Налоговый кредит
Одна из основных обязанностей налогоплательщика в соответствии с законодательством - уплата налогов в установленные сроки. Несоблюдение этого правила влечет наложение штрафов и иные неблагоприятные последствия. Однако бывают ситуации, когда организация испытывает финансовые трудности. В случае неуплаты налогов в срок к ней могут быть применены пени, которые еще более усугубят положение (не говоря уже об уголовной и административной ответственности руководителя). В таких случаях выходом из ситуации может стать получение налогового кредита.
Налоговый кредит и иные формы изменения срока уплаты налога
Налоговый кредит отличается от кредита в гражданско-правовых отношениях, где под кредитом понимается денежная сумма, которая предоставляется банком или иной кредитной организацией заемщику с обязанностью ее возврата с уплатой процентов. В налоговых правоотношениях под кредитом понимается изменение срока уплаты налога. В Налоговом кодексе Российской Федерации приводится несколько форм изменения срока уплаты налога, а именно: отсрочка и рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит. Что касается первых трех форм, то на первый взгляд может показаться, что они практически не различаются: условия их применения совпадают. В чем же разница? Под отсрочкой и рассрочкой законодатель понимает изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных соответствующей статьей (ст.64 НК РФ), на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Налоговый кредит предоставляется на срок от трех месяцев до одного года. Возможно, именно этим объясняется различная величина платы за изменение срока. Так, за отсрочку или рассрочку необходимо заплатить одну вторую ставки рефинансирования, установленной Банком России. При получении налогового кредита устанавливаются проценты в размере ставки рефинансирования. Таким образом, налоговый кредит отличается от двух предыдущих форм повышенными процентами. Может сложиться впечатление, что две первые формы выгоднее. Однако налоговый кредит может даваться на срок, в два раза превышающий срок при первых двух формах. Время, на которое дается налоговый кредит, в некоторых случаях помогает изменить финансовое положение организации в лучшую сторону. Если же брать кредит для уплаты налогов в банке, то проценты будут значительно выше. При получении налогового кредита необходимо обеспечить исполнение обязательства, т.е. внести залог или иметь поручительство. При отсрочке и рассрочке также возможно требование о предоставлении залога или обеспечении поручительством. Что касается кредита в банке, то он обычно не обходится без залога или поручительства.
Порядок и условия предоставления налогового кредита
Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором установленной формы, который заключается между специально уполномоченным органом и указанным лицом. В порядке подачи заявления опять же прослеживается сходство с отсрочкой и рассрочкой. Статья 65 НК РФ, регулирующая порядок и условия предоставления налогового кредита, прямо отсылает к ст.64 НК РФ, которая регулирует порядок предоставления отсрочки и рассрочки. Итак, отсрочка, рассрочка и налоговый кредит могут предоставляться по одному или нескольким налогам. Заявление подается в специально уполномоченный на то орган. Если изменяется срок уплаты федеральных налогов, то необходимо обратиться в федеральный орган исполнительной власти, а именно в Минфин России.
Если законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога или сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Минфина России, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа.
В некоторых случаях решения о предоставлении налогового кредита будут принимать иные органы. Например, по поводу налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, следует обращаться в Государственный таможенный комитет Российской Федерации или уполномоченные им таможенные органы, государственной пошлины - в уполномоченные органы, осуществляющие контроль за ее уплатой, налогов и сборов, поступающих во внебюджетные фонды, - в органы соответствующих внебюджетных фондов.
К федеральным налогам НК РФ относит налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль организаций, налог на доходы от капитала, налог на доходы физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственную пошлину, таможенную пошлину и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.
Для изменения срока уплаты регионального или местного налога необходимо обратиться в соответствующие финансовые органы субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Согласно ст.14 НК РФ к региональным налогам и сборам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. Местными органами власти могут устанавливаться следующие виды налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие наличие условий, в соответствии с которыми может предоставляться налоговый кредит.
Если организация обращается в соответствующий орган с заявлением о предоставлении налогового кредита по федеральным налогам, ей нужно вместе с заявлением установленной формы представить справку налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих возможность изменения срока уплаты налогов и сборов, а также пени, определенных в п.1 ст.62 НК РФ, т.е. об отсутствии возбужденных уголовных дел или производства об административном правонарушении в связи с несоблюдением налогового законодательства; справку налогового органа по месту учета налогоплательщика о задолженности в бюджеты разных уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в рамках реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения; обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности; копию устава (положения) организации; баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и за истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства; документы об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительство, а в случае обращения за получением налогового кредита или инвестиционного налогового кредита - заверенные в установленном порядке копии договора залога имущества либо поручительства, заключаемого в порядке, предусмотренном ст.73 и 74 НК РФ.
Указанные документы представляются согласно приказу Минфина России от 30.09.99 г. N 64н "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет". Однако, если организация получает налоговый кредит в связи с возможным наступлением банкротства, необходимо еще представить пояснительную записку налогоплательщика о причинах невозможности единовременной уплаты налогов с указанием их сумм; сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и на дату обращения за отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом; сведения о предоставленных отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах по основаниям, определенным в п.п.3 п.2 ст.64 НК РФ, в региональный и местный бюджеты; документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом. Заключение о возможности банкротства можно получить в Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Налоговый кредит предоставляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
вследствие причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога.
После подачи заявления о предоставлении налогового кредита в специально уполномоченный на то орган с приложением всех необходимых документов необходимо направить копию указанного заявления в налоговый орган по месту учета в десятидневный срок. В некоторых случаях уполномоченный орган вправе потребовать предоставления заинтересованным лицом документов об имуществе, которое может быть предметом залога или поручительства. Решение о предоставлении налогового кредита или об отказе в его предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. Следовательно, с подобной просьбой желательно обратиться в соответствующий орган более чем за месяц до наступления срока уплаты налога. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.
Орган, принимающий решение по заявлению, вправе отказать в предоставлении налогового кредита (равно как и отсрочки и рассрочки) только при наличии оснований, которые предусмотрены в ст.62 НК РФ. Срок уплаты налога не может быть изменен в следующих случаях:
если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее - заинтересованное лицо), возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
если проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;
если имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств и иного имущества, подлежащего налогообложению;
если это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.
Не может быть отказано в предоставлении налогового кредита по основаниям, указанным в пп.1 и 2 п.2 ст.64 НК РФ, т.е. в случае причинения лицу ущерба обстоятельствами непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа в пределах суммы причиненного ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного государственного заказа. В любом случае решение об отказе в предоставлении налогового кредита должно быть мотивировано. В противном случае решение об отказе может быть обжаловано.
Решение о предоставлении налогового кредита по уплате налога должно содержать указание о сумме задолженности, налоге, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроках и порядке уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях - о документах об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительстве.
Решение о предоставлении налогового кредита вступает в силу со дня, установленного в решении. Причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления решения в силу.
Если налоговый кредит предоставляется под залог имущества, решение о его предоставлении вступает в силу только после заключения договора о залоге имущества. Договор о налоговом кредите должен быть заключен в течение семи дней после принятия решения об изменении срока уплаты налога. В договоре должны быть сумма задолженности (с указанием налога, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.
Копия решения о предоставлении налогового кредита или об отказе в его предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица. Копия договора о налоговом кредите представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора.
Особенности инвестиционного кредита
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст.67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Основаниями для предоставления организации инвестиционного налогового кредита являются:
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
Если отсрочка, рассрочка и налоговый кредит могут предоставляться по любому налогу, то инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации.
В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть определены порядок уменьшения налоговых платежей, сумма кредита (с указанием налога, по которому он предоставлен организации), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.
Инвестиционный налоговый кредит является наиболее выгодным в коммерческом плане: во-первых, он предоставляется на срок от одного года до пяти лет; во-вторых, ставки при инвестиционном налоговом кредите устанавливаются от одной второй до трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России.
Прекращение действия налогового кредита
Действие налогового кредита (как и инвестиционного налогового кредита) по общему правилу прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо до истечения такого срока. Их действие прекращается досрочно также в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.
Действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда. Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.
Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основаниям, указанным в п.п.3 п.1 ст.67 НК РФ, т.е. в связи с выполнением этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлением особо важных услуг населению, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Банка России.
Е. Черных,
юрист
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 23, 24, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71