Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу департамента семьи,
социальной и демографической
политики Брянской области
от 25.04.2022 N 191
Методические рекомендации
по организации социального сопровождения семей с детьми
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по организации социального сопровождения семей с детьми (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральными законами от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Постановлением Правительства Брянской области от 29.12.2014 N 675-п "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Брянской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания" и в целях определения механизма организации работы с семьями с детьми, нуждающимися в социальном сопровождении, в том числе:
- семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- семьями, находящимися в социально опасном положении;
- семьями, нуждающимися в поддержке.
1.2. В методических рекомендациях используются следующие термины:
- социальное сопровождение - содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;
- специалисты по социальному сопровождению семей с детьми (далее - специалисты социального сопровождения) - специалисты государственных бюджетных (автономных) учреждений Брянской области - центров социальной помощи семье и детям, комплексных центров социального обслуживания населения муниципальных районов, городских (муниципальных) округов Брянской области (далее - уполномоченные организации);
- семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, имеющая несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и т.д. (в соответствии с федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ);
- семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители (или иные законные представители несовершеннолетних) не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- семья, нуждающаяся в поддержке - семья, оказавшаяся в ситуации, связанной с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими либо медицинскими проблемами, не повлекшими за собой нарушение прав несовершеннолетних;
- семейно-ориентированный подход - подход к организации социального сопровождения семей с детьми, в соответствии с которым права родителей на воспитание детей не должны ущемляться ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, когда это единственный способ защитить интересы ребенка. Наиболее эффективным способом защиты прав ребенка в семейно-ориентированном подходе является укрепление и поддержка его собственной семьи таким образом, чтобы ее члены могли самостоятельно обеспечивать безопасность ребенка и уход за ним, в соответствии с его минимальными возрастными потребностям. Защита прав ребенка, по мере возможности, ведется без разлучения ребенка с семьей и с сохранением его ближайшего окружения, культурных национальных традиций;
- индивидуальная программа социального сопровождения семьи (или план индивидуальной профилактической работы с семьей (далее - индивидуальная программа, или план работы с семьей) - документ, в котором отражена система мероприятий работы с семьей по оказанию членам семьи медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи в целях выявления и устранения причин, послуживших основанием ухудшения условий ее жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (или документ, разрабатываемый на основе семейно-ориентированного подхода и устанавливающий перечень действий и мероприятий, выполнение которых необходимо для организации социального сопровождения семьи,).
Индивидуальная программа может являться составной частью индивидуальной программы предоставления социальных услуг, дополняющей ее мероприятия, или может быть самостоятельным документом в случаях, когда индивидуальная программа предоставления социальных услуг не оформляется.
Индивидуальная программа (или план работы с семьей) должна быть направлена на повышение качества жизни семьи, преодоление ее неблагополучия, предотвращение лишения родительских прав, профилактику социального сиротства, отказов от ребенка, преодоление трудностей воспитания детей в семье, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, социальное и психологическое оздоровление семьи, сохранение нравственного и физического здоровья несовершеннолетних.
куратор семьи - специалист социального сопровождения уполномоченной организации, организующий и осуществляющий социальное сопровождение семьи через разработку индивидуальной программы (или плана работы с семьей), координацию деятельности по ее (его) выполнению и регулярный мониторинг ее (его) эффективности (по должностной принадлежности кураторами семьи могут выступать социальные педагоги, специалисты по работе с семьей, специалисты по социальной работе, специалисты по реабилитационной работе и другие специалисты, деятельность которых связана с взаимодействием с семьями);
- межведомственная рабочая группа - совещательный консультативный орган, обеспечивающий взаимодействие специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при реализации индивидуальной программы (либо плана работы с семьей) в рамках социального сопровождения семьи;
- адаптационный уровень социального сопровождения семей с детьми - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Как правило, в мероприятиях адаптационного уровня сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации;
- базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, мероприятия базового уровня социального сопровождения организовываются для семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в после разводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции;
- кризисный уровень социального сопровождения семей с детьми - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, "орудием" разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка);
- экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми - это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для жизни ребенка, включая жестокое обращение. Как правило, программы социального сопровождения на экстренном уровне признаются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.).
