Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния подконтрольной среды
Правовыми основаниями разработки программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2022 год Министерства экологии Челябинской области по региональному государственному экологическому контролю (надзору) являются (далее - программа профилактики):
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденный протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27 марта 2018 г. N 2;
Общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 168;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "N 1680"
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Государственный экологический контроль (надзор) организуется на федеральном уровне (Росприроднадзором) и на региональном уровне (государственными органами субъектов Российской Федерации).
На территории Челябинской области исполнительным органов государственной власти, уполномоченным осуществлять региональной государственный экологический контроль (надзор) является Министерство экологии Челябинской области (далее по тексту - Министерство).
Объектами государственного экологического контроля (надзора) являются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду - объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", далее - Закон N 7-ФЗ).
Разграничение полномочий при осуществлении государственного экологического надзора между территориальным федеральным органом исполнительной власти (Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) и Министерством регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" и приказом Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.12.2010 г. N 544 "Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Челябинской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю".
Непосредственную деятельность по осуществлению регионального государственного экологического надзора в Министерстве реализуют четыре отдела регионального государственного экологического надзора в составе:
отдел регионального государственного экологического надзора управления регионального государственного экологического надзора (территориально расположен в городе Челябинске), которому подведомственны: Челябинский, Копейский, Южноуральский, Озерский, Снежинский, Троицкий городские округа и Сосновский, Каслинский, Увельский, Еткульский, Еманжелинский, Кунашакский, Троицкий, Октябрьский муниципальные районы;
Златоустовский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора управления регионального государственного экологического надзора (территориально расположен в городе Златоусте), которому подведомственны: Златоустовский, Верхнеуфалейский и Трехгорный городские округа и Ашинский, Катав-Ивановский, Усть-Катавский, Саткинский, Кусинский, Нязепетровский, Пластовский муниципальные районы;
Магнитогорский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора управления регионального государственного экологического надзора (территориально расположен в городе Магнитогорске), которому подведомственны: Магнитогорский, Локомотивный городские округа и Агаповский, Кизильский, Нагайбакский, Верхнеуральский, Чесменский, Варненский, Карталинский, Брединский муниципальные районы;
Миасский территориальный отдел регионального государственного экологического надзора управления регионального государственного экологического надзора (территориально расположен в городе Миассе), которому подведомственны: Миасский, Чебаркульский, Карабашский, Кыштымский городские округа и Чебаркульский, Уйский, Аргаяшский муниципальные районы.
На особо охраняемых природных территориях регионального значения государственный надзор за соблюдением гражданами требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях осуществляется областным государственным учреждением "Особо охраняемые природные территории Челябинской области" (далее именуется - ОГУ ООПТ).
Ключевыми рисками в сфере природопользования и охраны окружающей среды является причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
При этом субъектами регионального государственного экологического контроля (надзора) Министерства являются как юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, так и граждане Российской Федерации и органы государственной власти, органы местного самоуправления. Однако основное внимание уделено именно соблюдению требований природоохранного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при эксплуатации ими конкретных объектов негативного воздействия.
Экологический контроль направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами хозяйственной и иной деятельности требований законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения, в том числе, нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Министерство в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 20.09.2021 г. N 443-П выполняет возложенные функции по региональному государственному экологическому контролю (надзору) посредством проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.06.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами.
Ежегодные планы проведения плановых проверок размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу:
https://mineco.gov74.ru/mineco/activities/regionalnyjgosudarstvennyjekol/knd/ regnadzor/provedenieplanovyxproverok.htm.
Отчеты о результатах контрольной (надзорной) деятельности размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу:
https://mineco.gov74.ru/mineco/activities/regionalnyjgosudarstvennyjekol/knd/ regnadzor/rezultatykontrolnonadzornyxme.htm.
Одновременно, в 2021 году Министерство на постоянной основе организовывает и проводит мероприятия по профилактике нарушений, в том числе в форме информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, проведения разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами, обеспечивает регулярное (не реже одного раза в полгода) обобщение правоприменительной практики в соответствующей сфере деятельности регионального государственного экологического надзора и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений, а также выдачи предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
Отчеты по программе профилактики нарушений, осуществляемые Министерством экологии Челябинской области, размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу:
https://mineco.gov74.ru/mineco/activities/regionalnyjgosudarstvennyjekol/knoV regnadzor/profilaktikanarushenijobyazate.htm.
На текущий момент (с 2018 года) проведение плановых проверочных мероприятий осуществляется Министерством с применением риск-ориентированного подхода, закрепленного Федеральным законом N 294-ФЗ.
Количество проверенных субъектов предпринимательства, согласно плана проведения проверок, поэтапно снижается: в 2017 г. - 78, в 2018 г. - 59, в 2019 г. - 37, в 2020 г. - 11 *, в 2021 г. - 31 плановых проверок.
