Решение Самарского областного суда от 11 января 2022 г. N 3а-137/2022 (3а-2105/2021)
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-137/2022 (3а-2105/2021) по административному исковому заявлению Т. М.С., П. В.В., М. С.Н. к Думе городского округа Самара о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
Т. М.С., П. В.В., М. С.Н. (далее административные истцы) обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением в котором, просили: признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 г. N 539 в редакции решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 г. N 181 в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований указывается, что административные истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>. Участок расположен в территориальной зоне Ж-1, при этом на часть участка действие градостроительного регламента не распространяется, в связи с нахождением участка в границах красных линий.
Установление красных линий нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку лишает их возможности реализовать надлежащим образом свои права на земельный участок.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Б. С.П. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Думы городского округа Самары по доверенности К. П.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что решение административного органа принято в соответствии с нормами законодательства, имеющими большую юридическую силу, проверялось в порядке судебного нормоконтроля в полном объеме (решение Ленинского районного суда г. Самары от 5 мая 2012 г.), не нарушает права и законные интересы заявителей. Часть спорного земельного участка принадлежит территории общего пользования - автомобильной дороге местного значения (ул. Промышленности). Решением Думы г.о. Самара N 181 красные линии были перенесены на схему N 5 "Схема границ инженерной и транспортной инфраструктуры". Изначально при разработке Генерального плана использовались Схема магистралей, городского и внешнего транспорта по Генеральному плану Куйбышева, утвержденная в 1987 году" и Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта 1993 года. Таким образом, красные линии установлены до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и до настоящего времени не изменялись. Учитывая, что изменение красных линий в отношении спорного земельного участка не планировалось, оснований для разработки проекта планировки территории, у органов местного самоуправления не имелось.
Представитель Главы г.о. Самары в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения на заявленные требования, в которых поддержал правовую позицию Думы г.о. Самара. Аналогичная правовая позиция изложена в отзыве Департамента градостроительства городского округа Самары.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования следует удовлетворить, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Установлено, что решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 г. N 539 утверждён Генеральный план городского округа Самары с последующим внесением в него изменений.
Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета", N 59 (3852), 3 апреля 2008 (карты и схемы), N 64 (3857), 10 апреля 2008 г.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликованы и по процедуре его принятия не оспаривается.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. К таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана.
Действующий с 9 июня 2017 г. порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 г. N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Из материалов дела следует, что Т. М.С., П. В.В., М. С.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Участок расположен в территориальной зоне Ж-1, при этом на часть участка действие градостроительного регламента не распространяется, в связи с нахождением участка в границах красных линий.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самары, часть земельного участка расположена в границах красных линий автомобильной дороги местного значения (ул. Промышленности).
Красные линии были исключены из схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" Генерального плана г.о. Самары, утверждённого решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 г. N 539, и нанесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 г. N 181.
Таким образом, поскольку статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, требования административных истцов об оспаривании утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 г. N 539 Генерального плана г.о. Самары заявлены обоснованно.
Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плана г. Куйбышева, утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 1 июня 1987 г. N 226, а также перенесены из схемы развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта 1993 года правового значения для рассмотрения данного спора не имеют.
Кроме того, как следует из представленных административными истцами доказательств (ответ АО "Р. - Ф. БТИ") изначально спорный участок выделялся в бессрочное пользование И. А.Д. 26.11.1952, т.е. был сформирован ранее принятия как Генерального плана г. Куйбышева 1987 г., так и Генерального плана г.о. Самара.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что следует признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план г.о. Самары, утвержденный решением Думы г.о. Самары от 20 марта 2008 г. N 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 7 февраля 2012 г. N 181, в части установления красных линий в границах спорного земельного участка.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административные исковые требования Т. М.С., П. В.В., М. С.Н. к Думе городского округа Самара удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 г. N 539 в редакции решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 г. N 181 в части установления на Схеме N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании административного органа.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.01.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 11 января 2022 г. N 3а-137/2022 (3а-2105/2021)
Текст решения опубликован не был
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании