Порядок предоставления социального налогового вычета
На основании введенной в действие главы 23 части второй НК РФ с 1 января 2001 г. физические лица с получаемых ими доходов уплачивают налог на доходы физических лиц. При определении дохода, подлежащего обложению налогом, согласно ст.210 данной главы учитываются налоговые вычеты.
В главе 23 НК РФ предусмотрено пять групп налоговых вычетов:
1) стандартные налоговые вычеты (ст.218 НК РФ);
2) социальные налоговые вычеты (ст.219 НК РФ);
3) имущественные налоговые вычеты (ст.220 НК РФ);
4) профессиональные налоговые вычеты (ст.221 НК РФ);
5) налоговые вычеты, предоставляемые по отдельным видам доходов (п.28 ст.217 НК РФ).
Что касается социальных налоговых вычетов, то в их число включены вычеты в части произведенных физическим лицом расходов на социальные цели, а именно:
на благотворительные цели (п.п.1 п.1 ст.219 НК РФ);
на обучение (п.п.2 п.1 ст.219 НК РФ);
на лечение и приобретение медикаментов (п.п.3 п.1 ст.219 НК РФ).
Следует отметить, что согласно ст.210 НК РФ все налоговые вычеты предоставляются физическим лицам лишь к тем доходам, которые учитываются при определении налоговой базы, облагаемой налогом по ставке 13%. Физические лица, получившие в налоговом периоде доходы, облагаемые по иным налоговым ставкам, а именно 6%, 30% и 35%, не вправе воспользоваться вычетами в отношении таких доходов.
Социальные налоговые вычеты физические лица могут получить лишь по окончании того года, в котором ими произведены расходы на социальные цели на основании налоговой декларации, заявления о предоставлении вычетов и документов, подтверждающих их право на указанные вычеты. Согласно ст.230 НК РФ в налоговой декларации физические лица отражают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы налога, подлежащие к уплате или возврату по итогам налогового периода. При этом социальные налоговые вычеты принимаются для определения налогооблагаемой суммы дохода того календарного года, в котором указанные расходы были произведены.
Социальные налоговые вычеты в части расходов на социальные цели физическое лицо вправе получить лишь в том случае, если указанные расходы осуществляются им за счет собственных средств.
Расходы на благотворительные цели
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.219 НК РФ социальные налоговые вычеты предоставляются в сумме доходов, перечисляемых на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% от суммы дохода, полученного в налоговом периоде. При определении размера вычета необходимо учитывать сумму доходов, которые подлежат включению в состав налоговой базы, облагаемой налогом по ставке 13%.
Для получения социального налогового вычета в части расходов на благотворительные цели к налоговой декларации должны быть приложены следующие документы:
заявление о предоставлении вычета;
платежные документы, подтверждающие внесение благотворительного взноса;
документы, подтверждающие участие в благотворительной деятельности;
справки о доходах по форме 2-НДФЛ, подтверждающие полученный доход и сумму налога, уплаченного у источника получения дохода.
Пример. Гражданин внес благотворительные взносы спортивному клубу на содержание хоккейной команды в марте 2001 г. - 100 000 руб. и в январе 2002 г. - 120 000 руб. По окончании каждого года этот налогоплательщик вправе заявить о социальном налоговом вычете в части произведенных им расходов на благотворительность в налоговый орган по месту жительства. Для этого ему необходимо заполнить налоговую декларацию, в которой он должен произвести перерасчет своих налоговых обязательств.
Предположим, что в 2001 г. он получил доходы, подлежащие обложению налогом, только от одного источника - по месту работы он получил заработок в размере 400 000 руб. Налог исчислен и уплачен им в этой организации с полученного заработка в размере 52 000 руб. (400 000 х 0,13). Таким образом, облагаемая сумма дохода по месту работы определена в размере 400 000 руб. По окончании 2001 г. этот налогоплательщик подает в налоговый орган налоговую декларацию, к которой прилагает документы, подтверждающие его право на социальный налоговый вычет в связи с его благотворительными расходами в 2001 г., а также справку о доходах по форме 2-НДФЛ, подтверждающую сумму полученного дохода и уплаченного налога.
Предельный размер социального налогового вычета в связи с его благотворительными расходами определяется исходя из его заработка 400 000 руб. и составляет 100 000 руб.(400 000 х 0,25). Поскольку сумма фактически произведенных расходов на благотворительные цели не превышает 25% от суммы заработка, то вычет принимается в размере фактически произведенных расходов.
Для определения суммы дохода за 2001 г., с которой должен уплачиваться налог на доходы, из суммы заработка 400 000 руб. исключается сумма вычета 100 000 руб. Поэтому налоговая база за 2001 г. с учетом социального налогового вычета составит 300 000 руб.(400 000 - 100 000), а сумма налога, который должен быть уплачен, - 39 000 руб. (300 000 х 0,13).
Таким образом, по месту работы налогоплательщика в 2001 г. им был уплачен налог в размере 52 000 руб. На основании налоговой декларации с учетом вычета сумма налога составила 39 000 руб. К возврату причитается сумма налога в размере 13 000 руб.
Что касается суммы благотворительного взноса, уплаченного этим налогоплательщиком в 2002 г., то он вправе будет воспользоваться им при подаче налоговой декларации за 2002 г. по окончании этого года при условии, если он получит в течение 2002 г. доходы, облагаемые налогом по ставке 13%. Тогда вычет в части расходов на благотворительность и налоговая база 2002 г. будут определяться в аналогичном порядке. Однако если налогоплательщик в 2002 г. получит доходы, которые облагаются налогом по иным налоговым ставкам, или его доходы освобождаются от обложения налогом на основании ст.217 НК РФ, то в этом случае вычет ему не будет предоставляться ввиду отсутствия доходов, по которым он предусмотрен.
Предположим, что в 2002 г. этот налогоплательщик не имел никаких доходов, кроме дивидендов, полученных им от российского источника, на сумму 500 000 руб. В соответствии со ст.214 и 224 НК РФ налог с дивидендов исчислен и уплачен у источника их получения по ставке 6% в размере 30 000 руб. Поскольку доход налогоплательщика за 2002 г. облагается налогом по ставке 6%, то вычет в части произведенных им благотворительных расходов ему не предоставляется.
Расходы на обучение
Согласно п.п.2 п.1 ст.219 НК РФ социальный налоговый вычет предоставляется:
в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 000 руб.;
в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет в образовательных учреждениях (дневная форма обучения), - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
Социальный налоговый вычет предоставляется в части произведенных физическим лицом расходов на обучение в образовательном учреждении, имеющем соответствующую лицензию или иной документ, который подтверждает статус учебного заведения. Согласно ст.12 Закона Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3266-1, (в ред. от 13.01.96 г. N 12-ФЗ) с изм. по состоянию на 21.03.02 г.) "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, которое является юридическим лицом. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения. Для получения социального налогового вычета в части расходов на обучение к налоговой декларации прилагаются следующие документы:
заявление о предоставлении вычета;
договор с образовательным учреждением на обучение в этом учреждении;
платежные документы, подтверждающие оплату за обучение;
справки о доходах по форме 2-НДФЛ, подтверждающие полученный доход и сумму налога, уплаченного у источника получения дохода.
Пример. 8 августа 2000 г. гражданин заключил договор с университетом на обучение своей 18-летней дочери в этом образовательном учреждении на очном отделении в течение пятилетнего курса обучения. Университет имеет лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию. В соглашении о финансовом обеспечении этого договора предусмотрено, что оплата за обучение производится самой обучающейся и ее родителями.
В течение 2000 - 2002 гг. оплата за обучение дочери производилась ее отцом. (10.08.2000 г. - 52 000 руб., 2.08.01 г. - 29 000 руб., 3.01.02 г. - 65 000 руб.). Поскольку порядок определения налоговой базы с учетом социального налогового вычета введен для налогообложения доходов физических лиц начиная с 2001 г., то отец, оплативший обучение дочери, вправе воспользоваться таким вычетом в отношении доходов 2001 г. на сумму произведенной им 2.08.01 г. оплаты за обучение в размере 29 000 руб., а в отношении доходов 2002 г. - на сумму произведенной им 3.01.02 г. оплаты в размере 65 000 руб.
В 2001 г. этот налогоплательщик получил следующие доходы:
в организации по месту работы - заработок в размере 350 000 руб.;
материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными по месту работы, в сумме 50 000 руб.
С доходов 2001 г. им был уплачен налог по месту работы:
с полученного заработка налог удержан по ставке 13% в размере 45 500 руб. (350 000 х 0,13);
с материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами в размере 17 500 руб.(50 000 х 0,35).
Других доходов в 2001 г. налогоплательщик не получал. По окончании 2001 г. этот налогоплательщик подает налоговую декларацию, заявление и документы, подтверждающие его право на получение социального налогового вычета в части расходов на обучение дочери, копию свидетельства о рождении дочери, справку о доходах по форме 2-НДФЛ, полученную им по месту работы.
В налоговой декларации налогоплательщиком осуществляется перерасчет облагаемой суммы дохода с учетом социального вычета в отношении полученного по месту работы заработка, поскольку только этот доход учитывается при определении налоговой базы, облагаемой по ставке 13%. Согласно п.п.2 п.1 ст.219 НК РФ он имеет право на социальный налоговый вычет в части расходов на обучение дочери в размере, не превышающем 25000 руб., поэтому налоговая база 2001 г. с учетом социального налогового вычета в части расходов на обучение дочери составит 325 000 руб. (350 000 - 25 000). По месту работы с суммы заработка им был уплачен налог в размере 45 500 руб. Подлежит к уплате с учетом налоговых вычетов сумма налога 42 250 руб. (325 000 х 0,13). К возврату ему причитается сумма налога в размере 3250 руб.
В отношении расходов на обучение, произведенных налогоплательщиком в 2002 г., перерасчет налоговой базы и суммы налога осуществляется аналогично.
Расходы на лечение и приобретение медикаментов
В социальный налоговый вычет на лечение и приобретение медикаментов включается три вида расходов:
в сумме, уплаченной физическим лицом за услуги по своему лечению;
в сумме, уплаченной физическим лицом за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет;
в сумме оплаты стоимости медикаментов, назначенных лечащим врачом физическому лицу, его супруге (супругу), его родителям и детям в возрасте до 18 лет.
Перечень видов лечения и лекарственных средств, расходы по которым принимаются для уменьшения налогооблагаемого дохода физического лица, ограничен перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.01 г. N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета". Следует отметить, что расходы по лечению принимаются для уменьшения налогооблагаемой базы, если услуги предоставлены медицинскими учреждениями Российской Федерации, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности. Сумма расходов на лечение и приобретение медикаментов, за исключением дорогостоящих видов лечения, принимается к вычету в размере, не превышающем 25 000 руб. В отношении дорогостоящих видов лечения, предоставленных медицинскими учреждениями Российской Федерации, сумма произведенных физическим лицом расходов принимается без ограничения, но в пределах подлежащего обложению дохода, учитываемого при определении налоговой базы, облагаемой по ставке 13%.
Социальный налоговый вычет в части расходов на лечение и приобретение медикаментов предоставляется на основании налоговой декларации, подаваемой физическим лицом в налоговый орган по окончании календарного года, с приложением документов, подтверждающих его целевые расходы на лечение и приобретение медикаментов. Если такие расходы осуществлялись физическим лицом за близких родственников (супруга, супругу, своих родителей и детей в возрасте до 18 лет), то необходимо подтверждение родственных отношений.
Для реализации постановления N 201 Минздравом России и МНС России приказом от 25.07.01 г. N 289/БГ-3-04/256 утверждена форма "Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации". Она является одним из документов для подтверждения произведенных физическими лицами расходов на лечение. Что касается расходов на приобретение медикаментов, то в этом же приказе предусмотрено, что в качестве документа, подтверждающего назначение медикаментов, расходы по которым учитываются в составе социального налогового вычета, является рецептурный бланк цветной формы N 107/у, который выписывается лечащим врачом с отметкой "для налоговых органов".
Рассмотрим порядок предоставления вычета, когда физическим лицом произведена оплата своего лечения.
Пример. В октябре 2001 г. гражданин лечился в клинике, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности. За лечение им было уплачено 50 000 руб. В клинике ему были выданы документы, подтверждающие его целевые расходы по лечению, которое не относится к дорогостоящим видам лечения. Сумма расходов по лечению, принимаемая к уменьшению облагаемого налогом дохода за 2001 г., принимается в размере 25 000 руб.
Заработок по месту основной работы гражданина за 2001 г. составил 240 000 руб. В течение года ему были предоставлены стандартные налоговые вычеты в размере 700 руб. Налог был уплачен в размере 31 109 руб. с налоговой базы 239 300 руб.
