В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации, руководствуясь Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 года N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда", в целях обеспечения условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, безопасности жизни, сохранения здоровья и работоспособности государственных гражданских служащих Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея (далее - УГСЗН Республики Адыгея), приказываю:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в Управлении государственной службы занятости населения Республики Адыгея согласно приложению (далее - Положение).
2. Начальникам структурных подразделений УГСЗН Республики Адыгея организовать соблюдение безопасных условий труда и охрану труда государственных гражданских служащих УГСЗН Республики Адыгея в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
3. Директору государственного казенного учреждения Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр занятости населения" (Черниченко В.И.) (далее - ГКУ РА "АРЦЗН") довести настоящий приказ до директоров филиалов ГКУ РА "АРЦЗН и неукоснительно соблюдать требования данного Положения.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Начальник УГСЗН |
Г.С. Цыганкова |
Согласовано |
|
Утверждено |
Председатель первичной профсоюзной организации УГСЗН С.Н. Супрунов 18.04.2022 г. |
|
Приказом УГСЗН Республики Адыгея От 18.04.2022 N 01/2-27 |
Положение
о системе управления охраной труда
Положение о системе управления охраной труда (далее - Положение о СУОТ) разработано на основе Примерного положения Минтруда от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда".
Положение о СУОТ устанавливает общие требования к организации работы по охране труда на основе нормативно-правовых документов, принципов и методов управления, направленных на совершенствование деятельности по охране труда.
Функционирование СУОТ осуществляется посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, принятых на себя обязательств и применения локальных документов при реализации процессов, предусмотренных разделами СУОТ.
Все вопросы, не урегулированные настоящим Положением, регулируются действующим трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
I. Общие положения
1. Целью внедрения системы управления охраной труда в УГСЗН Республики Адыгея является обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности посредством профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижения уровня воздействия (устранения воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки и снижения воздействия уровней профессиональных рисков, которым подвергаются работники УГСЗН Республики Адыгея.
2. Функционирование СУОТ осуществляется посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.
3. СУОТ представляет собой единство:
а) организационной структуры управления в УГСЗН Республики Адыгея (согласно штатному расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
4. Действие СУОТ распространяется на всей территории УГСЗН Республики Адыгея.
5. СУОТ регламентирует единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и здоровых условий труда работников УГСЗН Республики Адыгея.
6. Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих в организации, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории УГСЗН Республики Адыгея. Положение о СУОТ утверждается приказом по УГСЗН Республики Адыгея.
Разделы и подразделы СУОТ
7. СУОТ состоит из разделов и подразделов:
а) политика в области охраны труда;
б) цели в области охраны труда;
в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами);
г) процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда (далее - процедуры), включая:
планирование мероприятий по охране труда;
выполнение мероприятий по охране труда;
контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;
формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
управление документами СУОТ;
информирование работников и взаимодействие с ними;
распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
д) основные процессы по охране труда, включая:
специальную оценку условий труда (далее - СОУТ);
оценку профессиональных рисков (далее - ОПР);
проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников;
проведение обучения работников;
обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов;
обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
санитарно-бытовое обеспечение работников;
обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
обеспечение социального страхования работников;
взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
реагирование на аварийные ситуации;
реагирование на несчастные случаи;
реагирование на профессиональные заболевания.
8. Работодатель, по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.
II. Политика в области охраны труда
9. Политика в области охраны труда (далее - Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией о намерении и гарантированном выполнении обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
10. В УГСЗН Республики Адыгея производится предварительный анализ состояния охраны труда и обсуждение Политики по охране труда.
11. Политика по охране труда:
направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
соответствует специфике экономической деятельности и организации работ у работодателя, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
отражает цели в области охраны труда;
включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
включает обязательство работодателя совершенствовать СУОТ;
учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.
12. Политика по охране труда доступна всем работникам УГСЗН Республики Адыгея, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях организации.
III. Цели в области охраны труда
13. Цели формулируются с учетом необходимости оценки их достижения.
14. Основные цели в области охраны труда (далее - цели) содержатся в Политике по охране труда и достигаются путем реализации процедур, предусмотренных разделом V настоящего Положения и документами, формируемыми на этапе организации проведения процедур на достижение целей в области охраны труда.
