Правоограничения для обвиняемых и осужденных -
меры безопасности для жертв и свидетелей
В России идет разработка проекта федерального закона о защите жертв, свидетелей преступлений и других лиц, содействующих правосудию. За рубежом подобные правовые акты уже давно существуют. На мой взгляд, при подготовке указанного проекта необходимо учесть соответствующий зарубежный опыт. Из него, в частности, следует, что система мер безопасности для жертв и свидетелей преступлений должна включать для лиц, совершивших данные противоправные деяния, ограничения на места работы, проживания и передвижения, на встречи с жертвами и свидетелями, изобличившими преступника. Данный запрет устанавливается для осужденных при их условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и замене наказания более мягким, при условном осуждении, при постановлении обвинительного приговора с освобождением от наказания или без назначения наказания, при назначении иных наказаний, не связанных с лишением свободы.
Необходимость указанных ограничений обусловлена современными тенденциями гуманизации уголовного законодательства, судебной практики и уголовно-исполнительной политики. Эти тенденции существуют и в России. Вот лишь некоторые тому свидетельства: в 60-70-е годы доля лишения свободы от назначаемых уголовных наказаний составляла не менее 60%, в 90-е годы - около 30%, и прогнозируется дальнейшее снижение этого показателя.
Процесс гуманизации отвечает рекомендациям международного сообщества, в частности решениям, принятым на Конгрессах ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями в 1980 и 1990 годах, решениям Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1995 года.
Но не следует забывать, что, рекомендуя, в частности, либерализацию уголовно-исполнительной политики, международное сообщество обращает внимание на необходимость надзора за правонарушителями. Например, в "Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением" рекомендован надзор с целью "сократить рецидивы правонарушителей и содействовать такому включению правонарушителя в жизнь общества, который свел бы к минимуму вероятность совершения преступлений".
В странах с не менее либеральной, чем в России, пенитенциарной политикой указанные правоограничения применяются при назначении "мягких" уголовных наказаний. Так, в Великобритании в соответствии с Законом о полномочиях уголовных судов 1973 года (Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии). М., 1998. С. 21) при применении пробации (условного осуждения) суд может указать осужденному район, в котором он должен проживать. В США при применении условного осуждения суд может обязать подсудимого проживать в указанном ему судом месте либо, наоборот, воздерживаться от проживания в указанном судом районе.
В Швейцарии в рамках надзора за преступником судья вправе предусмотреть проживание осужденного в определенном районе на срок, установленный УК Швейцарии (Уголовный кодекс Швейцарии. М., 2000): от 1 до 5 лет при досрочном освобождении осужденного либо от 2 до 5 лет при условном осуждении. Французский уголовный кодекс (Уголовный кодекс Франции. М., 1993) предусматривает, что при применении отсрочки исполнения наказания судья может возложить на осужденного обязанности: "поселиться в определенном месте", "воздерживаться от появления во всех специально указанных местах", "воздерживаться от установления отношений с некоторыми лицами, в частности с потерпевшим". При осуждении лица за совершение "террористических преступлений" срок его дополнительного наказания в виде запрета на проживание в местах, определенных судом, может достигать 15 лет. В соответствии с УК Франции появление осужденного в запрещенном месте наказывается двумя годами тюремного заключения или штрафом 200 тыс. франков.
УК Испании (Уголовный кодекс Испании. М., 1998) разъясняет, что наказание в виде "лишения права находиться или посещать определенные местности запрещает осужденному возвращаться в местность, где он совершил преступление или где проживает потерпевший либо его семья". Испанское уголовное законодательство предусматривает, что при совершении убийств и других преступлений против личности, а также против имущества и общественного порядка суд в качестве дополнительного наказания вправе запретить виновному посещать местность, обозначенную в судебном постановлении. Данный запрет для лиц, совершивших указанные преступления, может иметь место не только при назначении наказании в виде лишения свободы, но и при условно-досрочном освобождении и при применении уголовного наказания, не связанного с лишением свободы.
Германское уголовное законодательство содержит нормы в соответствии с которыми суд вправе запретить осужденному находиться в определенных местностях, если совершенное им преступление предусматривает установление такого надзора.
В России предлагаемые ограничения (вернее, их часть: ограничения на передвижение и встречи с защищаемыми) необходимы и в отношении лиц, которые находятся за пределами исправительных учреждений. Законом РФ от 12 июня 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" были существенно расширены основания выездов осужденных за пределы пенитенциарных учреждений. УИК РФ предоставил осужденным еще больше оснований для нахождения за пределами исправительных учреждений.
Предлагаемые правоограничения, безусловно, сопряжены с ограничением конституционных прав граждан. Противники таких мер не преминут обратить внимание на данное обстоятельство как на фактор, исключающий возможность их (правоограничений) законодательного установления. Однако, как было показано, такие правоограничения используются в зарубежных демократических странах. В России подобные ограничения допускались ранее, содержатся в действующем законодательстве и предусматриваются при разработке будущих законов.
Ранее ограничения применялись к лицам, осужденным условно и досрочно освобожденным из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. Например, лицо без его согласия могло быть переведено на другую работу (в том числе в другую местность), обязано было проживать, как правило, в специально предназначенном общежитии и не покидать пределы административного района без разрешения осуществляющего надзор органа внутренних дел.
Действующее законодательство предусматривает, что уголовно-исполнительная инспекция вправе запретить осужденному пребывание в определенных местах района (города) (ч.3 ст.39 и п."в" ч.1 ст.41 УИК). Такой запрет уголовно-исполнительная инспекция может установить на срок до шести месяцев, а в необходимых случаях этот срок продлевается каждый раз еще до шести месяцев в пределах срока исправительных работ (ч.2 ст.41 УИК).
УК РФ (ч.2 ст.79 УК и ч.5 ст.73 УК) указывает на то, что при условно-досрочном освобождении и условном осуждении преступников суд может возложить на них обязанности не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления органа, осуществляющего их исправление, не посещать определенные места, а также другие ограничения. Отмечу, что все эти правоограничения предусмотрены для исправления осужденного, угроза безопасности граждан, которые изобличили преступника, в рамках действующего законодательства не является основанием применения указанных ограничений.
Все изложенное мною позволяет сделать вывод о допустимости законодательного установления в России предлагаемых ограничений, близких к предусмотренным в ст.41 УИК и в ст.ст.73, 79 УК, но применимых для обеспечения безопасности жертв, свидетелей преступлений и других лиц, содействовавших правосудию.
Вышеуказанные правоограничения, предусмотренные как российским, так и зарубежным законодательством, необходимы и после освобождения лиц из пенитенциарных учреждений в связи с отбытием ими всего срока назначенного судом уголовного наказания. Данные ограничения вполне допустимы в рамках правового статуса граждан, имеющих судимость. Статья 179 УИК гласит, что лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан Российской Федерации "с ограничениями, предусмотренными федеральным законом для лиц, имеющих судимость".
Кроме того, наряду с изложенными правоограничениями в будущем законе следует предусмотреть вынесение "ограничительного приказа" в отношении субъектов, оказывающих на потерпевших и свидетелей воздействие, не запрещенное уголовным законом. Такое воздействие может выражаться, в частности, в (молчаливом) следовании за потерпевшим или свидетелем, в нахождении рядом с его жилищем преступника, который допускает различные взгляды, жесты - намеки на месть за сотрудничество с правоохранительными органами. Цель приказа (в зарубежных странах его вынесение отнесено к компетенции судей) - защитить жертву до применения к правонарушителю уголовного наказания. Приказ может быть вынесен судьей и в отсутствие правонарушителя, его копия вручается потерпевшему. Процедура вынесения приказа не занимает много времени, не связана с существенными расходами и в то же время является достаточно эффективным средством защиты жертв (прежде всего так называемого "домашнего насилия", когда преступление совершено в отношении члена семьи).
Ограничительные приказы применяются в Австрии, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, США, Канаде и других странах. Содержание приказов в разных странах варьируется, но в целом их делят на два вида. К первому относят те, которые запрещают правонарушителю приближаться к жертве, беспокоить ее (применяются в случаях "постоянного преследования", беспокоящих телефонных звонков). Второй вид приказов квалифицируется как более жесткий: правонарушитель не должен появляться в доме, где проживает жертва или в районе, где расположен дом (даже в том случае, если правонарушитель - владелец дома). Данная мера безопасности находит все большее применение.
Этот зарубежный опыт в области обеспечения безопасности жертв и свидетелей преступлений может пригодиться и нам в подготовке указанного проекта закона.
Л. Брусницын,
ведущий научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности
и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ,
кандидат юридических наук
"Российская юстиция", N 5, май 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правоограничения для обвиняемых и осужденных - меры безопасности для жертв и свидетелей
Автор
Л. Брусницын - ведущий научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 2002, N 5, стр.47