В соответствии с пунктом 6 статьи 127, пунктом 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623, Порядком организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2015 года N 235, в целях совершенствования деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, министерство образования Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2. Признать утратившим силу постановление комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 29.08.2012 N 10 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей".
3. Разместить постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Министр |
Серебрякова Е.Н. |
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(утв. постановлением министерства образования Новгородской области от 22 апреля 2022 г. N 6)
1. Общие положения
1.1. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее Программа), разработана на основе требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее кандидаты в замещающие родители), утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о про хождении такой подготовки на территории Российской Федерации" и обеспечивает единый подход к организации и проведению подготовки кандидатов в замещающие родители в Новгородской области.
1.2. Программа носит комплексный характер и направлена на подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формирование у них родительских компетенций.
1.3. Программа является общей для подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от формы семейного устройства ребенка.
1.4. В Программе сочетаются общая информация о развитии детей и специфические знания об особенностях развития детей, оставшихся без попечения родителей, а также различные формы проведения занятий: лекции, практические занятия, тренинги.
1.5. Программа имеет 2 дополнительные модульные программы:
по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ребенка-инвалида) (Приложение N 1);
по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка подросткового возраста, оставшегося без попечения родителей (Приложение N 2).
1.6. Прохождение подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по дополнительным модульным программам не является обязательным и осуществляется на заявительной основе.
Подготовка по дополнительным модульным программам лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, направлена на расширение знаний об особенностях отдельных категорий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Получение дополнительных знаний должно способствовать созданию комфортных условий для проживания ребенка в замещающей семье, снижению риска возникновения конфликтных ситуаций, и, как следствие, снижению случаев возвратов детей из замещающих семей.
1.7. Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утверждается приказом министерства образования Новгородской области.
2. Цели и задачи Программы
2.1. Цель Программы - подготовка кандидатов в замещающие родители, формирование у них родительских компетенций.
2.2. Задачи Программы:
2.2.1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.
2.2.2. Оказание помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка-сироты, в выборе формы семейного устройства, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей.
2.2.3. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей-сирот.
2.2.4. Формирование у кандидатов в замещающие родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение.
2.2.5. Формирование у кандидатов в замещающие родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка.
2.2.6. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения.
2.2.7. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.
2.2.8. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
3. Организация изучения Программы
3.1. Общая трудоемкость Программы (без учета дополнительных модульных программ) составляет 50 академических часов (без учета дополнительных модульных программ), включая все виды аудиторной учебной работы кандидатов в замещающие родители. Из них 2 академических часа отводится на итоговую аттестацию.
3.2. Формы обучения: очная и очно-заочная.
Занятия по очной форме обучения проводятся в виде практических занятий: мини-лекций, упражнений в парах, подгруппах, ролевых игр. В рамках очно-заочной формы предполагается изучение кандидатами в замещающие родители материала по теме. Материал предоставляется на электронных носителях или по электронной почте. Продолжительность занятия: от 2 до 5 академических часов (в зависимости от количества часов, отведенных на изучение темы). Режим занятий для очной формы обучения: 2 раза в неделю.
3.3. Обучение завершается проведением итоговой аттестации. Итоговая аттестация проводится в конце всего курса подготовки в аудитории на последнем занятии, в индивидуальной форме. Проверка итогового тестового задания осуществляется аттестационной комиссией. Порядок проведения итоговой аттестации утверждается приказом министерства образования Новгородской области.
3.4. Компетенции кандидата в замещающие родители изучаются специалистами, проводящими подготовку, совместно с кандидатом в замещающие родители в ходе всего процесса подготовки и обсуждаются на собеседовании в индивидуальной форме.
3.5. Кандидату в замещающие родители выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации по форме, утвержденной приказом Минобрнауки России от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации".
3.6. В случае прохождения итогового тестового задания менее 75%, кандидату в замещающие родители рекомендуется повторно прослушать лекции по темам с низкими результатами усвоения знаний или дистанционно повторить материал, после чего пройти повторное тестирование.
4. Учебно-тематический план Программы
Название занятия |
Всего часов |
Лекции |
Тренинги |
Самостоятельная работа |
Занятие 1. Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители. |
4 |
0.5 |
2.5 |
1 |
Занятие 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей. |
4 |
0.5 |
2.5 |
1 |
Занятие 3. Этапы развития ребенка. |
4,5 |
0.5 |
2.5 |
1,5 |
Занятие 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. |
5 |
0.5 |
3.5 |
1 |
Занятие 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности). |
4,5 |
0,5 |
2.5 |
1,5 |
Занятие 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи. |
5 |
0.5 |
3.5 |
1 |
Занятие 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка. |
4 |
0.5 |
2.5 |
1 |
Занятие 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка. |
3 |
0.5 |
2.5 |
0 |
Занятие 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка. |
3 |
0.5 |
2.5 |
0 |
Занятие 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. |
5 |
0.5 |
3.5 |
1 |
Занятие 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. |
3 |
0.5 |
2.5 |
0 |
Занятие 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. |
3 |
0.5 |
2.5 |
0 |
Занятие 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители. |
2 |
0 |
2 |
0 |
Всего часов: |
50 |
6 |
35 |
9 |
5. Содержание занятий Программы
5.1. До начала занятий в группе с каждым из кандидатов в замещающие родители проводится индивидуальное собеседование (структурированное интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).
