или на расчетный счет юридической консультации средства возвращаются с удержанием ее части за фактически выполненную работу. При невозможности выполнить поручение или довести его до конца по причинам, не зависящим от юридической консультации, неотработанная часть гонорара также возвращается клиенту или переводится на лицевой счет другого адвоката с согласия клиента.
В общем случае возврат гонорара производится по требованию клиента в сумме, определяемой по договоренности сторон. В случае несогласия какой-либо стороны с суммой возврата возвращаемую сумму определяет заведующий юридической консультацией.
Возврат гонорара отражается на обратной стороне регистрационной карточки.
Результат по делу
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Адвокат ____________________________
Оплатить ________________ руб. ____________ (дата)
Заведующий юридической консультацией _______________________________
Возврат гонорара
ФИО клиента ________________________, сумма ___________________ руб.
Адрес: ________________________________, Паспорт серия _______ номер
__________, выдан ________________________________
Расписка в получении денег.
Деньги по Расходному кассовому ордеру в сумме _______ получены.
Дата _________. Претензий по выполненным (невыполненным) работам не
имею.
____________ (подпись)
Для учета движения денежных средств адвокатов ежемесячно на каждого адвоката заводится лицевой счет, в котором указаны фамилии клиентов, номера регистрационных карточек, по которым заключены соглашения, а также информация о полученных средствах. В конце каждого месяца адвокат списывает суммы по регистрационной карточке, которые отражаются в лицевом счете. В лицевом счете адвоката указываются следующие данные.
N | ФИО, наиме- нование ор- ганизации |
N дого- вора |
N приход- ного до- кумента |
Дата поступ- ления |
Сумма | Списано | Оста- ток |
Возв- рат |
|
Дата | Сумма |
На каждое первое число текущего месяца бухгалтерия выводит остаток неотработанного гонорара на лицевом счете, который переносится на лицевой счет следующего месяца.
М. Спицын,
к.э.н.
"Финансовая газета", N 22, май 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71