Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минздрава ЧР
от 26 апреля 2022 г. N 237
Стандарт
антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Министерства здравоохранения Чеченской Республики
1. Стандарт антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Министерства здравоохранения Чеченской Республики - это совокупность законодательно установленных правил, выраженных в виде запретов, ограничений, требований, следование которым предполагает формирование устойчивого антикоррупционного поведения государственных служащих.
2. Стандарт антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего предполагает активность его действий, направленных на предотвращение коррупционных проявлений, и (или) строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа от совершения каких-либо действий. При этом поведение государственного гражданского служащего должно соответствовать этическим правилам, предусмотренным Этическим кодексом государственных гражданских и муниципальных служащих Чеченской Республики, утвержденным указом Президента Чеченской Республики от 12 августа 2009 г. N 261.
3. В основе поведения государственного гражданского служащего лежит фактор непосредственных действий по исполнению должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом:
- реализация прав и обязанностей;
- несение ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с задачами и функциями Министерства здравоохранения Чеченской Республики и функциональными особенностями замещаемой должности;
- принятие управленческих и иных решений по вопросам, закрепленным в должностном регламенте;
- участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
- взаимодействие в связи с исполнением должностных обязанностей с иными государственными органами, другими гражданами, а также с организациями;
- предоставление государственных услуг гражданам и организациям в соответствии с административными регламентами Министерства здравоохранения Чеченской Республики.
Отклонение от положений должностного регламента при осуществлении своих полномочий может способствовать совершению коррупционных правонарушений, а также являться признаком коррупционного поведения.
3.1. Представление достоверных сведений о своих доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Предоставление сведений осуществляется гражданином, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы, включенной в перечень, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Чеченской Республики, а также государственным гражданским служащим, замещающим указанную должность государственной гражданской службы.
Непредставление гражданином при поступлении на государственную гражданскую службу указанных сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную гражданскую службу Министерства здравоохранения Чеченской Республики.
Невыполнение государственным служащим вышеуказанной обязанности является правонарушением, влекущим освобождение государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чеченская Республики.
Совершение вышеуказанных действий направлено на предупреждение коррупционных правонарушении и способствует созданию атмосферы "невыгодности" коррупционного поведения.
3.2. Предварительное уведомление руководителя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.
Государственный гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при условии:
- если это не повлечет за собой конфликт интересов (т.е. иная оплачиваемая деятельность не будет влиять на надлежащее исполнение обязанностей по замещаемой должности государственной гражданской службы: время осуществления иной работы, заработная плата, выполняемые им иные функции);
- государственный гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя об этом (это должно быть сделано в письменном виде и у государственного гражданского служащего до начала осуществления иной оплачиваемой деятельности должно быть подтверждение, что руководитель уведомлен).
3.3. Получение письменного разрешения руководителя.
- на занятие оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
- на принятие наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в должностные обязанности государственного гражданского служащего входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
3.4. Передача подарков, полученных государственным гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, в Министерство здравоохранения Чеченской Республики, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Указанное правило применяется в случае, если стоимость подарков превышает три тысячи рублей. Вместе с этим государственный гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подарки стоимостью до трех тысяч рублей поступают в самостоятельное распоряжение государственного гражданского служащего. Поведение государственного гражданского служащего в этом случае направлено на то, чтобы получение подарка не было связано с его личной выгодой.
3.5. Передача принадлежащих государственному гражданскому служащему ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.
Указанное действие государственного гражданского служащего направлено на предотвращение возникновения конфликта интересов, когда личная заинтересованность может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей (например, государственный гражданский служащий использует служебную информацию для получения дополнительного дохода по ценным бумагам). Передача в доверительное управление ценных бумаг осуществляется в соответствии с главой 53 "Доверительное управление имуществом" Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
3.6. Отсутствие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
При наличии таких обстоятельств государственный гражданский служащий обязан отказаться от замещения соответствующей должности в установленном порядке путем увольнения с государственной службы, перевода на другую должность в Министерстве здравоохранения Чеченской Республики или в другом государственном органе.
3.7. Использование средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества только в связи с исполнением должностных обязанностей.