5.2. Занятие 1. "Введение в курс подготовки кандидатов в замещающие родители" включает сведения о:
содержании, целях и этапах проведения программы подготовки кандидатов в замещающие родители;
задачах подготовки;
понятии обучающе-психологического тренинга, содержании особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в замещающие родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в замещающие родители);
причинах, по которым дети остаются без попечения родителей, контингенте детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей, процедурах выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
об общей характеристике установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
5.3. Занятие 2. "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей" включает сведения об:
изучении потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация-усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания-санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимании кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать;
о проведении оценки кандидатами в замещающие родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленности от инфраструктуры - услуг населению, материально-бытовых условиях, занятости, доходах) и особенностях семейной системы;
о проведении оценки кандидатами в замещающие родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиске путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
5.4. Занятие 3. "Этапы развития ребенка" включает сведения об:
общей характеристике основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
о роли психологических потребностей в личностном развитии: привязанности, безопасности, идентичности.
5.5. Занятие 4. "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка" включает сведения о:
видах жестокого обращения (пренебрежении нуждами ребенка, физическом, психологическом и сексуальном насилии) и их последствиях для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятии "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличиях;
семье как реабилитирующем факторе для ребенка, пережившего жестокое обращение;
об оценке кандидатами в замещающие родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
5.6. Занятие 5. "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)" включает сведения о:
потребности в привязанности, идентичности как основе благополучного развития ребенка; роли биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодолении стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причинах возникновения, проявлении и последствиях эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типах "нарушенной привязанности" (понятиях "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
понятии "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологических особенностях и этапах процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шоке, потрясении и недоверии, отрицании, стадиях гнева и смешения чувств, депрессии, принятии); последствиях вторичного отказа замещающих родителей от ребенка.
5.7. Занятие 6. "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи" включает сведения об:
особенностях ожидания приемных семей (страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка);
этапах адаптационного периода; чувствах и переживаниях ребенка, приходящего в семью, способах преодоления трудностей адаптации;
о тайне усыновления; ее реальных и мнимых преимуществах и сложностях; способах, как сказать ребенку, что он приемный;
о роли специалистов в оказании помощи замещающим родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
5.8. Занятие 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка" включает сведения о:
формах "трудного" поведения приемного ребенка: воровстве, лжи, агрессии, попрошайничестве, бродяжничестве, избегания близких отношений, амбивалентном поведении, аддиктивном поведении (приеме алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ), их причинах и способах работы с ними;
об эффективности и приемлемости наказаний и поощрений ребенка;
о причинах задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
о понимании замещающими родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознании своих слабых и сильных сторон, понимании каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
5.9. Занятие 8. "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка" включает сведения о:
создании безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способах безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращении рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинских аспектах ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
5.10. Занятие 9. "Особенности полового воспитания приемного ребенка" включает сведения о:
возрастных закономерностях и особенностях психосексуального развития ребенка, разнице в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формировании половой идентичности у ребенка; полоролевой ориентации и осознании половой принадлежности;
способах защиты ребенка от сексуального насилия.
5.11. Занятие 10. "Роль семьи в обеспечении потребностей развития и ре абилитации ребенка" включает сведения о:
родительском отношении к ребенку и его влиянии на формирование личности и характера ребенка;
стабильности семейных отношений кандидатов в замещающие родители;
способах реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальных связях семьи кандидата в замещающие родители; системе внешней поддержки и собственных ресурсов семьи;
семье как реабилитирующей среде: образе жизни семьи, семейном укладе, традициях;
понимании всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
5.12. Занятие 11. "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан" включает сведения о:
правовом положении детей, оставшихся без попечения родителей, и основаниях их устройства на воспитание в семью;
формах семейного устройства: усыновлении, опеке (попечительстве), формах опеки (возмездной и безвозмездной), различиях между формами семейного устройства;
требованиях, предъявляемых законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители, порядке представления кандидатами в замещающие родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
порядке представления кандидатам в замещающие родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональным и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правилах посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанностях администрации такой организации; возможности проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядке принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядке подготовки и подачи заявления в суд; правовых аспектах тайны усыновления; возможности и последствиях изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядке оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
порядке оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
мерах социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленных федеральным законодательством и законодательством Новгородской области; выплатах, осуществляемых на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защите личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядке осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядке представления опекунами (попечителями), замещающими родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовых последствиях усыновления, установления опеки (попечительства) - личных неимущественных и имущественных правах, обязанностях и ответственности усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядке возмещения ущерба, нанесенного ребенком замещающей семье, замещающей семьей ребенку, третьими лицами замещающей семье и ребенку;
последствиях отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядке обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
5.13. Занятие 12. "Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям" включает сведения о:
родительских и профессиональных функциях замещающей семьи;
взаимодействии замещающей семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важности такого взаимодействия;
взаимодействии замещающих семей с социальным окружением и родительским сообществом.
