В соответствии с Федеральными законами от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Кировской области от 28.04.2009 N 9/94 "О мерах по противодействию коррупции в Кировской области", приказываю:
1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), издаваемых управлением ветеринарии Кировской области согласно приложению.
2. Отделу по организационной и контрольной работе опубликовать Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), издаваемых управлением ветеринарии Кировской области, утверждаемый настоящим приказом, на официальном сайте управления ветеринарии Кировской области.
3. Ответственность за выполнение настоящего приказа возложить на начальника отдела юридической и кадровой работы Шемановскую Е.А.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника управления ветеринарии Кировской области Иванову Е.В.
Начальник управления ветеринарии |
С.Ф. Чучалин |
УТВЕРЖДЕН
приказом начальника
управления ветеринарии
Кировской области
от 09.02.2022 N 26-од
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), издаваемых управлением ветеринарии Кировской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан с учетом положений Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области, утвержденных Постановлением Правительства Кировской области от 28.04.2009 N 9/94, в целях выявления и последующего исключения из нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), издаваемых управлением ветеринарии Кировской области (далее - нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов), коррупциогенных факторов и определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
1.2. В Порядке используются следующие основные понятия:
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
дискреционные полномочия - совокупность прав и обязанностей органа государственной власти, должностных лиц, предоставляющих возможность органу государственной власти или должностному лицу по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого управленческого решения либо предоставляющих возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких предусмотренных нормативным правовым актом вариантов управленческих решений.
2. Коррупциогенные факторы
Коррупциогенными факторами являются:
2.1. Факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:
2.1.1. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
2.1.2. Определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
2.1.3. Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
2.1.4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.
2.1.5. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
2.1.6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
2.1.7. Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
2.1.8. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.1.9. Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти области, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
2.2. Факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
2.2.1. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
2.2.2. Злоупотребление правом заявителя органами государственной власти области, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
2.2.3. Юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Инструменты обнаружения коррупциогенных факторов
Для обнаружения коррупциогенных факторов в текстах нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) следует:
3.1. Проанализировать все полномочия управления ветеринарии Кировской области (далее - Управление).
3.2. Определить, какие полномочия диктуют ему единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать государственные служащие управления для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольно-надзорные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), издаваемых Управлением, проводится работниками отдела юридической и кадровой работы Управления одновременно с проведением правовой экспертизы и состоит из трех этапов.
4.1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации (необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме проекта нормативного правового акта).
4.2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы (необходимо выявить в тексте нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению).
Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов.
4.3. Заключительный этап - визирование проекта нормативного правового акта лицом, проводящим антикоррупционную экспертизу, либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Заключение экспертизы составляется по форме, согласно приложению.
Коррупциогенные факторы, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта, устраняются исполнителем при его доработке и направляются лицу, проводившему антикоррупционной экспертизы, для повторного проведения антикоррупционной экспертизы.
В случае несогласия исполнителя с заключением лица, проводившего антикоррупционную экспертизу, проект нормативного правового акта вместе с заключением представляется начальнику Управления (лицу, исполняющему обязанности временно отсутствующего начальника Управления) для принятия решения.
5. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)
5.1. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
5.2. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов разработчики проектов нормативных правовых актов обеспечивают их размещение в сети Интернет на официальном информационном сайте Правительства Кировской области (http://kirovreg.ru).
5.3. Срок, устанавливаемый разработчиками проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, не может быть менее 14 календарных дней и исчисляется со дня размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте Правительства области.
5.4. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.
5.5. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком проекта в течение 30 дней со дня получения его по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
5.6. По результатам рассмотрения заключения разработчиком проекта нормативного правового акта принимается решение о доработке документа или отклонении заключения. О принятом решении независимому эксперту направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Приложение
к Порядку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
1. В целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего
устранения ______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность)
проведена антикоррупционная экспертиза
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование и реквизиты нормативного правового акта или проекта
нормативного правового акта
2. Основания для проведения экспертизы.
2.1.1. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые
использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права,
определений судов, научной литературы и т.п.:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2.1.2. Конкретные положения нормативного правового акта (проекта
нормативного правового акта), содержащие коррупциогенные нормы, с
указанием структурных единиц нормативного правового акта либо проекта
нормативного правового акта (разделов, глав, статей, частей, пунктов,
подпунктов, абзацев) и соответствующих коррупциогенных факторов.
Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к
коррупциогенным факторам, но могут способствовать созданию условий для
проявления коррупции, также указываются в заключении.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2.1.3. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо
предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения
коррупциогенности нормативного правового акта (проекта нормативного
правового акта). Могут быть отражены возможные негативные последствия
сохранения в проекте документа выявленных коррупциогенных факторов.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2.1.4. Вывод: представленный нормативный правовой акт (проект
нормативного правового акта) содержит коррупциогенные факторы, указанные
в заключении.
______________________________ ________________ _________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления ветеринарии Кировской области от 9 февраля 2022 г. N 26-од "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), издаваемых управлением ветеринарии Кировской области"
Текст приказа опубликован не был