Решение Алтайского краевого суда от 31 октября 2014 г. N 3-84/2014
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Алтайского края в защиту неопределенного круга лиц о признании недействующим решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19 декабря 2013 года N 499 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Муниципальная теплоснабжающая компания" Немецкого национального района Алтайского края потребителям Немецкого национального района Алтайского края на 2014 год", установил:
прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.12.2013 г. N 499 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Муниципальная теплоснабжающая компания" Немецкого национального района Алтайского края потребителям Немецкого национального района Алтайского края на 2014 год".
В обоснование требования указано, что оспариваемым решением для всех потребителей муниципального унитарного предприятия "Муниципальная теплоснабжающая компания" (МУП "МТК") установлен единый средневзвешенный тариф на тепловую энергию. В результате такого решения для жителей с. Кусак с 01.01.2014 г. тариф на тепловую энергию повысился на 44,96% (с 1012,00 руб./Гкал согласно решению Управления от 02.10.2013 г. N 112 до 1467,21 руб./Гкал согласно решению Управления от 10.12.2013 г. N 499), а для жителей других муниципальных образований, соответственно, понизился на 11,88%.
В рассматриваемой ситуации правовые основания для установления средневзвешенного тарифа отсутствовали. Принятая в предшествующий период регулирования модель дифференциации тарифов на услуги МУП "МТК", при которой для жителей с. Кусак устанавливался отдельный тариф на тепловую энергию, с учетом предусмотренных действующим законодательством механизмов ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, оказывала существенное влияние на применение Управлением инструментов тарифного регулирования в 2014 году. Таким образом, сохранение дифференциации наиболее способствовало бы соблюдению принципа экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", и исключало необходимость установления спорного средневзвешенного тарифа.
В ходе проверки по запросам прокуратуры Управление не представило какого-либо обоснования объективной невозможности дифференциации тарифов на тепловую энергию для МУП "МТК" на 2014 год по системам теплоснабжения или по группам потребителей на основании п. 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, утверждаются в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
С учетом максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Алтайского края, установленной приказом ФСТ России от 15.10.2013 г. N 191-э/2, тариф для всех потребителей МУП "МТК" не должен был превышать с 01.01.2014 г. - 1012,00 руб./Гкал, с 01.07.2014 г. - 1056,53 руб./Гкал.
Об отсутствии оснований для роста тарифов в первом полугодии 2014 года также свидетельствует тот факт, что в отношении указанного периода органами государственной власти не принимались решения, направленные на ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги.
Решение об установлении для МУП "МТК" тарифа на тепловую энергию на 2014 год с превышением предельно допустимого уровня стало возможным в результате предоставления регулируемой организацией копий муниципальных правовых актов Кусакского сельсовета, предусматривающих механизм компенсации межтарифной разницы для населения муниципального образования. Однако, фактически такие муниципальные правовые акты не принимались.
Таким образом, в результате принятия оспариваемого решения для жителей с. Кусак Немецкого национального района произошло незаконное повышение платы за услуги по теплоснабжению на 45%. Это обстоятельство свидетельствует о нарушении требований п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О теплоснабжении", п. 25 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, согласно которым не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.
Судом к участию в деле заинтересованным лицом привлечено муниципальное унитарное предприятие "Муниципальная теплоснабжающая компания".
Дело рассмотрено в отсутствие представителя МУП "МТК", надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, не ходатайствовавшего об отложении судебного разбирательства.
В судебном заседании прокурор пояснил, что оспариваемое решение противоречит п. 5 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 7, п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О теплоснабжении", п.п. 23, 24, 25 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Выслушав прокурора, поддержавшего требование, представителей заинтересованного лица Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов К.О.А., Т.Е.В., К.Е.А., возражавших против удовлетворения заявления, полагавших, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленным порядком, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.12.2013 г. N 499 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Муниципальная теплоснабжающая компания" Немецкого национального района Алтайского края потребителям Немецкого национального района Алтайского края на 2014 год" для потребителей муниципальных образований: Гальбштадтский, Дегтярский, Камышинский, Кусакский, Орловский, Полевской, Протасовский, Шумановский сельсоветы Немецкого национального района Алтайского края - установлены тарифы на тепловую энергию с календарной разбивкой согласно приложению (пункт 1).
Признано утратившим силу со дня вступления в силу настоящего решения решение управления Алтайского края по государственному регулированию, цен и тарифов от 02.10.2013 г. N 112 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Муниципальная теплоснабжающая компания" Немецкого национального района Алтайского края потребителям Немецкого национального района Алтайского края на 2013 год" (пункт 2).
Тарифы, установленные в пункте 1 настоящего решения, действуют с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. (пункт 4).
Решение вступает в силу с 01.01.2014 г. (пункт 5).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 4
Согласно приложению тариф на тепловую энергию (вид теплоносителя - вода) установлен в виде одноставочного с календарной разбивкой и составляет:
- для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения: с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. - 1467,21 руб./Гкал (НДС не облагается); с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. - 1467,21 руб./Гкал (НДС не облагается);
- для населения с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. - 1467,21 руб./Гкал (с учетом НДС); с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. - 1467,21 руб./Гкал (с учетом НДС).
Анализ оспариваемого акта позволяет сделать вывод о том, что он направлен на регулирование тарифов в сфере теплоснабжения, устанавливает правила поведения, обязательные для применения в отношении неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение. Таким образом, решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.12.2013 г. N 499 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Муниципальная теплоснабжающая компания" Немецкого национального района Алтайского края потребителям Немецкого национального района Алтайского края на 2014 год" является нормативным правовым актом.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляет полномочия по установлению предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 7 названного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют полномочия по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
В соответствии с положением об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 г. N 695, Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги.
Пунктом 4.8 положения к полномочиям Управления отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от 21.02.2011 г. N 97 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" для определения основных направлений деятельности органа регулирования и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. В состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования числом не более 7 человек, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также по одному представителю от совета рынка и антимонопольного органа. Руководитель органа регулирования является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности. Заседание коллегиального органа считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Голос председателя коллегиального органа при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим.
Приказом начальника Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2011 г. N 59-пр (с последующими изменениями) утвержден состав правления в количестве семи человек, являющихся работниками Управления, а также двух человек для рассмотрения и принятия решений по вопросам регулирования тарифов в области электроэнергетики.
Согласно протоколу заседания правления N 44/16 от 19.12.2013 г., в повестку дня был включен вопрос об установлении МУП "Муниципальная теплоснабжающая компания" Немецкого национального района Алтайского края тарифа на тепловую энергию на 2014 год, за принятие решения проголосовало 5 членов правления, в том числе начальник Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Указанное решение с приложением официально опубликовано в газете "Алтайская правда" N 365 за 25.12.2013 г., включено в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 28.01.2014 г., номер государственной регистрации RU22000201301649.
Нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу, установленных Уставом Алтайского края, законом Алтайского края "О правотворческой деятельности" от 09.11.2006 г. N 122-ЗС, постановлением Администрации Алтайского края от 01.06.2011 г. N 286 "Об организации правотворческой деятельности администрации края и иных органов исполнительной власти Алтайского края" судом при рассмотрении дела не установлено.
Что касается соответствия оспариваемых положений нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, то в этой части суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения в сфере производства, передачи, потребления тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, создания, функционирования и развития таких систем регулируются Федеральным законом "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым, в частности, утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее Правила регулирования тарифов), приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 г. N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "О теплоснабжении" установлены общие принципы организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения, а статьей 7 - принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении" установлены виды цен (тарифов), подлежащие регулированию, в частности, в соответствии с пунктом 4 части 1 названной статьи регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям. Методы регулирования тарифов указаны в ч. 1 ст. 9 Закона. В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определен Правилами регулирования тарифов. В соответствии с п. 12 Правил открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется в том числе по предложению регулируемой организации.
Из обстоятельств дела следует, что по предложению МУП "МТК" Управлением открыто дело N 492/02 об установлении тарифов на тепловую энергию. При установлении тарифов органом регулирования применялся метод экономически обоснованных расходов. В соответствии с п. 28 Правил регулирования тарифов органом регулирования проведена экспертиза предложения об установлении тарифов, результаты которой отражены в экспертном заключении от 19.12.2013 г. Содержание экспертного заключения и протокола заседания правления от 19.12.2013 г. отвечают требованиям п.п. 29, 32 Правил регулирования тарифов.
