Определение Верховного Суда РФ от 27 апреля 2022 г. N 304-ЭС22-5038 по делу N А03-1106/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инертник" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 01.07.2021 по делу N А03-1106/2021, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2022 по тому же делу
по иску общества с ограниченной ответственностью "Инертник" (далее - общество) к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - управление) об обязании пересмотреть плату (тариф), указанный в пункте 1 приложения к решению управления от 03.07.2019 N 100, с учетом расстояния оказания услуги,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Сибпромжелдортранс" (далее - общество "Сибпромжелдортранс"),
установила:
решением Арбитражного суда Алтайского края от 01.07.2021, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2022, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалоб, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобах, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, решением от 03.07.2019 N 100 управление установило предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях общества "Сибпромжелдортранс".
Согласно приложению к данному решению предельный максимальный тариф на оказание услуги "Подача и уборка вагонов" составляет 179,26 руб. без НДС за тонну перевезенного груза.
Данное решение в установленном порядке оспорено не было, является действующим.
Общество, ссылаясь на то, что данный тариф нарушает его права и законные интересы на справедливое ценообразование, на добросовестное ведение предпринимательской деятельности посредством создания дискриминационных условий, препятствующих его доступу на рынок, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Приказом управления от 02.09.2015 N 83-пр утверждены Методические указания по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Алтайского края (далее - Методические указания N 83-пр), пунктом 2 раздела 3 которых предусмотрено, что установление тарифов на транспортные услуги осуществляется методом индексации или методом экономически обоснованных расходов (затрат). Метод индексации применяется на базе действующих тарифов с учетом прогнозных показателей (индексов потребительских цен), утвержденных министерством экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей.
Применение метода индексации, как одного из методов государственного регулирования тарифов, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не является произвольным, поскольку индексация применяется к ранее установленному действующему тарифу, для утверждения которого был проведен анализ фактических затрат за предшествующий период и планируемые затраты на регулируемый период.
Приказом управления от 31.07.2015 N 65-пр утвержден Порядок рассмотрения дел об установлении тарифов (цен), надбавок, платы (ставок) в отношении работ (услуг), продукции (товаров) субъектов регулирования (далее - Порядок N 65-пр), в соответствии с пунктом 2 которого открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации или по инициативе управления по тарифам в случае непредставления регулируемой организацией заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных в методических рекомендациях по расчету тарифов по соответствующему регулируемому виду деятельности или указанным Порядком.
Ранее тариф на транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях общества "Сибпромжелдортранс", был установление решением управления от 18.09.2013 N 105.
Данное решение в части установления тарифа на подачу и уборку вагонов за 1 тонну было признано соответствующим действующему законодательству определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2015 N 51-АПГ14-7.
Тарифы на транспортные услуги, оказываемые обществом "Сибпромжелдортранс", установленные решением от 03.07.2019 N 100, определены методом индексации тарифов.
В качестве единицы измерения объема оказываемой услуги по подаче и уборке вагонов в решении от 03.07.2019 N 100 использован вес перевезенного груза.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды, руководствуясь положениями статей 200, 201 Кодекса, Методических указаний N 83-пр, Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Постановления администрации Алтайского края от 30.11.2011 N 695 "Об утверждении положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов", Порядка N 65-пр, пришли к выводу об отсутствии у управления оснований для изменения существующих или принятия новых тарифов на подачу и уборку вагонов на подъездных железнодорожных путях общества "Сибпромжелдортранс".
При этом суды разъяснили, что применение метода индексации тарифов не предполагает выбор вида тарифа на транспортные услуги, а также не предполагает никакого технико-экономического обоснования и учета каких-либо показателей (характеристик) деятельности регулируемой организации.
В силу прямого указания в законе при использовании метода индексации тарифов действующая величина тарифа, утвержденная решением органа регулирования в предшествующем периоде регулирования, изменяется в размерах, не превышающих показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий календарный год.
Соответственно, в рамках применения метода индексации тарифов невозможно изменить так называемое "тарифное меню" и ввести (установить) новые виды тарифов.
Подача заявления об установлении тарифа относится к правомочиям регулируемой организации и зависит от ее волеизъявления.
Несоответствие, по мнению общества, действующего тарифа требованиям законодательства не свидетельствует о наличии у управления права по собственной инициативе или на основании обращения иных помимо регулируемой организации лиц инициировать открытие дела по установлению нового тарифа.
Приведенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка с учетом установленных фактических обстоятельств. Сведений о наличии оснований для отмены либо изменения судебного акта Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, предусмотренных статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы жалобы не содержат.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с толкованием судами норм законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела не может служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение в порядке кассационного производства Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Инертник" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 27 апреля 2022 г. N 304-ЭС22-5038 по делу N А03-1106/2021
Опубликование:
-