В муниципальное образование г.Лабытнанги входит поселок Харп.
Расстояние между населенными пунктами составляет около 10 км. В поселке находится действующая АЗС.
На противоположном берегу реки Оби, через которую существует круглосуточная переправа (за исключением 1 - 2 месяца в году) действует пять АЗС трех различных фирм.
Является ли ОАО "Роснефть-Ямалнефтепродукт" монополистом на рынке розничной продажи нефтепродуктов через стационарные АЗС в г.Лабытнанги?
В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в редакции изменений) под монополистом следует понимать хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, под которой в свою очередь понимается состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Под товарным рынком Федеральный закон N 147-ФЗ, ссылаясь на Закон РФ от 22 марта 1991 года N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции изменений и дополнений), понимает сферу обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
Порядок определения границ товарных рынков в настоящее время регулируется приказом Государственного комитета по антимонополистической деятельности РФ от 20 декабря 1996 года N 169 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки стояния конкурентной среды на товарных рынках" (в редакции изменений).
Для установления того факта, является ли продавец монополистом на какой-то отдельной территории необходимо определить:
- продуктовые границы товарного рынка;
- субъекты товарного рынка (количество и состав продавцов и покупателей);
- географические границы товарного рынка;
- объем товарного ресурса рынка;
- долю хозяйствующего субъекта на рынке;
- количественные показатели структуры товарного рынка;
- качественные показатели структуры товарного рынка (барьеры входа);
- рыночной потенциал хозяйствующего субъекта.
В том случае, если на отдельно взятой территории организация является единственными поставщиком ГСМ, а покупатели действительно имеют возможность воспользоваться приобрести ГСМ на другой территории только в течение ограниченного периода времени (1 - 2 месяц в году) без значительных расходов на транспортировку (т.е. в совокупности с транспортными расходами стоимость ГСМ не должна превышать цену ГСМ по месту нахождения покупателей), то такой товарный рынок может быть признан географически отдельным, с признанием продавца монополиста.
Вместе с этим следует отметить, что данный вопрос должен быть более подробно рассмотрен самой организацией с использованием материалов приказа ГКАП РФ от 20 декабря 1996 года N 169.
1 апреля 2002 г.
"Консультант бухгалтера", N 4, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru