Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 45636-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части повышения эффективности противодействия самовольным подключениям к энергосетям)" внесен депутатами Государственной Думы Н.Ю. Петруниным, Ю.А. Станкевичем
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, считает необходимым отметить следующее.
В настоящее время за повторное самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям установлена административная ответственность (часть 2 статьи 7.19 КоАП РФ), а за повторное самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам - уголовная ответственность (статья 215.3 УК РФ).
При этом юридические лица могут быть привлечены только к административной ответственности, но даже такого вида ответственности не установлено для юридических лиц за повторное самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам.
Учитывая, что подобные действия со стороны юридических лиц обладают повышенной опасностью в связи с потенциально большим по сравнению с физическими лицами размером возможного ущерба, целью представленного законопроекта является устранение указанного правового пробела.
Поддерживая концепцию предлагаемых изменений, Комитет обращает внимание на следующее.
Согласно законопроекту повторное подключение к электрическим и тепловым сетям будет квалифицироваться по проектной части 2 статьи 7.19 Кодекса независимо того, кем оно осуществлено - физическим или юридическим лицом, и в части санкций указанная статья Кодекса будет применяться ко всем возможным субъектам ответственности - к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам.
Также по данному административному составу предполагается квалифицировать повторное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, но только в тех случаях, когда оно совершено юридическим лицом. При этом применению подлежит та же санкция, что и при повторном самовольном подключении юридическим лицом к электрическим и тепловым сетям.
Такой подход, вероятно, допустим, но общая формулировка диспозиции проектной части 2 статьи 7.19 Кодекса и полный перечень субъектов ответственности, указанный в санкции, поглощает две указанные "разновидности" правонарушений, что не будет способствовать ясности в правоприменительной практике.
Полагаем, что для правильной квалификации деяний, а также с целью обеспечить дифференцированный подход к определению санкции для юридических лиц в зависимости от типа энергетической сети целесообразно установить два самостоятельных административных состава.
За повторное самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям установить административные санкции для всех субъектов ответственности и в тех размерах, которые предложены проектной частью 2 статьи 7.19 Кодекса.
А нормы, предусматривающие административную ответственность за повторное самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, закрепить самостоятельным составом, установив наказание только для юридических лиц и в повышенном размере, поскольку за аналогичное деяние для физических лиц установлена уголовная ответственность.
Проектное примечание к статье 7.19 Кодекса предусматривает, что для целей применения данной статьи под самовольным (несанкционированным) подключением понимается осуществленное с нарушением установленного законом и (или) договором порядка присоединения (подключения) к сетям, системам и трубопроводам. Следует отметить, что в законодательстве Российской Федерации не содержится единого понимания терминов "самовольное" и "несанкционированное". В качестве примера, обращаем внимание на пункт 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442. Так, самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства является одним из способов бездоговорного потребления энергетической энергии. В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) говорится о несанкционированном подключении, внедоговорном потреблении коммунальных услуг.
Таким образом, содержание примечания нуждается в уточнении, поскольку не охватывает случаи подключения к сетям, трубопроводам без заключения договора.
Вносимые проектные изменения в статью 29.11 Кодекса, по мнению Комитета, являются излишними, поскольку в силу статьи 25.2 Кодекса потерпевшие являются участниками производства по делам об административных правонарушениях и обладают соответствующими правами и обязанностями.
Представленный законопроект соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов.
На основании вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.