Просим разъяснить правомерность уплаты, за счет средств резерва финансирования предупредительных мероприятий, налога на доходы физических лиц и единого социального налога (взноса).
См. также письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 29 мая 2002 г. N 04-04-04/74/75
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу налогообложения средств резерва финансирования предупредительных мероприятий и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 294 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам страховых организаций, связанным с осуществлением ими страховой деятельности, относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
Порядок формирования и использования страховых резервов страховой организацией регулируется Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование граждан (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 1018.
Согласно пунктов 8 и 10 Положения медицинские страховые организации формируют страховые резервы оплаты медицинских услуг и страховой резерв, а также резерв финансирования предупредительных мероприятий, в порядке и на условиях, устанавливаемых территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
Назначение резервов, формируемых страховой медицинской организацией приводится в Типовых правилах обязательного медицинского страхования (далее - Типовые правила), утвержденных совместным письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 28 июня 1994 года N 3-1354.
В соответствии с пунктом 4.7 Типовых правил страховая медицинская организация образует из полученных от Территориального фонда обязательного медицинского страхования средств необходимые для предстоящих выплат резерв оплаты медицинских услуг и запасной резерв.
Резерв оплаты медицинских услуг предназначен для оплаты в течение действия договоров страхования медицинских услуг застрахованному контингенту.
Запасной резерв предназначен для покрытия превышения расходов на оплату медицинских услуг над средствами, предназначенными на эти цели, т.е. при нехватке резерва оплаты медицинских услуг.
Резерв финансирования предупредительных мероприятий (далее - РФПМ) предназначен для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих снижению затрат обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, как видно из письма территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области, приложенного к Вашему запросу, направление использования средств РФПМ страховыми медицинскими организациями не соответствует вышеуказанным нормативным документам, регулирующими отношения в системе обязательного медицинского страхования.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования следует привести свои нормативные акты в соответствие с действующим законодательством.
Что же касается уплаты территориальным фондом обязательного медицинского страхования единого социального налога с сумм оплаты медицинских услуг для определенного контингента населения, то следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 236 главы 24 Кодекса (с учетом Федерального закона от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ) объектом налогообложения единым социальным налогом с 2002 года признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Таким образом, территориальный фонд обязательного медицинского страхования не должен начислять единый социальный налог на суммы оплаты медицинских услуг для определенного контингента населения (дети-инвалиды, пенсионеры, малоимущие и т.д.), т.к. для данной категории населения указанный фонд не является работодателем.
В соответствии со статьей 226 Кодекса, как Вы правильно сообщаете, российская организация, признаваемая налоговым агентом, обязана удерживать налог на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
В том случае, если исчисленную сумму налога удержать невозможно, налоговый агент должен в месячный срок с момента возникновения соответствующих обстоятельств сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета (с указанием суммы задолженности налогоплательщика). Уплата налога за счет средств организации - налогового агента не допускается.
Руководитель Департамента | А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.