Вправе ли должностные лица налоговых органов проводить контрольные закупки для осуществления контроля за правонарушениями граждан - физических лиц в сфере валютного законодательства, т.е. при проверке осуществления купли-продажи иностранной валюты гражданами Российской Федерации?
Налоговые органы наделены статусом органа валютного контроля согласно статьям 1, 6 и 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 (с изменениями и дополнениями) и статьями 11, 12 и 15 Закона РФ от 09.10.1992 г. N 3615-1 (с изменениями и дополнениями), однако федеральное законодательство не предоставило налоговым органам право на проведение контрольных закупок иностранной валюты, то есть проводить фиксирование правонарушений в актах (протоколах) с помощью оперативно-розыскных мероприятий.
Нарушения валютного законодательства, связанные с куплей-продажей иностранной валюты между физическими лицами могут фиксироваться только методами, предусмотренными ст.6 Федерального Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
В соответствии со статьей 13 вышеуказанного Закона право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации предоставлено только оперативным подразделениям органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов налоговой полиции.
Таким образом, фиксирование фактов правонарушений в сфере валютного законодательства гражданами возможна лишь в рамках оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками вышеуказанных правоохранительных органов либо самостоятельно либо при проведении совместных проверок с должностными лицами налоговых органов.
В.П. Колодий,
советник налоговой службы II ранга
16 мая 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.