Уплата предприятием штрафных санкций за
простой железнодорожных вагонов: документальное оформление,
отражение в учете
Перевозки на железнодорожном транспорте осуществляются в рамках договора перевозки, регламентированного ГК РФ и Транспортным уставом железных дорог (Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации") - далее ТУЖД. Этими нормативными правовыми актами установлена ответственность за нарушение различных условий договора перевозки, в том числе и за простой железнодорожных вагонов (далее ж/д вагонов).
Штрафные санкции за простой ж/д вагонов по сути представляют собой форму ответственности в виде штрафа за нарушение хозяйственных договоров, в данном случае договоров перевозки.
Особенностью правового регулирования ответственности за нарушения условий договора перевозки на ж/д транспорте является то, что ТУЖД жестко установлена ответственность за отдельные нарушения договоров перевозки, причем эта ответственность согласно статье 133 ТУЖД не может быть уменьшена взаимным соглашением сторон договора перевозки.
Так, на основании статьи 133 ТУЖД любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями (грузополучателями), имеющие целью ограничить либо устранить имущественную ответственность, возложенную на перевозчика или грузоотправителей (грузополучателей) согласно ТУЖД, считаются недействительными. Стороны договора перевозки могут договориться об усилении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, опосредующих перевозки на основании пункта 1 статьи 793 ГК РФ.
Получается, что за нарушения договоров перевозки на железной дороге действует ответственность, установленная ТУЖД и конкретным договором перевозки одновременно, что также относится и к простою ж/д вагонов. Причем эти два вида ответственности могут как дополнять друг друга, так и поглощать более жесткой санкцией менее жесткую.
Таким образом, ответственность грузоотправителя (грузополучателя) за простой вагонов может быть установлена договором перевозки в любом размере, но не менее, предусмотренной ТУЖД.
С правовой точки зрения в понятие "простой ж/д вагонов" согласно ТУЖД включаются следующие правонарушения:
1) просрочка доставки груза, а также порожних вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими;
2) задержка вагонов по различным основаниям;
3) задержка универсального контейнера;
4) прочие штрафные санкции за простой ж/д вагонов.
Рассмотрим их подробнее.
Согласно статье 111 ТУЖД за просрочку доставки груза, а также порожних вагонов грузоотправители (грузополучатели) уплачивают подразделениям железной дороги пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. Это происходит в случае, если виновная сторона не докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.
Сроки исчисляются согласно нормам, установленным в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных МПС РФ 10 сентября 1998 г. N ЦМ-593.
Установленная статьей 111 ТУЖД неустойка не является исключительной, так как она не освобождает виновную сторону от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном статьей 796 ГК РФ.
Задержка вагонов по вине грузоотправителя (грузополучателя) на основании статьи 115 ТУЖД влечет взыскание с грузоотправителя (грузополучателя) за каждый час простоя каждого вагона штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. Задержкой вагонов в рамках данной статьи считается задержка вагонов сверх установленных договором поставки и действующим законодательством сроков для подачи, погрузки, разгрузки, перевалки и прочих операций, непосредственно связанных с перевозкой железнодорожным транспортом.
Такая задержка считается правонарушением в следующих случаях:
1) в случае нарушения грузоотправителем требований, установленных в отношении грузов, направляемых на экспорт, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными органами или иными органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль, вагонов, контейнеров с экспортными грузами на пограничных и припортовых железнодорожных станциях, и невозможности передачи таких грузов вследствие указанных причин на морской, речной транспорт или иностранным железным дорогам. Однако, это происходит на основании статьи 50 ТУЖД только в случае непринятия грузоотправителем мер в отношении задержанных по указанным причинам грузов в течение 10 суток, а в отношении скоропортящихся грузов в течение 4 суток с момента получения от железной дороги извещения о задержке вагонов, контейнеров;
2) за задержку вагонов, контейнеров в пунктах перевалки по вине грузоотправителей. Здесь имеется в виду задержка сверх установленных действующим законодательством сроков;
3) в случае самовольного использования грузоотправителем (грузополучателем) вагонов, контейнеров, принадлежащих организациям железнодорожного транспорта.
Причем согласно статье 115 ТУЖД за задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза. Однако, задержка вагонов менее чем на 15 минут в расчет не принимается, а задержка вагонов от 15 минут до одного часа принимается за полный час.
На основании статьи 117 ТУЖД за каждый час задержки универсального контейнера грузоотправители (грузополучатели) уплачивают железной дороге штраф в размере:
- 0,01 размера минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто менее 5 тонн;
- 0,04 размера минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно;
- 0,1 размера минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто свыше 10 тонн.
Особо стоит отметить, что взыскание всех вышеперечисленных штрафов на основании статьи 124 ТУЖД осуществляется в безакцептном порядке с расчетных счетов грузоотправителей (грузополучателей).
Грузоотправитель (грузополучатель) может в соответствии со статьей 22 Арбитражно процессуального кодекса Российской Федерации от 5 мая 1995 г. N 70-ФЗ оспорить требование об оплате штрафа путем предъявления в арбитражный суд иска о признании не подлежащим исполнению документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке. Если же средства уже списаны и грузоотправитель (грузополучатель) считает незаконным списание средств с его счета в банке без его согласия, он вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием о возврате полностью или частично списанных в бесспорном порядке сумм. В этом случае подлежащие возврату средства являются уже не штрафами, а убытками истца.
Согласно статье 134 ТУЖД обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железной дороги, грузоотправителей (грузополучателей) при осуществлении перевозок по железным дорогам, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Коммерческие акты на основании статьи 134 ТУЖД оформляются в следующих случаях:
- несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа или грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;
- повреждение (порча) груза, багажа или грузобагажа;
- обнаружение груза, багажа или грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа или грузобагажа;
- возвращение железной дороге похищенного груза, багажа или грузобагажа;
- непередача железной дорогой груза на железнодорожный подъездной путь в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.
Вместе с тем в вышерассмотренном перечне мы не видим обстоятельств, связанных с простоем ж/д вагонов, поскольку они на основании статьи 134 ТУЖД оформляются актами общей формы. В отличие от коммерческих актов, оформляемых только в определенных случаях, перечень которых представлен выше и является исчерпывающим, акты общей формы составляются как в случаях, предусмотренных Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС РФ от 3 декабря 2000 г. N 2 ЦЗ "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте" - далее Правила, так и во всех иных случаях, когда того требуют обстоятельства дела.
Согласно пункту 2.1 Правил актами общей формы оформляются:
- задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, а также в случаях перегруза вагонов, контейнеров сверх допустимой грузоподъемности по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути;
- задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией примыкания по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции примыкания;
- задержка подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя;
- задержка приема грузополучателем, грузоотправителем принадлежащих им или арендованных ими у организаций федерального железнодорожного транспорта вагонов, контейнеров;
- задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя принадлежащего организациям федерального железнодорожного транспорта локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением грузоотправителя, грузополучателя;
- задержка груза в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом;
- задержка выдачи грузов в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся железной дороге платежей;
- задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя на станции отправления (назначения) грузов, охраняемых ведомственной охраной МПС России.
Все вышеперечисленные факты имеют прямое или опосредованное отношение к простою ж/д вагонов.
Акт общей формы составляется в следующем виде:
Приложение 2
к Правилам составления актов
при перевозках грузов на железнодорожном транспорте,
утвержденным приказом МПС России
от 3 декабря 2000 г. N 2 ЦЗ
Форма ГУ-23
Акт общей формы*(1)
Станция______________________________________________________________ж.д.
Поезд N*(2)__________________________ на перегоне______________________
"___"___________ г.
Настоящий акт составлен в присутствии следующих лиц*(3):
_________________________________________________________________________
(фамилия, должность)
Станция отправления______________________________________________________
Станция назначения_______________________________________________________
Отправка N _______________________ от "_____" ________________________ г.
