О криминогенной обстановке и налоговых правонарушениях в сфере туризма
Краткая характеристика рынка туристических услуг
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами и входит наряду с нефтедобывающей промышленностью и автомобилестроением в число трех крупнейших экспортных отраслей.
Что же касается Российской Федерации, то доля нашей страны на мировом рынке туристических услуг по экспертным оценкам составляет не более 1%, что объясняется многими причинами, среди которых можно выделить следующие:
- материальная база туризма и гостиничного хозяйства нуждается в существенной реконструкции;
- не хватает квалифицированных кадров, недостаточно развита система их подготовки, что приводит к низкому уровню обслуживания клиентов;
- отсутствует система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристического продукта на внутренний и внешний рынки.
Формирование рынка туристических услуг в нашей стране фактически началось одновременно с радикальными экономическими и политическими реформами, которые обусловили появление начиная с 1991 года большого количества субъектов туристической деятельности.
Первоначально туристический бизнес развивался стихийно. Стремительный рост благосостояния отдельных граждан порождал устойчивый спрос на рынке выездного туризма. В это время вокруг уже созданных туристических предприятий стал формироваться круг фирм, сопровождающих этот бизнес:
- фирмы, оказывающие услуги по оформлению заграничных паспортов;
- транспортные фирмы;
- фирмы по распространению таймшеров и др.
Вместе с тем недостаточный государственный контроль за рынком туристических услуг обусловил появление многих негативных тенденций в данной сфере бизнеса: уклонение от уплаты налогов, появление значительного числа мошеннических фирм, фирм, не выполнявших взятые на себя обязательства.
Российский туризм был в то время достаточно доступным видом бизнеса, которым можно было заняться, не имея большого стартового капитала. Не представлял особой сложности и процесс лицензирования, который, по сути, был уведомительным, а не разрешительным.
В настоящее время в России насчитывается около 8 тысяч туристических фирм, которые подразделяются на турагентов (фирмы, перепродающие туры) и туроператоров (фирмы, организующие и реализующие туры). Однако формирование рынка туристических услуг еще не закончено, и сейчас сложно говорить о наличии туроператоров или турагентов в чистом виде. Отметим, что в большинстве стран с развитой туристической индустрией такое деление существует на законодательном уровне.
В настоящее время можно выделить следующие основные группы туристических фирм:
1) стабильные - с именем, широким перечнем предоставляемых услуг, постоянной клиентурой, работающие на рынке от 3 до 7 лет. Как правило, такие фирмы оказывают услуги нескольким тысячам туристов в год;
2) развивающиеся - недавно появившиеся на рынке, выполняющие взятые на себя обязательства, расширяющие географию и спектр оказываемых услуг;
3) регрессирующие - по той или иной причине теряющие клиентуру, работающие иногда без прибыли, нерегулярно выполняющие взятые на себя обязательства;
4) полукриминальные и криминальные - не выполняющие своих обязательств, а подчас и работающие по мошенническим схемам, присваивающие денежные средства клиентов, не оказывая при этом никаких услуг или оказывая услуги низкого качества и не в полном объеме. К этой же группе можно отнести фирмы, занимающиеся туристическим бизнесом полулегально без государственной лицензии. Как правило, это мелкие фирмы - "однодневки". Встречаются случаи, когда такие фирмы, собрав деньги с доверчивых клиентов, исчезают вместе со своим руководством и "хозяевами". Зачастую проблемы по возвращению из-за рубежа туристов, брошенных такими "фирмами" на произвол судьбы, ложатся на плечи государства.
В настоящее время большинство туристичесих фирм работает в области международного выездного туризма. Это связано главным образом со слабым развитием собственной туристской индустрии, а также со сложной криминогенной обстановкой. Многие российские граждане предпочитают путешествовать и отдыхать за границей, чему способствует доступность выездного туризма (цена отдыха за границей бывает даже ниже, чем на российских курортах при несопоставимом уровне обслуживания).
Наиболее распространенные налоговые правонарушения в туристическом бизнесе
В соответствии с анализом, проведенным специалистами, для туристических фирм, занимающихся международным туризмом, характерны следующие нарушения налогового законодательства:
1) необоснованное отнесение на затраты производства:
- средств, направленных на рекламу. В частности, нередко отсутствуют первичные документы, подтверждающие факт исполнения работ;
- сумм денежных средств, уплаченных туристической фирмой за обработку грузов туристов. Данные расходы не включаются в стоимость туристических путевок и не подтверждаются первичными бухгалтерскими документами;
- представительских расходов;
- скидок, предоставленных в качестве вознаграждения турагентам;
- сумм штрафных и финансовых санкций;
- оплаты за информационные и маркетинговые услуги (отсутствует необходимая документация);
- стоимости лицензии на международную деятельность в полном объеме при ее получении;
- непроизводственных расходов по основным производственным фондам;
- стоимости авиабилетов, оплаченных, но не использованных по чартерным рейсам, в случае отсутствия договора субчартера;
- стоимости услуг, не включенных в стоимость туристической путевки.
В качестве примера можно привести документальную проверку ООО "Г-2000", занимающегося туристическим бизнесом, проведенную налоговой полицией Ростовской области. В ходе проверки было установлено, что предприятие не в полном объеме отражало выручку от реализации услуг за обслуживание туристов. По результатам проверки в бюджет государства доначислено около 1 млн руб. В отношении руководителя фирмы рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст.199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и взносов с организации);
2) неоприходование в кассах туристических фирм наличных денежных сумм, полученных от оказания услуг населению.
Так, органами налоговой полиции совместно с ГНИ проведена документальная проверка ООО "Миркин и Ко". В результате выявлено сокрытие бухгалтером предприятия Дерюгиной К.М. части выручки от реализации туристических путевок в г.Дубаи в 1999 году. Наличные денежные средства, полученные в результате реализации туристических путевок, сдаваемые менеджерами предприятия в конце каждого рабочего дня директору либо в его отсутствие главному бухгалтеру, использовались последними в личных целях. Сумма нанесенного государству ущерба составила более 900 тыс. руб. Всего с учетом штрафных санкций доначислено более 5 млн руб. В отношении руководителей предприятия возбуждено уголовное дело по части первой ст.199 УК РФ, которое было прекращено вследствие акта амнистии. Бульшая часть причиненного ущерба была возмещена, проводятся мероприятия по взысканию остальной суммы;
3) завышение себестоимости оказанных услуг;
4) сокрытие налогооблагаемой прибыли, полученной от перевозки багажа.
Для этого на территории иностранного государства туристическое агентство находит фирму, которая обязуется доставить груз (в основном товар "челноков") в Россию. Клиенты российской туристической фирмы производят оплату за эти услуги наличными непосредственно иностранной фирме-перевозчику. Полученная при этом прибыль, как правило, распределяется между иностранным партнером и российской фирмой и не отражается в документах бухгалтерского учета;
5) использование российскими туристическими фирмами особенностей деловой практики иностранных партнеров.
Так, российская фирма реализует путевку клиенту по фиксированной цене, а затем формирует группы. При этом за рубежом существует практика предоставления значительных скидок при групповом обслуживании туристов. В результате турагентство договаривается с зарубежным партнером о снижении стоимости оказываемых услуг; при этом образующаяся разница в ценах, не отражаемая в бухгалтерских документах, переводится на счет российской туристической фирмы в иностранном банке, как правило, расположенном в оффшорной зоне, либо в виде наличной валюты поступает в распоряжение руководства указанной фирмы.
Встречаются случаи, когда российское турагентство заключает договор с зарубежным партнером об оказании последним услуг по приему, размещению и обслуживанию российских туристов. Указанный договор присутствует в документах фирмы, предъявляемых в налоговые органы. В нем, как правило, оговаривается, что оплата за услуги по организации отдыха производится клиентом непосредственно представителю зарубежной фирмы. Фактически же встречающая иностранная фирма является компаньоном российского турагентства, а ее учредителями и сотрудниками являются бывшие граждане Российской Федерации и других государств СНГ, которые постоянно проживают за рубежом и организуют там пребывание российских туристов. Часть денежных средств, полученных за оказание услуг по организации отдыха, в виде "комиссионных" передается руководству российской фирмы и не учитывается в бухгалтерском и налоговом учете.
По имеющейся информации такой способ используется многими турагентствами. Это связано с тем, что документирование данного вида налоговых правонарушений и преступлений крайне затруднено. Проверки не выявляют фактов сокрытия прибыли, так как в документах бухгалтерского учета, как правило, полностью отражены доходы, полученные от деятельности по формированию группы, оформлению виз, доставке к месту проведения отдыха и т.п. Основная же часть доходов извлекается на территории иностранного государства в наличной валюте и на балансе предприятия не отражается.
Налоговые правонарушения в сфере курортного обслуживания населения
На сегодняшний день в Российской Федерации имеется большое количество пансионатов, домов отдыха, детских оздоровительных учреждений, которые не являются самостоятельными плательщиками налогов, поскольку находятся на консолидированном балансе юридических лиц, зарегистрированных в других регионах Российской Федерации.
Данные учреждения используют ряд способов уклонения от уплаты налогов. В частности, многие предприятия, занимающиеся организацией и проведением санаторно-курортного лечения и отдыха, до начала курортного сезона осуществляют безналичные расчеты. При этом оговаривается, что оплата за услуги, не вошедшие в стоимость путевок, производится наличными денежными средствами на месте. Практически всегда данные средства скрываются впоследствии от налогообложения. Некоторые руководители и персонал санаториев, баз отдыха, пансионатов, находящихся на балансе юридических лиц из других регионов страны, систематически подселяют людей со стороны, ведут с ними расчеты наличными денежными средствами, которые впоследствии не отражаются в бухгалтерской отчетности и присваиваются.
По оценкам специалистов органов налоговой полиции Краснодарского края, в период 1998-2000 годов в ряде населенных пунктов Черноморского побережья были отмечены случаи строительства физическими лицами частных домовладений, состоящих из десяти, а иногда и более комнат, предназначенных для размещения отдыхающих. Систематически получая от сдачи этих помещений в аренду значительную прибыль, домовладельцы в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей не регистрируются, уклоняясь от уплаты налогов.
Выявление и пресечение нарушений налогового законодательства в таких частных гостиницах затруднено ввиду практической невозможности установления действительного числа отдыхающих, а также уплаченных ими сумм за предоставление помещений.
Нарушения, допускаемые иностранными туристическими компаниями
Среди нарушений, допускаемых иностранными туристическими компаниями и влияющих на криминогенную обстановку в области налогового законодательства, наиболее часто встречается работа без аккредитации, регистрации или с регистрацией, но без постановки на налоговый учет. Так, только по оценкам специалистов налоговой полиции, из общего числа действующих на территории России иностранных туристических фирм лицензию на международную туристическую деятельность имеют лишь 60%. Кроме того, подавляющее большинство таких фирм работает с наличными или, используя международный характер деятельности, осуществляет перевод конвертированных средств за обслуживание туристов за рубеж вместе с прибылью, образуемой в результате данной деятельности. Таким образом, основные денежные средства не подпадают под налогообложение в Российской Федерации.
Рассмотренные способы сокрытия прибыли от туристической деятельности характерны для многих субъектов Российской Федерации, где развиты туризм и курортное дело. Во многом это объясняется пробелами федерального законодательства, затрудняющими контроль за получением доходов в данной сфере.
И.Н. Соловьев,
ФСНП России, к.ю.н.
"Налоговый вестник", N 5, май 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1