В целях обеспечения комплексного подхода к созданию безопасных условий для несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности, снижения рисков детской гибели и травматизма, в том числе от угроз техногенного характера, на объектах социальной инфраструктуры, а также повышения уровня ответственности за жизнь и здоровье детей:
Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения комплексной безопасности несовершеннолетних на территории Республики Марий Эл на 2022 - 2026 годы.
Председатель Правительства |
А. Евстифеев |
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Марий Эл
от 28 апреля 2022 г. N 255-р
Концепция
обеспечения комплексной безопасности несовершеннолетних на территории Республики Марий Эл на 2022 - 2026 годы
I. Общие положения
Настоящая Концепция представляет собой целостную систему принципов, целей, задач и приоритетных мер, направленных на создание безопасных условий для несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности, снижение рисков детской гибели и травматизма, в том числе от угроз техногенного характера, на объектах социальной инфраструктуры, а также повышение уровня ответственности за жизнь и здоровье детей. В рамках Концепции термины "дети" и "несовершеннолетние" являются равнозначными.
В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Республики Марий Эл в сфере обеспечения безопасности несовершеннолетних на 2022 - 2026 годы на основе сложившейся ситуации в данной сфере в период до 2022 года. Основанием для определения приоритетных мер в целях создания безопасных условий для несовершеннолетних и механизма их реализации являются приводимые в настоящей Концепции статистические данные за 2020 - 2021 годы, позволяющие оценить риски и угрозы безопасности несовершеннолетних, на минимизацию или исключение которых направлена настоящая Концепция.
Под безопасностью детства понимаются условия для полноценного развития несовершеннолетних, не вызывающие риска причинения вреда жизни, физическому и психическому здоровью.
Реализация настоящей Концепции осуществляется органами государственной власти Республики Марий Эл во взаимодействии с органами местного самоуправления в Республике Марий Эл, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, общественными и иными организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Марий Эл.
На начало 2021 года общая численность населения Республики Марий Эл составляла 679 417 человек, из которых 22 процента (148 171 человек) - дети в возрасте до 17 лет включительно.
Обеспечение благополучного и защищенного детства, безопасности жизнедеятельности детей является одним из национальных приоритетов государственной политики Российской Федерации.
В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставятся задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области поддержки и защиты детства.
Согласно части 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
Право детей на безопасность не может рассматриваться отдельно от развития общества и государства. Обеспечение безопасности детей возможно при условии эффективного сочетания государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи.
Разработка и реализация Концепции обусловлена необходимостью решения вопросов в сфере безопасности несовершеннолетних от внешних и внутренних угроз.
По данным Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, показатель детской смертности в возрасте от 0 до 17 лет за 2021 год составил 37,8 процента на 100 тыс. детского населения (в 2020 году - 41,2 процента).
Основная причина смертности среди несовершеннолетних - несчастные случаи: гибель детей на пожарах, в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), утопление.
В целях обеспечения в Республике Марий Эл безопасности детей, защиты их жизни и здоровья необходимо принятие мер по следующим направлениям:
обеспечение безопасности объектов социальной инфраструктуры для детей;
предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних;
предупреждение травматизма и гибели детей на пожарах, на водных объектах, выпадения несовершеннолетних из окон многоэтажных строений;
предупреждение преступлений и административных правонарушений в отношении несовершеннолетних;
обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних.
II. Цель и задачи Концепции
Целью Концепции является создание единого подхода к решению вопросов комплексной безопасности детей, гарантирующего качество условий для полноценного развития каждого ребенка.
В соответствии с поставленной целью задачами Концепции являются:
создание комфортной и безопасной социальной инфраструктуры для несовершеннолетних;
организация комплексной работы по профилактике травматизма и гибели детей, в том числе воспитание у детей ответственного отношения к собственной и общественной безопасности, формирование культуры безопасного поведения при возникновении пожаров, на водных объектах, в местах отдыха и массового пребывания детей;
привлечение внимания родителей (законных представителей) несовершеннолетних к воспитанию и развитию у детей навыков безопасного поведения в повседневной жизни;
снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей;
совершенствование организации перевозки детей от места жительства к образовательной организации и обратно, повышение уровня безопасности и комфорта детей при организованных перевозках к месту обучения;
обеспечение для детей безопасного и комфортного пребывания в семье - главном институте социализации и воспитания детей;
создание и развитие в информационном пространстве положительного детского и семейного контента, формирование надежной системы защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;
обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуальной работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, повышение доступности социальных услуг для семей с детьми;
принятие профилактических мер по предотвращению распространения среди несовершеннолетних табакокурения, наркомании и алкоголизма;
укрепление психического здоровья несовершеннолетних, оказание психологической помощи детям и родителям (законным представителям) в целях предупреждения подростковых суицидов;
совершенствование информационной и воспитательной работы, направленной на патриотическое воспитание, профилактику и предупреждение террористических и экстремистских проявлений среди молодежи.
III. Направления принятия мер в целях обеспечения комплексной безопасности несовершеннолетних на территории Республики Марий Эл
Обеспечение безопасности объектов социальной инфраструктуры для детей
Социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, созданных в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Безопасность объектов инфраструктуры для детей - одно из условий сохранения их жизни и здоровья, а также материальных ценностей от возможных пожаров, террористических актов, чрезвычайных ситуаций, преступных посягательств.
Нахождение ребенка без надзора со стороны взрослых лиц на объектах социальной инфраструктуры напрямую увеличивает риск совершения преступления в отношении него, продуцирует комплекс угроз личной безопасности ребенка.
Безопасность объектов социальной инфраструктуры для детей может быть достигнута за счет проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности, реализации системы мер экономического, профилактического, информационного и организационного характера.
Предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних
Одна из ключевых задач органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл - обеспечение безопасности детей на автомобильных дорогах.
По информации Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл, за 2021 год на территории Республики Марий Эл зарегистрировано 86 ДТП с участием несовершеннолетних, из них за январь - август 2021 г. - 60 ДТП с участием несовершеннолетних в возрасте 16 лет (в 2020 году - на 13 процентов меньше).
От общего количества ДТП за 2021 год в 23 ДТП 30 несовершеннолетних получили травмы, 1 несовершеннолетний погиб (в 2020 году - 1). Кроме того, 22 ДТП произошли с участием детей-пешеходов, все дети получили травмы, в 12 ДТП причинами стали детская неосторожность и невнимательность.
Основными причинами ДТП с участием несовершеннолетних являются:
нарушение правил дорожного движения водителями транспортных средств;
высокие показатели автомобилизации и интенсивности движения на автомобильных дорогах в Республике Марий Эл;
неудовлетворительное состояние автомобильных дорог, улиц и их недостаточная искусственная освещенность;
отсутствие у детей необходимого уровня знаний и общей культуры безопасного поведения в области дорожного движения, чувства долга и личной ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения, игнорирование средств личной безопасности взрослыми и детьми.
Меры, направленные на сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения за счет повышения дисциплины на автомобильных дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации безопасного дорожного движения, повышения оперативности медицинской помощи пострадавшим, будут способствовать сокращению демографического и социально-экономического ущерба от ДТП и их последствий.
Предупреждение травматизма и гибели детей на пожарах, на водных объектах, выпадения несовершеннолетних из окон многоэтажных строений
По информации Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл (далее - Главное управление МЧС по Республике Марий Эл), в 2021 году в Республике Марий Эл в результате пожаров погибли 2 несовершеннолетних.
К основным нарушениям правил пожарной безопасности, повлекших возникновение пожаров, относятся:
использование неисправного электрооборудования;
неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;
нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;
нарушение правил эксплуатации систем отопления.
Наиболее подвержены риску возникновения пожаров жилые помещения, в которых дети находятся без надзора или в которых проживают многодетные неблагополучные семьи.
Основными причинами нарушений гражданами требований пожарной безопасности являются:
незнание взрослыми и детьми обязательных требований пожарной безопасности;
невозможность принятия ребенком решения об эвакуации из горящего помещения в силу малолетнего возраста, низкая личная ответственность родителей (законных представителей);
использование несертифицированного, неисправного электрооборудования.
Особую опасность для несовершеннолетних, находящихся без присмотра взрослых, представляют водные объекты, в том числе в летний период купание в запрещенных местах, в зимний период выход на лед.
По данным Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл, в 2021 году в Республике Марий Эл зафиксировано 5 случаев гибели детей на воде (в 2020 году - 3).
Основными причинами гибели несовершеннолетних на воде являются:
неумение плавать;
купание детей без присмотра родителей;
купание в необорудованных и запрещенных для купания местах;
игнорирование правил безопасного поведения на водных объектах.
Угрозу безопасности несовершеннолетних представляют открытые окна многоэтажных строений. В 2021 году в Республике Марий Эл зарегистрировано 6 случаев выпадения несовершеннолетних из окон квартир, дети получили травмы.
Меры, направленные на соблюдение правил пожарной безопасности, профилактику гибели несовершеннолетних на воде, профилактику травматизма несовершеннолетних, позволят не допустить рост случаев гибели и травматизма детей на пожарах, на водных объектах, выпадение несовершеннолетних из окон многоэтажных строений.
Предупреждение преступлений и административных правонарушений в отношении несовершеннолетних
В настоящее время насилие, жестокое обращение и пренебрежение интересами детей признается одной из острых и актуальных социальных проблем. Особый ее аспект, связанный с совершением преступлений сексуального, психологического и физического характера родителями (законными представителями) в отношении несовершеннолетних детей, обосновывает необходимость создания эффективной системы профилактики и предупреждения насилия и агрессии в отношении детей.
На 1 января 2022 г. на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл состоит 891 родитель (в 2020 году - 939). В соответствии с частью 1 статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в 2021 году за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов своих несовершеннолетних детей к административной ответственности привлечено 2 948 родителей (в 2020 году - 2 295).
По информации Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл, в 2021 году зарегистрировано 45 преступлений, совершенных против жизни и здоровья несовершеннолетних (в 2020 году - 51), из них родителями совершено 14 преступлений.
Насилие в семье формирует уверенность несовершеннолетнего в его допустимости как формы взаимоотношений между членами семьи и иными лицами. Нередко семейное насилие становится причиной асоциального и агрессивного поведения в будущем.
Меры, направленные на усиление профилактической работы в части пропаганды законопослушного поведения родителей (законных представителей), недопущение применения насилия в семье, развитие чувства толерантности по отношению к детям, активизацию служб медиации (примирения) в образовательных организациях, позволят снизить уровень преступлений в отношении несовершеннолетних.
Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних
Стремительное развитие информационных технологий заставило современное поколение детей и подростков столкнуться с принципиально новыми вызовами. Взросление, обучение и социализация детей проходят в условиях гиперинформационного общества.
Процесс социализации через традиционные институты (семьи, образовательные организации) все активнее дополняется средствами массовой информации и массовых коммуникаций, особенно информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), которые становятся важнейшими институтами социализации, образования и просвещения нового поколения, в определенной мере замещая традиционно сложившиеся формы. Главным образом это происходит в тех случаях, когда родители (законные представители) в семье отстраняются от своих обязанностей по воспитанию и развитию детей.
Исходя из понимания информационной безопасности детей как защиты ребенка от негативного воздействия информационной продукции и необходимости создания условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, а также формирования позитивного мировосприятия, государственная политика в области обеспечения информационной безопасности детей основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами:
признание детей равноправными участниками процесса формирования информационного общества;
ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере;
необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде;
воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления;
развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения законных интересов детей в информационной среде;
обучение детей медиаграмотности;
поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде;
создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;
обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России и Республики Марий Эл через использование современных средств массовых коммуникаций.
В целях обеспечения информационной безопасности детей необходимо:
формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;
повышение уровня медиаграмотности детей;
формирование у детей позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке;
ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;
воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу;
усвоение детьми системы семейных ценностей и представлений о семье;
развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей;
удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской активности;
развитие творческих способностей детей;
воспитание у детей толерантности;
развитие у детей идентичности (гражданской, этнической и тендерной);
эмоционально-личностное развитие детей;
формирование у детей чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве.
Совместные усилия общества, государства и семьи должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного, противоправного и суицидального поведения детей.
По данным 2020 года, Республика Марий Эл занимала двенадцатое место в Приволжском федеральном округе Российской Федерации по количеству суицидов среди несовершеннолетних. Ситуация с подростковыми суицидами как в Республике Марий Эл, так и в целом по стране остается тревожной.
По данным Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл, в 2021 году на территории Республики Марий Эл было зарегистрировано 72 факта суицидальных попыток несовершеннолетних (в 2020 году - 52), из них 9 попыток с летальным исходом (в 2020 году - 2).
Кроме этого, в сфере информационной безопасности необходимо отдельно выделить противодействие идеологии терроризма и экстремизма среди несовершеннолетних.
Один из негативных факторов, влияющих на состояние общественной безопасности, в том числе безопасность детей, - распространение различных экстремистских проявлений.
Анализ оперативных данных о совершенных преступлениях в Российской Федерации свидетельствует об увеличении числа зарегистрированных преступлений экстремистской направленности.
В 2021 году в Республике Марий Эл к административной ответственности за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования привлечены 2 несовершеннолетних.
Профилактика распространения идеологии терроризма и экстремизма среди несовершеннолетних, наиболее подверженных в силу возрастной психологии манипулированию и влиянию радикальных идей и настроений, имеет свои особенности.
В настоящее время в целях профилактики экстремизма и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в том числе лицами, состоящими на профилактическом учете и (или) находящимися под административным надзором в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с причастностью к совершению правонарушений в сфере общественной безопасности, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями на территории Республики Марий Эл проводятся регулярные профилактические мероприятия в форме бесед по формированию стойкого неприятия идеологии терроризма и привитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей несовершеннолетним с привлечением представителей религиозных и общественных организаций, специалистов в сфере педагогики и психологии. На постоянной основе в учреждениях для несовершеннолетних обновляются информационные стенды антитеррористической направленности, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл проводятся профилактические акции, оперативно-профилактические мероприятия.
Особого внимания требуют такие антиобщественные действия, как запугивание, травля (буллинг) ребенка со стороны одноклассников, распространение лживой, порочащей ребенка информации в социальных сетях, которые воспринимаются как норма не только детьми, совершающими противоправные поступки, но и жертвами такого поведения.
В 2021 году на общероссийский детский телефон доверия для детей, подростков и их родителей (8-800-2000-122) поступило 4 729 сообщений, в том числе сообщения о травле (буллинге) в детских коллективах: 110 обращений от мальчиков, 173 - от девочек, 4 446 - от иных граждан.
Основными целями предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних являются как снижение количества таких преступлений, так и социальное и нравственное оздоровление общества.
IV. Реализация Концепции
Механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется в два этапа.
На первом этапе (2022 - 2025 годы) предусматривается разработка и выполнение плана мероприятий по реализации Концепции органами государственной власти Республики Марий Эл во взаимодействии с органами местного самоуправления в Республике Марий Эл, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Марий Эл, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Марий Эл, благотворительными и иными общественными объединениями, религиозными организациями, коммерческими организациями, средствами массовой информации, а также гражданами.
Масштабных результатов возможно достичь при участии органов местного самоуправления в Республике Марий Эл в плане мероприятий по реализации Концепции, а также посредством:
повышения роли общественных объединений в деятельности по обеспечению безопасности несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования в Республике Марий Эл;
разработки муниципальных планов реализации Концепции.
На втором этапе (2026 год) планируется проведение анализа реализованных мероприятий, которые позволят закрепить достигнутые результаты, обеспечить устойчивость позитивных тенденций, подведение итогов реализации Концепции.
Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:
формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
повышение уровня знаний правил дорожного движения у несовершеннолетних, снижение детского дорожно-транспортного травматизма;
воспитание у детей безопасного поведения на автомобильных дорогах;
повышение уровня знаний и формирование осознанного соблюдения несовершеннолетними правил пожарной безопасности и электробезопасности, безопасности в быту;
снижение фактов гибели несовершеннолетних на пожарах, на воде, в быту, в результате нарушения правил безопасного поведения на автомобильных дорогах, а также вследствие отсутствия контроля за несовершеннолетними со стороны взрослых;
сокращение количества преступлений, особенно тяжких и особо тяжких преступлений, в отношении несовершеннолетних;
снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними;
создание и эффективное функционирование надежной системы защиты детей от деструктивного влияния в медиапространстве;
развитие способности у детей распознавать и противостоять негативной информации в средствах массовой информации, интернет-пространстве, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них контактов и информации в сети "Интернет";
формирование у несовершеннолетних доброжелательного, гуманного, нравственного отношения к окружающим, создание комфортной психологической среды во избежание конфликтных ситуаций и проявлений буллинга;
формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства;
снижение количества суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних;
совершенствование комплексной системы социальной адаптации и реабилитации детей и семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия или в социально опасном положении;
сокращение фактов, последствиями которых является помещение несовершеннолетних в организации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение безопасного оборудования и покрытия детских игровых площадок, безопасности эксплуатации спортивного оборудования;
обеспечение контроля за безопасностью в местах массового пребывания несовершеннолетних;
сокращение фактов употребления несовершеннолетними табачной продукции, алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Концепции сформулированы важнейшие направления госполитики в сфере обеспечения безопасности несовершеннолетних на 2022 - 2026 годы на основе сложившейся ситуации в данной сфере.
На начало 2021 года общая численность населения Республики Марий Эл составляла 679 417 человек, из которых 22% (148 171 человек) - дети в возрасте до 17 лет включительно.
Целью Концепции является создание единого подхода к решению вопросов комплексной безопасности детей, гарантирующего качество условий для полноценного развития каждого ребенка. Концепция осуществляется в 2 этапа.
Реализация Концепции осуществляется органами госвласти во взаимодействии с органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, общественными и иными организациями, осуществляющими деятельность на территории республики.
Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов:
формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
повышение уровня знаний правил дорожного движения у несовершеннолетних, снижение детского дорожно-транспортного травматизма;
повышение уровня знаний и формирование осознанного соблюдения несовершеннолетними правил пожарной безопасности и электробезопасности, безопасности в быту и т.д.
Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 2022 г. N 255-р "Об утверждении Концепции обеспечения комплексной безопасности несовершеннолетних на территории Республики Марий Эл на 2022 - 2026 годы"
Текст распоряжения опубликован не был