Вагон, контейнер N ___________________________________ наименование груза
_________________________________________________________________________
Описание обстоятельств, вызвавших составление акта:
_________________________________________________________________________
Подписи:_______________________
_______________________
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Акты общей формы составляются в случаях, предусмотренных Правилами составления актов при перевозке грузов на железнодорожном транспорте, в том числе когда не требуется составлять коммерческий акт или акт другой специальной формы.
*(2) Заполняется при составлении акта в поезде.
*(3) Акт подписывают лица, участвующие в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, но не менее чем два лица.
Порядок составления актов общей формы регламентирован главой II Правил. Так, согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2 Правил акт общей формы может быть составлен на станции отправления, станции назначения и на станциях в пути следования.
Как того требует пункт 2.4 Правил в акте общей формы должны быть четко изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Кроме того, на основании пункта 2.5 Акт общей формы должен быть подписан не меньше чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления, а при перевозке груза в сопровождении акт общей формы подписывается также и лицом, сопровождающим груз (проводником грузоотправителя, грузополучателя, работником ведомственной охраны МПС России).
На практике возможна ситуация, когда на станции в пути следования акт общей формы оформляет специально выделенный работник на основании данных, передаваемых ему по телефону или радиосвязи. В этом случае первый экземпляр акта общей формы, прикладываемый к перевозочному документу, может быть подписан составившим его лицом, с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей работников, производивших осмотр. Второй экземпляр акта общей формы подписывается в установленном порядке всеми указанными в нем лицами.
Лица, указанные в акте общей формы должны подписать акт, и при несогласии с его содержанием вправе изложить свое мнение. В случае отказа или уклонения от подписания акта общей формы представителем грузоотправителя, грузополучателя, других организаций акт общей формы подписывается участвующими в его составлении лицами и в нем дополнительно делается отметка о предъявлении акта общей формы на подпись представителю грузоотправителя, грузополучателя, другой организации и о его отказе или уклонении от подписания этого акта. Эта отметка вторично заверяется подписями лиц, участвующих в составлении акта общей формы.
В последнее время все большее распространение получает оформление перевозки груза с использованием электронной накладной. В этом случае на основании пункта 2.3 Правил акт общей формы, который должен прилагаться к перевозочному документу, составляется в электронном виде и передается в обслуживающий данную станцию информационно-вычислительный центр железной дороги. На основании данных акта общей формы в электронную накладную вносятся отметки, предусмотренные Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС РФ от 19 января 2000 г. N 2Ц "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте".
Акты общей формы, составленные в электронном виде станцией отправления и попутной станцией, вместе с электронной накладной доставляются в электронном виде на станцию назначения.
По требованию станции назначения акт общей формы в электронном виде должен быть распечатан в виде его бумажной копии станцией, составившей такой акт. Все проставленные на подлинном акте общей формы штемпели печатаются в машинописном виде. Бумажная копия акта общей формы в электронном виде заверяется строчным штемпелем станции, по требованию которой она составлена.
Ответственность грузоотправителя (грузополучателя) наступает на основании вышерассмотренного акта общей формы в соответствии с ТУЖД, ГК РФ и договором перевозки.
Сторонами договора перевозки помимо установленной ТУЖД ответственности за простой ж/д вагонов может быть установлена дополнительная ответственность в любом виде и размере не противоречащем действующему законодательству.
Необходимо различать между собой штрафные санкции за простой ж/д вагонов и плату за простой ж/д вагонов, взимаемую в виде различных сборов (сбор за простой, сбор за хранение и т.д.).
Первые представляют собой меру ответственности за нарушение договора перевозки (оформляются актом общей формы), а вторые являются платежом за услуги железной дороги и, как правило, включаются в плату за перевозку (оформляются перевозочными документами - ж/д накладные, квитанции и прочее). Указанное различие с правовой точки зрения носит принципиальный характер, что предопределяет различия в документальном оформлении и бухгалтерском учете.
Все более часто в последнее время входит в хозяйственный оборот практика оформления перевозок не напрямую через подразделения железной дороги, а через транспортные компании, осуществляющие коммерческую деятельность на железнодорожном транспорте. В этом случае штрафные санкции за простой ж/д вагонов предусматриваются договорами, заключенными между грузоотправителем (грузополучателем) и транспортной компанией и уплачиваются непосредственно транспортной компании, которая самостоятельно решает все возникающие проблемы с подразделениями железной дороги.
Согласно пункту 12 ПБУ 10/99 штрафные санкции за простой ж/д вагонов (штрафы за нарушения условий договоров) относятся к внереализационным расходам и принимаются к бухгалтерскому учету на основании пункта 14 ПБУ 10/99 в суммах, присужденных судом или признанных организацией.
В соответствии с Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) штрафные санкции за простой вагонов отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств.
Для целей налогообложения налогом на прибыль на основании пункта 14 статьи 265 НК РФ штрафные санкции за нарушения хозяйственных договоров также относятся к внереализационным расходам.
Рассмотрим порядок бухгалтерского учета штрафных санкций за простой ж/д вагонов на конкретном примере.
Пример
Предприятие приобрело на условиях предоплаты у поставщика пиломатериалы стоимостью 240 000 рублей с учетом НДС 40 000 рублей. Для осуществления перевозки пиломатериалов предприятие заключает договор перевозки с подразделением железной дороги на следующих условиях. Стоимость перевозки в 1 вагоне навалом - 12 000 рублей с учетом НДС - 2 000 рублей, плата за хранение 6 000 рублей с учетом НДС - 1 000 рублей, плата за простой ж/д вагонов - 2 400 рублей с учетом НДС - 400 рублей. Штраф за простой ж/д вагонов, установленный договором составляет 500 рублей. Минимальный размер оплаты труда равен 100 рублей. В период перевозки произошла задержка вагона на 10 часов в пункте перевалки по вине предприятия. Подразделение железной дороги списало в безакцептном порядке с расчетного счета предприятия штрафные санкции, предусмотренные ТУЖД, и потребовала возмещения штрафных санкций за простой ж/д вагонов, предусмотренных договором перевозки.
В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие проводки:
дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредит счета 51 "Расчетные счета" - 240 000 рублей - предоплата пиломатериалов поставщику;
дебет счета 41 "Товары" кредит счета 60 - 200 000 рублей - на сумму полученных от поставщика пиломатериалов;
дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" кредит счета 60 - 40 000 рублей - на сумму НДС по пиломатериалам;
дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредит счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" - 40 000 рублей - на сумму НДС к зачету по пиломатериалам;
дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" кредит счета 51 - 20 400 рублей (12 000 + 6 000 + 2 400) - оплата подразделению железной дорогой услуг по перевозке пиломатериалов;
дебет счета 41 кредит счета 76 - 17 000 рублей (12 000 - 2 000) + (6 000 - 1 000) + (2 400 - 400) - покупная стоимость пиломатериалов увеличена на стоимость услуг по перевозке;
дебет счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" кредит счета 76 - 3 400 рублей (2 000 + 1 000 + 400) - на сумму НДС по услугам по перевозке;
дебет счета 68 кредит счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам" - 3 400 рублей (2 000 + 1 000 + 400) - на сумму НДС к зачету по услугам по перевозке;
дебет счета 76 кредит счета 51 - 200 рублей (0,2 х 10 х 100 рублей) - подразделение железной дороги направило в банк предприятия поручение на безакцептное списание с расчетного счета предприятия штрафа за простой ж/д вагона (задержку вагона) на основании статьи 115 ТУЖД, банк исполнил поручение;
дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы") субсчет 2 "Прочие расходы" кредит счета 76 - 200 рублей (0,2 х 10 х 100 рублей) - начисление штрафа за простой ж/д вагона (задержку вагона) на основании статьи 115 ТУЖД;
дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы" кредит счета 76 - 500 рублей - начисление штрафа за простой ж/д вагона на основании договора перевозки (на основании требования подразделения железной дороги об уплате штрафа за простой ж/д вагона на основании договора перевозки);
дебет счета 76 кредит счета 51 - 500 рублей - оплата штрафа за простой ж/д вагона на основании договора перевозки.
В.В. Худолеев
"Консультант бухгалтера", N 4, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru