Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Губернатора
Ростовской области
от 14.04.2022 N 87
Инвестиционная декларация
Ростовской области
1. Общее описание целей инвестиционного развития Ростовской области
1.1. Настоящая инвестиционная декларация Ростовской области разработана в целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Ростовской области, достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
1.2. Инвестиционная декларация Ростовской области разработана с целью создания благоприятного инвестиционного климата для реализации инвестиционных проектов на территории региона, их административной поддержки и обеспечения беспрепятственного прохождения согласительных и разрешительных процедур при подготовке и реализации инвестиционных проектов.
Инвестиционная декларация Ростовской области устанавливает принципы взаимодействия органов государственной власти области с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере инвестиционного развития. В число этих принципов входят:
Равенство - недискриминирующий подход ко всем субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности в рамках заранее определенной и публичной системы приоритетов;
вовлеченность - участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессе принятия решений и оценки их реализации;
прозрачность - общедоступность документированной информации органов власти Ростовской области (за исключением информации, содержащей сведения конфиденциального характера или составляющей государственную тайну);
лучшие практики - ориентация административных процедур и регулирования на лучшую с точки зрения интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности практику на примере взаимодействия субъектов Российской Федерации с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.3. Инвестиционная политика области строится в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2018 N 864, а также государственной программой Ростовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 N 637.
1.4. Главной целью инвестиционного развития Ростовской области является увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития - в увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития на 70 процентов до 2030 года по сравнению с 2020 годом.
1.5. Приоритетным направлением деятельности Правительства Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области будет являться продолжение работы в сфере привлечения инвестиций, формирования благоприятного инвестиционного климата и поддержки инвестиционных проектов.
Согласно распоряжению Правительства Ростовской области от 26.09.2019 N 635 "О долгосрочном прогнозе социально-экономического развития Ростовской области на период до 2036 года" показатели инвестиций в основной капитал составляют:
N п/п |
Прогноз |
Единица измерения |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
|||||
отчет |
оценка |
прогноз |
||||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2030 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Первый вариант |
млрд рублей |
328,0 |
346,1 |
365,5 |
387,3 |
405,9 |
765,1 |
2. |
Второй вариант |
млрд рублей |
369,9 |
396,6 |
418,9 |
863,8 |
1.6. Отношения в сфере инвестиционного развития регулируются:
Конституцией Российской Федерации;
Уставом Ростовской области;
Областным законом от 01.10.2004 N 151-ЗС "Об инвестициях в Ростовской области;
Областным законом от 02.07.2008 N 35-ЗС "О предоставлении государственных гарантий Ростовской области";
Областным законом от 10.05.2012 N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области";
Областным законом от 25.02.2015 N 312-ЗС "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов";
постановлением Правительства Ростовской области от 14.11.2011 N 128 "О Совете по инвестициям при Губернаторе Ростовской области";
постановлением Правительства Ростовской области от 15.03.2012 N 187 "О некоторых вопросах предоставления государственных гарантий Ростовской области";
постановлением Правительства Ростовской области от 22.03.2012 N 218 "О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета";
постановлением Правительства Ростовской области от 23.09.2015 N 603 "О сопровождении инвестиционных проектов на территории Ростовской области";
постановлением Правительства Ростовской области от 18.02.2016 N 95 "О Порядке принятия решений о заключении концессионных соглашений, концедентом по которым выступает Ростовская область, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств";
постановлением Правительства Ростовской области от 30.03.2016 N 227 "Об уполномоченной организации";
постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2016 N 284 "Об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований Ростовской области (моногородов)";
постановлением Правительства Ростовской области от 13.10.2016 N 697 "О порядке предоставления субсидий организациям независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат по созданию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры, являющихся неотъемлемой частью инвестиционного проекта, и (или) их подключению (технологическому присоединению) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения";
и иными федеральными законами и законами Ростовской области.
2. Ключевые характеристики Ростовской области
2.1. Ростовская область - экономически развитый регион, крупный транспортный узел, эффективное экспортно-импортное окно. Ростовская область привлекательна, в том числе, для реализации инвестиционных проектов, ориентированных как на российский, так и на внешние рынки, проектов в сфере возобновляемой энергетики, транспорта, логистики, цифровых технологий.
Ростовская область обладает развитой структурой гражданского общества, в том числе, системой взаимодействия бизнеса и власти, социального партнерства в трудовых отношениях на региональном и муниципальном уровнях, играющей важную роль в обеспечении социального мира в регионе.
Ростовская область обладает выгодным территориальным, геополитическим, экономико-географическим и транспортно-логистическим положением, в том числе для международного транзита. По территории Ростовской области проходят транспортные магистрали, связывающие центр Российской Федерации с югом страны, и основные миграционные потоки с восточных, южных и западных границ Российской Федерации.