5.14. Занятие 13. "Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители".
На занятии:
обсуждаются результаты освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители, выполнения домашних заданий; степени усвоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители;
проводится самооценка кандидатов в замещающие родители и выявляется готовность кандидатов в замещающие родители к приему ребенка на воспитание;
составляется итоговое заключение о готовности и способности кандидатов в замещающие родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в замещающие родители по их желанию).
6. Требования к уровню освоения содержания Программы
6.1. По завершении Программы подготовки кандидаты в замещающие родители должны иметь представление:
о системе защиты прав детей, формах, семейного устройства детей-сирот, взаимодействии организации и замещающих семей в процессе подготовки и после приема их в семьи, финансовой помощи замещающим семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье детей, их воспитание и развитие, которую замещающие родители берут на себя в связи с приемом детей-сирот в свои семьи;
о ребенке, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от их возраста, их жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своих семьях как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей-сирот;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях) необходимых замещающему родителю;
о порядке контактов детей-сирот с кровными родителями и родственниками.
6.2. По завершении Программы подготовки кандидаты в замещающие родители должны знать:
права и обязанности замещающих родителей, как в отношении детей, так и в отношении организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта детей-сирот (депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей) на их психофизическое развитие и поведение;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации детей-сирот в замещающих семьях;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические нормы воспитания детей в семье, способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
6.3. По завершении Программы подготовки кандидаты в замещающие родители должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свои семьи детей-сирот;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию ребенка;
рассматривать "трудное" поведение детей-сирот в контексте окружающих условий и их прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение детей-сирот в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
предотвращать риск жестокого обращения в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в деле воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям-сиротам и замещающим родителям;
заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
6.4. Программа поможет кандидатам в замещающие родители закрепить мотивацию устройства в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, или уверенность в обратном.
7. Список рекомендуемой литературы
1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М., 1998.
2. Акимова М.Н. и др. Организация работы с приемными семьями. - Самара: Самвен, 1998.
3. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. - М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2000.
4. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., "Класс", 1999.
5. Бебчук М.А. Жуйкова Е.Б. Особенности психотерапевтической работы с семьями, имеющими приемных детей. - М.: Институт интегративной семейной терапии, 2008.
6. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб., 2001.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. // Основные направления современной психотерапии. - М., 2000
8. Василюк Ф.Е. Психотехника переживания. - ТПО "Ахилл", 1990.
9. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М., 2000
10. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Пережогин Л.О., Девятова О.Е. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье. / Руководство под. ред. Н.В. Вострокнутова. - М.: Изд-во 2005 г.
11. Грибанова Г.В. Нарушения формирования привязанностей у детей-сирот в раннем возрасте. // Дефектология 1994. No 3. С 10 - 16.
12. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.
13. Жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - М., 2004
14. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. - М., 2006.
15. Инновационные модели семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2007.
16. Каслоу Ф. Генограмма как проективная техника в диагностике и психотерапии. В поисках знаний и понимания. - М.: МПСИ, 2006.
17. Красницкая Г.С., Рудов А.Г. Работа с гражданами, желающими принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения. - М.: ДСиМП, 2008.
18. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. - М, "Класс", 2002.
19. Кроник А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1989.
20. Лангеймер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984.
21. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. - Изд-во: Издательская группа Прогресс, Универс, 1994.
22. Макшанов С.И. Психология тренинга. - СПб., 1997.
23. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. Справочник практического психолога. - Издательство: Эксмо, 2006.
24. Методические материалы по подготовке приемных родителей. - СПб.: СПРО Врачи детям, 2006.
25. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа. // Вопросы психологии. 1989. N 1. С. 32-39.
26. Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М., 1997.
27. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. - Москва - Обнинск: "ИГ-СОЦИН", 2005
28. Организация работы с приемными семьями. Гусарова Г.И. - Самара, 2000.
29. Организация сопровождения и помощи принимающим семьям. Под общей ред. Рудова А.Г. - М., 2008.
30. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи. // Вопросы психологии. 2001. N 4. С. 39-53.
31. Ослон В.Н. Основы социальной и психологической помощи замещающей профессиональной семье. - Пермь, 2004.
32. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как система. // Семейная психология и психотерапия. 2001. N 2 С. 5-25.
33. Ослон В.Н. Ребенок в приемной семье: проблемы воспитания - Пермь, 2004.
34. Ослон В.Н., Пимонов В.А. Сопровождение замещающей семьи: мишени и технологии помощи. - М., 2009.
35. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
36. Петрушин С. Психологический тренинг в больших группах. - М.. 2000
37. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Психология сиротства. Дети без семьи. - СПб, Питер, 2005.
38. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. Дозорцева Е.Г. - М., 2007 г.
39. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи. // Вопросы психологии 1982. N 2. С. 80-86.
40. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Развитие личности в условиях психи-ческой депривации. // Формирование личности в онтогенезе. - М., 1991
41. Процесс работы служб по устройству детей на воспитание в семью. Пособие и тренинг подготовки семей. // Программно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей и предложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устройству детей на воспитание в семью. Кн.4./ Сост. Терновская М.Ф., авт. Коллектив. - М., 2004.
42. Психическое развитие воспитанников детского дома. / под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. - М, 1990.
43. Психодрама - вдохновение и техника. / П.р. п. Холмса и М. Карп. / Пер. с англ. - М.: Класс, 1997.
44. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения. / Авт. Сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. - М.: Изд-во Института психотерапии. 2005.
45. Работа Детского дома N 19 ЦАО г. Москвы как уполномоченного учреждения органов опеки и попечительства / Составитель Терновская М.Ф. М.: 2001.
46. Роджерс К. О групповой психотерапии. -М.: "Гиль-Эстель", 1993.
47. Рудестам К. Групповая психотерапия. / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990.
48. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб., 2000.
49. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. - М., 1990.
50. Создание профессиональных служб для органа опеки. Методическое пособие. // Программно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устройству детей на воспитание в семью. Книга 1. / Составитель Терновская М.Ф. М., 2004.
51. Создание и функционирование Школы приемных родителей. Красницкая Г.С., Рудов А.Г. -М.: ДСиМП, 2008.
52. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений. // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. - М., 1991. С. 127-132.
53. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Под ред. К. Бейкер, А.Я. Варга. - М., 2005.
54. Терновская М.Ф. и др. Отчет о мониторинге и оценке деятельности опытно-экспериментальных площадок по устройству детей на воспитание в семью. Части 1 и 2. - М.: Слово, 2003.
55. Терновская М.Ф. и др. Рабочие материалы к совещанию -семинару "Разработка модели патронатного воспитания". - М.: Слово, 2002.
56. Терновская М.Ф. и др. Рабочие материалы к совещанию-семинару "Нормативно-правовое обеспечение новой модели работы по опеке и попечительству". - М.: Слово, 2002.
57. Терновская М.Ф. и др. Рабочие материалы к совещанию-семинару "Социально-экономическая эффективность и правовые аспекты внедрения новой модели организации работы по опеке и попечительству над детьми". - М.: Слово, 2003.
58. Терновская М.Ф. Реабилитационный детский дом и служба патронатного воспитания детей-сирот и детей из неблагополучных семей //Защити меня -М.: Внешторгиздат, 1998. - 12-13 с.
59. Терновская М.Ф., А.З. Дзугаева, Н.П. Иванова, В.И. Лопатина. Новая модель организации работы органов опеки и попечительства над детьми и модель образовательного учреждения нового типа. Выпуск 1. - М.: Квадрум, 2002.
60. Терновская М.Ф., Бухман Е.В., Власова Е.В., Зайцев С.В. и др. Работа детского дома N 19 г. Москвы как уполномоченной службы органов опеки и попечительства. -М.: Изд-во "Слово", 2001.
61. Терновская М.Ф., Дзугаева А.З. Новая модель организации работы органов опеки и попечительства над детьми // Защити меня - М.: Внешторгиздат, 1999. - 20-26 с.
62. Терновская М.Ф., Дзугаева А.З., Тимофеева М.В. Модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми. // Новые формы помощи детям, оставшимся без попечения родителей. - Великий Новгород: ЗАО "Новгородский Технопарк", 1999. - 4 с, 24-28 с.
63. Терновская М.Ф., Е.В. Бухман, П.В. Волков, А.З. Дзугаева, Н.В. Избуцкая и др. Новая модель организации работы органов опеки и попечительства над детьми и модель образовательного учреждения нового типа. Выпуск 7 - М.: Квадрум, 2002.
64. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М., 2002.
65. Фопель К. Технология ведения тренинга. - М., 2003.
66. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. - СПб., 2001.
67. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. - Минск, 1999.
68. Хеллингер Б. Порядки любви. - М.,2003.
69. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. - М., 2007.
70. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. - М., 1988.
71. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. - М., 1997.
72. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - М., 2001.
73. Шефер Ч., Кери Л. Игровая семейная психотерапия. - СПб., 2001.
74. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб., 2003.
Электронные библиотеки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
1. Информационный портал Министерства образования и науки Российской Федерации "Усыновление в России" - www.usvnovite.ru
2. Электронная библиотека Государственной Думы Российской Федерации - www.duma.gov.ru
3. Сайт Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в России - www.unicef.ru
4. Портал для родителей 7я - www.7ya.ru
5. Электронная библиотека АНО Центра "Про-мама" - www.pro-mama.ru
6. Информационный сайт Проекта Благотворительного Фонда "СЕМЬЯ": "К новой семье" - www.innewfamily.ru
7. Информационный сайт проекта "Путь домой" Благотворительного Фонда "СЕМЬЯ" Санкт-Петербург - www.opekaspb.ru
Приложение N 1
к Программе подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
Дополнительная модульная программа
по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ребенка-инвалида)
1. Общие положения
1.1. Настоящая дополнительная модульная программа разработана в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации"; приказом Минобрнауки России от 13 марта 2015 года N 235 "Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей".
1.2. Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды) (далее дети с ОВЗ), оставшиеся без попечения родителей, имеют особые потребности в семейном жизнеустройстве. Они относятся к категории "особых" детей, имеющих различные по степени сложности и характеру отклонения в психическом или физическом развитии (в нарушении слуха, зрения, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, процессов коммуникации, расстройства моторно-двигательной сферы).
1.3. Понимание потребностей указанной категории детей замещающими родителями обеспечивает конструктивное взаимодействие ребенка и родителя. Замещающая семья для такого ребенка должна стать средой, обеспечивающей условия его оптимального развития. Нацеленность замещающих родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, на обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, независимо от состояния здоровья, особенностей развития, на расширение сферы жизнедеятельности, поддержание достойного качества жизни, социализацию, а также на создание условий в обществе для его интеграции, создаст надежную почву в воспитании.
2. Цели и задачи дополнительной модульной программы
2.1. Цель дополнительной модульной программы - подготовка кандидатов в замещающие родители, формирование у них необходимых компетенций в воспитании детей с ОВЗ.
2.2. Задачи дополнительной модульной программы:
2.2.1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка с ОВЗ, оставшегося без попечения родителей, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.
2.2.2. Оказание помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка с ОВЗ, в выборе формы семейного устройства, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка с ОВЗ как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания, ответственности замещающих родителей.
2.2.3. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка с ОВЗ в семье.
2.2.4. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
3. Общая характеристика дополнительной модульной программы
3.1. Категория слушателей: кандидаты в замещающие родители, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка с ОВЗ, оставшегося без попечения родителей.
3.2. Общая трудоемкость: дополнительная модульная программа составляет 16 академических часов, включая все виды аудиторной учебной работы слушателя.
3.3. Формы обучения: очная. Занятия по очной форме обучения проводятся в виде практических занятий: мини-лекций, упражнений в парах, подгруппах, ролевых игр. Продолжительность занятия: 4 академических часа. Режим занятий: 2 раза в неделю.
3.4. Обучение завершается проведением итоговой аттестации. Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители по дополнительной модульной программе проводится в форме собеседования и завершается выдачей сертификата по форме согласно Приложению N 3 к настоящей Программе.
3.5. В случае пропуска кандидатом более 30% от общего количества занятий кандидат получает справку о прохождении части подготовки и имеет право пройти пропущенные занятия, после этого пройти повторное собеседование.
4. Требования к уровню усвоения содержания дополнительной модульной программы
4.1. По завершении дополнительной модульной программы кандидаты в замещающие родители должны иметь представление:
о детях с ОВЗ, об их особых потребностях, основах ухода за ними; о правилах безопасного воспитания детей с ОВЗ в зависимости от их жизненного опыта, потребностей, обеспечения безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своих семьях как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей-сирот со статусом ОВЗ;
о воспитательных компетенциях (ценностях, знаниях и умениях) необходимых замещающему родителю при воспитании ребенка с ОВЗ.
4.2. По завершении дополнительной модульной программы кандидаты в замещающие родители должны знать:
закономерности развития детей с ОВЗ;
важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
особенности протекания периода адаптации ребенка с ОВЗ в замещающих семьях;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка с ОВЗ, методы и приемы полового воспитания в семье.
4.3. По завершении дополнительной модульной программы кандидаты в замещающие родители должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приему в свои семьи ребенка с ОВЗ, оставшегося без попечения родителей;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию ребенка с ОВЗ; предотвращать риск жестокого обращения в своей семье; оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка с ОВЗ и создавать безопасную среду обитания;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка с ОВЗ, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка с ОВЗ, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи; оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в деле воспитания ребенка с ОВЗ.
Учебно-тематический план дополнительной модульной программы
Название раздела |
Всего часов |
Лекции |
Тренинги |
Занятие 1. Представление о необходимых компетенциях у кандидатов в замещающие родители, планирующих принять на воспитание в свою семью ребенка с ОВЗ. |
4 |
0.5 |
3.5 |
Занятие 2. Особенности детей с ОВЗ. Категории детей со статусом ОВЗ. |
4 |
0.5 |
3.5 |
Занятие 3. Развивающий уход: бытовые навыки, физическое сопровождение. |
14 |
0.5 |
3.5 |
Занятие 4. Организация конструктивной совместной деятельности родителей с детьми с ОВЗ. |
4 |
1 |
3 |
Всего часов: |
16 |
2.5 |
13.5 |
5. Содержание занятий дополнительной модульной программы
5.1. Занятие 1. "Необходимые компетенции кандидатов в замещающие родители, планирующих принять на воспитание в семью ребенка с ОВЗ" включает сведения о:
воспитательных компетенциях, необходимых для воспитания ребенка с ОВЗ, оставшегося без попечения родителей;
путях формирования воспитательных компетенций;
возможностях компенсации недостающих воспитательных компетенций.
В результате получения сведений на занятии кандидаты в замещающие родители:
повысят воспитательные компетенции, необходимые для воспитания ребенка с ОВЗ, оставшегося без попечения родителей, пути их формирования и возможности компенсации недостающих компетенций;
актуализируют свои представления об особенностях семейной системы, условиях жизни семьи;
оценят их влияние на способность обеспечения потребностей развития ребенка с ОВЗ, оставшегося без попечения родителей.
5.2. Занятие 2. "Особенности детей с ОВЗ. Категории детей со статусом ОВЗ" включает сведения:
о ребенке со статусом ОВЗ;
об особенностях детей с ОВЗ;
о потребностях детей с ОВЗ;
о возможностях удовлетворения потребностей детей с ОВЗ.
Образовательный результат.
В результате получения сведений на занятии кандидаты в замещающие родители:
овладеют знаниями о понятии "ребенок со статусом ОВЗ", об особенностях детей с ОВЗ, их потребностях (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация-усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания-санитарно-гигиенические и бытовые навыки);
конкретизируют возможности их обеспечения.
5.3. Занятие 3. "Развивающий уход: бытовые навыки, физическое сопровождение" включает сведения о:
роли формирования бытовых навыков в развитии ребенка с ОВЗ;
об особенностях двигательной активности и позиционирования ребенка с ОВЗ;
о программе физического сопровождения ребенка с ОВЗ.
В результате получения сведений на занятии кандидаты в замещающие родители:
расширят представления о роли формирования бытовых навыков в развитии ребенка с ОВЗ (кормление, одевание, гигиена);
познакомятся с особенностями двигательной активности и позиционирования ребенка с ОВЗ;
получат представления о программе физического сопровождения ребенка с ОВЗ.
5.4. Занятие 4. "Организация конструктивной совместной деятельности родителей с детьми с ОВЗ" включает сведения о:
формах и видах совместной конструктивной деятельности;
положительных аспектах конструктивной совместной деятельности;
последствиях недостатка общения родителей с ребенком.
В результате получения сведений на занятии кандидаты в замещающие родители:
расширят представления о формах и видах совместной конструктивной деятельности;
актуализируют представления о положительных аспектах конструктивной совместной деятельности; последствиях недостатка общения родителей с ребенком.
6. Список рекомендуемой литературы
1. Акимова М.Н. и др. Организация работы с приемными семьями. - Самара: Самвен, 1998.
2. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум/автор-сост. О.Н. Истратова.
3. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. - М., 2006.
4. Лангеймер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984.
5. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития. - М.: Академия, 2006.
6. Организация работы с приемными семьями. Гусарова Г.И. - Самара, 2000.
7. Ослон В.Н. Основы социальной и психологической помощи замещающей профессиональной семье. - Пермь, 2004.
8. Петрановская Л.В. К вам пришел приемный ребенок. - М. "Студио-Диалог", 2009.
9. Психическое развитие воспитанников детского дома./ под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. - М., 1990.
10. Ю. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989.
Приложение N 2
к Программе подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
Дополнительная модульная программа
по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка подросткового возраста, оставшегося без попечения родителей
1. Общие положения
1.1. Настоящая дополнительная модульная программа разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации"; Приказом Минобрнауки России от 13 марта 2015 года N 235 "Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей".
1.2. За последние годы количество замещающих семей, воспитывающих детей подросткового возраста, уменьшается. Чаще всего на воспитание в семью стремятся принять маленького ребенка (младенческого, дошкольного или младшего школьного возраста), аргументируя тем, что "маленькому легче привыкнуть к семье", "маленького ребенка можно правильно воспитать". Дети-подростки редко рассматриваются кандидатами в замещающие родите ли для приема в замещающую семью. Однако, по данным статистики, 70% детей, проживающих в организациях для детей-сирот, это дети старше 10 лет.
1.3. Подростки, оставшиеся без попечения родителей, имеют еще более травматичный жизненный опыт (более длительное проживание в травмирующих условиях кровной семьи, более длительное проживание в интернатном учреждении, неудачный опыт проживания в замещающей семье). Для успешной интеграции ребенка в семью от замещающей семьи требуется большая ресурсность (внутренняя и внешняя), большая включенность в общение с различными социальными институтами (школа, секции, медицинские учреждения).
2. Цели и задачи дополнительной модульной программы
2.1. Цель дополнительной модульной программы - подготовка кандидатов в замещающие родители, формирование у них необходимых компетенций в воспитании детей подросткового возраста.
2.2. Задачи дополнительной модульной программы:
2.2.1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания подростка, оставшегося без попечения родителей, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.
2.2.2. Оказание помощи кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание подростка-сироты, в выборе формы семейного устройства, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного подростка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания подростка, ответственности замещающих родителей.
2.2.3. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с особенностями протекания периода адаптации подростка в семье, а также с причинами "трудного" поведения подростка и способами преодоления такого поведения.
2.2.4. Ознакомление кандидатов в замещающие родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
3. Общая характеристика дополнительной модульной программы
3.1. Категория слушателей: кандидаты в замещающие родители, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка подросткового возраста, оставшегося без попечения родителей.
3.2. Общая трудоемкость программы составляет 16 академических часов, включая все виды аудиторной учебной работы слушателя.
3.3. Формы обучения: очная и очно-заочная. В рамках очно-заочной формы предполагается изучение кандидатами в замещающие родители материала по теме. Материал предоставляется на электронных носителях или по электронной почте.
3.4. Занятия по очной форме обучения проводятся в виде практических занятий: мини-лекций, упражнений в парах, подгруппах, ролевых игр. Продолжительность занятия: от 3 до 4 академических часов (в зависимости от изучаемой темы). Режим занятий: 2 раза в неделю.
3.5. Обучение завершается проведением итоговой аттестации. Итоговая аттестация кандидатов в замещающие родители по дополнительной модульной программе проводится в форме собеседования и завершается выдачей сертификата по форме согласно Приложению N 3 к настоящей Программе.
3.6. В случае пропуска кандидатом более 30% от общего количества занятий кандидат получает справку о прохождении части подготовки и имеет право пройти пропущенные занятия, после чего пройти повторное собеседование.
4. Требования к уровню усвоения содержания дополнительной модульной программы
4.1. По завершении дополнительной модульной программы кандидаты в замещающие родители должны иметь представление:
о ребенке подросткового возраста, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания детей подросткового возраста в зависимости от их жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения безопасности как в доме, так и вне дома: на улице, в общественных местах;
о своих семьях как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей-сирот подросткового возраста;
о воспитательных компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающему родителю при воспитании подростка.
4.2. По завершении дополнительной модульной программы кандидаты в замещающие родители должны знать:
закономерности развития ребенка в подростковом возрасте;
важность удовлетворения потребности ребенка подросткового возраста в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
особенности протекания периода адаптации подростка в замещающих семьях;
о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению подростка;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития подростка, методы и приемы полового воспитания в семье.
4.3. По завершении дополнительной модульной программы кандидаты в замещающие родители должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию подростка;
рассматривать "трудное" поведение подростка в контексте окружающих условий и их прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение подростка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
предотвращать риск жестокого обращения в своей семье;
оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия подростка и создавать безопасную среду обитания;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни подростка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью подростка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития подростка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в деле воспитания подростка;
понимать разницу в проявлениях нормальной подростковой сексуальности и сексуализированного поведения.
5. Учебно-тематический план дополнительной модульной программы
Название раздела |
Всего часов |
Лекции |
Тренинги |
Самостоятельная работа |
Форма контроля |
Занятие 1. Представление о необходимых компетенциях у кандидатов в замещающие родители, планирующих принять на воспитание в свою семью подростков, |
4 |
0.5 |
3.5 |
0 |
- |
Занятие 2. Особенности подросткового возраста. |
4 |
0.5 |
2.5 |
1 |
опрос |
Занятие 3. Особенности детско-родительских отношений. |
4 |
0.5 |
2.5 |
1 |
кейсы |
Занятие 4. Профессиональное самоопределение подростка |
4 |
1 |
3 |
0 |
- |
Всего часов: |
16 |
2.5 |
11.5 |
2 |
|
6. Содержание занятий дополнительной модульной программы
6.1. Занятие 1. "Представление о необходимых компетенциях кандидатов в замещающие родители, планирующих принять на воспитание в семью подростков" включает сведения о:
компетенциях, необходимых для воспитания подростка, оставшегося без попечения родителей, путях их формирования и возможностях компенсации недостающих компетенций;
об особенностях семейной системы, условиях жизни семьи, их влияния на способность обеспечения потребностей развития подростка, оставшегося без попечения родителей.
6.2. Занятие 2. "Особенности подростков, оставшихся без попечения родителей" включает сведения о:
психологических особенностях подростков, оставшихся без попечения родителей, влиянии жизненного опыта;
потребностях развития подростка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация-усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролях, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания-санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимании кандидатами в замещающие родители необходимости их обеспечивать;
роли психологических потребностей в личностном развитии подростка: привязанности, безопасности, идентичности;
кризисе идентичности.
Очно-заочная работа:
1. Ознакомиться со статьями Петрановской Л.В. об особенностях взаимоотношений с подростками (Тайная опора. Привязанность в жизни. Глава седьмая от 12 до 15. Подросток: прыжок через пропасть, и др.);
2. Прослушать вебинар Петрановской Л.В. "Особенности воспитания подростков";
3. Ответить на вопросы:
- какие изменения происходят у подростка в социальном плане, физиологическом, нейрофизиологическом?
- какая задача стоит перед подростком при реализации потребности идентичности?
- каковы особенности подростка, оставшегося без попечения родителей?
- каковы воспитательные задачи родителей подростков?
- как родителю бороться с тревогой за подростка?
6.3. Занятие 3. "Особенности детско-родительских отношений" включает сведения об:
особенностях родительского отношения к подростку и его влиянии на развитие подростка;
о способах реагирования семьи на стрессовые ситуации, "трудном" поведении подростка;
о социальных связях замещающей семьи; системе внешней поддержки и собственных ресурсах семьи;
о семье как реабилитирующей среде: образе жизни семьи, семейном укладе, традициях.
Очно-заочная работа:
1. Прослушать вебинар Скоморохова Д. "Формы "трудного" поведения ребенка";
2. Подготовиться к анализу кейсов по теме "Трудное" поведение подростка".
Занятие 4. "Профессиональное самоопределение подростка" включает сведения о:
профессиональном самоопределении - как одном из ведущих видов деятельности подростков;
типах и уровнях профессионального самоопределения;
соотношении профессионального и личностного самоопределения.
7. Список рекомендуемой литературы
1. Акимова М.Н. и др. Организация работы с приемными семьями. - Самара: Самвен, 1998.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Генезис.
3. Жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - М.,2004
4. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. Алексеева И.А., Новосельский Й.Г. - М., 2006.
5. Лангеймер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984.
6. Организация работы с приемными семьями. Гусарова Г.И. - Самара, 2000.
7. Ослон В.Н. Основы социальной и психологической помощи замещающей профессиональной семье. - Пермь, 2004.
8. Петрановская Л.В. К вам пришел приемный ребенок. - М. "Студио-Диалог", 2009.
9. Петрановская Л.В. Как ты себя ведешь или 10 шагов по изменению трудного поведения. - М.: "Студио-Диалог", 2009.
10. Психическое развитие воспитанников детского дома. / под ред. Дубровиной И.В., Рузской А.Г. - М, 1990.
11. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989.
12. Шульга Т.И. и др. Методика работы с детьми "группы риска". - М.: УРАО, 2001.
Приложение N 3
к Программе подготовки лиц, желающих
принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
Бланк органа опеки и попечительства/
организации, осуществляющей
подготовку граждан
СЕРТИФИКАТ
о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории
Российской Федерации по дополнительной модульной программе
от "___" __________ 20 __ г. N _______________
Настоящий сертификат выдан _________________________________________
________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
в том, что он(а) с ____ _____________ ___ г. по ____ _____________ ___ г.
прошел(ла) обучение _____________________________________________________
_________________________________________________________________________
(полное наименование органа опеки и попечительства/организации,
осуществляющей подготовку граждан)
по дополнительной модульной программе ___________________________________
________________________________________________________________________,
(наименование дополнительной модульной программы)
утвержденной ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование и реквизиты нормативного правого акта органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации)
Руководитель органа опеки
и попечительства/организации ______________ _____________
(подпись) (ФИО)
М.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Министерства образования Новгородской области от 22 апреля 2022 г. N 6 "Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"
Вступает в силу с 26 апреля 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 25 апреля 2022 г. N 5301202204250001