Из материалов тарифного дела следует, что основным видом деятельности МУП "МТК" является производство, передача и реализация тепловой энергии; по договорам аренды либо безвозмездного пользования регулируемой организации передано 14 котельных, тепловые сети в 9 муниципальных образованиях: Гальбштадтский, Дегтярский, Камышинский, Кусакский, Орловский, Полевской, Протасовский, Шумановский сельсоветы Немецкого национального района Алтайского края. Управлением, исходя из принятых общего размера необходимой валовой выручки и объема полезного отпуска тепловой энергии, рассчитаны экономически обоснованные тарифы на производство и передачу тепловой энергии на 2014 год с календарной разбивкой по полугодиям в размере 1467,21 руб./Гкал. При этом необходимая валовая выручка заявлена предприятием в размере 89290,9 тыс. руб., принята регулирующим органом в размере 65793,8 тыс. руб., полезный отпуск тепловой энергии заявлен в размере 41,297 тыс. Гкал, утвержден в размере 44,843 тыс. Гкал.
Из обстоятельств дела также следует, что решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 02.10.2013 г. N 112 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Муниципальная теплоснабжающая компания" Немецкого национального района Алтайского края потребителям Немецкого национального района Алтайского края на 2013 год" для потребителей муниципальных образований: Гальбштадтский, Дегтярский, Камышинский, Орловский, Полевской, Протасовский, Шумановский сельсоветы Немецкого национального района Алтайского края - был установлен тариф на тепловую энергию (горячая вода) для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, и для населения (с учетом НДС) в размере 1641,56 руб./Гкал. Для аналогичных потребителей муниципального образования Кусакский сельсовет - 1012,00 руб./Гкал.
Таким образом, указанным решением тарифы были дифференцированы по муниципальным образованиям: Кусакский сельсовет; Гальбштадтский и другие сельсоветы. Дифференциация по данному признаку была возможна в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (п. 59), утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (п. 29.5), утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. N 20-э/2.
Между тем, согласно пп. "а" п. 5 постановления Правительства РФ от 22.10.2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены действующие Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования тарифов, настоящее постановление применяется к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы, за исключением тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии, платы за подключение к системе теплоснабжения, а также регулируемых цен (тарифов), установленных для реорганизованной организации, в случаях их применения теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, которая в порядке правопреемства приобрела права и обязанности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей. Пунктом 2 названного постановления признано утратившим силу с 1 января 2014 года постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Применяемые к отношениям, связанным с государственным регулированием тарифов в сфере теплоснабжения на 2014 год, Основы ценообразования предусматривают, что тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии, - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы по следующим параметрам в соответствии с методическими указаниями: вид теплоносителя (вода, пар); параметры теплоносителя; системы теплоснабжения; схемы подключения теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (подключение к коллектору источника тепловой энергии, к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией, к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей организацией); категории надежности теплоснабжения потребителей; средняя продолжительность потребления за отопительный период (пиковое или базовое потребление); категории (группы) потребителей (покупателей) (п. 23).
Обосновывая заявленное требование, прокурор указывает, что установление тарифов на тепловую энергию без дифференциации по системам теплоснабжения либо группам потребителей, противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу. При этом тарифы подлежали дифференциации в силу ранее примененной модели регулирования, а также с учетом роста платы жителей Кусакского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края за услуги по теплоснабжению на 45%.
Между тем, довод об обязательной дифференциации тарифов на тепловую энергию основан на неверном толковании норм материального права, поскольку из ч. 3 ст. 11 Федерального закона "О теплоснабжении", п. 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения следует, что решение об установлении тарифа на едином уровне для всех потребителей теплоснабжающей организации либо об установлении дифференцированных тарифов принимает регулирующий орган. При этом наличие у теплоснабжающей организации нескольких систем теплоснабжения не является безусловным основанием для дифференциации тарифов. При оценке доводов прокурора в данной части суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которым, проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать следующее: суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии с п. 24 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в случае, если источники тепловой энергии расположены в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежат одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании, по предложению такой регулируемой организации тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются без дифференциации по каждому источнику тепловой энергии.
Довод прокурора о противоречии оспариваемого решения названному пункту судом не принимается, поскольку из обстоятельств дела не следует, что в пределах одной системы теплоснабжения расположено несколько источников тепловой энергии.
Довод прокурора о том, что оспариваемое решение противоречит п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О теплоснабжении", поскольку тарифы для населения Кусакского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края установлены с превышением максимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, не нашел своего подтверждения.
Приказом ФСТ России от 15.10.2013 г. N 191-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год" установлены и введены в действие с 1 января 2014 года предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации со следующей календарной разбивкой:
- с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2013 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу;
- с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2013 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.
Согласно приложению максимальная величина роста тарифов для Алтайского края с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. составляет 100%, с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г. - 104,4%.
При этом согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О теплоснабжении" подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. Согласно ч. 5 ст. 10 названного Закона предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что при разрешении вопроса о том, имеет ли место установление тарифов выше максимального уровня тарифов, оценке подлежит средний уровень тарифов, установленных для теплоснабжающих организаций по субъекту Российской Федерации в целом. Из представленной Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов справочной информации (шаблона "SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM/2013YEAR/PLAN", шаблона "SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF.WARM/2014YEAR/PLAN") следует, что, исходя из тарифных решений, объемных и стоимостных показателей по всем теплоснабжающим организациям Алтайского края, для которых установлены тарифы на тепловую энергию на 2013 и 2014 годы, средневзвешенный тариф с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. составил 99,3% к уровню тарифов, действовавших на 31.12.2013 г., с 01.07.2013 г. по 31.12.2014 г. составил 104,399%) к уровню тарифов, действовавших на 31.12.2013 г. При этом, как следует из представленного шаблона, размер тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "МТК", сравним с другими теплоснабжающими организациями Алтайского края, находится в пределах средних значений тарифов, установленных для других организаций.
Таким образом, установление оспариваемым решением тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "МТК", в размере 1467,21 руб./Гкал не свидетельствует о превышении максимального уровня тарифов, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по Алтайскому краю на 2014 год, и о противоречии п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О теплоснабжении".
В соответствии с п. 25 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей.
Из правового анализа следует, что о недопустимости установления тарифов ниже и выше экономически обоснованного уровня для разных категорий потребителей речь идет в контексте дифференциации тарифов. Между тем, из экспертного заключения следует, что именно тариф в размере 1467,21 руб./Гкал является экономически обоснованным, при чем тариф в указанном размере установлен для всех потребителей МУП "МТК" Немецкого национального района Алтайского края. С учетом изложенного являются несостоятельными доводы прокурора о том, что в результате принятия оспариваемого решения произошло установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей и о противоречии принципам соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О теплоснабжении") и обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О теплоснабжении").
К общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся, в частности, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О теплоснабжении"), к принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относятся в том числе принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию системы теплоснабжения (ч. 1 ст. 7 этого же Закона).
Оценка представленных доказательств позволяет прийти к выводу о соблюдении органом регулирования названных и иных принципов государственной политики и регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "МТК". Таким образом, установление решением Управления от 19.12.2013 г. N 499 тарифов на тепловую энергию на едином уровне для всех потребителей муниципального унитарного предприятия "Муниципальная теплоснабжающая компания" Немецкого национального района Алтайского края п. 5 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 7, п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О теплоснабжении", п.п. 23, 24, 25 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения не противоречит.
Довод заявления об увеличении для населения Кусакского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края размера платы за услуги по теплоснабжению не влечет признание оспариваемого решения несоответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку в отношении первого полугодия 2014 года на уровне федеральных законов, иных нормативных правовых актов отсутствовали решения органов государственной власти, направленные на ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги. Долгосрочный период регулирования, на который установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и индексы по субъектам Российской Федерации, установлен, начиная с 01.07.2014 г., при этом в первом долгосрочном периоде размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце с 01.07.2014 г. до 31.12.2014 г. сравнивается с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в июне 2014 года (постановление Правительства РФ от 30.04.2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации").
Таким образом, основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
отказать прокурору Алтайского края в удовлетворении требования о признании недействующим решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19 декабря 2013 года N 499 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Муниципальная теплоснабжающая компания" Немецкого национального района Алтайского края потребителям Немецкого национального района Алтайского края на 2014 год" полностью.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Решение в окончательной форме принято 6 ноября 2014 года.
Решение вступило в законную силу 9 декабря 2014 года.
Подлинник находится в материалах гражданского дела N 3-84/2014, хранящегося в архиве Алтайского краевого суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 31 октября 2014 г. N 3-84/2014
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании