Этапы модернизации налоговых органов Ростовской области
Проводимая в настоящее время модернизация налоговых органов дает возможность Министерству Российской Федерации по налогам и сборам, с одной стороны, обеспечить управляемое и плановое развитие территориальных налоговых органов, с другой стороны - активно использовать накопленный на местах опыт и творческий потенциал специалистов. Основная задача модернизации - обновление и совершенствование процесса повседневной работы налоговых органов в целях создания максимально эффективной налоговой отрасли.
Так, с 1994 года налоговые органы Волгоградской и Нижегородской областей переведены на экспериментальную систему модернизации. Учитывая достигнутые результаты этих регионов, в 2001 году МНС России начало внедрять такую систему по всей стране. Разработанные типовые организационные структуры инспекций местного уровня апробируются в десяти регионах России, в том числе и Ростовской области.
Важнейшими этапами модернизации налоговых органов являются: переход налоговых инспекций на новые типовые структуры, организованные по функциональному принципу; исчисление налогов и сборов самими налогоплательщиками; внедрение эффективных налоговых технологий; повышение уровня информатизации и обеспечение безопасности информационных ресурсов; обучение специалистов и налогоплательщиков.
Функциональный принцип построения организационных структур налоговых инспекций (то есть построение подразделений инспекции по выполняемым функциям вместо специализации по видам налогов и категориям налогоплательщиков) является основным принципом организации работы модернизированной инспекции.
Постоянное возрастание нагрузки на сотрудников налоговых органов, связанное с ужесточением требований к своевременному и полному сбору налогов и платежей, требует их освобождения от обработки налоговой информации вручную. Только внедрение информационных технологий на всех участках налогового администрирования способно решить данную проблему.
Информационные технологии - это по сути автоматизированная информационная система "Налог" и средства телекоммуникаций. Наряду с программным обеспечением базовой основой информатизации являются технические средства. И если программное обеспечение поставляется централизованно, то современными техническими средствами область обеспечивается как за счет МНС России, так и за счет собственных средств из фонда социального развития, формируемого из отчислений администрации области и органов местного самоуправления.
В настоящее время обеспеченность компьютерной техникой инспекций области составляет 57%. Соответственно важнейшим условием для функционирования модернизированной инспекции МНС России местного уровня является наличие в инспекции современного программного обеспечения, например системы электронной обработки данных (ЭОД), адаптированной к условиям функциональной организации инспекции.
Следует учесть, что при внедрении системы ЭОД персоналу функциональных подразделений необходимо пройти специальную переподготовку для работы в новых условиях. В 2002 году на типовые структуры по функциональному принципу переведены все инспекции Ростовской области. В инспекциях по Кировскому, Октябрьскому и Первомайскому районам г. Ростова-на-Дону начат переход на более высокий уровень информатизации и использования эффективных налоговых технологий. В течение 2002 года в области будут подготовлены еще 6 крупных городских инспекций к переходу на систему ЭОД. Для согласованной работы инспекций идеальным было бы использовать единое программное обеспечение в целом по области.
С 1999 года в области проводится целенаправленная работа с налогоплательщиками по организации сдачи налоговых деклараций на магнитных носителях. Опыт показывает, что количество таких налогоплательщиков постоянно увеличивается (сегодня процент сдачи отчетности в инспекциях по городам составляет 68%).
Основные положения модернизации налоговых органов составляют единое целое. Внедрение нового программного продукта невозможно при отсутствии соответствующей техники. Кроме того, необходима переподготовка кадров, изменение взаимоотношений между плательщиками и работниками налоговых органов, повышение ответственности налогоплательщиков и формирование имиджа налоговой инспекции как высокопрофессиональной государственной структуры.
Ю.С. Зерщиков,
государственный советник налоговой службы II ранга
"Российский налоговый курьер", N 8, апрель 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99