Сделаем доходы прозрачными
8 ноября 1990 года в Страсбурге была подписана международная Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. 7 мая 1999 года в Будапеште Конвенция была подписана Россией, а 21 мая 2001 года - ратифицирована на основании Федерального закона от 28.05.2001 N 62-ФЗ. С этого времени Россия обязалась принимать законодательные и иные меры не только для выявления и конфискации доходов от преступной деятельности, но и противодействия их легализации.
С этой целью 7 августа 2001 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", действие которого распространяется практически на любого гражданина, совершающего какие-либо финансовые операции.
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (далее - Закон N 115-ФЗ) предусматривает создание сети органов финансовой разведки на всей территории России в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов от преступной деятельности.
Под этими доходами понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступлений. Согласно Закону N 115-ФЗ в список преступлений не включены некоторые из них, предусмотренные Уголовным кодексом РФ: преступления, связанные с неуплатой налогов, а также таможенные и валютные преступления. Действие Закона N 115-ФЗ, вступившего в силу с 1 февраля 2002 года, распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом.
Где и какая собирается информация
Если вы (как физическое лицо, частный предприниматель или организация) обращаетесь в кредитные организации, к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, в страховые или лизинговые компании, в организации почтовой, телеграфной связи, некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, ломбарды, ваши операции с ними будут проходить через специально созданные в соответствии с Законом N 115-ФЗ и обязательные для них органы внутреннего контроля. Необходимо отметить, что согласно Закону N 115-ФЗ информировать своих клиентов о принимаемых ими мерах эти организации не имеют права.
Несмотря на то, что большинство стран, принявших аналогичные законы, уделяют игорному бизнесу особое внимание, для российских организаций, занятых в этой сфере, Законом N 115-ФЗ не предусматривается создание органов внутреннего контроля.
Процесс отмывания
Отмывание незаконных доходов является сложным многоуровневым процессом, причем инструменты и методы, используемые при этом, постоянно совершенствуются.
Главная цель отмывания незаконных доходов - придание им видимости законности.
Согласно терминологии, принятой FATF (международной группой по борьбе с отмыванием денег) в этом процессе можно выделить три основные стадии:
Размещение незаконно полученных наличных денежных средств в мобильные финансовые инструменты как можно дальше от источника их происхождения. Несмотря на эту меру, на этой стадии они могут быть выявлены относительно легко.
Используются: банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, обменные пункты, организации, оказывающие телеграфные и почтовые услуги и услуги по обмену чеков на наличные деньги, брокеры и дилеры драгоценных металлов, камней и художественных изделий, учреждения, связанные с индустрией развлечений, с автомобильным бизнесом, предприятия сферы услуг и т. д.
Расслоение - маскировка источника происхождения незаконных доходов путем создания сложной цепи финансовых операций. На этой стадии работа по их выявлению значительно усложняется.
Используются: подставные компании и ложные кредиты, покупка и продажа недвижимости, переводы денежных средств в оффшорные зоны и искажение цен внешнеторговых сделок и т.д. Установление контроля над иностранными банками - высший пилотаж отмывателей "грязных" денег.
Интеграция незаконных доходов под видом легальных обратно в экономику. Если отмываемые денежные средства не были обнаружены на двух предыдущих стадиях, на данной стадии обнаружить их чрезвычайно сложно или практически невозможно.
Используются те же инструменты, что и для законных операций.
Законом N 115-ФЗ предусмотрено, что органы внутреннего контроля организаций обязаны самостоятельно разрабатывать правила, включающие критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации и рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций - Центральным банком РФ*(1).
Согласно рекомендациям ЦБ РФ в обязательном порядке должны документально фиксироваться сделки, если они:
- носят запутанный или необычный характер, не имеющий очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- не соответствуют целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- дают основания полагать, что целями их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, а также легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
Затем эти сведения передаются в уполномоченный орган и подлежат обязательному контролю. Документы, подтверждающие данные сведения, должны храниться не менее пяти лет*(2).
Обязательный контроль подразумевает совокупность принимаемых уполномоченным органом - Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу - мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, предоставляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ.
Обязательному контролю согласно Закону N 115-ФЗ подлежат операции (именно операции, а не сделки) на сумму, равную или превышающую 600 000 руб*(3).
К этим операциям относятся следующие.
1. Операции с денежными средствами в наличной форме:
- снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- покупка или продажа наличной иностранной валюты;
- приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
- внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.
2. Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством РФ и подлежит опубликованию*(4).
3. Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или предоставление информации при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и подлежит опубликованию*(5).
4. Операции по банковским счетам (вкладам):
- размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит), на предъявителя;
- открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;
- перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (с вклада), открытого на анонимного владельца;
- зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия.
5. Иные сделки с движимым имуществом:
- помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард;
- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
- получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.
Кроме того, если у работников органов внутреннего контроля возникает подозрение, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, они обязаны направить в уполномоченный орган - Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу - сведения о таких операциях, независимо от того, относятся oни к вышеперечисленным операциям или нет.
Возможности и обязанности уполномоченного органа
Уполномоченный орган, определяемый Президентом РФ, является федеральным органом исполнительной власти. Указом Президента РФ от 01.11.2001 N 1263 уполномоченным органом назначен Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), подотчетный Минфину России.
Целями КФМ России являются: сбор, обработка и анализ информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, принятие мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Законом N 115-ФЗ КФМ России при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией (отмыванием) незаконных доходов, направляет соответствующую информацию и материалы в правоохранительные органы.
За непредоставление или неполное предоставление сведений органами внутреннего контроля организаций, обязанных предоставлять сведения в КФМ России и действующих на основании лицензии, последняя может быть отозвана (аннулирована) в порядке, предусмотренном законодательством РФ*(6).
По операциям, совершенным до 1 февраля 2002 года, КФМ России не имеет права запрашивать информацию, если она не предоставляется иностранному государству на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.
Следует отметить, что в соответствии с Законом N 115-ФЗ предоставление сведений в КФМ России не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны*(7).
К тому же, Закон N 115-ФЗ предписывает работникам КФМ России обеспечивать сохранность полученных сведений, составляющих служебную, банковскую, налоговую или коммерческую тайну, и налагает установленную российским законодательством ответственность за их разглашение.
Сведения, предоставленные в КФМ России, должны храниться не менее пяти лет. В течение этого срока они могут быть использованы, в частности, для доказательства состава какого-либо преступления или нарушения законодательства.
Однако если физическому или юридическому лицу незаконными действиями КФМ России или его работниками будет причинен вред, он должен быть возмещен за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ.
Международное сотрудничество
В соответствии с Законом N 115-ФЗ иностранные органы, аналогичные КФМ России, могут получать информацию от КФМ России как по своим запросам, так и по инициативе уполномоченного органа, а также предоставлять ее в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации. Такая информация может использоваться только в целях, указанных в запросе, или при условии согласия соответствующих органов - на иные цели.
"Черный список"
Международной группой по борьбе с отмыванием денег (FATF), в которую входят 29 стран, два года назад был составлен список, включающий 25 признаков, по которым определяется нежелание того или иного государства бороться с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Россия была включена в "черный список" FATF по десяти признакам.
В октябре 2001 года FATF решила бороться и с поступлением денежных средств, предназначенных для оказания помощи террористическим организациям. Страны, входящие в "черный список" (сейчас их 19, из бывших советских республик в нем значатся только Украина и Россия), автоматически попали под подозрение в финансировании терроризма. Пока, несмотря на свою антитеррористическую деятельность и на вступивший в силу Закон N 115-ФЗ, Россия не исключена из "черного списка", а это означает, что происхождение доходов российских граждан и организаций все еще остается подозрительным.
Передача информации компетентным органам иностранного государства осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба национальной безопасности России и при условии, что она не будет использоваться без предварительного согласия соответствующих органов государственной власти РФ.
Приговоры и решения, вынесенные судами иностранных государств в отношении находящихся на территории РФ преступных доходов или эквивалентного им имущества, признаются и исполняются российской стороной в соответствии с международными договорами*(8).
Выдача иностранному государству лиц, признанных виновными в отмывании преступных доходов, производится в соответствии с международными договорами, а в случае отсутствия договора - при условии соблюдения принципа взаимности между государствами.
Что делать честным гражданам?
"Честным гражданам бояться нечего", - сказал В.А. Зубков, председатель Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу.
Невидимая сеть финансовой разведки начала действовать. Собираются первые сведения в КФМ России, далее они будут классифицироваться и анализироваться, потом передаваться в органы прокуратуры, налоговой полиции или МВД. Лучший способ не наживать проблем - сделать свои доходы прозрачными, а операции - законными настолько, чтобы не было оснований считать их подозрительными. Если же КФМ России несправедливо обвинит кого-то в отмывании преступных доходов, Закон N 115-ФЗ гарантирует, что нанесенный вред будет возмещен из федерального бюджета.
О.Л. Арутюнова,
эксперт "РНК"
"Российский налоговый курьер", N 8, апрель 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) На момент написания статьи такие рекомендации утверждены только для кредитных организаций в письме ЦБ РФ от 28.11.2001 N 137-Т .
*(2) В положении N 160-П от 28.11.2001 ЦБ РФ установил порядок контроля за исполнением Закона N 115-ФЗ кредитными организациями в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля в кредитных организациях
*(3) В США проверяются сделки на сумму свыше 5000 долл., в Швеции и Финляндии эквивалент этой суммы составляет 15 000 долл. США
*(4) В соответствии со ст.52 Федерального закона от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" при наличии достаточных оснований, подтверждающих, что юридическое лицо осуществило финансовую операцию в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, указанное юридическое лицо по решению суда может быть ликвидировано, а его руководители несут ответственность согласно законодательству РФ.
*(5) На момент сдачи номера в печать перечни стран, о которых говорится в пунктах 2 и 3, опубликованы не были. - Примечание редакции.
*(6) В частности, если ЦБ РФ в ходе инспекционной проверки будет выявлено, что кредитная организация не предоставила каких-либо сведений в КФМ России по операциям, подлежащим обязательному контролю, он не вправе направлять эту информацию в уполномоченный орган. В этом случае ЦБ РФ принимает меры воздействия (какие - не уточняется) к кредитной организации для приведения ее деятельности в соответствие с требованиями законодательства РФ и нормативными актами ЦБ РФ (п.3.6 положения ЦБ РФ от 28.11.2001 N 160-П).
*(7) Подробнее о банковской тайне в свете Закона N 115-ФЗ читайте в следующем номере "РНК". - Примечание редакции.
*(8) По оценке МВФ, в мире ежегодно отмывается от 2 до 5% мирового валового внутреннего продукта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99