Распространить норму о деятельном раскаянии
на совершивших преступления средней тяжести
Институт деятельного раскаяния в преступлении, введенный в уголовное судопроизводство в 1997 году УК РФ, все больше привлекает внимание как участников уголовного судопроизводства, так и ученых. Ежегодно согласно отчетам Генеральной прокуратуры РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ дознавателями, следователями МВД, органами прокуратуры и судами страны прекращается в связи с деятельным раскаянием около 40 тыс. уголовных дел (в 1999 году - 37 610, в 2000 году - 35 936, за 6 месяцев 2001 г. - 23 531).
Пятилетняя практика применения этого института выявила ряд практических проблем. Некоторым из них были посвящены и публикации на страницах "Российской юстиции". Несмотря на разные подходы, большинство авторов приходит к выводу о необходимости совершенствования института. Однако разрешить существующие проблемы, на мой взгляд, возможно только законодательным путем.
Замечу, что УПК РФ сохраняет основные положения УПК РСФСР о порядке освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Введение новых дополнений, как представляется, не устраняет ранее возникшие проблемы.
В этой связи в ст.75 УК РФ "Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием" следовало бы конкретизировать понятие деятельного раскаяния и, чтобы исключить неоднозначное его толкование, предлагаю ч.1 этой статьи изложить в следующей редакции: "Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности в случае его добровольного заявления о признании им вины в содеянном, подтверждающегося способствованием им раскрытию и расследованию преступления, либо явкой с повинной, либо возмещением причиненного ущерба или иным заглаживанием причиненного вреда, или другими действиями".
Предложение о расширении сферы применения института деятельного раскаяния на преступления средней тяжести связано с тем, что это имеет важное значение для повышения эффективности раскрытия и расследования групповых преступлений, когда необходимо решать вопрос об освобождении от уголовной ответственности лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами, соучастников, роль которых в совершении деяний была незначительной, но которые оказали помощь в выявлении и изобличении их организаторов. У судебно-следственных работников появится большая свобода выбора при принятии соответствующих процессуальных решений. Отпадет необходимость в будущем вносить отдельные изменения в уголовное законодательство с целью расширения сферы действий этой поощрительной нормы.
Данное предложение в процессе проведенного исследования нашло поддержку у 85% опрошенных дознавателей, следователей, прокуроров и судей. Изучение судебно-следственной практики также показывает, что, несмотря на отсутствие в законе оснований освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием за преступления средней тяжести, такие факты прекращения уголовных дел не единичны и продолжают иметь место (например, освобождаются от уголовной ответственности по данному основанию лица, совершившие преступления, предусмотренные ст.106, ч.2 ст.158, ст.159 УК РФ и др.).
Кроме того, в ст.28 УПК РФ уже предусмотрено право суда, прокурора, а также следователя с согласия прокурора прекращать уголовное преследование лица по подозрению или обвинению в совершении преступления не только небольшой, но и средней тяжести. Полагаю, что соответствующую норму действующего УК необходимо привести в соответствие с новым УПК.
Обосновывая возможность расширения сферы применения института деятельного раскаяния на преступления средней тяжести, вместе с тем полагаю, что освобождение от уголовной ответственности в таких случаях должно носить возможный, не обязательный, а иногда исключительный характер. Более того, по некоторым преступлениям (например, умышленное заражение ВИЧ-инфекцией, развратные действия в отношении лица, заведомо не достигшего 14 лет, и другие преступления, вызывающие негативный общественный резонанс) освобождение от уголовной ответственности по данному основанию вообще неприменимо. Неприменима данная норма закона об освобождении от уголовной ответственности к большинству тяжких и особо тяжких преступлений, а также к лицам, неоднократно совершавшим преступления, судимым.
Признание лицом своей вины в преступлении являются обязательным условием, свидетельством деятельного раскаяния. Не случайно в ст.ст.173, 273 УПК РФ предусмотрена обязанность следователя и суда выяснять в начале допроса у обвиняемого, подсудимого, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении, его отношение к обвинению.
Деятельное раскаяние не сводится только к признанию вины, раскаянию в содеянном. Одного лишь осуждения лицом совершенного им преступления здесь явно недостаточно. Оно должно быть активным и выражаться вовне. Поощрение, предусмотренное законом, ориентирует лишь на активные, полезные и правомерные действия. Они носят характер взаимовыгодного компромисса между государством или потерпевшим и субъектом преступления. Реальная польза от такого поведения выражается, с одной стороны, в признании лицом, совершившим преступление, вины, раскаянии в содеянном, подтверждающихся способствованием раскрытию и расследованию преступления или другими аналогичными действиями, а также возмещением, заглаживанием причиненного вреда, с другой - в освобождении лица от уголовной ответственности или смягчении ему наказания в случаях, когда освобождение от уголовной ответственности невозможно.
Однако правдивость, своевременность, добровольность признания вины, раскаяния в совершенном преступлении как элемент субъективной стороны юридического состава деятельного раскаяния наряду с другими активными признаками, выражающими объективную сторону его состава, являются предметом исследования и доказывания. Деятельное раскаяние может носить и ложный характер, может иметь место самооговор и оговор других лиц, поэтому не следует решать вопрос об освобождении лиц от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием только по формальному наличию его признаков. Не случайно в законе предусмотрен возможный, а не обязательный, характер освобождения от уголовной ответственности по данному основанию.
Кроме того, считаю, что для наличия состава деятельного раскаяния в действиях виновного в каждом отдельном случае необходима определенная достаточная совокупность признаков такого поведения, которые он мог и обязан выполнить. К ним относятся в первую очередь такие признаки, как полное признание своей вины в содеянном, а также способствование раскрытию и расследованию преступления. Это действия, непосредственно зависящие от волеизъявления виновного и которые он обязан выполнить в любых случаях. Другие признаки деятельного раскаяния (добровольная явка с повинной, возмещение причиненного ущерба) могут носить факультативный характер, так как в отдельных случаях их выполнение может и не зависеть от воли и возможностей субъекта. Однако это действующим законом не предусмотрено и в этом заключается его несовершенство, порождающее разнобой в судебно-следственной практике.
Предлагаемая мной конструкция нормы закона о деятельном раскаянии такова, что добровольная явка с повинной и возмещение причиненного ущерба отделены от основных, обязательных его признаков разделительными союзами, что при ее принятии законодателем позволит разрешить имеющиеся в настоящее время проблемы правоприменительной практики.
Действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, к сожалению, не предусматривает понятия деятельного раскаяния, а, указывая лишь отдельные его признаки, не раскрывает их содержания. В этой связи целесообразно уточнить понятия отдельных признаков деятельного раскаяния.
Признание вины в преступлении как элемент субъективной стороны деятельного раскаяния выражает внутреннее, психическое отношение лица к содеянному и заключается в осознании его противоправности, добровольном, правдивом сообщении и проявлении сожаления о совершенном им преступном деянии и причиненном вреде, намерении своими действиями возместить ущерб или иным образом загладить вред и впредь не совершать преступлений.
Явкой с повинной считается добровольное, непосредственное либо через других граждан обращение лица с сообщением о совершенном им преступлении и передача себя правоохранительным органам до того, как ему стало достоверно известно (или объявлено), что в отношении него выдвинуто подозрение или предъявлено обвинение.
Способствование раскрытию и расследованию преступления - добровольное участие лица, совершившего преступление, в проведении следственно-оперативных действий по отысканию следов, предметов и орудий преступления либо по установлению и изобличению соучастников, в проведении других действий в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона;
Возмещение причиненного ущерба или иное заглаживание вреда, причиненного в результате преступления, - непосредственное полное возмещение нанесенного материального ущерба лицом, совершившим преступление, либо через других лиц, а также иные его действия, направленные на заглаживание вреда, заключающиеся в устранении уже наступивших вредных последствий, восстановлении состояния объекта преступления в положение, в котором он находился до момента совершения деяния, других действиях по компенсации причиненного имущественного, физического и морального вреда.
Другие действия, свидетельствующие о деятельном раскаянии лица, совершившего преступление, могут выражаться в вызове врача потерпевшему и оказании ему медицинской помощи, в добровольном сотрудничестве с правоохранительными органами, в неудавшихся попытках предотвратить причиненные негативные последствия, устранить или загладить нанесенный ущерб и т.д.
Не определено в законе и понятие совершение преступления впервые как условия освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. На мой взгляд, впервые совершенное преступление - это предусмотренное УК РФ деяние, которое лицо фактически совершает в первый раз, либо преступление, совершенное лицом не в первый раз, но если за ранее совершенное им преступление истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное им преступление погашена или снята, произошло освобождение от уголовной ответственности в силу акта амнистии или по иным нереабилитирующим или реабилитирующим лицо основаниям. Согласно действующему уголовному законодательству не может учитываться как неоднократное преступление, совершенное лицом на территории иностранного государства, в том числе стран - участниц СНГ. Освобождение лица от уголовного наказания также относит его к категории, впервые совершивших преступление (чч.2, 6 ст.86 УК РФ).
А. Савкин,
докторант ВНИИ МВД России,
кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ
"Российская юстиция", N 5, май 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распространить норму о деятельном раскаянии на совершивших преступления средней тяжести
Автор
А. Савкин - докторант ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ
"Российская юстиция", 2002, N 5, стр.43