2. Организация социального сопровождения семей с детьми
2.1. Организация социального сопровождения семей с детьми осуществляется специалистами социального сопровождения во взаимодействии с государственными учреждениями Брянской области, подведомственными департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, а также органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2.2. Основанием для организации социального сопровождения семей с детьми является получение информации о семье, нуждающейся в поддержке в виде:
- письменного заявления родителя (или иного законного представителя несовершеннолетнего);
- сообщения, поступившего от физических и юридических лиц, в том числе, из служб экстренной социально-психологической помощи, подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия;
- сообщения, поступившего от органов и учреждений системы профилактики субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2.3. Координатором социального сопровождения семей с детьми при поступлении письменного заявления родителей являются межведомственные рабочие группы, созданные при уполномоченных организациях; при поступлении сообщения от физических и юридических лиц, в том числе, из служб экстренной социально-психологической помощи, подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия или от органов и учреждений системы профилактики субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских (муниципальных) округов Брянской области (далее - КДН и ЗП).
2.4. Для начала процедуры оформления социального сопровождения:
2.4.1. родитель (иной законный представитель) предоставляет в уполномоченную организацию заявление по форме, согласно приложению N 1 к методическим рекомендациям, и копии следующих документов с предъявлением оригиналов:
- паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документы, удостоверяющие личности членов семьи (паспорт или документ его заменяющий);
- свидетельства о рождении на несовершеннолетних членов семьи;
- для замещающих семей - акт органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном или попечителем;
- акт органа опеки и попечительства о постановке замещающей семьи на регистрационный учет (в случае нахождения учреждения опеки или попечительства в другом субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании);
- документы, подтверждающие статус членов семьи (справка медико-социальной экспертизы о признании инвалидом, удостоверение многодетной семьи, удостоверение беженцев и т.д.);
2.4.2. КДН и ЗП выносит постановление о нуждаемости семьи в социальном сопровождении.
2.4.3. Специалисты социального сопровождения уполномоченной организации в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления либо постановления КДН и ЗП определяет куратора семьи (с учетом имеющейся нагрузки и числа сопровождаемых семей), организует работу по подписанию соглашения о социальном сопровождении по форме, согласно приложению N 2 к методическим рекомендациям, проводит первичное обследование семьи (в т.ч. по месту жительства), изучает и анализирует данные о семье и ребенке (детях), его (их) актуальной социальной ситуации развития, определяет сущность существующих в семье проблем, обусловливающих необходимость социального сопровождения, и заключает договор с семьей на социальное сопровождение.
Соглашение о социальном сопровождении семьи подписывается в двух экземплярах, один из которых передается родителю (иному законному представителю), второй экземпляр находится в уполномоченной организации, в личном деле заявителя.
В течение 5 рабочих дней с момента заключения соглашения куратор семьи определяет цели и задачи социального сопровождения семьи и составляет мероприятия по социальному сопровождению ребенка/семьи в индивидуальной программе (или плане работы с семьей) ребенка/семьи. Сведения о кураторе семьи указываются в индивидуальной программе (или плане работы с семьей).
Перечень мероприятий социального сопровождения семьи и сроки их исполнения зависят от того, на какой из уровней социального сопровождения ставится семья: экстренный, кризисный, адаптационный или базовый.
Мероприятия индивидуальной программы (или плана работы с семьей) разрабатывается специалистами социального сопровождения коллективно, с учетом мнения родителя.
В индивидуальной программе (или плане работы с семьей) отражаются мероприятия социального сопровождения ребенка/родителя с учетом уровня сопровождения. Индивидуальная программа (или план работы с семьей) корректируется коллективно по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал. Результаты социального сопровождения отражаются в индивидуальной программе (или плане работы с семьей).
Куратор семьи организует подписание соглашения, составляет проект индивидуальной программы (или плана работы с семьей), оценивает риски семьи, непосредственно организует сопровождение, координирует межведомственное взаимодействие, информирует семью о предоставляемых услугах, мотивирует семью на сотрудничество, проводит занятия с членами семьи, консультирует или привлекает консультантов, использует все имеющиеся возможности для достижения положительного конечного результата.
Рекомендуемое количество семей, находящихся на сопровождении у одного специалиста, составляет:
- при экстренном уровне сопровождения - не более 6 семей;
- при кризисном уровне сопровождения - не более 12 семей;
- при адаптационном и базовом уровнях сопровождения - не более 24 семей.
На каждую семью куратор формирует личное дело, в котором хранятся:
- заявление о предоставлении социального сопровождения;
- копия паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя;
- копии документов, удостоверяющих личности членов семьи (паспорта или документа его заменяющего);
- копии свидетельств о рождении на несовершеннолетних членов семьи;
- для замещающих семей - копия акта органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном или попечителем; копия акта органа опеки и попечительства о постановке замещающей семьи на регистрационный учет (в случае нахождения учреждения опеки или попечительства в другом субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании).
- копии документов, подтверждающих статус членов семьи (справка медико-социальной экспертизы о признании инвалидом, удостоверение многодетной семьи, удостоверение беженцев и т.д.);
- соглашение о социальном сопровождении;
- решение о постановке на социальное сопровождение, о продолжении социального сопровождения (приложение N 3 к методическим рекомендациям);
- акт обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи (приложение N 4 к методическим рекомендациям);
- индивидуальная программа (или план работы с семьей);
- диагностические материалы;
- результаты мониторинга состояния развития ребенка (детей);
- акт контрольного посещения семьи (приложение N 5 к методическим рекомендациям);
- иные документы, представленные заявителем о семье;
- решение о прекращении социального сопровождения (приложение N 6 к методическим рекомендациям);
Учет семей, в отношении которых организуется социальное сопровождение, ведется куратором в журнале учета социального сопровождения семей с детьми по форме согласно приложению N 7 к методическим рекомендациям.
Специалисты социального сопровождения с момента поступления информации о семье, нуждающейся в социальном сопровождении, в соответствии с пунктом 2.2 настоящих методических рекомендаций, организуют работу в соответствии со следующими этапами:
- диагностико-поисковый этап;
- договорный этап;
- этап профессионального сопровождения;
- рефлексивный этап;
- поддерживающий этап.
2.5. В рамках диагностико-поискового этапа специалисты социального сопровождения:
- осуществляют полный сбор информации о семье (при необходимости проводят обследование условий жизнедеятельности членов семьи, результаты которого отражаются в акте обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи);
- определяют категорию семьи;
- осуществляют сбор и анализ информации о социальном окружении семьи, личных особенностях родителей, об особенностях здоровья и развития ребенка (детей), внутренних и внешних ресурсах семьи.
На данном этапе куратор устанавливает контакт и доверительные отношения со всеми членами семьи, нуждающейся в социальном сопровождении, основываясь на принципах семейно-ориентированного подхода.
На договорном этапе социальное сопровождение не осуществляется, в случае если:
- родители или иные законные представители несовершеннолетних отказались от заключения соглашения о социальном сопровождении и систематически и (или) преднамеренно не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию;
- родители или иные законные представители несовершеннолетних отказались от заключения соглашения о социальном сопровождении, но исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию.
2.6. Информация о семье, в которой родители или иные законные представители несовершеннолетних отказались от заключения соглашения о социальном сопровождении и систематически и (или) преднамеренно не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию незамедлительно направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
2.7. В рамках этапа профессионального сопровождения: осуществляются действия по решению проблемы семьи в соответствии с утвержденной индивидуальной программой (или планом работы с семьей) и заключенным соглашением о социальном сопровождении. Данная деятельность организуется куратором в виде регулярного посещения семьи на дому, межведомственного взаимодействия с исполнителями индивидуальной программы (или плана работы с семьей) и осуществления контроля исполнения мероприятий в рамках реализации индивидуальной программы (или плана работы с семьей);
- один раз в месяц куратор проводит промежуточную диагностику и мониторинг путем направления межведомственных запросов о ходе выполнения индивидуальной программы (или плана работы с семьей).
2.7.1. Регулярность посещения семьи куратора определяется в соответствии с категорией семьи:
- семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - не менее 1 раза в месяц;
- семья, находящаяся в социально опасном положении - не менее 2 раз в месяц;
- семья, нуждающаяся в поддержке - не менее 1 раза в месяц.
2.7.2. Проведя анализ промежуточной диагностики и мониторинга о ходе выполнения индивидуальной программы (или плана работы с семьей), куратор готовит информацию о ходе выполнения индивидуальной программы (или плана работы с семьей) и вносит обоснованные предложения о целесообразности внесения изменений или дополнений в индивидуальную программу (или план работы с семьей), которые выносятся на рассмотрение межведомственной рабочей группы и фиксируются в протоколе заседания.
2.7.3. Члены межведомственной рабочей группы могут принять одно из нижеперечисленных решений:
- проведена промежуточная диагностика и мониторинг выполнения индивидуальной программы (или плана работы с семьей) в ходе которых отмечается улучшение ситуации в семье, что указывает на необходимость продолжить социальное сопровождение в соответствии с утвержденной индивидуальной программы (или утвержденным планом работы с семьей);
- проведена промежуточная диагностика и мониторинг выполнения индивидуальной программы (или плана работы с семьей), в ходе которых отмечается улучшение ситуации в семье, что указывает на необходимость продолжить социальное сопровождение в соответствии с внесенными изменениями в утвержденную индивидуальную программу (или утвержденный план работы с семьей) (в протоколе заседания указывается перечень изменений и дополнений);
- проведена итоговая диагностика и мониторинг выполнения индивидуальной программы (или плана работы с семьей), в ходе которых отмечается полное улучшение ситуации в семье, что указывает на необходимость прекращения социального сопровождения в соответствии с утвержденной индивидуальной программой (или утвержденным планом работы с семьей).
2.7.4. В случае появления у членов межведомственной рабочей группы обоснованного мнения о прекращении социального сопровождения семьи, информация направляется в КДН и ЗП для принятия окончательного решения о невозможности дальнейшего социального сопровождения семьи либо принятия мер для защиты в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
2.8. На рефлексивном этапе социального сопровождения не позднее двух рабочих дней по истечении установленных сроков реализации индивидуальной программы (или плана работы с семьей), куратор анализирует итоговую информацию о ходе выполнения плана работы с семьей, и результаты выносит на рассмотрение межведомственной рабочей группы.
2.8.1. Члены межведомственной рабочей группы могут принять одно из нижеперечисленных решений:
- проведена итоговая диагностика и мониторинг выполнения индивидуальной программы (или плана работы с семьей), в ходе которых отмечается полное улучшение ситуации в семье, цели плана работы с семьей достигнуты и факторы, определяющие причину осуществления социального сопровождения, оцениваются как нейтрализованные, что указывает на возможность прекращения социального сопровождения семьи;
- проведена итоговая диагностика и мониторинг выполнения индивидуальной программы (или плана работы с семьей), в ходе которых отмечается улучшение ситуации в семье, но остается необходимость продолжить социальное сопровождение, продлить сроки реализации индивидуальной программы (или плана работы с семьей) и внести в нее (него) соответствующие изменения (в протоколе заседания указывается перечень изменений и дополнений);
- проведена итоговая диагностика и мониторинг выполнения плана работы с семьей, в ходе которых не отмечается улучшение ситуации в семье, что указывает на нецелесообразность осуществления социального сопровождения семьи и возможность прекращения социального сопровождения семьи.
2.8.2. Решения, принятые на заседании межведомственной рабочей группы в отношении семей по которым было вынесено постановление КДН и ЗП, направляются в КДН и ЗП для принятия окончательного решения о прекращении социального сопровождения, продлении сроков реализации индивидуальной программы (или плана работы с семьей) либо невозможности дальнейшего социального сопровождения семьи и необходимости принятия мер для защиты в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
2.9. В рамках поддерживающего этапа, после прекращения социального сопровождения семьи, организуется постсопровождение семьи с целью отслеживания семейной ситуации и предотвращения кризисной ситуации в семье. Постсопровождение осуществляется в виде посещений семьи на дому, регулярность которых определяется службой сопровождения в зависимости от категории семьи, но не реже чем 1 раз в квартал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.