I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2021 г. N 204 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации" (далее - эксперимент, Постановление).
2. Настоящие Методические рекомендации устанавливают:
порядок маркировки в ходе эксперимента средствами идентификации пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков (далее - пиво и слабоалкогольные напитки);
порядок предоставления участниками эксперимента информации об обороте пива и слабоалкогольных напитков в информационную систему, используемой в целях проведения эксперимента;
характеристики средств идентификации пива и слабоалкогольных напитков;
порядок взаимодействия информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента, с государственными информационными системами и информационными системами участников эксперимента.
3. В ходе проведения эксперимента настоящие Методические рекомендации могут быть доработаны.
4. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются понятия, которые означают следующее:
"агрегирование" - процесс объединения:
потребительских упаковок пива и слабоалкогольных напитков в групповую упаковку пива и слабоалкогольных напитков (далее - групповая упаковка) с сохранением информации о взаимосвязи кодов идентификации каждой вложенной потребительской упаковки пива и слабоалкогольных напитков с кодом идентификации создаваемой групповой упаковки, и нанесением соответствующего средства идентификации на создаваемую групповую упаковку;
потребительских, специализированных или групповых упаковок пива и слабоалкогольных напитков в транспортную упаковку пива и слабоалкогольных напитков (далее - транспортная упаковка) с сохранением информации о взаимосвязи кодов идентификации каждой вложенной потребительской, специализированной или групповой упаковки пива и слабоалкогольных напитков с кодом идентификации создаваемой транспортной упаковки, и нанесением соответствующего средства идентификации на создаваемую транспортную упаковку;
транспортных упаковок в транспортную упаковку с сохранением информации о взаимосвязи кодов идентификации каждой вложенной транспортной упаковки пива и слабоалкогольных напитков с кодом идентификации создаваемой транспортной упаковки, и нанесением соответствующего средства идентификации на создаваемую транспортную упаковку;
"агрегированный таможенный код" - уникальная последовательность символов для каждой отдельной совокупности товаров, представляющая собой объединение кодов идентификации каждого товара, в том числе кодов идентификации упаковки, объединяющей товары в процессе агрегирования, формируемая оператором системы для целей идентификации товаров в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями и используемая участником оборота товаров при таможенном декларировании товаров. При этом не допускается объединение кодов идентификации товаров, часть которых уже включена в код идентификации транспортной (групповой) упаковки либо в иной агрегированный таможенный код;
"валидация средства идентификации" - подтверждение класса нанесения средства идентификации на потребительскую, специализированную или групповую упаковку, или набор товаров, или на этикетку, или на стикер;
"ввод пива и слабоалкогольных напитков в оборот" - при производстве пива и слабоалкогольных напитков:
на территории Российской Федерации - фиксация сведений о производстве продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) и представление в информационную систему эксперимента сведений в соответствии с пунктом 67.1 настоящих Методических рекомендаций;
вне территории Российской Федерации (за исключением пива и слабоалкогольных напитков, ввозимого из государств - членов Евразийского экономического союза) - выпуск таможенными органами пива и слабоалкогольных напитков, ввозимых (ввезенных) в Российскую Федерацию, в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, фиксация сведений о ввозе продукции в ЕГАИС и представление в информационную систему эксперимента сведений в соответствии с пунктом 68.1 настоящих Методических рекомендаций;
вне территории Российской Федерации в отношении пива и слабоалкогольных напитков, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза в рамках трансграничной торговли на таможенной территории Евразийского экономического союза, - ввоз юридическим лицом, аккредитованным филиалом иностранного юридического лица в Российской Федерации пива и слабоалкогольных напитков в Российскую Федерацию, фиксация сведений о ввозе продукции в ЕГАИС и представление в информационную систему эксперимента сведений в соответствии с пунктом 71.1 настоящих Методических рекомендаций;
реализация (продажа) пива и слабоалкогольных напитков юридическим лицом, аккредитованным филиалом иностранного юридического лица в Российской Федерации по сделке, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, пива и слабоалкогольных напитков, ранее приобретенных по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну;
"внутреннее перемещение пива и слабоалкогольных напитков" - перемещение пива и слабоалкогольных напитков между местами осуществления деятельности в пределах одного юридического лица или индивидуального предпринимателя, или аккредитованного филиала иностранного юридического лица в Российской Федерации;
"вывод пива и слабоалкогольных напитков из оборота":
реализация (продажа) пива и слабоалкогольных напитков физическому лицу для личного потребления на основании договоров, предусматривающих переход права собственности на пиво и слабоалкогольные напитки, в том числе розничная продажа (включая розничную продажу при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг);
продажа пива и слабоалкогольных напитков юридическим лицам, аккредитованным филиалам иностранных юридических лиц в Российской Федерации и индивидуальным предпринимателям в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей);
изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата пива и слабоалкогольных напитков, а также реализация (продажа) маркированного пива и слабоалкогольных напитков за пределы Российской Федерации;
использование пива и слабоалкогольных напитков в целях, не связанных с их последующей реализацией (для собственных нужд, производственных целей, использование в рамках маркетинговых акций на территории Российской Федерации,);
реализация (продажа) пива и слабоалкогольных напитков по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну;
"групповая упаковка" - упаковка пива и слабоалкогольных напитков, объединяющая определенное количество маркированных средствами идентификации потребительских упаковок с одним кодом товара, которая также может быть реализована потребителю;
"импортер пива и слабоалкогольных напитков" - участвующее в эксперименте юридическое лицо, а также аккредитованный филиал иностранного юридического лица в Российской Федерации, осуществляющее ввоз пива и слабоалкогольных напитков в Российскую Федерацию, за исключением случаев транзитного перемещения пива и слабоалкогольной продукции через территорию Российской Федерации;
"индивидуальный серийный номер" - последовательность символов, уникально идентифицирующая единицу товара (потребительскую упаковку, специализированную или групповую упаковку пива и слабоалкогольных напитков или набора товаров) на основании кода товара;
"интерфейс электронного взаимодействия" - совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие программно-аппаратных средств участников эксперимента и информационной системы;
"информационная система, используемая в целях проведения эксперимента по маркировке средствами идентификации пива и слабоалкогольных напитков на территории Российской Федерации (информационная система)" информационная система, созданная в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте пива и слабоалкогольных напитков, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена такой информацией и обеспечения прослеживаемости пива и слабоалкогольных напитков;
"исправленный универсальный передаточный документ" - электронный первичный документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг), создаваемый участниками оборота товаров при исправлении ранее составленного документа, содержавшего ошибки;
"код идентификации" последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара, формируемая оператором информационной системы для целей идентификации пива и слабоалкогольных напитков в потребительской, специализированной, групповой упаковке или наборе товаров, в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VII настоящих Методических рекомендаций;
"код идентификации групповой упаковки" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер группы товара, формируемая оператором для целей идентификации групповой упаковки пива и слабоалкогольных напитков в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VII настоящих Методических рекомендаций;
"код идентификации набора товаров" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра набора товаров, формируемая для целей идентификации набора товаров в соответствии с разделом VII настоящих Методических рекомендаций;
"код идентификации транспортной упаковки" - последовательность символов, представляющая собой уникальный экземпляр транспортной упаковки пива и слабоалкогольных напитков, формируемая в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VII настоящих Методических рекомендаций;
"код маркировки" - уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки, формируемая оператором для целей идентификации пива и слабоалкогольных напитков в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VII настоящих Методических рекомендаций;
"код проверки" - последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющая выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки, формируемая оператором в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VII настоящих Методических рекомендаций;
"код товара" - уникальный код, присваиваемый товару при его описании в информационной системе, обеспечивающей учет и хранение достоверных данных о товарах по соответствующим кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС);
"личный кабинет" - размещенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на сайте оператора информационный сервис, предоставляемый оператором в установленном порядке участнику эксперимента или федеральному органу исполнительной власти и используемый оператором, участником оборота пива и слабоалкогольных напитков или федеральным органом исполнительной власти;
"маркированное пиво и слабоалкогольные напитки" - пиво и слабоалкогольные напитки, на потребительской или специализированной упаковке, а также, в случае ее наличия, на групповой упаковке которых нанесены средства идентификации с соблюдением настоящих Методических рекомендаций, и достоверные сведения о маркировке которых (в том числе сведения о нанесенных на него средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе;
"маркировка пива и слабоалкогольных напитков средствами идентификации" - нанесение в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями средств идентификации на потребительскую или специализированную упаковку пива и слабоалкогольных напитков и (в случае наличия) на групповую упаковку средств идентификации, а также направление сведений о нанесении средств идентификации в информационную систему в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями;
"набор товаров" - формируемая участником оборота пива и слабоалкогольных напитков совокупность товаров, включающих пиво и слабоалкогольные напитки, объединенная общей потребительской упаковкой, имеющая общий код идентификации (код идентификации набора товаров) и подлежащая реализации (продаже) с возможностью ее расформирования, предусмотренного пунктом 80 настоящих Методических рекомендаций;
"оборот пива и слабоалкогольных напитков" - хранение, транспортировка, получение и передача пива и слабоалкогольных напитков, в том числе приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации;
"оператор информационной системы (оператор)" - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, осуществляющее создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационной системы, обеспечение ее бесперебойного функционирования, а также прием, хранение и обработку сведений в рамках проводимого эксперимента на основании Постановления;
"пиво и слабоалкогольные напитки" - товары, товары, включенные в Перечень видов пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента по маркировке пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.02.2021 N 204.
"подсистема национального каталога маркированных товаров Российской Федерации" - подсистема информационной системы, используемая для каталогизации и хранения информации о маркируемых товарах и являющаяся единым источником кода товара;
"потребительская упаковка" - упаковка, предназначенная для первичной упаковки пива и слабоалкогольных напитков, в которой пиво и слабоалкогольные напитки реализуются конечному потребителю;
"производитель пива и слабоалкогольных напитков" (далее - производитель) - юридическое лицо или аккредитованный филиал иностранного юридического лица в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, который осуществляет производство и реализацию пива и слабоалкогольных напитков, и участвует в эксперименте;
"протокол передачи данных" - формализованный набор требований к структуре пакетов информации и алгоритму обмена пакетами информации между устройствами сети передачи данных;
"сервис-провайдер" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее по поручению участника оборота пива и слабоалкогольных напитков преобразование кода маркировки в средство идентификации и нанесение средства идентификации на потребительскую и(или) специализированную, и(или) групповую упаковку, и(или) набор товаров, и(или) на этикетку, и(или) на стикер с использованием программно-аппаратного комплекса дистрибуции, печати и валидации, предоставляемого оператором, а также валидацию средств идентификации;
"специализированная упаковка" - упаковка, предназначенная для первичной упаковки пива и слабоалкогольных напитков, и не предназначенная для реализации продукции конечному потребителю.
"средство идентификации пива и слабоалкогольных напитков" - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, формируемый в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VIII настоящих Методических рекомендаций, для нанесения на потребительскую и(или) специализированную, и(или) групповую упаковку, и /или набор товаров, или этикетку или стикер;
"стикер" - дополнительная наклейка, наносимая на пиво и слабоалкогольные напитки, содержащая средство идентификации, прикрепляемая непосредственно к потребительской упаковке, или специализированной, или групповой упаковке, или потребительской упаковке набора товаров способом, не допускающим его отделения от упаковки без повреждения;
"статус кода идентификации, кода идентификации групповой упаковки, кода идентификации транспортной упаковки, кода идентификации набора товаров, агрегированного таможенного кода" - определяемое в информационной системе состояние кода идентификации, кода идентификации групповой упаковки, кода идентификации транспортной упаковки, кода идентификации набора, агрегированного таможенного кода, которое изменяется в рамках процессов, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями, возможные статусы которых предусмотрены пунктом 9 настоящих Методических рекомендаций;
"транспортная упаковка пива и слабоалкогольных напитков" - упаковка, объединяющая потребительские, специализированные и(или) групповые упаковки пива и слабоалкогольных напитков, используемая для хранения и транспортировки пива и слабоалкогольных напитков, с целью защиты его от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу. Транспортная упаковка может включать в себя транспортные упаковки меньшего размера (объема). При этом упаковка, объединяющая только пиво и слабоалкогольные напитки в потребительской упаковке, специализированной и(или) групповой упаковке, признается транспортной упаковкой пива и слабоалкогольных напитков первого уровня, а последующие транспортные упаковки разной степени вложенности, начиная с содержащих исключительно транспортные упаковки первого уровня, признаются транспортными упаковками пива и слабоалкогольных напитков последующего (второго, третьего и т.д.) уровня;
"универсальный корректировочный документ" - электронный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, формат которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
"универсальный передаточный документ" - электронный первичный документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг), формат которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
"устройство регистрации эмиссии" - техническое средство информационного обмена, предназначенное для получения кодов маркировки и передачи в информационную систему сведений о маркировке товаров средствами идентификации, выполняющее функции технического средства проверки кода проверки, в отношении которого Федеральной службой безопасности Российской Федерации выдан документ о его соответствии установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты информации, действующим в отношении шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для проверки кодов маркировки, либо включающее в свой состав техническое средство проверки кодов проверки, в отношении которого Федеральной службой безопасности Российской Федерации выдан документ о его соответствии установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты информации, действующим в отношении шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для проверки кодов маркировки;
"участники оборота пива и слабоалкогольных напитков, участвующие в эксперименте" - юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод в оборот и(или) оборот, и (или) вывод из оборота пива и слабоалкогольных напитков, за исключением юридических лиц, аккредитованных филиалов иностранных юридических лиц в Российской Федерации и индивидуальных предпринимателей:
приобретающих пиво и слабоалкогольные напитки только для использования в целях, не связанных с последующей реализаций (продажей);
приобретающих либо продающих (реализующих) пиво и слабоалкогольные напитки по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну (кроме лиц, осуществляющих вывод пиво и слабоалкогольные напитки из оборота по таким сделкам);
"этикетка" - носитель информации, предназначенный для нанесения информации о товаре, в том числе средств идентификации, прикрепляемый непосредственно к потребительской или специализированной упаковке, или групповой упаковке пива и слабоалкогольных напитков или потребительской упаковке набора товаров;
5. Участниками эксперимента являются:
федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Постановлением на проведение эксперимента:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка;
Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
Федеральная налоговая служба;
Федеральная таможенная служба;
Федеральная служба по аккредитации;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
участники оборота пива и слабоалкогольных напитков;
оператор информационной системы.
В целях выполнения задач эксперимента к его проведению могут быть привлечены:
организации, получившие в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных (далее - оператор фискальных данных);
сервис-провайдеры;
организации, обладающие достаточными технологическими, кадровыми и правовыми возможностями для обеспечения юридически значимого электронного документооборота (далее - операторы электронного документооборота).
6. Участие в эксперименте участников оборота пива и слабоалкогольных напитков, операторов фискальных данных, операторов электронного документооборота, сервис-провайдеров является добровольным. В ходе эксперимента обеспечивается тестирование прослеживаемости пива и слабоалкогольных напитков по всей товаропроводящей цепи от ввода ее в оборот до момента ее выбытия. Допускается возможность присоединения новых участников к участию в эксперименте в ходе его проведения.
7. Пиво и слабоалкогольные напитки маркируются средствами идентификации:
В случае производства пива и слабоалкогольных напитков на территории Российской Федерации, в том числе из иностранного сырья, ранее помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или под таможенную процедуру свободного склада - до ее отгрузки с территории производителя, на которой происходит производство пива и слабоалкогольных напитков;
в случае ввоза пива и слабоалкогольных напитков в Российскую Федерацию с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, а также в случае ввоза на остальную часть территории Российской Федерации пива и слабоалкогольных напитков, произведенных на территории особых (свободных) экономических зон или приравненных к ним территорий из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также пива и слабоалкогольных напитков, произведенного на территории свободного склада из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободного склада - до ее помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта;
в случае ввоза пива и слабоалкогольных напитков в Российскую Федерацию с территории государств-членов Евразийского экономического союза в рамках трансграничной торговли до фактического пересечения государственной границы Российской Федерации;
8. Действие настоящих Методических рекомендаций не распространяется на:
пиво и слабоалкогольные напитки, находящееся на временном хранении либо помещенное под таможенную процедуру таможенного склада;
пиво, помещаемое под таможенные процедуры в целях его вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;
пиво и слабоалкогольные напитки, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Евразийского экономического союза, от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
пиво и слабоалкогольные напитки, помещаемое помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Евразийского экономического союза от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
образцы пива и слабоалкогольных напитков, в необходимых количествах при их хранении и транспортировке, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, актов органов Евразийского экономического союза, а также нормативных технических актов государств-членов Евразийского экономического союза в области стандартизации;
пиво и слабоалкогольные напитки, при их реализации (продаже) в магазинах беспошлинной торговли;
пиво и слабоалкогольные напитки, изъятые, арестованные, конфискованные или обращенные в доход государства иным способом, и пиво и слабоалкогольные напитки, взыскание на которые обращено в счет неисполненных обязательств, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, при их хранении, транспортировке, реализации (продаже) уполномоченным органом, а также пиво и слабоалкогольные напитки, подлежащие уничтожению, при их хранении и транспортировке;
пиво и слабоалкогольные напитки, ввозимые в Российскую Федерацию физическими лицами и приобретенные ими для личного пользования;
пиво и слабоалкогольные напитки, предназначенные для официального использования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными, межгосударственными и межправительственными организациями, их представительствами, а также представительствами государств при них, при их хранении, транспортировке и использовании;
пиво и слабоалкогольные напитки, приобретенные по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну, при их транспортировке участником такой сделки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по территории Российской Федерации.
9. В информационной системе возможны следующие статусы кода идентификации, кода идентификации групповой и специализированной упаковки, кода идентификации набора товаров кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода:
а) для кода идентификации, для кода идентификации групповой упаковки, для кода идентификации набора товаров:
"эмитирован" - код идентификации в составе кода маркировки предоставлен оператором информационной системы участнику оборота пива и слабоалкогольных напитков в целях маркировки пива и слабоалкогольных напитков средствами идентификации, соответствующие пиво и слабоалкогольные напитки не введены в оборот;
"в обороте" - код идентификации в составе кода маркировки предоставлен оператором информационной системы участнику оборота пива и слабоалкогольных напитков, соответствующие пиво и слабоалкогольные напитки маркированы средствами идентификации, введены в оборот и находятся в обороте.
Для кода идентификации пива и слабоалкогольных напитков, произведенных вне территории Российской Федерации (за исключением товаров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза), статус "в обороте" устанавливается только после выпуска таможенными органами для внутреннего потребления пива и слабоалкогольных напитков, ввозимых в Российскую Федерацию;
"выбыл" - код идентификации в составе кода маркировки выбыл из оборота, соответствующие пиво и слабоалкогольные напитки выведены из оборота;
б) для кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода:
"сформирован" - присваивается автоматически после подачи сведений участником оборота пива и слабоалкогольных напитков с описанным составом кода идентификации транспортной упаковки, агрегированным таможенным кодом;
"расформирован" - присваивается автоматически в процессе полного расформирования состава транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода.
10. Маркировка пива и слабоалкогольных напитков средствами идентификации осуществляется с учетом требований по безопасности пива и слабоалкогольных напитков.
II. Оснащение, необходимое для участия в эксперименте
11. Участникам оборота пива и слабоалкогольных напитков необходимо иметь:
усиленную квалифицированную электронную подпись (далее - усиленная электронная подпись);
программно-аппаратный комплекс, обладающий возможностью формирования и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, а также обмена необходимыми электронными документами с информационной системой, в том числе посредством личного кабинета;
12. Производителям, импортерам и участникам оборота пива и слабоалкогольных напитков, осуществляющим маркировку пива и слабоалкогольных напитков средствами идентификации помимо условий, изложенных в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций, необходимо также иметь удаленный доступ к устройству регистрации эмиссии.
13. Участнику оборота пива и слабоалкогольных напитков, осуществляющему продажу пива и слабоалкогольных напитков с использованием контрольно-кассовой техники, помимо условий, указанных в пунктах 11 и 12 настоящих Методических рекомендаций, необходимо также иметь:
соединенные с контрольно-кассовой техникой средства сканирования и распознавания средств идентификации пива и слабоалкогольных напитков;
заключенный с оператором фискальных данных договор на обработку и передачу от имени участника оборота пива и слабоалкогольных напитков в информационную систему сведений о выводе из оборота маркированного пива и слабоалкогольных напитков, с использованием контрольно-кассовой техники по каждой реализованной торговой единице (за исключением передачи сведений о выводе из оборота маркированного пива и слабоалкогольных напитков, в случае применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных).
14. Сервис-провайдеры должны иметь:
комплекс полиграфического оборудования с производительностью достаточной для преобразования и нанесения средств идентификации по поручению участника оборота пива и слабоалкогольных напитков, но не ниже регулярно размещаемых заказов на производство упаковки и этикеток от участника оборота маркированного пива и слабоалкогольных напитков и обеспечивающим нанесение символов кодов маркировки не ниже класса 2,5 (В) в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 15415-2012 "Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация испытаний символов штрихового кода для оценки качества печати. Двумерные символы" (далее - национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 15415-2012);
программно-аппаратный комплекс дистрибуции, печати и валидации, предоставляемый Оператором, обеспечивающий:
хранение кодов маркировки участников оборота пива и слабоалкогольных напитков;
канал связи, по которому коды маркировки доставляются от участника оборота пива и слабоалкогольных напитков к сервис-провайдеру;
доставку кодов маркировки от участника оборота пива и слабоалкогольных напитков к сервис-провайдеру;
доставку участнику оборота отчетов о преобразовании кодов маркировки в средства идентификации.
Сервис-провайдеры должны соблюдать следующий порядок обращения с кодами маркировки:
удаление кода проверки кода маркировки после валидации качества нанесения и формирования отчета об использовании кодов маркировки;
аппаратную (с применением средств технического зрения) валидацию качества преобразования кодов маркировки в средство идентификации и нанесения на потребительскую или специализированную упаковку, или групповую упаковку или набор товаров или на этикетку, или на стикер;
выбор кодов маркировки участников оборота пива и слабоалкогольных напитков из хранилища, с раздельным оперативным хранением (в процессе производственного цикла преобразования кодов маркировки в средства идентификации) кодов маркировки и отчетов о нанесении и валидации средств идентификации различных участников оборота пива и слабоалкогольных напитков;
гарантия невозможности повторного нанесения кодов маркировки, после их нанесения и валидации.
Сервис-провайдер не вправе предоставлять полученные от участников оборота пива и слабоалкогольных напитков коды маркировки другому сервис-провайдеру, кроме как с применением предоставляемого программно-аппаратного комплекса дистрибуции кодов маркировки, печати и валидации средств идентификации.
После преобразования кода маркировки в средство идентификации и нанесения на потребительскую или специализированную упаковку, или на групповую упаковку, или на набор товаров, или на этикетку, или на стикер участником оборота пива и слабоалкогольных напитков или сервис-провайдером производится валидация средства идентификации.
15. Предоставление удаленного доступа к устройству регистрации эмиссии, размещенного в инфраструктуре информационной системы, осуществляется оператором на безвозмездной основе.
В целях получения удаленного доступа к устройству регистрации эмиссии участники оборота пива и слабоалкогольных напитков заключают с оператором договоры. Предоставленные участнику оборота пива и слабоалкогольных напитков устройства регистрации эмиссии оператор регистрирует в информационной системе.
Предоставление сервис-провайдеру программно-аппаратного комплекса дистрибуции, печати и валидации осуществляется Оператором на безвозмездной основе.
В целях получения указанного программно-аппаратного комплекса дистрибуции, печати и валидации сервис-провайдеры заключают с оператором договоры.
III. Об информационном обмене участников оборота пива и слабоалкогольных напитков с оператором информационной системы
16. Представление участниками оборота пива и слабоалкогольных напитков информации в информационную систему осуществляется с использованием стандартных протоколов передачи данных и разработанных оператором интерфейсов электронного взаимодействия путем обмена электронными документами (заявление, уведомление, квитанция и прочее), формат которых определяется оператором информационной системы и размещается на официальном сайте оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
17. Предоставление универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов, исправленных универсальных передаточных документов в информационную систему осуществляется участником оборота пива и слабоалкогольных напитков или по его поручению оператором электронного документооборота.
18. Поручение участника оборота пива и слабоалкогольных напитков оператору электронного документооборота предоставлять универсальные передаточные документы в информационную систему может быть предусмотрено условиями заключенного между ними договора, который должен предусматривать следующее:
передача подписанных сторонами сделки универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных, исправленных универсальных передаточных документов участника оборота пива и слабоалкогольных напитков оператором электронного документооборота в информационную систему осуществляется в режиме реального времени;
датой представления сведений участника оборота пива и слабоалкогольных напитков в информационную систему считается дата получения универсального передаточного документа, универсального корректировочного документа, исправленного универсального передаточного документа оператором информационной системы;
передача уведомлений (квитанции) оператора информационной системы, указанных в пункте 25 настоящих Методических рекомендаций, оператором электронного документооборота участнику оборота пива и слабоалкогольных напитков осуществляется в режиме реального времени.
19. Ответственность за корректность сведений, содержащихся в универсальных передаточных документах, универсальных корректировочных документах и исправленных универсальных передаточных документах несет участник оборота пива и слабоалкогольных напитков, а за неизменность и своевременность передачи в информационную систему универсальных передаточных документов, универсальных корректировочных документов, исправленных универсальных передаточных документов, предоставленных участником оборота пива и слабоалкогольных напитков, несет оператор электронного документооборота.
20. Электронные документы, направляемые участниками оборота пива и слабоалкогольных напитков в информационную систему, должны быть подписаны усиленной электронной подписью участника оборота пива и слабоалкогольных напитков, за исключением случаев передачи:
сведений о розничной продаже пива и слабоалкогольных напитков, передаваемых участниками оборота пива и слабоалкогольных напитков в электронной форме в составе фискальных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
сведений, передаваемых участниками оборота пива и слабоалкогольных напитков в электронной форме с использованием устройств регистрации эмиссии.
21. Представление участником оборота пива и слабоалкогольных напитков сведений о групповой упаковке или наборе товаров приравнивается к представлению сведений о потребительских упаковках, содержащихся в этой групповой упаковке или наборе товаров соответственно на основании данных информационной системы.
22. Представление участником оборота пива и слабоалкогольных напитков сведений о транспортной упаковке считается равнозначной передаче сведений о всех (потребительских, групповых, специализированных, транспортных) упаковках, содержащихся в этой транспортной упаковке.
23. Представление участником оборота пива и слабоалкогольных напитков сведений об агрегированных таможенных кодах приравнивается к представлению сведений о кодах идентификации, кодах идентификации наборов товаров, кодах идентификации групповых и транспортных упаковок, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Евразийского экономического союза, содержащихся в агрегированном таможенном коде по данным информационной системы.
24. Оператор отказывает в приеме электронных документов (заявлений, уведомлений) или внесении в информационную систему сведений, представляемых участниками оборота пива и слабоалкогольных напитков в информационную систему, при наличии одного из следующих оснований:
а) представленные документы подготовлены с нарушением установленного формата, содержат некорректные сведения либо не содержат обязательные сведения, описанные разделами VIII, X и XI настоящих Методических рекомендаций;
б) документ не подписан или подписан лицом, не уполномоченным участником оборота пива и слабоалкогольных напитков согласно порядку, определенному в пункте 34 настоящих Методических рекомендаций на подписание документа от имени участника оборота пива и слабоалкогольных напитков либо права подписания этого типа документов;
в) наличие записи в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении участника оборота пива и слабоалкогольных напитков о прекращении деятельности юридического лица или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц о прекращении аккредитации филиала иностранного юридического лица;
г) наличие в информационной системе сведений, полученных из ЕГАИС, о блокировании деятельности заявителя.
25. Участник оборота пива и слабоалкогольных напитков уведомляется о получении представленных электронных документов и внесении сведений в информационную систему либо об отказе в принятии электронных документов или во внесении сведений в информационную систему путем направления ему уведомления (квитанции) о получении электронных документов и внесении сведений в информационную систему либо об отказе в принятии электронных документов или во внесении сведений в информационную систему, содержащего следующие сведения:
регистрационный номер документа участника оборота пива и слабоалкогольных напитков;
номер уведомления (квитанции);
дата уведомления (квитанции);
коды идентификации, коды идентификации групповых упаковок, коды идентификации наборов товаров, коды идентификации транспортных упаковок, агрегированные таможенные коды при вводе товара в оборот в случае производства за пределами территории Российской Федерации и ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Евразийского экономического союза) и их статус (изменение статуса) в информационной системе (если представленный участником оборота пива и слабоалкогольных напитков документ содержит сведения об операциях, совершаемых с пивом и слабоалкогольными напитками);
уведомление о внесении документов (сведений) в информационную систему или о причинах отказа в их внесении.
26. Уведомление (квитанция), указанное в пункте 25 настоящих Методических рекомендаций, направляется участнику оборота товаров с использованием интерфейсов электронного взаимодействия через личный кабинет в информационной системе или по электронной почте в течение 1 календарного дня со дня представления участником оборота товаров документов или внесения им сведений в информационную систему.
27. Датой представления электронного документа в информационную систему признается дата, зафиксированная в уведомлении (квитанции) о приеме электронного документа (получении сведений).
Факт представления участником оборота пива и слабоалкогольных напитков электронного документа (сведений) в информационную систему подтверждается уведомлением (квитанцией) о внесении сведений в информационную систему.
28. В целях организации взаимодействия оператора с федеральными органами исполнительной власти применяется информационно-технологическая и коммуникационная инфраструктура, созданная в соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
29. Участники оборота пива и слабоалкогольных напитков представляют сведения в информационную систему как самостоятельно, так и с привлечением иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участниками оборота пива и слабоалкогольных напитков и действующих от их имени в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящими Методическими рекомендациями, оператор обеспечивает размещение электронных документов и сведений, представленных участником оборота пива и слабоалкогольных напитков, в информационной системе и направляет уведомление (квитанцию) о внесении изменений в информационную систему заявителю, а также другим участникам оборота пива и слабоалкогольных напитков, получившим от заявителя или передавшим заявителю пиво и слабоалкогольные напитки, если внесение таких изменений затрагивает их интересы.
IV. Регистрация участников оборота товара в информационной системе
30. Регистрация участников оборота пива и слабоалкогольных напитков в информационной системе и предоставление им доступа к личному кабинету осуществляются оператором на основании сведений, представленных участниками оборота пива и слабоалкогольных напитков оператору в электронной форме в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
31. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, или аккредитованные филиалы иностранного юридического лица в Российской Федерации могут быть зарегистрированы в информационной системе как участники оборота пива и слабоалкогольных напитков, только в случае если они подключены к системе ЕГАИС в соответствии с законодательством. Для осуществления регистрации в информационной системе участники оборота пива и слабоалкогольных напитков направляют в информационную систему заявление о регистрации в информационной системе, подписанное усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее - заявление о регистрации участника), содержащее следующие сведения:
идентификационный номер налогоплательщика-участника оборота пива и слабоалкогольных напитков;
наименование участника оборота пива и слабоалкогольных напитков, являющегося юридическим лицом, или фамилия, имя, отчество (при наличии) участника эксперимента, являющегося индивидуальным предпринимателем;
телефон и адрес электронной почты участника эксперимента, по которому будет осуществляться направление уведомлений из информационной системы;
код субъекта Российской Федерации по месту осуществления деятельности;
для юридического лица и аккредитованного филиала иностранного юридического лица в Российской Федерации: коды причины постановки на учет по месту нахождения его филиала, представительства или обособленного подразделения, где осуществляется деятельность по производству или обороту пива и слабоалкогольным напиткам;
тип участника (производитель, импортер, участник оптового оборота, участник розничной торговли);
адреса мест осуществления деятельности по производству или обороту пива и слабоалкогольных напитков.
31.1. В момент принятия решения о блокировании деятельности участников оборота пива и слабоалкогольных напитков ЕГАИС направляет в информационную систему, следующие сведения:
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота пива и слабоалкогольных напитков;
код причины постановки на учет по месту осуществления деятельности (для юридических лиц);
код основания блокировки.
31.2. После получения заявления о регистрации в информационной системе, информационная система направляет в ЕГАИС следующие сведения:
номер заявления о регистрации в информационной системе;
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота пива и слабоалкогольных напитков;
код причины постановки на учет по месту осуществления деятельности (для юридических лиц);
тип участника.
ЕГАИС осуществляет проверку направленных сведений и передает в информационную систему сведения о возможности регистрации или отказе в возможности регистрации участника оборота пива и слабоалкогольных напитков.
32. Заявителю отказывается в регистрации в информационной системе как участнику оборота пива и слабоалкогольных товаров по следующим основаниям:
а) заявление о регистрации не подписано или подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание от имени участника оборота товаров;
б) идентификационный номер налогоплательщика, указанный при получении усиленной квалифицированной электронной подписи, не соответствует идентификационному номеру налогоплательщика в заявлении о регистрации;
в) фамилия, имя или отчество (при наличии) лица, подписавшего заявление о регистрации, не соответствуют фамилии, имени или отчеству, указанным в заявлении о регистрации;
г) отсутствие или несоответствие сведений в отношении заявителя, указанных в заявлении о регистрации, сведениям в Едином государственном реестре юридических лиц, Государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц или в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, или в указанных реестрах имеется запись о прекращении его деятельности;
д) заявление о регистрации подготовлено с нарушением установленного оператором формата, содержит некорректные сведения или не содержит обязательных сведений, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями;
е) заявитель уже зарегистрирован в информационной системе;
ж) наличие в информационной системе полученных из ЕГАИС сведений о блокировании деятельности заявителя или сведений об отказе в возможности регистрации участника оборота пива и слабоалкогольных напитков.
33. В случае положительного результата проверки заявления о регистрации оператор осуществляет регистрацию участника оборота пива и слабоалкогольных напитков в информационной системе, предоставляет ему доступ к личному кабинету и направляет на адрес электронной почты, указанный в заявлении о регистрации, уведомление о регистрации, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью оператора. Использование одного и того же адреса электронной почты для регистрации различных участников оборота пива и слабоалкогольных напитков не допускается.
34. По заявлению лица, имеющего право действовать от имени участника оборота пива и слабоалкогольных напитков без доверенности, в информационную систему могут быть внесены сведения о лицах, уполномоченных на подписание определенных документов от имени участника оборота пива и слабоалкогольных напитков, и о прекращении полномочий этих лиц на подписание документов от имени участника оборота пива и слабоалкогольных напитков.
Такое заявление должно содержать следующие сведения:
ключ проверки усиленной электронной подписи уполномоченного лица;
фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица;
типы документов, представляемых в информационную систему участником оборота пива и слабоалкогольных напитков, право подписывать которые предоставлено уполномоченному лицу;
срок действия документа, подтверждающего полномочия уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени участника оборота пива и слабоалкогольных напитков.
В случае прекращения полномочий уполномоченного лица, в том числе досрочного, лицо, имеющее право действовать от имени участника оборота пива и слабоалкогольных напитков без доверенности, подает в информационную систему сведения о дате прекращения действия документа, подтверждающего полномочия уполномоченного лица.
35. Во внесении в информационную систему сведений об уполномоченном лице отказывается (помимо оснований для отказа в приеме документов или внесении сведений, указанных в пункте 24 настоящих Методических рекомендаций) в следующих случаях:
уполномоченное лицо уже зарегистрировано в реестре уполномоченных лиц для соответствующего участника оборота пива и слабоалкогольных напитков;
сертификат ключа проверки усиленной электронной подписи уполномоченного лица отсутствует.
36. Участник оборота пива и слабоалкогольных напитков или уполномоченное им лицо (далее - уполномоченное лицо) авторизуется в личном кабинете информационной системы с использованием сертификата ключа проверки усиленной электронной подписи.
V. Регистрация пива и слабоалкогольных напитков в информационной системе
37. Регистрация пива и слабоалкогольных напитков осуществляется в подсистеме национального каталога маркированных товаров Российской Федерации следующими участниками оборота пива и слабоалкогольных напитков:
при производстве пива и слабоалкогольных напитков, на территории Российской Федерации - производителем;
при производстве пива и слабоалкогольных напитков за пределами территории Российской Федерации, включая пиво и слабоалкогольные напитки, ввозимые из государств - членов Евразийского экономического союза в рамках трансграничной торговли на таможенной территории Евразийского экономического союза, - импортером (до перемещения пива и слабоалкогольных напитков через государственную границу Российской Федерации).
38. В подсистеме национального каталога маркированных товаров Российской Федерации могут быть зарегистрированы только пиво и слабоалкогольные напитки, зарегистрированные в Федеральном реестре алкогольной продукции.
Для регистрации пива и слабоалкогольных напитков в подсистеме национального каталога маркированных товаров Российской Федерации участник оборота пива и слабоалкогольных напитков представляет следующие сведения о регистрируемом товаре:
наименование производителя;
идентификационный номер налогоплательщика производителя (в случае производства товара на территории Российской Федерации);
коды причин постановки на учет производителя по месту осуществления деятельности (в случае производства товара на территории Российской Федерации);
местонахождение (адрес) производителя по Федеральной информационной адресной системе (в случае производства товара на территории Российской Федерации);
адреса мест деятельности производителя по Федеральной информационной адресной системе (в случае производства товара на территории Российской Федерации);
наименование участника оборота товара, осуществляющего ввоз товара на территорию Российской Федерации;
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товара, осуществляющего ввоз товара на территорию Российской Федерации (в случае производства товара за пределами территории Российской Федерации);
коды причин постановки на учет участника оборота товара, осуществляющего ввоз товара на территорию Российской Федерации по месту осуществления деятельности (в случае производства товара за пределами территории Российской Федерации);
местонахождение (адрес) участника оборота товара, осуществляющего ввоз товара на территорию Российской Федерации по Федеральной информационной адресной системе (в случае производства товара за пределами территории Российской Федерации);
адреса мест деятельности участника оборота товара, осуществляющего ввоз товара на территорию Российской Федерации по Федеральной информационной адресной системе (в случае производства товара за пределами территории Российской Федерации);
страны производства в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира;
местонахождение (адрес) производителя (в случае производства за пределами территории Российской Федерации);
фактический адрес производителя (в случае производства за пределами территории Российской Федерации);
код товара (при наличии);
код продукции в Федеральном реестре алкогольной продукции;
полное наименование товара;
десятизначный код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС);
товарный знак (торговая марка) (при наличии);
тип продукта;
объем продукции в единице упаковки;
тип упаковки;
материал упаковки;
состав;
объемная доля этилового спирта;
вид документа, подтверждающего соответствие пива и слабоалкогольных напитков, номер и дата такого документа при наличии требований о подтверждении соответствия пива и слабоалкогольных напитков.
Для товаров, соответствующих кодам ТН ВЭД ЕАЭС 2203 00 010 0, 2203 00 090 0, 2203 00 100 0, 2202 91 000 0 необходимо предоставить также следующие сведения:
тип фильтрации;
пастеризация.
Для товаров, соответствующих кодам ТН ВЭД ЕАЭС 2206 00 310 0, 2206 00 510 0, 2206 00 810 0, 2206 00 390 1, 2206 00 590 1, 2206 00 890 1, необходимо предоставить также следующие сведения:
массовая концентрация сахаров;
метод газирования.
38.1 При регистрации пива и слабоалкогольных напитков информационная система формирует и отправляет в ЕГАИС запрос на регистрацию товара, в котором содержатся сведения:
номер заявки на регистрацию;
идентификационный номер налогоплательщика производителя (в случае производства товара на территории Российской Федерации);
коды причин постановки на учет производителя по месту осуществления деятельности (в случае производства товара на территории Российской Федерации);
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товара, осуществляющего ввоз товара на территорию Российской Федерации (в случае производства товара за пределами территории Российской Федерации);
коды причин постановки на учет участника оборота товара, осуществляющего ввоз товара на территорию Российской Федерации по месту осуществления деятельности (в случае производства товара за пределами территории Российской Федерации);
код продукции в Федеральном реестре алкогольной продукции;
код товара.
ЕГАИС осуществляет проверку запроса на регистрацию товара и передает в информационную систему сведения о возможности регистрации или отказе в возможности регистрации товара с указанием причины отказа.
В случае подтверждения возможности регистрации товара ЕГАИС передает в информационную систему следующие сведения в отношении товара:
код товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции;
срок годности продукции;
описание технологического процесса производства и контроля продукции;
минимально допустимая температура хранения продукции, градусы Цельсия;
максимально допустимая температура хранения продукции, градусы Цельсия;
допустимая для хранения влажность воздуха;
условия перевозки;
условия реализации;
условия утилизации;
наименование ингредиентов в составе продукции;
процентное содержание ингредиентов в составе продукции;
изображения (макеты) этикетки, контрэтикетки, кольеретки, используемых на потребительской или специализированной упаковке, изображения потребительской или специализированной упаковки (в том числе вкладыши и ярлыки, сопровождающие товары) с возможностью прочтения информации на них.
39. Для регистрации наборов товаров в информационной системе участник оборота пива и слабоалкогольных напитков вносит в информационную систему следующие сведения:
идентификационный номер налогоплательщика заявителя;
код набора товаров (при наличии);
наименование набора товаров;
товарный знак (при наличии);
десятизначный код ТН ВЭД ЕАЭС набора товаров;
коды товаров и количество единиц товаров, подлежащих маркировке, входящих в набор товаров;
40. Заявителю отказывается в регистрации пива и слабоалкогольных напитков, в информационной системе (помимо оснований для отказа в приеме документов или внесении сведений, указанных в пункте 24 настоящих Методических рекомендаций) в случаях:
а) если код товара по данным информационной системы, не принадлежит заявителю или не получено согласие владельца кода товара на его использование;
б) получения из ЕГАИС отказа в возможности регистрации товара.
Участнику оборота пива и слабоалкогольных напитков оператором направляется соответствующее уведомление с указанием причин отказа в регистрации.
41. В случае положительного результата проверки заявления о регистрации пива и слабоалкогольных напитков или наборов товаров, оператор не позднее 5 рабочих дней со дня подачи такого заявления осуществляет регистрацию пива и слабоалкогольных напитков или набора товаров, в информационной системе и направляет заявителю уведомление о регистрации пива и слабоалкогольных напитков или набора товаров в информационной системе в порядке, предусмотренном пунктом 25 настоящих Методических рекомендаций.
VI. Характеристики средства идентификации пива и слабоалкогольных напитков, в том числе структуры и формата кодов маркировки, кодов идентификации и кодов проверки
42. Средство идентификации пива и слабоалкогольных напитков предоставляется в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix. В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики DataMatrix", должна применяться символика ЕСС 200, с использованием FNC1 как признака соответствия данных типовому формату идентификаторов применения (Al) GS1, в соответствии со статьей 5.2.4.6 вышеуказанного ГОСТ.
К качеству маркировки пива и слабоалкогольных напитков предъявляются следующие требования:
Качество печати средства идентификации пива и слабоалкогольных напитков должно соответствовать ГОСТ Р ИСО/МЭК 15415-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Технологии автоматической идентификации и сбора данных. Спецификация испытаний символов штрихового кода для оценки качества печати. Двумерные символы." (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2012 г. N 357-ст).
В качестве рекомендуемого диапазона размеров отдельных точечных символов, составляющих двухмерный штриховой код, используются точечные символы с размерами в пределах от 0,255 до 0.680 мм.
Размер средства идентификации должен соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008.
Средство идентификации товаров также может быть записано на радиочастотную метку (RFID-метка). Требования к RFID-меткам будут определены в ходе эксперимента.
43. При нанесении средств идентификации сервис-провайдер обязан обеспечить соблюдение стандартов качества печати средства идентификации, указанных в пункте 42 настоящих Методических рекомендаций.
После преобразования сервис-провайдером кода маркировки в средство идентификации и нанесения на потребительскую, групповую или специализированную упаковку или этикетку или стикер, производится валидация качества печати перед передачей потребительской упаковки или этикетки или стикера с нанесенным средством идентификации участнику оборота товаров с использованием программно-аппаратного комплекса дистрибуции, печати и валидации.
После прохождения валидации сервис-провайдер отправляет участнику оборота пива и слабоалкогольных напитков отчет об успешном преобразовании кодов маркировки в средства идентификации отправляя его через программно-аппаратный комплекс дистрибуции, печати и валидации.
44. Печатное оборудование, на котором выполняется печать средства идентификации, должно обеспечивать необходимое разрешение печати, при этом физический размер кода DataMatrix определяется количеством закодированных данных и размером одного элемента и должен соответствовать ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 и обеспечить качество печати нанесенных символов кодов маркировки не ниже класса 1,5 (С) на финальной стадии технологического процесса валидации изготовленных средств идентификации, непосредственно перед отгрузкой продукции заказчику;
45. Сервис-провайдер должен использовать сертифицированные материалы, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769;
46. Способ нанесения средства идентификации должен обеспечивать сохранность/устойчивость средства идентификации в течение всего срока годности пива и слабоалкогольных напитков при соблюдении установленных производителем условий хранения и транспортировки.
47. Оптимальные критерии и методы валидации качества печати определяются в ходе проведения эксперимента.
48. Средство идентификации пива и слабоалкогольных напитков формируется согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 в виде штрихового кодирования спецификации символики Data Matrix по схеме кодирования ASCII и содержит управляющий знак символики FNC1, содержит в себе код маркировки, включающий в себя 3 (три) группы данных, из которых первая и вторая группы образуют код идентификации или код идентификации групповой упаковки или код идентификации набора товаров, третья образует код проверки, при этом:
В начале строки кода маркировки должен присутствовать признак символики GS1 Data Matrix FNC1 (ASCII 232).
первая группа идентифицируется идентификатором применения АI='01', состоит из 14 цифр и содержит код товара;
вторая группа идентифицируется идентификатором применения АI='21', состоит из 13 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит индивидуальный серийный номер упаковки пива и слабоалкогольных напитков и завершается символом-разделителем FNC1 (ASCII 29);
третья группа идентифицируется идентификатором применения АI='93', состоит из 4 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит код проверки.
Средство идентификации пива и слабоалкогольных напитков представляется в виде двумерного штрихового кода в формате DataMatrix.
49. Агрегированный таможенный код генерируется оператором информационной системы и состоит из непрерывной последовательности в 25 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита), включающих в себя две группы данных, и формируется следующим образом:
ХХХХХХХХХХХХДДММГГХХХХХХХ, где:
первая группа данных в данной последовательности состоит из 12 цифр и содержит идентификационный номер налогоплательщика заявителя, который присваивается оператором информационной системы автоматически на основании регистрационных данных заявителя. В случае, если идентификационный номер налогоплательщика заявителя состоит из меньшего количества цифр, то ему предшествуют нули (00);
вторая группа данных в данной последовательности состоит из 13 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита). Первые 6 символов второй группы данных являются датой формирования оператором информационной системы агрегированного таможенного кода (ДДММГГ), последующие 7 символов второй группы данных (цифры, строчные и прописные буквы латинского алфавита) генерируются оператором информационной системы автоматически по произвольному (как правило, последовательному) порядку присвоения и обеспечивают уникальность агрегированного таможенного кода на протяжении 5 лет.
При этом агрегированный таможенный код генерируется с учетом требований к таможенному декларированию товаров как одного товара, предусмотренными порядком заполнения декларации на товары, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257.
50. Код идентификации транспортной упаковки представляется в виде одномерного штрихового кода, соответствующего ГОСТ ISO 15394-2013 "Упаковка. Линейные символы штрихового кода и двумерные символы на этикетках для отгрузки, транспортирования и приемки. Общие требования". Состав кода идентификации транспортной упаковки определяется участником оборота пива и слабоалкогольных напитков, осуществляющим агрегирование пива и слабоалкогольных напитков в транспортную упаковку.
51. Средства идентификации пива и слабоалкогольных напитков, в формате штрихового кода должны отвечать следующим требованиям:
вероятность угадывания средства идентификации пива и слабоалкогольных напитков, должна быть пренебрежительно малой и в любом случае меньше, чем 1 из 10000;
функция распознавания и коррекции ошибок должна быть эквивалентна или выше, чем у DataMatrix ЕСС200.
52. Информационная система не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации пива и слабоалкогольных напитков.
VII. Порядок формирования средств идентификации пива и слабоалкогольных напитков.
53. В рамках процедур, указанных в пунктах 54 и 63 настоящих Методических рекомендаций, оборота пива и слабоалкогольных напитков участник оборота пива и слабоалкогольных напитков осуществляет обмен электронными документами и сведениями с информационной системой посредством устройства регистрации эмиссии.
54. Для обеспечения маркировки пива и слабоалкогольных напитков средствами идентификации, участник оборота пива и слабоалкогольных напитков направляет оператору заявку на получение кодов маркировки (далее - заявка). Форма и формат заявки утверждаются оператором.
Заявка должна содержать:
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота пива и слабоалкогольных напитков;
причину запроса кода - способ ввода пива и слабоалкогольных напитков в оборот на территории Российской Федерации (ввезена в Российскую Федерацию, произведена в Российской Федерации);
количество запрашиваемых кодов маркировки;
код товара, для которого необходимо изготовить код маркировки;
индивидуальный серийный номер каждого экземпляра товара или набора товара в случае, если он формируется участником оборота пива и слабоалкогольных напитков самостоятельно;
тип кода маркировки (единица пива и слабоалкогольных напитков, групповая упаковка пива и слабоалкогольных напитков, набор товаров);
идентификационный номер налогоплательщика сервис-провайдера, если участник оборота пива и слабоалкогольных напитков поручает ему преобразование кодов маркировки в средство идентификации, нанесение на упаковку, этикетку или стикер, валидацию нанесенного средства идентификации и формирование отчета о нанесении средств идентификации.
55. Оператор отказывает в выдаче кодов маркировки (помимо оснований для отказа в приеме документов или внесении сведений, указанных в пункте 24 настоящих Методических рекомендаций) при нарушении одного из следующих требований:
а) заявка не соответствует форме и формату;
б) участник оборота пива и слабоалкогольных напитков не зарегистрирован в информационной системе;
в) в информационной системе отсутствуют сведения об устройстве регистрации эмиссии, с использованием которого направлена заявка;
г) указанные в заявке на получение кодов индивидуальные серийные номера ранее были зарегистрированы в информационной системе для указанного кода товара;
е) код товара не зарегистрирован в информационной системе.
55.1. В случае отказа в выдаче кодов маркировки по основанию, указанному в подпункте "г" пункта 24 настоящих Методических рекомендаций, информационная система направляет в ЕГАИС уведомление, содержащее следующие сведения:
номер заявки;
дата заявки;
идентификационный номер налогоплательщика заявителя;
коды причин постановки на учет заявителя по месту осуществления деятельности;
код товара;
тип операции (попытка эмиссии или получения кодов маркировки);
количество запрошенных кодов маркировки.
56. В течение 4 часов с момента регистрации заявки в информационной системе оператор с использованием средств информационной системы формирует (генерирует) указанное в заявке количество кодов маркировки и включает соответствующие коды идентификации в реестр средств идентификации пива и слабоалкогольных напитков информационной системы.
56.1. После внесения соответствующих кодов идентификации в реестр средств идентификации пива и слабоалкогольных напитков информационной системы, информационная система передает в ЕГАИС следующие сведения о заказанных кодах маркировки:
номер заявки;
дата заявки;
идентификационный номер налогоплательщика заявителя;
коды причин постановки на учет заявителя по месту осуществления деятельности;
код товара;
количество запрошенных кодов маркировки.
57. После внесения кодов маркировки в реестр средств идентификации пива и слабоалкогольных напитков информационной системы, оператор информационной системы направляет в устройство регистрации эмиссии заявителя сведения о составе предоставленных по заявке кодов маркировки.
Участник оборота товаров не позднее 60 рабочих дней с даты получения кодов маркировки обеспечивает их преобразование в средства идентификации. Коды маркировки, не преобразованные в указанный срок, аннулируются.
57.1. Оператор блокирует возможность преобразования маркировки, направленных в устройство регистрации эмиссии заявителя, при поступлении в информационную систему сведений из ЕГАИС о блокировании деятельности заявителя и направляет в ЕГАИС уведомление, содержащее, кроме сведений, указанных в пункте 56.1 сведения о типе операции.
57.2. После предоставления кодов маркировки устройством регистрации эмиссии, информационная система передает в ЕГАИС сведения, предусмотренные пунктом 56.1 (за исключением сведений о количестве запрошенных кодов маркировки), а также сведения о кодах маркировки, полученных участником оборота товаров.
58. Коды маркировки могут быть преобразованы сервис-провайдером в средство идентификации для нанесения на упаковку, этикетку или стикер с последующей передачей отчета о нанесении и валидации средства идентификации в информационную систему с использованием программно-аппаратного комплекса дистрибуции, печати и валидации. В случае подачи отчета о нанесении и валидации средства идентификации сведения должны быть подтверждены участником оборота товаров, поручившим сервис-провайдеру функции нанесения и валидации средства идентификации на упаковку, этикетку или стикер.
59. Датой получения участником оборота пива и слабоалкогольных напитков кодов маркировки считается дата направления оператором участнику оборота товаров подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уведомления о возможности преобразования в средства идентификации кодов маркировки, заказанных участником оборота товаров, в соответствии с заявкой. Указанное уведомление оператор направляет участнику пива и слабоалкогольных напитков путем его размещения в личном кабинете участника оборота товаров в информационной системе с указанием даты его размещения.
VIII. Порядок нанесения средств идентификации пива и слабоалкогольных напитков.
60. Средство идентификации наносится на:
потребительскую упаковку;
специализированную упаковку;
групповую упаковку;
потребительскую упаковку набора товаров;
этикетку;
стикер.
Средство идентификации наносится методом, не допускающим отделения средства идентификации от потребительской, специализированной, групповой упаковки пива и слабоалкогольных напитков или от потребительской упаковки набора товаров.
61. В случае формирования набора товаров средство идентификации наносится на потребительскую упаковку набора товаров, или на этикетку, или на стикер, располагаемые на такой потребительской упаковке, а также на каждую потребительскую упаковку пива и слабоалкогольных напитков, входящую в состав этого набора товаров, или на этикетку, или на стикер, располагаемые на такой потребительской упаковке.
62. Месторасположение средства идентификации, наносимого на потребительскую, или специализированную или групповую упаковку должно обеспечивать беспрепятственное считывание техническими средствами, предназначенными для считывания кодов формата Data Matrix и EAN-128. При этом средство идентификации должно быть расположено таким образом, чтобы не нарушалась целостность информации, нанесенной на потребительскую или групповую упаковку в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании.
63. Участник оборота пива и слабоалкогольных напитков после нанесения средств идентификации передает в информационную систему отчет о нанесении средств идентификации в следующем составе для каждого товара, на который было нанесено средство идентификации:
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота пива и слабоалкогольных напитков;
код идентификации или код идентификации групповой упаковки, или код маркировки набора товаров;
дата производства товара;
фактический объем пива и слабоалкогольных напитков (в случае, если он может различаться у разных единиц пива и слабоалкогольных напитков с одним кодом товара);
для юридического лица и аккредитованного филиала иностранного юридического лица в Российской Федерации: код причины постановки на учет по месту нахождения его филиала, представительства или обособленного подразделения, где осуществляется производство товара или формирование набора товаров;
адрес места производства пива и слабоалкогольных напитков.
64. При производстве пива и слабоалкогольных напитков на территории Российской Федерации участник оборота пива и слабоалкогольных напитков передает в информационную систему отчет о нанесении средств идентификации не позднее следующего рабочего дня после дня, в котором были произведены товары.
64.1. После регистрации отчета о нанесении средств идентификации, информационная система передает в ЕГАИС следующие сведения:
код товара;
идентификационный номер налогоплательщика участника оборота пива и слабоалкогольных напитков;
дата производства товара;
для юридического лица и аккредитованного филиала иностранного юридического лица в Российской Федерации: код причины постановки на учет по месту нахождения его филиала, представительства или обособленного подразделения, где осуществляется производство товара или формирование набора товаров;
адрес места производства пива и слабоалкогольных напитков;
количество товарных единиц пива и слабоалкогольных напитков.
65. Оператор отказывает в регистрации отчета о нанесении (помимо оснований для отказа в приеме документов или внесении сведений, указанных в пункте 24 настоящих Методических рекомендаций) при нарушении одного из следующих требований:
коды идентификации и(или) коды идентификации групповых упаковок, и(или) коды идентификации наборов товаров, указанные в отчете о нанесении средств идентификации пива и слабоалкогольных напитков, отсутствуют в реестре средств идентификации пива и слабоалкогольных напитков информационной системы;
коды идентификации и(или) коды идентификации групповых упаковок, и(или) коды идентификации наборов товаров, указанные в отчете о нанесении средств идентификации пива и слабоалкогольных напитков, были преобразованы в средства идентификации и нанесены ранее;
для юридического лица и аккредитованного филиала иностранного юридического лица в Российской Федерации: код причины постановки на учет по месту нахождения его филиала, представительства или обособленного подразделения, где осуществляется производство товара, не зарегистрирован в информационной системе для указанного кода товара в отчете о нанесении;
адрес места производства пива и слабоалкогольных напитков не зарегистрировано в информационной системе для указанного кода товара в отчете о нанесении;
для юридического лица и аккредитованного филиала иностранного юридического лица в Российской Федерации: адрес места производства пива и слабоалкогольных напитков не зарегистрировано в информационной системе для указанных в отчете о нанесении кода причины постановки на учет и кода товара;
в информационной системе отсутствуют сведения об устройстве регистрации эмиссии, с использованием которого переданы сведения о нанесении средств идентификации пива и слабоалкогольных напитков;
средство идентификации не валидировано сервис-провайдером согласно пункту 43 настоящих Методических рекомендаций;
отсутствует дата производства товара (исключение - производство вне территории Российской Федерации);
представление участником оборота товаров отчета о нанесении средств идентификации по истечении срока, установленного пунктом 57 настоящих Методических рекомендаций.
65.1. В случае отказа в регистрации отчета о нанесении по основанию, указанному в подпункте "г" пункта 24 настоящих Методических рекомендаций, информационная система направляет в ЕГАИС уведомление, содержащее следующие сведения:
номер отчета;
дата отчета;
идентификационный номер налогоплательщика заявителя;
коды причин постановки на учет заявителя по месту осуществления деятельности;
код товара;
количество кодов маркировки.
66. Уведомление (квитанция) о регистрации или об отказе в регистрации в информационной системе отчета о нанесении средств идентификации пива и слабоалкогольных напитков, направляется в порядке, предусмотренном пунктом 25 настоящих Методических рекомендаций.
IX. Порядок представления участниками оборота пива и слабоалкогольных напитков сведений оператору информационной системы о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота пива и слабоалкогольных напитков
67. Производители до предложения пива и слабоалкогольных напитков для оптовой или розничной реализации (продажи), в том числе до ее выставления в месте реализации (продажи), демонстрации ее образцов, формируют уведомление о вводе пива и слабоалкогольных напитков в оборот передают в ЕГАИС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи участника оборота пива и слабоалкогольных напитков в отношении пива и слабоалкогольных напитков заявку о фиксации в ЕГАИС сведений о производстве этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с указанием кодов идентификации вводимой в оборот продукции.
67.1. ЕГАИС после фиксации сведений в отношении производства пива и слабоалкогольных напитков осуществляет передачу в информационную систему полученной от производителя заявки о фиксации в ЕГАИС сведений о производстве пива и слабоалкогольных напитков с применением усиленной квалифицированной электронной подписи участника оборота пива и слабоалкогольных напитков. В случае отказа от фиксации сведений ЕГАИС направляет уведомление об отказе в фиксации участнику оборота пива и слабоалкогольных напитков.
При поступлении из ЕГАИС в информационную систему в отношении пива и слабоалкогольных напитков заявки о фиксации в ЕГАИС сведений о производстве этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обязанность производителя о передаче в информационную систему уведомления о вводе в оборот пива и слабоалкогольных напитков считается исполненной.
Информационная система после обработки в отношении пива и слабоалкогольных напитков заявки о производстве этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с применением усиленной квалифицированной электронной подписи участника оборота пива и слабоалкогольных напитков направляет в ЕГАИС сведения о внесении в информационную систему сведений, содержащихся в заявке, или об отказе во внесении таких сведений.
68. Импортеры после выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, в целях предоставления в информационную систему уведомления о ввозе пива и слабоалкогольных напитков, в течение рабочего дня, в котором осуществлена приемка продукции на складе импортеров и до предложения ее для реализации (продажи) передают в ЕГАИС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи участника оборота пива и слабоалкогольных напитков заявку в отношении пива и слабоалкогольных напитков о фиксации в ЕГАИС сведений о ввозе или перемещении на территорию Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с указанием кодов идентификации ввозимой продукции.
68.1. ЕГАИС после фиксации сведений ввозе или перемещении на территорию Российской Федерации пива и слабоалкогольных напитков осуществляет передачу в информац
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по проведению эксперимента по маркировке средствами идентификации пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков на территории Российской Федерации (утв. Минфином России 18 августа 2021 г., Министерством промышленности и торговли 23 августа 2021 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был