15. При выборе целей в области охраны труда рекомендуется учитывать их характеристики, в т.ч.:
а) возможность измерения (если практически осуществимо) или оценки их достижения;
б) возможность учета: применимых норм; результатов оценки рисков; результатов консультаций с работниками и представителями работников.
IV. Обеспечение функционирования СУОТ (разделение обязанностей в сфере охраны труда между должностями)
16. Организация работ по охране труда, выполнение его обязанностей возлагается на ответственное лицо за охрану труда, руководителей служб и структурных подразделений УГСЗН Республики Адыгея. Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами осуществляется с использованием уровней управления.
17. Уровни управления по охране труда:
уровень отелов (совокупности нескольких отделов);
уровень УГСЗН Республики Адыгея в целом.
18. С учетом специфики деятельности УГСЗН Республики Адыгея, изменения структуры управления и численности работников для целей СУОТ могут устанавливаться и иные уровни управления.
19. Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда для каждого руководителя.
20. На каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда штатных специалистов по охране труда.
21. Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии работников и (или) уполномоченных ими представителей, в том числе в рамках деятельности комиссии по охране труда работодателя или уполномоченных лиц по охране труда.
22. Распределение обязанностей в сфере охраны труда закрепляется в отдельных локальных нормативных актах (приказах УГСЗН Республики Адыгея), планах мероприятий, а также в трудовых договорах и (или) должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.
23. Обязанности в сфере охраны труда: а) УГСЗН Республики Адыгея:
гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда:
организовывает ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;
обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников; обеспечивает своевременное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профессиональных рисков;
организует безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов;
организует безопасные рабочие места;
принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи;
обеспечивает создание и функционирование СУОТ;
руководит разработкой организационно-распорядительных документов и распределяет обязанности в сфере охраны труда;
определяет ответственность за деятельность в области охраны труда;
обеспечивает комплектование службы охраны труда квалифицированными специалистами;
организует в соответствии с Трудовым кодексом РФ проведение за счет собственных средств медицинских осмотров работников (при необходимости);
обеспечивает соблюдение установленного порядка обучения и профессиональной подготовки работников, включая подготовку по охране труда, с учетом необходимости поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда;
допускает к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивает приобретение и выдачу за счет собственных средств СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с условиями труда и согласно типовым нормам их выдачи;
обеспечивает приобретение и функционирование средств коллективной защиты;
организует проведение специальной оценки условий труда;
организует управление профессиональными рисками;
организует и проводит контроль за состоянием условий и охраны труда;
содействует работе комиссии по охране труда;
осуществляет информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;
своевременно информирует органы государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
организует исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;
по представлению уполномоченных представителей органов государственной власти отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда;
б) начальник УГСЗН Республики Адыгея через своих заместителей и руководителей структурных подразделений:
обеспечивает функционирование системы управления охраной труда в организации;
приостанавливает работы в случаях, не соответствующих установленным требованиям охраны труда;
обеспечивает доступность документов и информации, содержащих требования охраны труда, действующие у работодателя, для ознакомления с ними работников и иных лиц;
в) работник:
обеспечивает соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения своих трудовых функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда, Правил трудового распорядка, а также соблюдение производственной, технологической и трудовой дисциплины и выполнение указаний руководителя работ;
проходит медицинские осмотры по направлению работодателя;
проходит подготовку по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
участвует в контроле за состоянием условий и охраны труда; содержит в чистоте свое рабочее место;
перед началом рабочего дня проводит осмотр своего рабочего места;
следит за исправностью оборудования и инструментов на своем рабочем месте;
о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает своему непосредственному руководителю и действует по его указанию;
правильно использует средства индивидуальной и коллективной защиты и приспособления, обеспечивающие безопасность труда;
извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния здоровья, своего или иных лиц;
при возникновении аварий действует в соответствии с ранее утвержденным работодателем порядком действий в случае их возникновения и принимает необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и ее ликвидации; принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
г) ответственный за организацию работ по охране труда:
организует функционирование системы управления охраной труда;
осуществляет руководство организационной работой по охране труда у работодателя, координирует работу структурных подразделений работодателя в области охраны труда;
организует размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения подготовки по охране труда;
осуществляет контроль за обеспечением работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
контролирует соблюдение требований охраны труда у работодателя, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников, указаний и предписаний органов государственной власти по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;
организует разработку структурными подразделениями работодателя мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контролирует их выполнение;
осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда;
участвует в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;
участвует в организации и проведении подготовки по охране труда;
контролирует обеспечение, выдачу, хранение и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, их исправность и правильное применение;
рассматривает и вносит предложения по пересмотру норм выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих веществ, продолжительности рабочего времени, а также размера повышения оплаты труда и продолжительности дополнительного отпуска по результатам специальной оценки условий труда;
участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;
участвует в управлении профессиональными рисками;
организует и проводит проверки состояния охраны труда в структурных подразделениях работодателя;
организует проведение медицинских осмотров работников;
дает указания (предписания) об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;
участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность по ним, анализирует их причины, намечает и осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует их выполнение;
д) руководитель структурного подразделения:
обеспечивает условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, в структурном подразделении работодателя;
обеспечивает функционирование СУОТ;
несет ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей в сфере охраны труда;
распределяет обязанности в сфере охраны труда между своими подчиненными, в том числе делегирует им часть своих полномочий, определяет степень их ответственности;
содействует работе комиссии по охране труда;
обеспечивает своевременное проведение за счет средств работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников структурного подразделения (в случае необходимости);
обеспечивает допуск к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
организует проведение подготовки по охране труда;
организует в структурном подразделении безопасность эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов;
участвует в организации проведения специальной оценки условий труда;
участвует в организации управления профессиональными рисками;
участвует в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
принимает меры по предотвращению аварий в структурном подразделении, сохранению жизни и здоровья работников структурного подразделения и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим в результате аварии первой помощи;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев, происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваний работников структурного подразделения, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
своевременно информирует работодателя об авариях, несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваниях работников структурного подразделения;
обеспечивает исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности, указаний (предписаний) ответственного за организацию работ по охране труда;
обеспечивает наличие и функционирование в структурном подразделении необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами;
приостанавливает работы в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
обеспечивает наличие в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников структурного подразделения и иных лиц;
при авариях и несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении, принимает меры по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию.
V. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда
24. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда, исходя из специфики деятельности УГСЗН Республики Адыгея, устанавливаются:
а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;
б) перечень должностей работников, проходящих стажировку по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой должности;
в) перечень должностей работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;
г) перечень должностей работников, проходящих подготовку по охране труда в организации;
д) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
е) перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний в комиссии организации;
ж) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
з) состав комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
и) регламент работы комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда.
25. В ходе организации процедуры подготовки работников по охране труда учитывается необходимость подготовки работников исходя из характера и содержания выполняемых ими работ, имеющейся у них квалификации и компетентности, необходимых для безопасного выполнения своих должностных обязанностей:
формы работы с персоналом (групп лиц) в зависимости от категории персонала;
планирование аттестаций и обучения работников УГСЗН Республики Адыгея по ГО и ЧС, промышленной безопасности и охране труда;
план-график обучения и проверки знаний по охране труда членов комиссии по охране труда, руководителей отделов и работников УГСЗН Республики Адыгея.
26. С целью организации процедуры организации и проведения оценки условий труда в организации устанавливаются:
а) порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов определяются приказом по УГСЗН Республики Адыгея;
б) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
в) порядок осуществления отбора и заключения гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, учитывающий необходимость привлечения к данной работе наиболее компетентной в отношении вида деятельности работодателя;
г) порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда;
д) порядок использования результатов специальной оценки условий труда.
27. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками в организации исходя из специфики своей деятельности, устанавливается порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
а) выявление опасностей;
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.
28. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляется с привлечением специалиста охраны труда, комиссии по охране труда.
