Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки С.А. Черновой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка С.А. Чернова оспаривает конституционность следующих положений Налогового кодекса Российской Федерации:
пунктов 1, 2 и 7 статьи 378.2, устанавливающих особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества;
пункта 3 статьи 402, согласно которому налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 данного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (данная статья утратила силу с 1 января 2021 в связи с принятием Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ).
Кроме того, заявительница оспаривает конституционность статьи 1.1 Закона Московской области от 21 ноября 2003 года N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области", в соответствии с положениями которой налоговая база по налогу на имущество организаций как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется, в частности, в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 квадратных метров и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1).
Как следует из представленных материалов, уполномоченным органом власти Московской области на период 2018 - 2019 годов был утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Заявительница оспорила в судебном порядке включение в данный перечень принадлежащего ей здания, ссылаясь на то обстоятельство, что его площадь составляет менее 1000 квадратных метров, а потому в силу пункта 1 статьи 1.1 Закона Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области" здание не подлежит включению в указанный перечень объектов недвижимого имущества.
Решением Московского областного суда от 10 февраля 2020 года, оставленным без изменения кассационными определениями судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 октября 2020 года и Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, в удовлетворении требований С.А. Черновой было отказано. Как указали суды, установленная Законом Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области" особенность определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества по налогу на имущество организаций не применима к плательщикам налога на имущество физических лиц; при этом решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево Московской области от 19 ноября 2014 года N 35/4 "О налоге на имущество физических лиц" льготное регулирование, аналогичное предусмотренному законом субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков-организаций, не предусмотрено.
По мнению С.А. Черновой, оспариваемые законоположения не позволяют плательщикам налога на имущество физических лиц применять критерии, предусмотренные для налогоплательщиков-организаций в целях включения налогооблагаемого объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В связи с этим, как полагает заявительница, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 46 (часть 1) и 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного требования Конституции Российской Федерации (статья 57). В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, представительного органа федеральной территории "Сириус", законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (пункт 1 статьи 399). В силу пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей до 1 января 2021 года (до вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ) вопросы уплаты налога на имущество физических лиц, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, установленный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Данное законоположение содержало отсылку к положениям главы 30 "Налог на имущество организаций" названного Кодекса и применялось во взаимосвязи с его статьей 378.2, которая предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них. При этом законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункт 2 статьи 372 и пункт 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации). С учетом этого положениями Закона Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области" предусмотрены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. В частности, ими установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 квадратных метров (пункт 1 статьи 1.1).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению различных систем налогообложения для налогоплательщиков - а именно для физических и юридических лиц - в случае, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики объекта налогообложения и налогооблагаемой базы. Законодательное регулирование, которое имеет целью обеспечить одинаковый объем правовых гарантий каждому налогоплательщику и вместе с тем позволяет учитывать юридически значимые и объективно обусловленные различия между отдельными категориями налогоплательщиков, не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства (Постановление от 16 июля 2004 года N 14-П; определения от 14 декабря 2004 года N 451-О, от 2 апреля 2009 года N 478-О-О, от 29 марта 2016 года N 697-О, от 12 ноября 2020 года N 2596-О и др.).
Применительно к налогу на имущество физических лиц представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительным органом федеральной территории "Сириус") в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться налоговые ставки, особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 4 статьи 12 и пункт 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Такое регулирование - с учетом действия основных начал законодательства о налогах и сборах - позволяет названным органам власти обеспечить соблюдение гарантий для налогоплательщиков физических лиц, а именно осуществлять дифференцированный подход в определении уровня налоговой нагрузки на граждан по налогу на имущество физических лиц, принимая во внимание как экономические, социальные и иные особенности отдельных муниципальных образований, так и фактическую способность налогоплательщиков к уплате налога (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Что касается оспариваемых заявительницей норм Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области", то данные законоположения приняты федеральным законодателем и законодателем субъекта Российской Федерации в рамках предоставленной им дискреции в налоговой сфере. Регулирование вопросов, касающихся особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, обусловлено применением разных стоимостных характеристик объекта налогообложения (среднегодовой и кадастровой стоимости имущества), влияющих на итоговый размер налогового обязательства (статьи 375 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом оспариваемые законоположения не носят произвольного и дискриминационного характера в отношении налогоплательщиков - физических лиц.
Таким образом, данные нормы сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы в указанном ею аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Черновой Светланы Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 31 марта 2022 г. N 507-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Черновой Светланы Александровны на нарушение ее конституционных прав пунктами 1, 2 и 7 статьи 378.2 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьей 1.1 Закона Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)