Регион характеризуется сравнительно благоприятными природно-климатическими условиями для ведения хозяйственной деятельности, в том числе:
умеренно-континентальный климат;
общая земельная площадь региона 10 096,7 тыс. га (31-е место в Российской Федерации), из них сельскохозяйственные угодья составляют 8 510,1 тыс. га: по этому показателю регион занимает 5-е место в Российской Федерации, уступая Саратовской области (8 542,4 тыс. га), Волгоградской области (8 761,0 тыс. га), Оренбургской области (10 813,3 тыс. га) и Алтайскому краю (11 004,2 тыс. га). Значительную долю общей площади занимают плодородные почвы, пригодные для сельскохозяйственных работ: черноземы составляют более 64 процентов территории области при средней толщине плодородного слоя 40 - 80 см (4-5 процентов черноземов Российской Федерации), 20,8 процента почв - каштановые, 7,7 процента почв - луговые и лугово-болотные;
широкая гидрографическая сеть - 4 991 река и водоток, 336 озер, более 5 000 водохранилищ, прудов;
продолжительность солнечного сияния - 2 050-2 150 часов в год;
продолжительность периода с температурой выше 10°С - 160-180 дней в году;
среднегодовая норма осадков - 424 мм;
высокий потенциал для развития возобновляемых источников энергии - солнечной и ветровой энергии;
минерально-сырьевая база полностью удовлетворяет потребности ряда отраслей: запасы ископаемых углей в области более чем на 75 процентов представлены антрацитами, также присутствуют каменный, коксующийся уголь, бурый уголь составляет незначительную часть, 21 месторождение - природный газ, нефть, газовый конденсат); неметаллические ископаемые (514 месторождений - формовочные пески, цементное сырье, кварциты, огнеупорные и тугоплавкие глины, глауконитовые пески, бентонитовые глины, кремнистое сырье, пески строительные, камни строительные, кирпичное сырье, строительная известь, цеолиты).
Ростовская область располагает мощной научно-исследовательской базой и развитой многоуровневой сетью образовательных организаций, обеспечивающих доступ населения к образовательным услугам как в крупных городах, так и в малых населенных пунктах, и способных отвечать на запросы экономики в подготовке и повышении квалификации кадров.
По численности постоянного населения регион устойчиво занимает 6-е место в Российской Федерации и 2-е место в Южном федеральном округе.
По объему валового регионального продукта в 2020 году Ростовская область занимает 11-е место в Российской Федерации и 2-е место в Южном федеральном округе. При этом по сравнению с 2014 годом наблюдается положительная динамика роста доли и места региона в экономике страны.
По объему инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций по итогам 2020 года Ростовская область находится на 15-м месте в Российской Федерации и 2-м месте по Южному федеральному округу. По итогам 2021 года - на 13-м месте в Российской Федерации и 2-м месте по Южному федеральному округу.
Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономики Ростовской области, составляя 12,3 процента в структуре ее валового регионального продукта. Пищевая и перерабатывающая промышленность является одним из важнейших звеньев агропромышленного комплекса Ростовской области. По итогам 2021 года доля пищевой и перерабатывающей промышленности в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающих производств составила 18,1 процента. В пищевой промышленности Ростовская область специализируется на производстве мясной, молочной, рыбной, алкогольной и безалкогольной продукции, продуктов мукомольно-крупяной и хлебопекарной промышленности, растительных масел, плодоовощных консервов.
В 2021 году продукции сельского хозяйства произведено на сумму 432,2 млрд. рублей, что на 72 млрд. рублей больше прогнозного значения.
Доля Ростовской области в общероссийском объеме производства сельскохозяйственной продукции достигла 5,7 процента. Индекс производства продукции сельского хозяйства по итогам 2021 года составил 107,4 процента, что обусловлено увеличением валовых сборов подсолнечника (на 35,7 процента) и зерна (на 9,1 процента), а также ростом производства мяса птицы в живом весе (на 22,8 процента).
По итогам 2021 года Ростовская область по-прежнему находится в первой десятке регионов по производству основных сельхозпродуктов:
1-е место - по производству подсолнечника;
2-е место - по производству зерновых и зернобобовых культур;
5-е место - по производству молока и овощей;
10-е место - по производству яиц.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.6. Ведущее место в экономике области по праву принадлежит промышленному производству. Его вклад в валовой региональный продукт области в 2021 году составил 24,9 процента. Объем промышленного производства области за 2021 год сложился (в сопоставимых ценах) на 8,7 процента выше уровня 2020 года (в среднем по Российской Федерации рост на 5,3 процента) при прогнозируемом росте на 3,4 процента. Продукции собственного производства отгружено на 1 409,5 млрд рублей.
Ростовская область является одним из наиболее крупных индустриальных центров Российской Федерации с высоким уровнем развития обрабатывающей промышленности, специализирующейся на выпуске широкой номенклатуры промышленной продукции: пищевые продукты, включая напитки и табак; текстильные и швейные изделия; строительные материалы; машины, транспортные средства и оборудование; металлы и трубопрокат; химические вещества и продукты.
Предприятиями обрабатывающих производств отгружено продукции собственного производства на 1 137,7 млрд рублей (прогноз - 1 001,3 млрд рублей) и сформировано 80,7 процентов совокупного объема отгруженной промышленной продукции. Выпуск продукции в натуральном выражении увеличен ими на 8,4 процента (в среднем по Российской Федерации - на 5 процентов), что выше прогнозного значения на 5,5 процентных пункта.
Туризм является одной из приоритетных отраслей экономики Ростовской области, развитие которой предоставляет возможности для экономического воспроизводства культурного, исторического и природного потенциала Ростовской области.
Потребительский рынок Ростовской области - один из крупнейших в Южном федеральном округе. По величине формируемого оборота розничной торговли Ростовская область стабильно занимает 2-е ранговое место среди регионов Южного федерального округа и 6-е ранговое место - в рейтинге субъектов Российской Федерации. Доля оптовой и розничной торговли в структуре валового регионального продукта составляет порядка 16 процентов.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.2. Территории перспективного развития Ростовской области.