(* на показатель "Общее количество проведенных проверок" повлияло ограничение проведения плановых и внеплановых проверок, согласно постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Объекты по видам регионального государственного экологического контроля (надзора) (в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов) распределены по категориям риска и размещены на официальном сайте Министерства. Приказом Министерства от 27.09.2021 г. N 630 утвержден Перечень объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору на территории Челябинской области, которым присвоены категории риска. В перечне 2886 объектов.
Приказ и Перечень объектов размещен на официальном сайте Министерства в разделе "Контрольно-надзорная деятельность".
Внедрен механизм самообучения подконтрольных субъектов по определению перечней предъявляемых к ним обязательных требований:
- приказом Министерства от 21.05.2018 г. N 620 утверждены проверочные листы, содержащие обязательные требования (список контрольных вопросов). Проверочные листы применяются при осуществлении регионального государственного экологического надзора (обеспечивают возможность самооценки подконтрольных субъектов на предмет соблюдения предъявляемых к ним требований). Все плановые проверки проводятся с применением чек-листов.
- приказом Министерства от 01.12.2021 г. N 803 утвержден перечень обязательных требований: перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора), привлечения к административной ответственности.
- на сайте Министерства в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" в свободном и открытом доступе размещены тексты нормативных правовых актов, утвержденный перечень НПА с обязательными требованиями природоохранного законодательства, проверочные (контрольные) листы, применяемые при осуществлении регионального государственного экологического надзора и содержащие обязательные требования природоохранного законодательства; также размещены утвержденные Руководства по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, охраны и использования водных объектов, обращения с отходами, законодательства об особо охраняемых природных территориях, содержащие обязательные требования, соблюдение которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора);
- проводятся публичные обсуждения правоприменительной практики по региональному государственному экологическому надзору, в процессе которых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям даются разъяснения изменений законодательства в сфере охраны окружающей среды (25.03.2021 г. и 25.11.2021 г.)
Министерством организована работа по созданию в Челябинской области системы общественного контроля. Создана постоянно действующая комиссия по рассмотрению заявлений граждан о присвоении статуса общественного инспектора, принимаются заявления от граждан, изъявивших желание оказывать Министерству содействие в природоохранной деятельности в качестве общественного инспектора на добровольной и безвозмездной основе.
Для повышения эффективности общественного контроля ведется работа по организации взаимодействия с общественными инспекторами по охране окружающей среды согласно порядку, определенному приказом Минприроды России от 12.07.2017 г. N 403 "Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды" и статьей 68 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Результаты надзорной деятельности
Показатель |
Ед. изм. |
2020 г. |
2021 г. |
1 .Количество объектов хозяйственной или иной деятельности, подлежащих государственному региональному экологическому надзору |
ед. |
2576 |
2886 |
2.Численность инспекторов, осуществляющих государственный региональный экологический надзор |
ед. |
29 |
29 |
3.Контрольно-надзорные мероприятия (сумма 3.1. -3.4) |
ед. |
586 |
577 |
в том числе: |
|
|
|
3.1. плановые проверки |
ед. |
12 (из них по 1 - акт о невозможности проведения проверок) |
28 (из них по 3 - акт о невозможности проведения проверок) |
3.2. внеплановые проверки |
ед. |
31 |
12 |
3.3. рейдовые мероприятия |
ед. |
485 |
460 |
3.4. участия в проверках прокуратуры с составлением заключений, информации |
ед. |
76 |
77 |
4. Количество проведенных административных расследований, проведенных помимо контрольно-надзорных мероприятий. |
ед. |
120 |
149 |
5. Количество предписаний выданных по результатам проведения плановых и внеплановых проверок |
ед. |
43 |
69 |
6. Количество выявленных нарушений законодательства при проведении государственного регионального экологического надзора, всего (сумма 6.1. - 6.4) |
ед. |
478 |
79 |
в том числе: |
|
|
|
6.1. в области охраны атмосферного воздуха |
ед. |
131 |
40 |
6.2. в области водопользования |
ед. |
74 |
1 |
6.3. в области обращения с отходами |
ед. |
246 |
28 |
6.4. прочее |
ед. |
27 |
10 |
7. Количество лиц, привлеченных к административной ответственности (сумма 7.1. - 7.2) |
ед. |
418 |
462 |
в том числе: |
|
|
|
7.1. количество штрафов, всего (сумма 7.1.1. -7.1.4) |
ед. |
264 |
409 |
в том числе: |
|
|
|
7.1.1. в области охраны атмосферного воздуха |
ед. |
46 |
123 |
7.1.2. в области водопользования |
ед. |
67 |
53 |
7.1.3. в области обращения с отходами |
ед. |
75 |
137 |
7.1.4. прочее |
ед. |
76 |
96 |
7.2. Количество выданных предупреждений |
ед. |
154 |
53 |
8. Количество выданных предостережений |
ед. |
359 |
807 |
9. Сумма наложенных штрафов за нарушения в области охраны окружающей среды, выявленных в рамках государственного регионального экологического надзора, всего (сумма 9.1. - 9.4) |
тыс. руб. |
8415,6 |
14464,0 |
в том числе: |
|
|
|
9.1. в области охраны атмосферного воздуха |
тыс. руб. |
892 |
1955,0 |
9.2. в области водопользования |
тыс. руб. |
2170 |
1970,5 |
9.3. в области обращения с отходами |
тыс. руб. |
2922 |
7581,5 |
9.4. прочее |
тыс. руб. |
2431,6 |
2957,0 |
Информация о неоплаченных штрафах направляется судебным приставам для принудительного взыскания.