На основании расчета, произведенного в налоговой декларации, налоговая база за 2001 г. уменьшается на сумму социального налогового вычета в связи с произведенными налогоплательщиком расходами на лечение в сумме, не превышающей 25 000 руб. Таким образом, налоговая база 2001 г. составила 214 300 руб., а сумма исчисленного налога по результатам перерасчета - 27 859 руб. С налоговой базы, составляющей 239 300 руб., был уплачен налог в размере 31 109 руб. К возврату причитается сумма налога в размере 3250 руб.
К налоговой декларации гражданином прилагаются следующие документы, подтверждающие его целевые расходы на лечение:
заявление о принятии к вычету расходов на лечение и приобретение медикаментов и возврате суммы налога;
справка клиники об оплате лечения и платежный документ, подтверждающий оплату за лечение;
справка о доходах по форме 2-НДФЛ, выдаваемая по месту работы.
Рассмотрим порядок предоставления вычета, когда физическим лицом произведены расходы по оплате своего лечения и лечения матери.
Пример. В ноябре 2001 г. гражданка Н. проходила лечение в клинике, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности. За лечение ею было уплачено этой клинике 90 000 руб. Предоставленный ей вид лечения включен в перечень видов дорогостоящего лечения. Кроме того, в связи с болезнью матери в сентябре 2001 г. по назначению врача ею было оплачено лечение матери в диагностическом центре на сумму 15 000 руб. Медицинские услуги по лечению матери в перечень видов дорогостоящего лечения не включены.
Поскольку расходы на лечение и приобретение медикаментов для матери не превышают 25 000 руб., а расходы по лечению самой гражданки Н. принимаются без ограничения, то сумма расходов, подлежащая включению в социальный налоговый вычет, составила 105 000 руб.(90 000 + 15 000).
За 2001 г. гражданкой Н. получены следующие доходы:
заработок по месту основной работы в сумме 100 000 руб.;
процентный доход по вкладу в коммерческом банке в части, подлежащей обложению, на сумму 20 000 руб.
По месту работы ей были предоставлены стандартные налоговые вычеты в размере 1600 руб. Налог был уплачен по ставке 13% в размере 12 792 руб. с налоговой базы 98 400 руб. Что касается процентного дохода, полученного по вкладу в коммерческом банке, то в этом банке ею был уплачен налог по ставке 35% в сумме 7000 руб. (20 000 х 0,35).
В апреле 2002 г. гражданка подает в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию, заявление и документы, подтверждающие ее право на получение социального налогового вычета в части расходов на свое лечение и лечение матери, к которой прилагает:
заявление о предоставлении социального вычета в части расходов на свое лечение и лечение матери;
документы, подтверждающие ее право на получение социального налогового вычета в части указанных расходов (справки медицинских учреждений о полученном и оплаченном лечении, платежные документы о произведенных расходах по лечению);
копию свидетельства о рождении, подтверждающего ее родственные отношения;
справки о доходах по форме 2-НДФЛ, полученные по месту работы и в коммерческом банке.
В налоговой декларации производится перерасчет облагаемой суммы дохода с учетом социального вычета в отношении полученного по месту работы заработка, поскольку только этот доход учитывается при определении налоговой базы, облагаемой по ставке 13%. На основании этого расчета налоговая база за 2001 г. подлежит уменьшению на сумму социального налогового вычета в связи с произведенными расходами на лечение на общую сумму 105 000 руб. Так как заработок гражданки Н. за 2001 г. оказался меньше суммы вычета, то налоговая база принимается равной нулю.
Налог за 2001 г. уплачен в сумме 12792 руб. К возврату причитается сумма уплаченного налога в размере 12 792 руб. Таким образом, с доходов, полученных гражданкой в 2001 г., налог на доходы уплачивается только с процентного дохода по вкладу в коммерческом банке.
Возврат излишне уплаченной физическим лицом суммы налога осуществляется в соответствии с положениями ст.78 и 88 НК РФ.
Для принятия решения о возврате излишне уплаченной суммы налога, определенной физическим лицом на основании налоговой декларации, налоговый орган в соответствии со ст.88 НК РФ проводит камеральную налоговую проверку данных, содержащихся в налоговой декларации, и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Сумма налога, причитающаяся к возврату физическому лицу, подлежит:
зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;
зачету в счет погашения недоимки;
возврату.
Налоговый орган по окончании камеральной налоговой проверки сообщает физическому лицу о факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога. Возврат суммы налога производится физическому лицу после подачи им в налоговый орган письменного заявления о возврате суммы налога. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день после истечения нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на период нарушения срока возврата.
В. Акимова,
государственный советник налоговой службы III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 22, май 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71