Ростовская область должна быть одним из экономических центров - лидеров при формировании "новой экономики" Российской Федерации. Экономический рост должен основываться на новейшей технологической базе, сопровождаться созданием высокопроизводительных рабочих мест, развитием высококонкурентоспособной промышленности и модернизацией инфраструктуры. Ростовская область должна активно позиционироваться и выступать в качестве южного "полюса роста", притягивая инвестиционный капитал, интеллектуальные и трудовые ресурсы.
По итогам анализа ресурсного и социально-экономического потенциала в Ростовской области определены 7 "полюсов роста" соответствующей специализации:
один инновационно-технологический "полюс роста":
Ростовский "полюс роста" (г. Ростов-на-Дону, г. Азов, г. Батайск, г. Новочеркасск, а также территории: Азовского района, Аксайского района, Багаевского района, Кагальницкого района и Мясниковского района);
три индустриальных "полюса роста":
Таганрогский "полюс роста" (г. Таганрог и Неклиновский район);
Волгодонский "полюс роста" (г. Волгодонск и Волгодонской район);
Восточно-Донбасский "полюс роста" (г. Белая Калитва, г. Гуково, г. Донецк, г. Зверево, г. Каменск-Шахтинский, г. Новошахтинск, г. Шахты, и Белокалитвинский район, Каменский район, Красносулинский район и Октябрьский район);
три агроиндустриальных "полюса роста":
Миллеровский "полюс роста" (г. Миллерово);
Морозовский "полюс роста" (г. Морозовск);
Сальский "полюс роста" (г. Сальск).
2.3. Инфраструктурные ресурсы.
Инженерно-энергетическая, транспортная, производственная и социальная инфраструктура формируют материальную основу социально-экономического развития Ростовской области.
2.3.1. Инженерно-энергетическая инфраструктура Ростовской области.
Ростовская область является энергообеспеченным регионом с профицитным электробалансом (суммарная выработка электроэнергии за 2020 год - 42 818,5 млн. кВт ч, суммарное потребление электроэнергии - 18 469,4 млн. кВт ч). Суммарная установленная мощность электростанций Ростовской энергосистемы составляет более 7 000 МВт.
Основной производитель электрической энергии в Ростовской области - Ростовская атомная электростанция, в промышленной эксплуатации которой находятся 4 энергоблока суммарной установленной мощностью 4 030 МВт.
Крупным источником электрической энергии также является тепловая электростанция "Новочеркасская ГРЭС", являющаяся филиалом публичного акционерного общества "ОГК-2", ее установленная мощность составляет 2 258 МВт.
В регионе успешно развивается новая и приоритетная отрасль - производство возобновляемой энергии. Свыше 25 процентов всех ветроэнергетических проектов страны локализованы на Дону. На сегодняшний день в регионе введены в эксплуатацию 6 ветропарков ("Сулинская ВЭС", "Каменская ВЭС", "Гуковская ВЭС", "Казачья ВЭС", "Азовская ВЭС", "Марченковская ВЭС") совокупной мощностью 610 МВт, три завода по выпуску оборудования для ветрогенерации ("Башни ВРС" в г. Таганроге, "ВетроСтройДеталь" и "НоваВинд" в г. Волгодонске), реализуются три специнвестконтракта в сфере ветроэнергетики. Совокупные инвестиции в отрасль уже превысили 74 млрд рублей. Сформированные инвестиционные планы позволят в обозримой перспективе превысить планку в 120 млрд рублей инвестиций. При этом достигнута цель по использованию в отрасли оборудования и комплектующих российского производства: степень локализации превышает 65 процентов. Реализуются новые инвестиционные проекты в сфере солнечной генерации.
В Ростовской области природный газ используется более чем в 1100 населенных пунктах. Протяженность межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов по территории Ростовской области составляет более 44 тыс. км, в том числе в сельской местности - более 25 тыс. км.
По итогам 2020 года уровень газификации Ростовской области составил 84 процента.
2.3.2. Транспортная инфраструктура Ростовской области.
Статус транспортного узла Ростовской области обеспечивается наличием всех видов транспортной инфраструктуры, включая развитую автомобильную и железнодорожную сеть, три морских порта, работающих в режиме круглогодичной навигации (порт Ростов-на-Дону, порт Азов и порт Таганрог), международный аэропорт Ростова-на-Дону Платов (первый крупный аэропорт, построенный с нуля в современной истории Российской Федерации, и самый крупный аэропорт Южного федерального округа).
Протяженность автомобильных дорог общего пользования по итогам 2020 года составляет 35 521,6 км. Эксплуатационная длина главных путей железнодорожных линий на территории Ростовской области по состоянию на 01.01.2020 составляет 1 900,8 км и проходят участки трех железных дорог: Северо-Кавказской, Приволжской, Юго-Восточной. Общая протяженность внутренних водных путей в границах Ростовской области составляет 1 000,3 км, в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов - 382,3 км, на которых расположены 14 гидроузлов.
Благодаря выгодному геополитическому положению и развитой транспортной инфраструктуре, Ростовская область обладает значительным транзитным потенциалом, в том числе в системе международных транспортных коридоров, пять из которых проходят по территории региона.
2.3.3. Телекоммуникационная инфраструктура Ростовской области.
Услугами сотовой связи покрыто более 91 процента территории региона. Количество активных пользователей услуг сотовой связи превышает 5 млн абонентов. На территории Ростовской области действует высокоскоростная сеть для передача данных, введенная в коммерческую эксплуатацию во многих населенных пунктах области. Жители Ростовской области полностью перешли на цифровой формат эфирного телевизионного вещания 3 июня 2019 г. Охват населения сигналом эфирных общероссийских телерадиоканалов в регионе превысил общероссийское значение и составил 99,7 процента граждан, что на 1,3 процента выше, чем в целом по стране. Услуги почтовой связи на территории Ростовской области предоставляют 10 операторов с использованием 1 105 объектов, из которых 1 096 объектов находится в составе Управления федеральной почтовой связи Ростовской области, 1 объект - в составе Федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" и 8 объектов - у операторов почтовой связи негосударственной формы собственности.
2.3.4. Деловая инфраструктура Ростовской области.
Развитая деловая инфраструктура Ростовской области отвечает всему спектру потребностей хозяйствующих субъектов.
Уровень развития деловой инфраструктуры Ростовской области находит свое отражение в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации: в 2021 году Ростовская область заняла 12-е место, улучшив свои позиции на 19 пунктов. Также рейтинг инвестпривлекательности регионов Российской Федерации ведет Рейтинговое агентство "Эксперт РА". В 2020 году в распределении регионов Российской Федерации по рейтингу инвестиционного климата Рейтингового агентства "Эксперт РА" Ростовская область вошла в ТОП-10 регионов с максимальным инвестиционным потенциалом: регион занял 9-е место среди субъектов Российской Федерации. При этом у Ростовской области большой потенциал повышения инвестиционной привлекательности.
Ростовская область обладает необходимой промышленной, транспортной, инженерной инфраструктурой, требуемой для реализации инвестиционных проектов. Также инфраструктурные мощности могут создаваться с учетом потребностей конкретного проекта, компании-инвестора.
Для потенциальных инвесторов в регионе созданы все возможности по локализации новых инвестиционных проектов:
площадки для реализации проектов с нуля, в чистом поле;
свободные территории промышленных предприятий с инфраструктурой, административными зданиями и тому подобным;
площадки в индустриальных парках, индустриально-логистических парках, технопарках, в том числе частных;
коворкинг-центры, бизнес-инкубаторы.
В Ростовской области созданы институциональные условия для устойчивого развития всех ключевых сфер, входящих в состав экономической, инвестиционной, социальной и пространственной политик региона.
Система региональных институтов развития представлена следующими структурами:
некоммерческое партнерство "Агентство инвестиционного развития Ростовской области";
акционерное общество "Региональная корпорация развития";
автономная некоммерческая организация - микрофинансовая компания "Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства";
некоммерческая организация "Гарантийный фонд Ростовской области";
акционерное общество "Региональная лизинговая компания Ростовской области";
автономная некоммерческая организация "Центр поддержки экспорта";
автономная некоммерческая организация по поддержке инноваций "Агентство инноваций Ростовской области";
автономная некоммерческая организация "Агентство по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области";
некоммерческая организация "Региональный фонд развития промышленности Ростовской области";
государственное автономное учреждение Ростовской области "Региональный информационный аналитический центр";
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области.
Также в деловую инфраструктуру Ростовской области входят региональные деловые объединения:
союз "Торгово-промышленная палата Ростовской области";
Ростовское региональное отделение общероссийской общественной организации "Деловая Россия";
Союз работодателей Ростовской области;
Ростовское областное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России".
2.4. Преференциальные режимы Ростовской области.
На территории Ростовской области действуют следующие преференциальные режимы для инвесторов:
2.4.1. Специальный инвестиционный контракт (далее - СПИК).
СПИК заключается между государством и организацией, реализующей проект, при условии, что СПИК предусматривает реализацию нового инвестиционного проекта в одной из сфер российской экономики (за некоторыми исключениями). При этом инвестор обязуется в срок реализовать инвестиционный проект, а государство (совместно Российская Федерация, и субъект Российской Федерации, и муниципальное образование) в пределах своих полномочий в течение срока действия СПИК обязуются обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные СПИК в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
2.4.2. Региональный инвестиционный проект (далее - РИП).
Для участников РИП ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов на период действия пониженной ставки налога, подлежащей зачислению в региональный бюджет, которая устанавливается в размере 10 процентов (эффективная ставка - 10 процентов).
При этом участники РИП должны соответствовать ряду требований: производство товаров и регистрация юридического лица на территории Ростовской области, отсутствие обособленных подразделений за пределами региона, наличие в собственности или аренде земельного участка и другое.
РИП должен предусматривать инвестиции в виде капитальных вложений в объеме:
от 50 млн. рублей при условии их вложения в течение 3 лет;
от 500 млн. рублей при условии их вложения в течение 5 лет.
2.4.3. Инвестиционный налоговый вычет.
Позволяет возместить до 100 процентов расходов (90 процентов из региональной части налога на прибыль и 10 процентов из федеральной) на приобретение и модернизацию основных средств 3-7 амортизационных групп, в том числе зданий, сооружений и передаточных устройств; машин и оборудования, транспортных средств 8-10 амортизационных групп; производственного и хозяйственного инвентаря 8 амортизационной группы и другого.
В Ростовской области инвестиционный налоговый вычет применим к участникам Национального проекта "Производительность труда", основным видом деятельности которых является "Обрабатывающие производства" (за исключением кодов ОКВЭД: 11.01, 11.02, 11.03, 11.04, 11.05, 11.06, 12, 19).
При этом доходы налогоплательщика от определенных в соответствии с настоящим пунктом видов деятельности по итогам предыдущего налогового периода в совокупности должны составлять не менее 70 процентов от общей суммы доходов налогоплательщика.
Начать применять инвестиционный налоговый вычет можно с 1 января очередного года. После этого в течение 3 лет отказаться от него нельзя. Вычет применяется до конца 2027 года.
Компания не может применять инвестиционный налоговый вычет и одновременно являться участником регионального инвестиционного проекта, получать льготы по налогу на прибыль и другое. Использование налогового вычета исключает начисление амортизации на основные средства.
Преференциальный режим индустриального парка фактически действует на всей территории Ростовской области.
2.4.4. Независимо от выбранного места локализации проекта, инвесторы, создающие в Ростовской области производства, получают инфраструктурные (инженерные) субсидии: из областного бюджета компенсируется от 50 процентов до 95 процентов затрат на создание инженерной инфраструктуры:
Субсидирование затрат на создание инженерной инфраструктуры | |||||
|
Субсидирование 50 процентов инфраструктурных затрат |
Субсидирование 95 процентов инфраструктурных затрат для агропромышленного комплекса |
|||
N п/п |
направления затрат |
инвестиции в проект до 1 млрд рублей |
инвестиции в проект 1-3 млрд рублей |
Инвестиции в проект > 3 млрд рублей |
инвестиции в проект > 10 млрд рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
На электроснабжение, не более |
50 млн рублей |
75 млн рублей |
100 млн рублей |
400 млн рублей |
2. |
На газоснабжение, не более |
30 млн рублей |
50 млн рублей |
70 млн рублей |
400 млн рублей |
3. |
На водоснабжение, не более |
25 млн рублей |
50 млн рублей |
100 млн рублей |
400 млн рублей |
4. |
На водоотведение, не более |
25 млн рублей |
50 млн рублей |
100 млн рублей |
400 млн рублей |
5. |
На теплоснабжение, не более |
- |
- |
- |
400 млн рублей - по инвестиционным проекта в сфере агропромышленного комплекса |
С 2021 года эта преференция распространяется и на проекты строительства центров обработки данных (дата-центров), с 2022 года - на управляющие компании индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков, резидентов индустриального (промышленного) парка, промышленного технопарка.
2.4.5. Территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) "Гуково", "Зверево" и "Донецк".
В целях повышения инвестиционной привлекательности и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения моногородов Гуково, Зверево и Донецк на территории городов установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности - ТОСЭР.
Резидентами ТОСЭР могут стать коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, отвечающие одновременно следующим требованиям:
регистрация юридического лица в ТОСЭР;
деятельность юридического лица исключительно в ТОСЭР;
реализация в ТОСЭР инвестиционного проекта, отвечающего требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;
юридическое лицо не является градообразующей организацией моногорода Гуково, Донецка, Зверево или ее дочерней организацией.
Резидентам ТОСЭР предоставляются следующие преференции:
налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов в течение первых пяти лет, начиная с года получения первой прибыли. Размер налоговой ставки, подлежащей зачислению в региональный бюджет не может превышать 5 процентов в течение первых пяти лет, начиная с года получения первой прибыли, в следующие пять - не ниже 10 процентов;
установление льготного коэффициента при расчете налога на добычу полезных ископаемых в течение 10 лет. Коэффициент принимается равным 0 до начала применения резидентом ТОСЭР льготной ставки по налогу на прибыль организаций и действует еще в течение 2 лет, 0,2 - в течение следующих 2 лет осуществления деятельности.
Областным законом от 10.05.2012 N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" для организаций - резидентов ТОСЭР установлены следующие налоговые льготы:
в виде нулевой ставки налога на прибыль, подлежащей зачислению в областной бюджет, в течение пяти налоговых периодов, начиная с года получения первой прибыли;
в виде полного освобождения от налога на имущество организаций в отношении имущества вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития - на срок пять лет со дня постановки на учет такого имущества.
Кроме того, устанавливается повышенный (80 процентов) порог субсидирования инфраструктурных затрат инвесторов-резидентов ТОСЭР:
N п/п |
Направления затрат |
Инвестиции в проект до 1 млрд рублей |
Инвестиции в проект 1-3 млрд рублей |
Инвестиции в проект > 3 млрд рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
На электроснабжение, не более |
80 млн рублей |
120 млн рублей |
160 млн рублей |
2. |
На газоснабжение, не более |
50 млн рублей |
80 млн рублей |
110 млн рублей |
3. |
На водоснабжение, не более |
100 млн рублей |
100 млн рублей |
100 млн рублей |
2.5. Соблюдение органами и организациями в рамках установленной компетенции сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности.
Правительство Ростовской области обеспечивает содействие в получении субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности всех необходимых разрешений и распорядительных документов, запрашиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и необходимых для реализации инвестиционных проектов, в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Ростовской области.
2.6. Приоритетные направления инвестиционного развития.
Приоритетными направлениями инвестиционной политики Ростовской области являются:
формирование благоприятного инвестиционного климата в Ростовской области;
инфраструктурное обеспечение реализации приоритетных инвестиционных проектов, в том числе на основе формирования региональной сети индустриальных парков;
комплексная государственная поддержка инвестиционной деятельности быстрорастущих малых и средних компаний на территории Ростовской области;
организация эффективного взаимодействия органов власти и бизнеса в рамках внедрения стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ростовской области;
совершенствование финансовых механизмов повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области, в том числе на основе государственно-частного партнерства;
кадровое обеспечение инвестиционной деятельности на основе развития системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, занятых в инвестиционной сфере;
создание условий для привлечения инвестиций в муниципальных образованиях с различным уровнем экономического развития;
обеспечение информационной открытости и доступности для диалога с бизнесом органов государственной и муниципальной власти Ростовской области;
формирование благоприятной среды жизнедеятельности в Ростовской области;
снижение административных барьеров инвестиционного развития региона;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;
активная поддержка инвестиционных проектов.
2.7. Новые инновационные отрасли экономики Ростовской области.
Ростовская область - регион, обладающий значительным научно-образовательным и инновационным потенциалом.
Основные показатели, отражающие уровень инновационного развития региона в 2014 - 2020 годах, представлены ниже:
Динамика ключевых показателей инновационного развития Ростовской области в 2014 - 2020 годах | ||||||||
N п/п |
Наименование параметра |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Объем инновационных товаров, работ, услуг (млрд рублей) |
|||||||
2. |
Ростовская область |
68,6 |
108,5 |
133,8 |
104,5 |
64,5 |
62,7 |
106,7 |
3. |
Доля Ростовской области в Российской Федерации (процентов) |
1,9 |
2,8 |
3,1 |
2,5 |
1,4 |
1,3 |
2 |
4. |
Место Ростовской области в Российской Федерации |
12-е |
9-е |
10-е |
12-е |
18-е |
19-е |
18-е |
5. |
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций (процентов) |
|||||||
6. |
Ростовская область |
8,8 |
9,2 |
7,8 |
19,8 |
16,9 |
32,0 |
33,7 |
7. |
Российская Федерация |
8,8 |
8,3 |
7,3 |
20,8 |
19,8 |
21,6 |
23,0 |
8. |
Место Ростовской области в Российской Федерации |
31-е |
24-е |
23-е |
32-е |
37-е |
6-е |
5-е |
9. |
Индекс производительности труда (процентов) |
|||||||
10. |
Значение по Ростовской области |
103,6 |
104,3 |
102,0 |
102,9 |
104,5 |
103,5 |
- |
11. |
Значение по Российской Федерации |
100,8 |
98,7 |
100,1 |
102,1 |
103,1 |
102,6 |
- |
Инновационное развитие направлено на получение конкурентных преимуществ на рынке в результате повышения производительности в сферах применения инновационных технологий. Индекс производительности труда в Ростовской области устойчиво превышает 102 процента и выше среднероссийских значений.
В регионе 94 организации выполняют научные исследования и разработки (28 процентов от общего количества по Южному федеральному округу).
Около половины исследовательских коллективов региона составляют молодые ученые (47 процентов, что составляет 45,6 процента по Южному федеральному округу). В ростовских учреждениях высшего и среднего профессионального образования обучается около 211 тысяч студентов.
За период 2015 - 2020 гг. объем отгруженной инновационной продукции в регионе составил 573,5 млрд руб.
По итогам 2020 года крупные и средние организации региона отгрузили инновационную продукцию на сумму 106,7 млрд руб., что в 1,7 раза превышает значение за 2019 год. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организациями Ростовской области составил 8,5 процента, что на 3,6 процента превышает данные 2019 года (4,9 процента).
Рост затрат на инновационную деятельность в 2020 году, значительная часть которых (45,1 процента) была направлена на развитие направления ветроэнергетики.
В 2020 году основные показатели инновационной деятельности в регионе сложились выше среднего значения по Российской Федерации и Южному федеральному округу.
Ростовская область занимает лидирующие позиции среди субъектов Южного федерального округа по патентной статистике. В 2020 году коэффициент изобретательской активности в регионе составил 1,44. По данному показателю Ростовская область занимает 2-е место по Южному федеральному округу и 28-е в России. При этом было получено 654 патентных заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. В общем объеме выданных патентов доля Ростовской области составила 38,4 процента от Южного федерального округа.
В 2021 году по инициативе глав Волгоградской области, Краснодарского края и Ростовской области принято решение о создании Межрегионального научно-образовательного центра Юга России. Его специализацией определено "умное сельское хозяйство", включающее направления исследований в области сельхозпроизводства и переработки, машиностроения, земледелия, IT-технологий и биоресурсов.
В июне 2021 года Межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня юга России (далее - НОЦ Юга России) стал получателем гранта на реализацию программы развития в рамках нацпроекта "Наука и университеты".
Ключевыми задачами НОЦ Юга России являются: создание прорывных технологических решений для глобальной устойчивой продовольственной системы на основе формирования рациональных и низкоуглеродных продуктовых цепочек производства, хранения, транспортировки и потребления здоровьесберегающих продуктов питания, внедрение их на Юге России как пилотной экосистемы и трансфер этих технологий на глобальные технологические цепочки, прежде всего, экспортно-ориентированные цепочки российских производителей.
Координатором работы НОЦ Юга России выступает Донской государственный технический университет.
В состав НОЦ Юга России от Ростовской области в качестве партнеров вошли 7 вузов, 2 научных учреждения, 3 региональных института развития и 9 индустриальных партнеров (общество с ограниченной ответственностью "КЗ "Ростсельмаш", публичное акционерное общество "Роствертол", общество с ограниченной ответственностью "ПК "АТЛАНТИС-ПАК", общество с ограниченной ответственностью "Группа Агроком", акционерное общество "Каменск-волокно" и другие).
В 2021 году на базе научных и образовательных организаций - участников НОЦ Юга России (Донского государственного технического университета, Южного Федерального университета, Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова, Южного научного центра Российской академии наук) созданы 4 исследовательские лаборатории нового поколения.
На территории Ростовской области осуществляют деятельность более 60 объектов инновационной инфраструктуры. В целях поддержки развития перспективных высокотехнологичных секторов экономики функционирует ключевой региональный объект инновационной инфраструктуры - автономная некоммерческая организация по поддержке инноваций "Агентство инноваций Ростовской области" (далее - Агентство инноваций).
Наиболее востребованной остается грантовая поддержка донских инноваторов. На базе Агентства инноваций действует Представительство Фонда содействия инновациям - центр грантовых программ.
Уникальные программы Фонда содействия инновациям - "Умник", "Старт", "Коммерциализация" и другие помогают решить задачи развития и поддержки в научно-технической сфере.
В 2021 году сумма полученных грантов составила 311,9 млн рублей. Всего на рассмотрение Фонда содействия инновациям подано 416 заявок.
Ростовская область входит в число 10 лучших регионов России по объему привлекаемых в регион от Фонда содействия инновациям грантовых средств.
Созданный на базе Агентства инноваций Региональный центр компетенций (далее - РЦК) в сфере повышения производительности труда с 2019 года является региональным оператором по реализации нацпроекта "Производительность труда". Сформирована команда РЦК. Ее специалисты прошли соответствующее обучение и сертифицированы Федеральным центром компетенций в качестве Руководителей проектов. Организована работа "Фабрики процессов".
В настоящее время 99 донских предприятий заключили договоры на участие в проекте. Из них под управлением РЦК меры адресной поддержки внедряют 48 предприятий. На данный момент создано 30 потоков-образцов, полностью завершена реализация 23 проектов по внедрению "бережливого производства".
Сертифицированные тренеры РЦК обучили 1250 сотрудников предприятий - участников проекта. Всего, к концу 2024 года РЦК планирует провести работу по проекту "Адресная поддержка" на 140 донских предприятиях.
Благодаря региональной инициативе и региональному финансированию расширены границы национального проекта и в проект вовлекаются предприятия с годовой выручкой от 100 до 400 миллионов. Участниками регионального проекта уже стали 18 таких предприятий.
В рамках подписанного соглашения о сотрудничестве между Ростовской областью и РОСНАНО Агентством инноваций на постоянной основе ведется работа по нормативно-технической поддержке инноваций. Проводится независимая оценка квалификации для выпускников высших учебных заведений и специалистов инновационных высокотехнологичных организаций в целях подтверждения соответствия требованиям профессиональных стандартов в наноиндустрии (в 2020 году - 43 человека, в 2021 году - 42 человека).
Осуществляется взаимодействие с Автономной некоммерческой организацией "Университет Национальной технологической инициативы 2035". Организовано участие 2 университетских и 1 региональной команд в проектно-образовательном интенсиве "Архипелаг 2121", который проходил в июле - августе 2021 г. в г. Великий Новгород. Обеспечено обучение региональной команды в обучающем курсе по цифровой трансформации "КЛИК".
С 2017 года ведется работа по развитию сети Центров молодежного инновационного творчества, с 2019 года - в рамках регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". В 2021 году из областного бюджета направлено 5,34 млн рублей на субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих услуги центров молодежного инновационного творчества.
3. Инвестиционные обязательства Ростовской области
Правительство Ростовской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации гарантирует защиту инвестиций, а также прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе:
неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;
соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области, в досудебном порядке;
общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ростовской области, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов;
неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Ростовской области;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области;
повышение уровня доходов населения Ростовской области.
4. Инвестиционная команда Ростовской области
4.1. Состав инвестиционной команды Ростовской области.
В состав инвестиционной команды Ростовской области, сопровождающей инвестора на всех этапах реализации проекта, входят:
4.1.1. Представители Правительства Ростовской области, органов исполнительной власти Ростовской области и институтов развития:
Губернатор Ростовской области (определяет основные направления инвестиционной политики Ростовской области);
заместитель Губернатора Ростовской области, курирующий вопросы экономического развития Ростовской области, (обеспечивает развитие инвестиционной и инновационной деятельности, международного и межрегионального сотрудничества, имущественных и земельных отношений);
министр экономического развития Ростовской области (обеспечивает выработку региональной политики и нормативное правовое регулирование в сфере инвестиционной деятельности);
руководители и заместители руководителей органов исполнительной власти Ростовской области (участвуют в реализации инвестиционной политики в Ростовской области);
руководители и представители институтов развития (создают условия для привлечения в экономику региона инвестиций и новых технологий) (по согласованию):
некоммерческое партнерство "Агентство инвестиционного развития Ростовской области";
акционерное общество "Региональная корпорация развития";
автономная некоммерческая организация - микрофинансовая компания "Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства";
Некоммерческая организация "Гарантийный фонд Ростовской области";
акционерное общество "Региональная лизинговая компания Ростовской области";
автономная некоммерческая организация "Центр поддержки экспорта";
автономная некоммерческая организация по поддержке инноваций "Агентство инноваций Ростовской области";
автономная некоммерческая организация "Агентство по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области";
некоммерческая организация "Региональный фонд развития промышленности Ростовской области".
4.1.2. Эксперты региональных бизнес-объединений, финансовых организаций и банков являются членами коллегиальных органов сопровождения (координации) инвестиционного процесса и отбора инвестиционных проектов, в том числе (по согласованию):
председатель Ростовского Регионального Отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия";
президент союза "Торгово-промышленная палата Ростовской области";
президент Союза работодателей Ростовской области;
председатель Ростовского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России".
4.1.3. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области в соответствии с Областным законом от 30.07.2013 N 1146-ЗС "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области", обеспечивающий защиту прав и законных интересов российских и иностранных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Ростовской области.
4.2. Условия формирования инвестиционной команды Ростовской области.
Формирование инвестиционной команды Ростовской области происходит на основании полномочий, функций, целей и задач, компетенций и опыта, включаемых в команду органов исполнительной власти Ростовской области, должностных лиц, институтов развития и организаций.
4.3. Распределение ответственности между членами инвестиционной команды Ростовской области в части взаимодействия с инвесторами.
Ответственность и задачи по сопровождению инвесторов распределены между членами инвестиционной команды следующим образом:
координацию деятельности хозяйствующих субъектов в рамках реализации экономической и инвестиционной политики Ростовской области осуществляет Правительство Ростовской области во главе с Губернатором Ростовской области в соответствии с Уставом Ростовской области и Областным законом Ростовской области от 01.08.2011 N 635-ЗС "О Правительстве Ростовской области";
формирование и реализацию экономической и инвестиционной политики осуществляет курирующий данное направление заместитель Губернатора Ростовской области;
стимулирование деловой активности субъектов предпринимательской деятельности и привлечение частных инвестиций в экономику Ростовской области является задачей министерства экономического развития Ростовской области, которую осуществляет министр экономического развития Ростовской области.
Привлечение и сопровождение инвесторов осуществляется в режиме "одного окна". Этот подход в сочетании с профессионализмом инвестиционной команды Ростовской области позволяет реализовывать инвестиционные проекты качественно и в короткие сроки. Функции организаций в рамках режима "одного окна" распределены следующим образом:
в соответствии с Областным законом от 01.10.2004 N 151-ЗС "Об инвестициях в Ростовской области" действует Агентство инвестиций и развития Ростовской области (далее - Агентство), которое отвечает за организацию инвестиционного процесса, привлечение инвестиций и сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна". Статус Агентства имеет некоммерческое партнерство "Агентство инвестиционного развития Ростовской области". Услуги Агентства для потенциальных инвесторов бесплатны, они включают:
сопровождение инвестиционных проектов;
проведение консультаций по вопросам предоставления мер государственной поддержки и реализации инвестиционных проектов;
содействие инвесторам в подготовке проектной и получении разрешительной документации;
содействие инвесторам в проведении экспертизы инвестиционных проектов;
а также иные функции по организации инвестиционного процесса и привлечению инвестиций.
В зависимости от потребностей инвесторов к работе по инвестиционным проектам могут привлекаться профильные институты развития Ростовской области и органы исполнительной власти Ростовской области:
создание индустриальных парков и развитие инженерной инфраструктуры осуществляет акционерное общество "Региональная корпорация развития";
содействие развитию инновационных предприятий и проектов, в том числе по оказанию консультативной помощи в вопросах получения услуг в сфере маркетинга, сертификации, лицензирования, патентования, финансирования инновационных проектов, поиска партнеров осуществляет автономная некоммерческая организация по поддержке инноваций "Агентство инноваций Ростовской области";
сопровождение реализации инвестиционных проектов в части создания объектов энергетической инфраструктуры осуществляется совместно с министерством промышленности и энергетики Ростовской области;
сопровождение проектов в сфере малого и среднего предпринимательства, содействие развитию их экспортного потенциала, расширение доступа предпринимателей к финансовым и нефинансовым ресурсам, разработку бизнес-планов осуществляет автономная некоммерческая организация - микрофинансовая компания "Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства";
привлечение инвестиций в туристическую сферу Ростовской области осуществляет автономная некоммерческая организация "Агентство по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области";
повышение доступности лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства осуществляет акционерное общество "Региональная лизинговая компания Ростовской области";
содействие увеличению объемов экспорта несырьевой продукции, производимой предприятиями малого и среднего бизнеса Ростовской области, а также формирование положительного имиджа региона и повышение его инвестиционной привлекательности осуществляет автономная некоммерческая организация "Центр поддержки экспорта";
предоставление поручительства по финансовым договорам хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства, если им не хватает собственного залога, осуществляет некоммерческая организация "Гарантийный фонд Ростовской области";
предоставление займов промышленным предприятиям в Ростовской области на льготных условиях для развития их действующих и перспективных проектов осуществляет некоммерческая организация "Региональный фонд развития промышленности Ростовской области".
Начальник управления документационного |
В.В. Лозин |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Губернатора Ростовской области от 14 апреля 2022 г. N 87 "Об утверждении инвестиционной декларации Ростовской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.