В результате проводимых мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований законодательства в 2021 году по сравнению с 2020 годом значительно снизилась доля субъектов, допустивших нарушения, в результате которых причинен вред (ущерб) или была создана угроза его причинения. Увеличилась доля субъектов, у которых были устранены нарушения, выявленные в результате проведения контрольно-надзорных мероприятий. Снизилось количество правонарушений, связанных с неисполнением предписаний.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в 2022 году планируется Министерством в условиях вступления в силу Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации. Требования к профилактике рисков причинения вреда (ущерба)охраняемым законом ценностям определены разделом IV Федерального закона N 248-ФЗ "Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, независимая оценка соблюдения обязательных требований".
1.2. Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха
Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Министерством в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Под государственным надзором в области охраны атмосферного воздуха понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Типовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха
в 2018 - 2021 гг.
К типовым и массовым нарушениям относится - несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1 КоАП РФ). Чаще всего проявляемое в ненадлежащем осуществлении предприятиями производственного контроля на источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, невыполнении мероприятий по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий, не согласовании указанных мероприятий с Министерством.
Так же массовым является нарушение правил эксплуатации, неиспользование либо ненадлежащее использование, сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ).
Все вышеперечисленные типовые нарушения являются нарушениями, влекущими непосредственный ущерб охраняемым законом ценностям или его угрозу и учитываются при присвоении объектам государственного надзора категорий риска.
Таким образом, учитывая причины, способствующие нарушению обязательных требований, основным видом профилактических мероприятий в данной сфере является непосредственная работа с природопользователями (разъяснительная и консультационная работа, информирование по вопросам соблюдения обязательных требований).
1.3. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов
Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется Министерством в соответствии со статьей 36 Водного кодекса Российской Федерации.
Типовые нарушения,
выявленные при осуществлении регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов
в 2018 - 2021 гг.
Наибольшее число нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, выявляемых Министерством при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, касаются самовольного занятия водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6 КоАП РФ), использования прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности (ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ), нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ).
Нарушения, связанные с самовольным занятием водного объекта или пользованием им с нарушением установленных условий, выявляемые Министерством при осуществлении регионального государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, могут являться причиной непосредственного вреда природной среде, поэтому также учитываются при присвоении соответствующей категории риска объекту негативного воздействия.
Учитывая динамику выявляемых нарушений, данное направление регионального надзора также требует продолжение практики профилактических мероприятий с природопользователями (информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит), в том числе по разъяснению обязательных требований, выработки механизмов законопослушного поведения как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и граждан, проведение совместных профилактических мероприятий и информационного обмена с Росреестром, Министерством имущества и природных ресурсов, муниципальными органами и силовыми структурами.
1.4. Государственный надзор в области обращения с отходами
Под государственным надзором в области обращения с отходами понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Типовые нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного надзора в области обращения с отходами
в 2018 - 2021 гг.
Среди типовых нарушений в области обращения с отходами (ст. 8.2 КоАП РФ) можно выделить:
несанкционированное размещение отходов;
отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
отсутствие паспортов на отходы I-IV класса опасности;
отсутствие учета образования, использования, передачи отходов в соответствии с приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. N 1028.
Учитывая исключительную важность урегулирования вопросов сферы обращения с отходами, профилактические мероприятия в данной сфере можно подразделить на 2 направления:
- повышение экологической грамотности граждан Российской Федерации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами (проведение публичных обсуждений по соблюдению обязательных требований, открытых встреч и экологических уроков, развитие системы общественного контроля);
- системная работа с муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами, и заинтересованными государственными органами и общественными объединениями предпринимательского сообщества по разработке мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, привлечению инвестиций в природоохранную деятельность и разъяснению обязательных требований.
1.5. Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения
Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется Министерством в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Типовые нарушения,
выявленные при осуществлении регионального государственного надзора в области охраны и использования ООПТ
в 2018 - 2021 гг.
Типовыми нарушениями, выявленными при осуществлении государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в 2021 г. являются несоблюдение субъектами хозяйственной и иной деятельности, а также гражданами установленного режима особой охраны на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в том числе запретов на сброс сточных и дренажных вод, сброс грунта, отходов, строительных и других материалов.
В рамках профилактической работы государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения целесообразно проведение семинаров, встреч, открытых уроков совместно с Областным государственным учреждением "Особо охраняемые природные территории Челябинской области", осуществляющими управление ООПТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.