В противном случае действия государственного гражданского служащего можно рассматривать как действия, направленные на получение каких-либо благ для себя или для третьих лиц, что подпадает под признаки коррупции. Не допускается также передача государственного имущества другим лицам.
3.8. Проявление нейтральности, исключающей возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.
Данное правило поведения направлено на предотвращение нарушения, в том числе Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", согласно которому вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.
Лица, находящиеся на государственной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. Предоставление государственным гражданским служащим преимуществ какой-либо партии (объединению), выраженное в определенных действиях, будет способствовать получению ими определенной выгоды, что также является коррупционным поведением.
3.9. Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, в части антикоррупционной составляющей.
Государственный гражданский служащий, считающий, что он не обладает достаточными знаниями в сфере противодействия коррупции, может самостоятельно получить необходимые знания (в режиме самоподготовки) либо проинформировать об этом руководителя для возможного направления его на обучение.
3.10. Уведомление руководителя, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного гражданского служащего.
Невыполнение вышеуказанной обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной гражданской службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики.
3.11. Письменное уведомление своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Государственный гражданский служащий обязан сообщать руководителю о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Указанная обязанность служащего направлена на предотвращение коррупционного поведения. После получения от служащего уведомления руководитель принимает меры к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которые могут заключаться в следующем:
- в изменении должностного или служебного положения государственного гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;
- в отказе государственного гражданского служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
- в отводе или самоотводе государственного гражданского служащего.
3.12. Обращение в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Министерства здравоохранения Чеченской Республики в целях получения согласия на замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях после увольнения со службы, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного гражданского служащего.
Гражданин, замещавший должности государственной гражданской службы, перечень которых утвержден приказом Министерства здравоохранения Чеченской Республики, в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Решения комиссии являются обязательными для лица, замешавшего соответствующую должность.
3.13. Сообщение руководителю сведений о последнем месте своей службы при заключении трудовых договоров.
Гражданин, замещавший должности государственной гражданской службы, перечень которых утвержден приказом Министерства здравоохранения Чеченской Республики, в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать сведения о последнем месте своей службы.
Указанное действие направлено на реализацию новым работодателем обязанности по информированию о заключении договора руководителя государственного гражданского служащего по последнему месту его службы.
3.14. Государственные гражданские служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным гражданским служащим (заместители министра, руководители структурных подразделений), призваны:
- принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
- принимать меры по предупреждению коррупции;
- не допускать случаев принуждения государственных гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.
4. Соблюдение запретов, ограничений, требований к служебному поведению, связанных с государственной службой.
4.1. Не осуществлять предпринимательскую деятельность.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. У лица, находящегося на государственной гражданской службе и занимающегося предпринимательской деятельностью, всегда есть соблазн предоставить для себя какие-нибудь выгоды (преимущества), что в рамках антикоррупционного поведения недопустимо.
4.2. Не участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией.
Ситуация, при которой государственный гражданский служащий находится в финансовой зависимости от коммерческой организации, не будет способствовать антикоррупционному поведению государственного гражданского служащего, так как всегда есть риск совершения коррупционного правонарушения. Вместе с этим государственный гражданский служащий может участвовать в деятельности органа управления коммерческой организацией, являясь его членом, в рамках своих служебных обязанностей.
4.3. Не приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
Государственный гражданский служащий, обладая в связи со служебной деятельностью информацией о положительной динамике по доходам определенной компании, может совершить коррупционные действия, которые будут выражены в приобретении акций этой компании.
4.4. Не быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в Министерстве здравоохранения Чеченской Республики, в котором он замещает должность государственной гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Поскольку по закону государственные гражданские служащие в рассматриваемой ситуации не могут иметь такого рода полномочий, сделку, совершенную представителем - государственным гражданским служащим, следует считать недействительной как заключенную неуполномоченным лицом. Государственный гражданский служащий, при наличии возможности получить полномочия по представлению интересов третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, либо в структурах, подчиненных или подконтрольных этому органу, должен отказаться от данной возможности.
4.5. Не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Государственный гражданский служащий должен отказаться от каких-либо подарков (вознаграждений), так как это является одним из признаков коррупции - получение выгоды от осуществления своей непосредственной служебной деятельности.
4.6. Не выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.
Государственный гражданский служащий может выезжать за пределы Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей только в рамках служебных командировок. Речь в данном случае идет не только о факте выезда в командировку, но и обо всех расходах, с ними связанных (проживание, питание и т.п.). Категорически запрещено выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц (в том числе для участия в научных конференциях, симпозиумах, иных мероприятиях), за исключением вышеуказанных случаев, даже если это мотивируется экономией бюджетных средств. Указанные действия также могут быть коррупционными, так как служащий получает определенную выгоду.
4.7. Не разглашать и не использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными государственному гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей.
К сведениям конфиденциального характера относятся:
- сведения о фактах, событиях и об обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
- сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чеченской Республики;
- служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);
- сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
- сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);
- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Служебной информацией, в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", является любая информация, касающаяся деятельности Министерства здравоохранения Чеченской Республики, за исключением общедоступной информации, а также информации о деятельности государственных органов, доступ к которой не может быть ограничен.
Указанное ограничение распространяется также на граждан после увольнения с государственной гражданской службы.
4.8. Не использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
Каждый государственный гражданский служащий имеет право:
- быть выдвинутым кандидатом на выборах на государственную (или общественную) должность непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики;
- зарегистрироваться в качестве кандидата и проголосовать по собственному выбору. Использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного и служебного положения является основанием для отказа в регистрации.
Под использованием должностных полномочий следует иметь в виду возможность использования кандидатом организационных, финансовых и информационных средств, к которым кандидат имеет преимущественный или облегченный доступ благодаря своей должности и которые могут способствовать его избранию.
4.9. Не использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.
Не создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
Государственные гражданские служащие обязаны руководствоваться исключительно законодательством и не могут быть связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений, а также не имеют права заниматься "партийным строительством" или созданием подразделений конфессиональных служб в Министерстве здравоохранения Чеченской Республики.
Данный запрет полностью направлен на исключение возможности использования должностного положения государственного гражданского служащего в интересах участников общественно-политической жизни. Это означает запрет на публичные высказывания, содержащие оценку их деятельности, свое отношение к ним и, тем более, пропагандирующие их деятельность. В то же время он не направлен на ограничение свободы совести, мысли и слова.
Исключение из этого запрета - право государственных гражданских служащих создавать или способствовать созданию профессиональных союзов, ветеранских и иных профессиональных ассоциаций.
4.10. Не входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. Указанное ограничение направлено на недопущение вмешательства в деятельность государственных органов иностранных организаций.
4.11. Не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.
Предпочтение кому-либо всегда способствует дальнейшему коррупционному поведению, так как оно должно быть как-то выражено: в виде благ или преимуществ для указанного лица.
4.12. Не допускать действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
Указанный запрет направлен на предотвращение коррупционного поведения служащего, так как следующий шаг после того, как служащим допущено влияние какого-либо интереса, будет само коррупционное правонарушение.
4.13. Не исполнять данное ему неправомерное поручение.
Неправомерное поручение может заключаться в необходимости совершения действий, содержащих признаки коррупционного поведения. В связи с этим, при получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению государственного гражданского служащего, неправомерным, государственный гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации и Чеченской Республики, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме государственный служащий обязан отказаться от его исполнения.
5. В служебном поведении государственному гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
6. Поведение государственного гражданского служащего должно быть корректным, не связанным с проявлением высокомерия, грубости, неуважительного отношения к человеку, не допускающим оскорблений, угроз в его адрес.
7. У государственного гражданского служащего должна быть хорошая моральная репутация (лояльность, умение пойти на компромисс, взаимодействие, взаимная поддержка в отношениях с коллегами, конструктивное сотрудничество).
8. Государственный гражданский служащий должен быть примером поведения для подчиненных (честным, справедливым, беспристрастным, вежливым, доброжелательным, внимательным и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами).
9. Внешний вид государственного гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к Министерству здравоохранения Чеченской Республики, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность и аккуратность.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства здравоохранения Чеченской Республики от 26 апреля 2022 г. N 237 "Об утверждении Стандарта антикоррупционного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.