Пенсионное обеспечение индивидуальных предпринимателей
Статьей 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Такими фондами являются Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Средства указанных фондов расходуются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст.147 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Поскольку в конце прошлого года и с 1 января текущего года вступил в силу ряд законов, регулирующих пенсионное обеспечение (Федеральные законы от 15.12.01 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 17.12.01 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует обратить внимание на следующее. Средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, формируются в основном за счет сумм единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в соответствии со ст.9 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации).
Порядок исчисления и уплаты единого социального налога регулируется главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 31.12.01 г. N 198-ФЗ). Так, согласно ст.234 НК РФ единый социальный налог предназначен для мобилизации средств, в том числе для реализации права граждан на государственное пенсионное обеспечение. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 30.12.01 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" в доходы федерального бюджета на текущий год зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.
Плательщиками данного налога являются в том числе индивидуальные предприниматели (к которым на основании ст.11 НК РФ относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы) и адвокаты, причем указанные лица в этом случае выступают не как налогоплательщики-работодатели, а уплачивают налог на себя.
Объектом налогообложения для указанных налогоплательщиков признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Налоговая база определяется как сумма доходов, полученных налогоплательщиками за налоговый период (налоговым периодом по налогу признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) как в денежной, так и в натуральной формах от предпринимательской или иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1. При определении налоговой базы учитываются также ст.238 "Суммы, не подлежащие налогообложению" и 239 "Налоговые льготы" НК РФ.
Ставки налога, установленные ст.241 НК РФ, зависят от категории налогоплательщиков. Индивидуальные предприниматели уплачивают в федеральный бюджет исходя из налоговой базы, определяемой нарастающим итогом с начала года, до 100 000 руб. 19,2%; от 100 001 до 300 000 руб. - 19 200 руб. плюс 10,8% с суммы, превышающей 100 000 руб.; от 300 001 до 600 000 руб. - 40 800 руб. плюс 5,5% с суммы, превышающей 300 000 руб.; свыше 600 000 руб. - 57 300 руб. плюс 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. Для адвокатов ставки налога установлены в п.4 ст.241 НК РФ . Датой получения доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов является день фактического получения соответствующего дохода (ст.242 НК РФ).
Порядок исчисления и сроки уплаты налога налогоплательщиками, не являющимися работодателями, определяются в ст.244 НК РФ. Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов, и адвокаты вместе с налоговой декларацией обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период.
Источником финансирования пенсионного обеспечения являются также страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Страхователями (т.е. лицами, уплачивающими страховые взносы) по обязательному пенсионному страхованию являются в том числе индивидуальные предприниматели и адвокаты. Статьей 6 Закона предусмотрено, что к индивидуальным предпринимателям приравниваются частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы (частные охранники в числе страхователей - индивидуальных предпринимателей Законом не предусмотрены), и суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.
Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика (т.е. Пенсионного фонда Российской Федерации) является обязательной и осуществляется индивидуальными предпринимателями и адвокатами (далее - страхователи) в тридцатидневный срок со дня государственной регистрации (получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства этих лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности в порядке, определенном Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно ст.11 Закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу.
Статья 14 "Права, обязанности и ответственность страхователей" Закона предусматривает, что страхователи имеют право, в частности, бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании, о размерах обязательного страхового обеспечения, а также обращаться в суд для защиты своих прав. В то же время страхователи обязаны зарегистрироваться в установленном порядке; своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения (в соответствии со ст.8 Закона страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца); выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Об ответственности страхователей в данной статье не говорится, а ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании предусмотрена в ст.27 Закона. Кроме того, следует иметь в виду, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями (ст.26 Закона).
Страхователи - индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа (ст.28 Закона). Размер этого платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года (стоимость страхового года - это сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации), ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. При этом максимальный размер фиксированного платежа не может превышать 3 600 руб., а минимальный размер фиксированного платежа, как предусмотрено ст.28 Закона, устанавливается НК РФ (неясно, каким образом это будет сделано, поскольку страховой взнос не является налоговым платежом) и обязателен для уплаты. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.
Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней - органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Г. Титова,
Минфин России
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71