Законодательное Собрание Ростовской области постановляет:
1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области "К Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу упрощения ввода промышленных предприятий в эксплуатацию".
2. Направить указанное Обращение в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Ростовской области по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, транспорту и связи (Ковалев С.А.).
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
А.В. Ищенко |
Законодательное Собрание Ростовской области
Обращение Законодательного Собрания
к Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу упрощения ввода промышленных предприятий в эксплуатацию
На территории Российской Федерации улучшение инвестиционного климата в сфере проектирования и строительства промышленных объектов в значительной степени обеспечено за счет упрощения и ускорения процедур на первоначальных стадиях строительства, в частности при выдаче разрешения на строительство.
Принимаемые меры позволили приблизиться к выполнению поставленной Президентом России Владимиром Путиным задачи по продвижению нашей страны в рейтинге Всемирного банка Doing Business до первой "двадцатки" к 2024 году. По данным последнего опубликованного исследования Россия поднялась в этом рейтинге по критерию "выдача разрешений на строительство" с 48 места на 26.
Однако на практике самые большие временные потери и сложности при строительстве новых заводов и иных производственных объектов возникают на этапе их ввода в эксплуатацию. Даже ведущие компании, отраслевые лидеры, построившие несколько однотипных заводов, тратят на процедуру ввода в эксплуатацию нового промышленного предприятия не менее 4-5 месяцев, а иногда до 1 года.
При этом, если на этапе проектирования и получения разрешения на строительство промышленным инвестором, как правило, сделаны минимальные от общей стоимости проекта инвестиции, то к моменту ввода производственного предприятия в эксплуатацию капитальные затраты произведены в полном объеме. Однако выпуск промышленной продукции еще не осуществляется, и окупаемость проекта еще не обеспечивается. Чем продолжительнее период ввода завода или фабрики в эксплуатацию, тем длиннее срок окупаемости проекта и тем ниже инвестиционная привлекательность производственного сектора России.
Сокращение указанных сроков за счет исключения избыточных административных барьеров и процедур позитивно отразится на отечественном инвестиционном климате, расширит в России круг потенциально окупаемых производственных проектов, что в конечном итоге будет способствовать росту и развитию российской промышленности. Экономические эффекты от оптимизации процедур ввода промышленных предприятий в эксплуатацию будут еще больше, чем от сокращения сроков проектирования и выдачи разрешения на строительство.
В настоящее время работа по улучшению делового климата в Российской Федерации осуществляется, в том числе, в соответствии "дорожной картой" "Реинжиниринг правил промышленного строительства", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 года N 2692-р. Данная "дорожная карта" включает в себя мероприятия, распространяющиеся на весь цикл строительства объектов производственного назначения: от этапа проектирования и получения разрешения на строительство до ввода объекта в эксплуатацию.
Законодательное Собрание Ростовской области предлагает дополнить "дорожную карту" положениями о необходимости нормативного определения перечня несущественных недостатков строительных работ и материалов, при выявлении которых на этапе приемки допускается ввод объекта производственного назначения в эксплуатацию с отлагательными условиями устранения этих недостатков в течение 24 месяцев с момента ввода. Данный перечень, как представляется, должен включать те недостатки строительных работ и материалов, которые не несут угрозы жизни и здоровью людей. При необходимости гарантией со стороны заказчика (застройщика) устранения указанных недостатков может выступать страхование ответственности, банковская гарантия или ведение реестра надежных застройщиков.
Для сокращения сроков ввода объектов промышленного назначения в эксплуатацию предлагается также исключить дублирующие требования к составу разделов проектной документации и проекту санитарно-защитной зоны проектируемого объекта.
Предлагается ускорить внесение предусмотренных "дорожной картой" изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, устанавливающих возможность ввода объекта промышленного назначения в эксплуатацию при условии сохранения обязанности завершить мероприятия по благоустройству прилегающей территории в установленный срок. В указанном законопроекте также предлагается предусмотреть более широкий перечень мероприятий (не только по благоустройству), при которых возможен ввод объекта производственного назначения в эксплуатацию с отлагательными условиями их выполнения.
На практике встречается немало примеров, когда задержка ввода в эксплуатацию промышленного объекта обусловлена незначительными отклонениями построенного объекта от проектной документации (например, побелка стен вместо покраски в связи с отсутствием на рынке необходимой краски, предусмотренной проектом, или монтаж окон из металлопластикового профиля 70 мм вместо 50 мм, указанного в проекте, и т.п.). В такой ситуации для сдачи объекта в эксплуатацию застройщику приходится либо устранять выявленные несоответствия проекту, либо вносить в проект коррективы с прохождением соответствующих процедур, в том числе экспертизы. В связи с этим предлагается определить на законодательном уровне виды работ, не влияющие на безопасность эксплуатации объекта, при наличии замечаний к которым со стороны органа государственного строительного надзора возможна приемка и ввод объекта в эксплуатацию с последующей корректировкой проекта и оформлением соответствующих документов. Разработку такого нормативного правового акта представляется необходимым включить в "дорожную карту".
Также предлагается установить для контрольных органов и ресурсоснабжающих организаций обязанность по выходу на заводы и фабрики при вводе их в эксплуатацию в срок не позднее следующего дня после поступления уведомления от заказчика (застройщика), если объем инвестиций по таким проектам превышает 1 млрд. рублей. Данные проекты приносят наибольшую добавленную стоимость экономике, бюджетам всех уровней, и при этом ежегодно в России вводится в эксплуатацию менее 300 подобных производств.
Дополнительно предлагается нормативно расширить перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Целесообразно включить в него случаи строительства безнапорных (самотечных) водопроводов и водоводов диаметром до 1000 мм; отдельно стоящих производственных зданий промышленного и складского назначения, не предназначенных для размещения опасных производственных объектов, общая площадь которых не превышает 5 000 кв. метров, количество этажей которых не превышает 2; а также внутренних железнодорожных путей.
Эти дополнения позволят сократить как срок строительства, так и ввод промышленных объектов в эксплуатацию.
В целях ускоренного создания новых импортозамещающих производств для преодоления последствий беспрецедентного санкционного давления на Россию предлагается перенести на 2022 год реализацию следующих мероприятий "дорожной карты", запланированных на 2023 год:
внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части определения порядка использования земель сельскохозяйственного назначения в целях строительства объектов переработки сельскохозяйственной продукции и строительства связанной с этим инфраструктуры;
внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих введение института оценки задания на проектирование объектов и экспертного сопровождения на стадии проектирования, а также изменений, предусматривающих введение регуляторных преимуществ для индустриального (модульного) строительства путем определения упрощенного порядка градостроительной деятельности, - сокращенный состав проектной документации, осуществление экспертизы только в части "привязки" модульного здания к земельному участку, а также в части определения понятия "здания и сооружения высокой заводской готовности (модульные конструкции)";
внесение изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
формирование реестра нормативных правовых актов и документов по стандартизации в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации, подлежащих обязательному применению при проектировании и строительстве зданий и сооружений;
внесение изменений в СП 4.13130.2013, утвержденный приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям").
г. Ростов-на-Дону
21 апреля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 21 апреля 2022 г. N 1639 "Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области "К Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу упрощения ввода промышленных предприятий в эксплуатацию"
Вступает в силу с 21 апреля 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном портале правовой информации Ростовской области" (www.pravo.donland.ru) 28 апреля 2022 г., "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 28 апреля 2022 г. N 6100202204280016