29. Перечень опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, исходя из специфики деятельности УГСЗН Республики Адыгея:
а) механические опасности:
опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;
опасность падения с высоты; опасность удара;
опасность запутаться, в том числе в растянутых по полу проводах;
опасность воздействия механического упругого элемента;
опасность пореза частей тела, в том числе кромкой листа бумаги, канцелярским ножом, ножницами;
опасность травмирования, в том числе падающими или выбрасываемыми предметами, снегом и (или) льдом, упавшими с крыш зданий и сооружений;
б) электрические опасности:
опасность поражения током вследствие прямого контакта с токоведущими частями из-за касания незащищенными частями тела деталей, находящихся под напряжением;
опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт);
опасность поражения электростатическим зарядом;
опасность поражения при прямом попадании молнии;
косвенного поражения молнией;
в) термические опасности:
опасность ожога при контакте незащищенных частей тела с поверхностью предметов, имеющих высокую температуру;
опасность теплового удара при длительном нахождении на открытом воздухе при прямом воздействии лучей солнца на незащищенную поверхность головы;
опасность теплового удара при длительном нахождении в помещении с высокой температурой воздуха;
г) опасности, связанные с воздействием микроклимата, и климатические опасности:
опасность воздействия пониженных температур воздуха;
опасность воздействия повышенных температур воздуха;
опасность воздействия влажности;
опасность воздействия скорости движения воздуха;
д) опасности, связанные с воздействием химического фактора:
опасность от вдыхания паров вредных жидкостей, газов, пыли, тумана, дыма; опасность образования токсичных паров при нагревании;
опасность воздействия на кожные покровы чистящих и обезжиривающих веществ;
е) опасности, связанные с воздействием аэрозолей преимущественно фиброгенного действия:
воздействия пыли на глаза;
опасность повреждения органов дыхания частицами пыли;
опасность воздействия пыли на кожу;
опасность, связанная с выбросом пыли;
опасность воздействия на органы дыхания воздушных смесей, содержащих чистящие и обезжиривающие вещества;
ж) опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса:
опасность от подъема тяжестей, превышающих допустимый вес;
опасность, связанная с наклонами корпуса;
опасность, связанная с рабочей позой;
опасность вредных для здоровья поз, связанных с чрезмерным напряжением тела;
опасность психических нагрузок, стрессов;
опасность перенапряжения зрительного анализатора;
з) опасности, связанные с воздействием световой среды:
опасность недостаточной освещенности в рабочей зоне;
опасность повышенной яркости света;
опасность пониженной контрастности;
и) опасности, связанные с воздействием животных:
опасность укуса;
к) опасности, связанные с воздействием насекомых:
опасность укуса;
л) опасности, связанные с воздействием растений:
опасность воздействия пыльцы и других веществ, выделяемых растениями;
м) опасность утонуть:
опасность утонуть в водоеме;
н) опасности пожара:
опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре;
опасность воспламенения;
опасность воздействия открытого пламени;
опасность воздействия повышенной температуры окружающей среды;
опасность воздействия пониженной концентрации кислорода в воздухе;
опасность воздействия огнетушащих веществ;
о) опасности, связанные с организационными недостатками:
опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте инструкций, содержащих порядок безопасного выполнения работ, и информации об имеющихся опасностях, связанных с выполнением рабочих операций;
опасность, связанная с отсутствием описанных мероприятий (содержания действий) при возникновении неисправностей (опасных ситуаций) при обслуживании оборудования;
опасность, связанная с отсутствием аптечки первой помощи, инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему на производстве и средств связи;
опасность, связанная с отсутствием информации (схемы, знаков, разметки) о направлении эвакуации в случае возникновения аварии;
опасность, связанная с допуском работников, не прошедших подготовку по охране труда;
п) опасности насилия:
опасность насилия от враждебно настроенных работников;
опасность насилия от третьих лиц;
р) опасности обрушения:
опасность обрушения подземных конструкции;
опасность обрушения наземных конструкций;
с) опасности транспорта:
опасность наезда на человека;
опасность травмирования в результате дорожно-транспортного происшествия.
30. При рассмотрении вышеперечисленных опасностей в УГСЗН Республики Адыгея учитывается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
31. Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются с учетом характера деятельности и сложности выполняемых операций. Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций.
32. При описании процедуры управления профессиональными рисками учитывается следующее:
а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;
б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
г) процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
33. К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся:
а) исключение опасной работы (процедуры);
б) замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
в) реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
г) реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
д) использование средств индивидуальной защиты;
е) страхование профессионального риска.
34. При проведении наблюдения за состоянием здоровья работников устанавливается:
а) порядок осуществления медицинских осмотров работников (по предложениям работников, уполномоченных ими представительных органов, комиссии по охране труда);
б) перечень должностей работников, которые подлежат медицинским осмотрам.
35. Производится информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях в УГСЗН Республики Адыгея исходя из специфики своей деятельности.
36. Информирование работников осуществляется в форме:
а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника;
б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
г) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;
д) изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;
е) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на сайте УГСЗН Республики Адыгея;
ж) размещения соответствующей информации в общедоступных местах.
37. Процедуры обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников в УГСЗН Республики Адыгея обеспечиваются мероприятиями по предотвращению травмирования работников, их заболеваемости.
38. К мероприятиям по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников относятся:
а) обеспечение рационального использования рабочего времени;
б) поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости работников.
Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников контролируется производственным контролем соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в УГСЗН Республики Адыгея.
39. При организации процедуры обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в УГСЗН Республики Адыгея устанавливается:
а) потребность в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
б) разрабатывается порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, включая организацию учета и хранения;
в) разрабатывается перечень должностей, работников и положенных им средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
40. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами производится по наименованиям, реквизитам и с указанием на типовые нормы выдачи работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, применение которых обязательно.
41. Выдача работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств сверх установленных норм их выдачи или в случаях, не определенных типовыми нормами их выдачи, осуществляется в зависимости от результатов проведения процедур оценки условий труда и уровней профессиональных рисков.
VI. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
42. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур в УГСЗН Республики Адыгея устанавливается порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:
а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;
б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;
в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.
43. В УГСЗН Республики Адыгея определяются основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур:
а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования; контроль выполнения работ работником в рамках осуществляемых производственных и технологических процессов; выявление опасностей и определения уровня профессиональных рисков; реализация иных мероприятий по охране труда, контроль показателей реализации процедур;
б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: (специальная оценка условий труда работников, обучение по охране труда, проведение, при необходимости, медицинских осмотров);
в) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению;
г) регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных элементов СУОТ, так и СУОТ в целом, в том числе с использованием средств видеонаблюдения.
44. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления в организации проводятся ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривается возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.
45. При проведении контроля функционирования СУОТ и анализа реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, необходимо оценивать следующие показатели:
а) достижение поставленных целей в области охраны труда;
б) способность действующей СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя по охране труда;
в) эффективность действий, намеченных на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
г) необходимость дальнейшего развития СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
ж) полноту идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУ ОТ в целях выработки корректирующих мер.
46. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются в форме акта.
47. Корректирующие действия производятся в случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний.
VII. Планирование улучшений функционирования СУОТ
48. Улучшение функционирования СУОТ в УГСЗН Республики Адыгея производится по результатам контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников.
49. Примерный перечень показателей контроля функционирования СУОТ определяется, но не ограничивается, следующими данными:
абсолютные показатели - время на выполнение, стоимость, технические показатели и показатели качества;
относительные показатели - план/факт, удельные показатели, показатели в сравнении с другими процессами;
качественные показатели - актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ.
50. При планировании улучшения функционирования СУОТ в УГСЗН Республики Адыгея проводится анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:
а) степень достижения целей в области охраны труда;
б) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей должностных лиц, отраженных в Политике по охране труда;
в) эффективность действий, намеченных в организации на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
г) необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц в организации в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
д) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
VIII. Реагирование на аварии, несчастные случаи профессиональные заболевания
51. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в УГСЗН Республики Адыгея устанавливается выявление потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.
52. Порядок действий при возникновении аварии производится с учетом существующих и разрабатываемых планов реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:
а) невозобновление работы в условиях аварии;
б) защиту людей, находящихся в опасной зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;
в) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;
г) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций;
д) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи или оказание первой помощи, выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в опасной зоне;
е) подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.
53. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваниях в УГСЗН Республики Адыгея устанавливается порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов.
54. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
IX. Управление документами СУОТ
55. Организация управления документами СУОТ в УГСЗН Республики Адыгея содержит:
формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы;
обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения и конкретного исполнителя;
процессы обеспечения охраны труда и контроля;
необходимые связи между структурными подразделениями, обеспечивающие функционирование СУОТ.
56. Лица, ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяются на всех уровнях управления и оформляются приказом.
57. В УГСЗН Республики Адыгея устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения.
58. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, устанавливаются контрольно-учетные документы СУОТ (записи):
а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;
б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
г) результаты контроля функционирования СУОТ.
X. Заключительные положения
59. Положение о СУОТ УГСЗН Республики Адыгея устанавливает общие требования к организации работы по охране труда на основе нормативно-правовых документов, принципов и методов управления, направленных на совершенствование деятельности по охране труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея от 18 апреля 2022 г. N 01/2-27 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Управлении государственной службы занятости населения Республики Адыгея"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Текст приказа размещен на Интерактивном портале Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея (http://zanad.ru)