Создаются условия
для успешной работы мировых судей
С момента вступления в силу Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" прошло уже более трех лет. Но формирование системы мировой юстиции оказалось делом настолько трудным, что возникала даже угроза развала всей системы из-за сбоя ее отдельных механизмов.
Наша область с первых дней формирования института мировой юстиции стала одним из регионов, где этой проблеме уделялось самое пристальное внимание. Именно потому и хотелось бы рассказать о нашем опыте. Возможно, он будет полезен для тех регионов, где до сих пор дело не сдвинулось с "мертвой точки" в силу каких-либо причин.
Не все складывалось у нас гладко с самого начала. Понадобились терпение, умение убеждать, была проделана большая и кропотливая законотворческая, организаторская и координационная работа управления Судебного департамента. Сегодня в области осуществляют свою деятельность 143 из 147 мировых судей, назначение которых предусмотрено Законом "О мировых судьях в Самарской области", принятым в 2000 году. На основе этого документа и в соответствии с Федеральным законом о количестве судебных участков, а также в рамках реализации Программы введения мировой юстиции в Самарской области и организационного обеспечения деятельности мировых судей на 2000 год был разработан законопроект "О границах судебных участков и должностях мировых судей в Самарской области", который вобрал в себя предложения управления Судебного департамента, руководителей органов местного самоуправления. Закон был принят губернской Думой 26 июня 2000 г.
Но тут возникли проблемы, так хорошо знакомые и другим регионам России. Вытекали они из несовершенства положений федерального закона о мировых судьях, поскольку он был принят еще до образования Судебного департамента и возлагал функцию организационного и финансового обеспечения деятельности мировых судей на органы исполнительной власти. Встал вопрос: каким образом и кто будет осуществлять финансирование мировых судей, подбирать кадры, снабжать их необходимым справочным и правовым материалом, обеспечивать безопасность и т.д. Ведь грамотно и профессионально решить эти вопросы мог только специальный орган, занимающийся подобной деятельностью на уровне федеральных судов общей юрисдикции, т.е. управление Судебного департамента. Областные власти в этом случае выступали бы в роли органа, финансирующего работу судебных участков и контролирующего расходование выделяемых средств. Исходя из этого, был подготовлен проект соглашения между администрацией Самарской области и управлением Судебного департамента, целью которого было устранение возникших неувязок.
Этот документ был подписан 11 октября 2000 г. губернатором и, с согласия генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, начальником управления Судебного департамента в Самарской области. Полное его название - "Соглашение о передаче полномочий по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей в Самарской области, а также денежному содержанию аппарата мировых судей в Самарской области управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Самарской области". В соответствии с ним в структуре Управления был создан отдел по работе с мировыми судьями, штатная численность которого составляет 25 человек. На сегодняшнем организационном этапе становления института мировой юстиции основная деятельность этого отдела заключается в материально-техническом и информационном обеспечении мировых судей.
Самарская губернская Дума приняла 22 декабря 2000 г. первое постановление "О назначении мировых судей городов и районов Самарской области", а с 16 января 2001 г. началась их стажировка в федеральных судах области. До этого в рамках учебного центра было проведено обучение кандидатов на должность мирового судьи по соответствующей программе. 25 января первые 69 кандидатов на должность мирового судьи приняли присягу и приступили к работе.
Главная проблема заключалась в обеспечении их отдельными служебными помещениями. Поначалу практически все они работали бок о бок с федеральными судьями. Разрешить проблему помогли и помогают до сих пор областная администрация, а также главы муниципальных образований области. Благодаря этому к концу 2001 года большинство мировых судей обеспечено отдельными помещениями, причем без ущемления интересов федеральных судов. Мировые судьи размещены в 12 федеральных судах за счет отселения из этих помещений посторонних организаций. Оставшаяся площадь оказалась не только достаточной для действующего федерального суда, но и позволяющей увеличить штатную численность судей и аппарата суда. Кроме того, как представляется, был избран наиболее рациональный метод размещения мировых судей: в одном здании сгруппированы все мировые судьи какого-либо района или города, который насчитывает сразу несколько участков (от 3 до 19). Осуществляется бесперебойное снабжение участков атрибутами государственной символики, мебелью, оргтехникой, средствами связи, бланками служебных документов, статистической отчетности, справочно-правовыми материалами, канцелярскими товарами. Есть надежда, что в текущем году система мировой юстиции в нашей области будет включена на полную мощность, т.е. 147 мировых судей, обеспеченные всем необходимым, приступят к работе.
Наверное, уместно будет привести некоторые факты и цифры, свидетельствующие об успешной работе "альянса" между администрацией области и управлением Судебного департамента. Одним из важных направлений работы стало кадровое обеспечение. Квалификационный экзамен на должность мирового судьи сдали 399 кандидатов, 250 человек находятся в резерве. Управление регулярно организует кустовые семинары для мировых судей и сотрудников их аппаратов, наши работники выезжают на судебные участки, чтобы оказать помощь в организации делопроизводства, ведении статистики. Еще в 2000 году управлением Судебного департамента был подготовлен и выпущен двухтомный сборник "В помощь мировому судье", куда вошли необходимые законодательные акты, регламентирующие порядок судебной деятельности, образцы процессуальных документов по уголовным и гражданским делам, инструкции и памятки. Значительная часть тиража этого сборника разослана более чем в 30 регионов Российской Федерации, по поступившим от них просьбам.
В 2001 году из областного бюджета на обустройство 147 судебных участков было выделено 103 млн. рублей. Есть все основания надеяться, что и в текущем году финансирование будет не хуже, поскольку у администрации области нет причин не доверять нашему управлению. Мы отчитываемся за каждый осваиваемый рубль, и никаких проблем до сих пор не возникало.
Значительное внимание уделяется компьютеризации мировой юстиции. Сегодня только в 10 районах области мировые судьи не обеспечены компьютерной техникой в силу ряда обстоятельств: на участках мировых судей либо еще не установлены решетки и сигнализация, либо в помещении ведется ремонт. В этих районах сотрудники временно работают на пишущих машинках. В остальных 35 районах судьи, а где-то и их секретари уже приступили к работе на компьютерах с полным программным обеспечением (текстовые редакторы, справочно-правовые программы, программы по обработке статистических данных, документов). На каждого мирового судью уже закуплен компьютер. Однако этого мало. До сих пор не все делопроизводство компьютеризовано. В шести районах области помещения мировых судей пока не оснащены ксероксами.
Не так давно был проведен открытый тендер на создание корпоративной сети и локальных сетей на судебных участках. Его выиграла компания "Связьинформ", которая напрямую, без посредников займется установлением сети. Таким образом, достигается максимум эффективности при минимуме затрат. Теперь вопрос стоит так: раз есть техника, надо, чтобы на местах умели с ней работать.
И вот как решается этот вопрос. На базе управления Судебного департамента с октября 2001 г. начал работать компьютерный класс для судей и работников их аппаратов. В роли преподавателей выступают сотрудники управления, которые ведут обучение с самых азов: принципы работы компьютера, операционные системы, работа с периферийными устройствами, в локальных сетях, Интернете. Недавно учебная программа была дополнена еще одной "дисциплиной" - осваивается полный спектр возможностей справочно-правовой системы "Консультант Плюс", в которой работают все суды области.
Нелишне заметить: предположение о том, что мировые судьи разгрузят судей федеральных, подтверждается в рамках Самарской области. За прошлый год мировые судьи рассмотрели 3533 уголовных дела и 25 441 гражданское дело, что ощутимо снизило нагрузку на федеральных судей (особенно по гражданским делам). При этом отмечается достаточно высокое качество решений, вынесенных мировыми судьями.
Однако существуют определенные трудности. Деятельность мировых судей осложняет несовершенство регионального законодательства. В частности, Закон Самарской области "О судебных участках и должностях мировых судей" не содержит четкого описания границ судебных участков. Многие объекты просто не включены ни в один из участков, деление по принципу существующих списков избирателей района исключает юридические лица и организации из "зоны охвата" их судебной системой. От этого в первую очередь страдают граждане. В настоящее время отдел по работе с мировыми судьями занят уточнением границ участков и обобщением информации с целью внесения изменений в действующий Закон. За основу взят другой принцип разграничения - по оси улиц, с разделением четной и нечетной стороны, что более компактно и позволяет включить в "район обслуживания" все находящиеся там объекты. При таком разграничении железнодорожные пути относятся к одному судебному участку, что также намного удобнее. Обсуждается (пока, правда, на уровне начальника управления и его заместителей) вопрос о разработке законопроекта, который позволял бы управлению Судебного департамента своим приказом менять границы судебных участков. Ясно, что это обеспечит более эффективную деятельность всей судебной системы области.
Если же оценивать ситуацию с мировой юстицией в целом по области, то можно сказать: администрация области и управление Судебного департамента провели объемную работу, в результате которой за короткий срок были созданы максимальные, с учетом имеющихся возможностей, условия для успешной деятельности мировых судей и их аппаратов.
Л. Вербицкая,
начальник управления Судебного департамента
при Верховном Суде РФ в Самарской области
"Российская юстиция", N 5, май 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Создаются условия для успешной работы мировых судей
Автор
Л. Вербицкая - начальник управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Самарской области
"Российская юстиция", 2002, N 5, стр.39