Письмо Управления МНС по г. Москве
от 3 апреля 2002 г. N 28-11/15060
Вопрос: Предприниматель без образования юридического лица, работающий по патенту, просит разъяснить:
1. С учетом или без учета налога с продаж и НДС определяется валовая выручка, являющаяся базой для начисления единого социального налога?
2. В какие сроки осуществляются платежи по единому социальному налогу?
3. Какой тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации по базовой, страховой и накопительной части предусмотрен Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"?
Ответ: Согласно п. 2 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ (далее - Кодекс) объектом обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон).
Налоговая база для этой категории налогоплательщиков на основании п. 3 ст. 237 Налогового кодекса определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Пунктом 3 ст. 3 Закона установлено, что валовая выручка при упрощенной системе налогообложения должна исчисляться как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Следовательно, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сумма выручки при исчислении налоговой базы по ЕСН не должна уменьшаться на сумму налога на добавленную стоимость и налога с продаж.
В соответствии с п. 1 ст. 244 Кодекса расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате налогоплательщиками-предпринимателями, не являющимися работодателями, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 6 этой же статьи.
Согласно п. 4 названной статьи авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1) за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь-декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.
Расчет налога по итогам налогового периода производится налогоплательщиками-предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, самостоятельно, исходя из налоговой базы и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 Кодекса.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 244 Кодекса для исчисления суммы налога (авансового платежа по налогу) применяемые ставки налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшаются на ставки тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) тарифы страховых взносов установлены только для лиц, производящих выплаты физическим лицам.
Согласно ст. 28 Федерального закона страхователи - индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
Размер фиксированного платежа в расчете на месяц должен устанавливаться исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Минимальный размер фиксированного платежа устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и является обязательным для уплаты.
Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяется Правительством Российской Федерации.
Документы по этим вопросам на сегодняшний день Правительством не приняты.
Таким образом, налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, исчисляют налог (авансовый платеж по налогу) в части, подлежащей уплате в бюджет, по ставке 19,2 процента и в полном объеме перечисляют его в федеральный бюджет.
Заместитель руководителя |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 3 апреля 2002 г. N 28-11/15060
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 11, 2002 г.