Письмо Управления МНС по г. Москве от 25 января 2002 г. N 11-10/3728
Вопрос: Организация до середины 2001 года находилась на налоговом учете в одном из налоговых органов. Данная организация с 2000 года имеет несколько объектов недвижимого имущества на территории того же налогового органа, оплачивает налог на имущество, не вставая при этом на учет по месту нахождения имущества. Во второй половине 2001 года организация была переведена в другой налоговый орган в связи с изменением места своего нахождения и спустя несколько месяцев подала в налоговый орган по прежнему месту своего нахождения заявление о постановке на учет по месту нахождения указанного имущества.
Возможно ли в данном случае применение штрафных санкций за несвоевременную постановку на налоговый учет организации по месту нахождения имущества?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества.
При этом на основании п. 5 указанной статьи Кодекса заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.
Кроме того, согласно п. 10 ст. 83 Кодекса налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.
Вместе с тем п. 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" было разъяснено, что ст. 83 Кодекса регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества, в связи с чем на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 Кодекса оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.
Учитывая изложенное, поскольку организация на момент регистрации недвижимого имущества уже состояла на налоговом учете в этом налоговом органе по месту своего нахождения, привлечение в настоящее время данной организации к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 116 Кодекса, является неправомерным.
Заместитель руководителя |
Ю.А. Мавашев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 25 января 2002 г. N 11-10/3728
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 10, 2002 г.