Функциональный принцип взят за основу
Управление МНС России по Волгоградской области (далее - Управление) по праву можно отнести к пионерам модернизации налогового ведомства. В рамках "Проекта модернизации налоговой службы", утвержденного руководителем Госналогслужбы России В.В. Гусевым 19 февраля 1996 года, максимально реализовывались принципы модернизации по всем направлениям. Внедрение принципа полного самоначисления обусловило перераспределение сотрудников налоговых органов на информирование налогоплательщиков и проведение разъяснительной работы с ними с одновременным ограничением так называемых "контактных" форм приема налоговой отчетности. Из контрольной работы было выведено большое количество рутинных процедур обработки налоговой информации. Все это потребовало массового обучения сотрудников налоговых органов, а также создало предпосылки для применения современных информационных технологий. В ходе модернизации налоговых органов в июне 1997 года руководителем Управления было утверждено "Общее технологическое описание и описание процедур работы районной инспекции". Этот документ послужил основой для внедрения функционального принципа построения организационных структур и новых технологий в налоговых инспекциях Волгоградской области.
В 2001 году мероприятия по модернизации налоговых органов области проводились уже совсем в других условиях. Вместе со всеми территориальными налоговыми органами России Управление приводило свои структуры в соответствие с утвержденными МНС России типовыми организационными структурами, осуществляя реорганизацию малочисленных инспекций. Вместо 37 районных и городских инспекций было образовано шесть крупных межрайонных инспекций (численностью 170 человек и более), каждая из которых объединяет от пяти до восьми бывших районных инспекций.
Проблемы, связанные с географической удаленностью межрайонных налоговых инспекций от налогоплательщиков, территориальных органов государственной власти, органов местного самоуправления, решаются путем сохранения в каждом удаленном муниципальном образовании территориального отдела (представительства) межрайонной инспекции, а также с помощью использования как традиционных видов связи (почты и др.), так и внедрения различных современных электронных средств. С целью сохранения привычной для налогоплательщиков практики взаимодействия с налоговыми органами на территориальные отделы межрайонных инспекций численностью 15-20 человек возложены следующие основные функции: прием налоговой отчетности; сверка данных по лицевым счетам налогоплательщиков; персональное и публичное информирование налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве, подготовка разъяснений по применению законодательства о налогах и сборах по запросам налогоплательщиков; взаимодействие с местной администрацией, общественными организациями и СМИ, регистрация ККМ.
Создание межрайонных налоговых инспекций неизбежно связано с территориальным перемещением имущества и людских ресурсов, поэтому должны быть расширены производственные площади, оснащены дополнительные рабочие места. Кроме того, структурная перестройка, как правило, затрагивает увольнение части сотрудников, проживающих в периферийных муниципалитетах, прием на работу и обучение сотрудников для центрального офиса инспекции и др. Эти проблемы усугубляются несовершенством правового поля в части согласования требований гражданского и трудового законодательства. Поэтому путем публичной и персональной разъяснительной работы пришлось преодолевать непонимание, а иногда и сопротивление органов местного самоуправления, региональных структур, трудовых коллективов реорганизуемых инспекций, воспринимающих проводимые мероприятия в налоговых органах области сквозь призму ущемления собственных интересов.
Развитие налоговых органов любого государства предполагает снижение издержек на обеспечение фискальных органов и одновременное увеличение налоговых поступлений. Такая реализация невозможна без внедрения промышленных методов по повышению производительности труда, основанных на специализации и унификации способов работы, всесторонне использующих средства автоматизации и информатизации.
В.В. Сапежко
"Российский налоговый курьер", N 8, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99